Что такое диафрагма? Это странное диафрагменное число

Статьи мы рассмотрели основную часть любой камеры - матрицу. Во второй же поговорим о не мене важных параметрах фотомодуля смартфона. Поехали!

Диафрагма объектива или еще одно обозначение - светосила. Грубо говоря - это отверстие, через которое свет попадает на сенсор камеры. И от его размера напрямую зависит качество фотографии. Чем диафрагменное число меньше, тем больше это отверстие и выше светосила объектива. В условия недостаточной освещенности очень большую роль играет то, сколько света попадает на матрицу. Диафрагменное число обозначается латинской буквой f и, как правило, прописывается в следующем виде - f/2.0, f/3.5. Число после «слеша» и есть значением диафрагмы. В основном в камерах смартфонов этот параметр фиксированный. Если же объектив имеет оптический зум, то значений светосилы может быть два - одно при нормальном состоянии и другое при максимальном зуме. Подводя итог нужно сказать, что фотомодуль надо выбирать с наименьшим диафрагменным числом. Этот параметр производитель, как правило, не прячет и его можно найти в описании смартфона. Например, у Samsung Galaxy S6 диафрагма f/1.9, Apple iPhone 6s - f/2.2, Xiaomi Mi Note - f/2.0.

Фокусное расстояние - расстояние между оптическим центром объектива и матрицей. От этого параметра зависит угол зрения камеры. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол съемки и, соответственно, больше объектов попадает в кадр. Если же оно большое, то все предметы будут визуально ближе и больше.

Измеряется фокусное расстояние в миллиметрах и бывает фиксированное (в большинстве камер смартфонов) и изменяемое - о таких фотокамерах мы говорим, что они могут зумировать, то есть приближать объекты при фотографировании. Это параметр зачастую можно увидеть на самом объективе. Приведу некоторые примеры: Sony Z5 - 23 мм, Huawei P8 - 28 мм, а вот у Galaxy S4 Zoom - 24-240 мм.

В идеале разные фокусные расстояния применяются для разных задач: широкоугольные (20-35 мм) - для съемок пейзажей, 70-135 мм - хорошо подходят для портретов, телеобъективы (135 мм и выше) - для спорта, дикой природы. Размеры смартфона в этом плане накладывают ограничения, но их призваны побороть всевозможные объективы-насадки.

Еще фотообъективы могут отличаться уровнем и характером оптического искажения , например, существует такой тип, как «рыбий глаз», который позволяет снимать довольно интересные панорамы.

Конечно, качество изготовления самого объектива и материалов также имеет непосредственное влияние на получаемые фотографии.

Стабилизация изображения . На смартфон в 99 случаев из 100 мы снимаем с рук. При ярком свете камера устанавливает очень короткую выдержку и легкое смещение камеры не вредит снимку, но если снимать вечером или в помещении, велик риск получить смазанный кадр. Чтобы этого не происходило, современные камеры оснащают стабилизацией изображения. Она бывает нескольких видов:

  • оптическая - стабилизируется сенсор или объектив
  • цифровая - изображение стабилизируется программными методами
  • гибридная - когда используется связка двух вышеописанных метода

Цифровая присутствует фактически всегда, это норма. Оптическая стабилизация более дорогая, но ее качество несравненно выше. Гибридная же в смартфонах на сегодняшней день не используется (могу ошибаться).

Вспышка . В условиях недостаточной освещенности она может здорово помочь получить хороший снимок. В смартфонах представлены два основные типы вспышек:

  • ксеноновая - высокая светимость, свет близкий к натуральному, но большая себестоимость, габариты, энергозатраты. А также ее нельзя применять для постоянной подсветки
  • светодиодная - энергоэффективная, можно использовать для подсветки видео и в качестве фонарика, но в то же время не такая хороша светимость, как у ксеноновой

В топовых смартфонах часто используют двойную светодиодную вспышку, а в некоторых моделях вспышек может быть две - светодиодная и ксеноновая.

Программная часть . Отвечает за формирование и обработку цифрового изображения. Очень важная часть общей системы фотомодуля. Ведь какой бы большой ни была матрица и насколько светосильным объектив, программная обработка может как испортить любую фотографию, так и ощутимо улучшить. Результат зависит от многих факторов: взаимодействия программного обеспечения камеры с прошивкой, способа обработки фотографии, приложения, с помощью которого происходит съемка.

При передаче изображения с матрицы в приложение камеры смартфона оно может подвергаться цветокоррекции, ретуши, шумоподавлению (иногда слишком усердном, что приводит к “замыливанию” фотографии). И само приложение имеет множество функций и параметров съемки и обработки фотографии. Их обзор заслуживает отдельной статьи.

Мы рассмотрели основные характеристики камер смартфонов, давайте же подведем краткие итоги:

  1. Матрица - это как раз тот случай, когда размер имеет значение. Чем больше сенсор, тем лучше. Но размер матрицы может нивелироваться слишком большим количеством мегапикселей. Должен быть разумный компромисс.
  2. Диафрагменное число - чем меньше значение, тем выше светосила объекта. Этот параметр особенно важен при съемке в условиях недостаточной освещенности.
  3. Фокусное расстояние - для каждой сцены есть свой предпочитаемый фокус. Нельзя сказать, что широкоформатным объективом не получится снять портрет. Но все же он выйдет хуже нежели с подходящим фокусным расстоянием. Самые универсальные - это объективы с изменяемым фокусом.
  4. Оптическая стабилизация - призвана сгладить дрожание камеры. Но при плохом освещении она не сможет нам помочь, так как камера будет снимать на длинной выдержке. В таких случаях лучше всего использовать подставку для смартфона, например - монопод.
  5. Вспышка - хорошо если она есть, а еще лучше, когда их две - ксеноновая и светодиодная.
  6. Программная часть. Во-первых, это алгоритмы обработки информации, полученной матрицей камеры. Даже при не очень хорошем железе качественный софт способен обеспечить хорошего качества снимки и видео. Во-вторых, собственно утилита съемки. Она не так сильно сказывается на результате, но влияет на удобство и список доступных возможностей. Например, позволяет снимать в ручном режиме.

Прошли те времена, когда камера в телефоне считалась диковинкой. Современные смартфоны умеют делать снимки как минимум не хуже дешевых фотоаппаратов, снимать отличное видео в высоком разрешении. Да, до хороших камер им далеко, но зато у них есть одно неоспоримое преимущество - они всегда под рукой!

Диафрагма представляет собой круглое отверстие, размер которого возможно регулировать. Является преградой между изображением и матрицей фотоаппарата. Диафрагма находится внутри объектива камеры. В зависимости от диаметра диафрагмы изменяется количество света, поступающего к матрице.

Диафрагма и выдержка

Выдержка представляет собой временной интервал, за который на светочувствительный элемент попадают световые лучи. Диафрагма и выдержка вместе составляют экспопару. Именно они служат определяющим фактором для экспозиции изображения. За количество света отвечает диафрагма, а за время – выдержка.

Автоматическая экспозиция обычно сочетает большую величину диафрагмы и высокую скорость срабатывания затвора, или наоборот – небольшую диафрагму с малой скоростью срабатывания затвора.

Отличие диафрагмы зеркального фотоаппарата от диафрагмы цифрового фотоаппарата

  • Зеркальный фотоаппарат позволяет более точно задать параметры диафрагмы;
  • На зеркальный фотоаппарат можно установить более светосильный объектив (с диафрагмой 1/1.4, 1/1.8);
  • Цифровые фотоаппараты имеют более узкий уровень диапазона диафрагмы;
  • На зеркальном фотоаппарате параметры диафрагмы можно задавать самостоятельно.

На какие факторы влияет диафрагма?

От настроек диафрагмы зависит очень многое:

  • Количество света, которое пропускает объектив через определенный отрезок времени;
  • ГРИП, то есть глубина резко изображаемого пространства;
  • Цветовая насыщенность и яркость фотографии;
  • Качество фотографии, различные визуальные эффекты, виньетирование, боке.

Какая диафрагма фотоаппарата лучше?

При выборе диафрагмы стоит помнить, что здесь нет четких правил. Традиционные значения диафрагмы:

  • f/1.4 . Подходит для съемки в условиях плохой освещенности, однако ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) при таком значении крайне мала. Диафрагма идеальна для создания эффекта мягкого фокуса и для некрупных объектов;
  • f/1.2. Применение аналогично использованию диафрагмы f/1.4, однако объектив с данной диафрагмой более демократичен по своей стоимости;
  • f/2.8. Подходит для съемки в условиях низкой освещенности, хорошо применять для съемки портретов, так как глубина резкости попадает на все лицо;
  • f/4. Минимально допустимая диафрагма, которую можно использовать для съемки людей при нормальном освещении;
  • f/5.6. Подходит для съемки нескольких человек, однако при низком уровне освещенности нужно использовать вспышку;
  • f/8. Подходит для съемки множества людей, благодаря тому, что обеспечивает отличную глубину резкости;
  • f/11. Такая диафрагма имеет максимальную резкость, что делает ее идеальной для съемки портретов;
  • f/16. Отличается большой глубиной резкости. Подходит для съемки на ярком солнечном свете;
  • f/22. Идеальна для съемки пейзажей, где не нужно привлечение внимания к деталям на переднем плане.

Настройка

Универсально настроить диафрагму на фотоаппарате невозможно, всё зависит от конкретных условий съемки. Предлагаем вам воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Резкое изображение может быть достигнуто при средних значениях диафрагмы. Большие значения диафрагмы делают фотографию более яркой и насыщенной;
  • Лучшее боке для объектива достигается при полностью открытой диафрагме;
  • При ночной съемке диафрагму необходимо зажимать, а выдержку – увеличивать;
  • При открытой диафрагме хорошо снимать портреты. Портрет на фоне природы или других объектов лучше снимать при средней или закрытой диафрагме. Если необходимо сделать акцент не только на человеке, но и на фоне, лучше применять закрытую диафрагму;
  • При съемке городского пейзажа диафрагму рекомендуется закрыть до значения f/11 или f/16;
  • Большая глубина резкости при съемке природного пейзажа достигается при диафрагме f/16, если в этом случае изображение вас не устраивает, можно использовать диафрагму f/11 или f/8.

Не бывает универсальных советов при выборе диафрагмы, все зависит от конкретных ситуаций, освещения, желательного сюжета изображения, необходимости в различных визуальных эффектах. Опыт в фотографировании при разных условиях позволяет понять, какое именно значение диафрагмы сделает фотографию наиболее эффектной.

Вы уже узнали о том, что такое диафрагма и как ее параметры влияют на результаты съемки. Теперь пора научиться выставлять параметры диафрагмы на вашем фотоаппарате и применять полученные знания на практике!

Так получилось, что все то время, что я занимаюсь цифровой фотографией, я снимаю на камеры Canon. Поэтому радуйтесь, владельцы кэнонов, вас я смогу провести буквально по шагам! Обладателям фотоаппаратов Nikon, Sony, Olympus, Pentax и др. я смогу помочь только общими советами. На самом деле принципиально управление цифровыми зеркалками разных брендов мало чем отличается. Отличается только расположение кнопок и функций в меню. Я уверена, с этим вы быстро разберетесь – книжечка-инструкция к вашей камере вам в помощь!

Способ выставления значений диафрагмы на фотоаппарате мы будем рассматривать на примере цифровых зеркальных камер Canon 450D и Canon 550D, поскольку это самые распространенные модели среди любителей и начинающих фотографов.
Для начала посмотрим, в каких вообще режимах камера позволит нам управлять диафрагмой. Обратите внимание на вращающееся колесико на верхней части фотоаппарата – это переключатель режимов съемки.

Теперь посмотрите на дисплей фотоаппарата: в верхней части экрана вы видите два прямоугольника. Нам нужен правый верхний, именно в нем отображается значение диафрагмы F.

Теперь попереключайтесь между разными режимами съемки. Как вы видите, в большинстве из них правый верхний прямоугольник остается пустым, т.е. камера сама устанавливает параметры съемки и не считает нужным сообщать нам о выставленных значениях. Только в двух режимах – Av (приоритет диафрагмы) и M (ручная настройка) мы можем управлять диафрагменным значением.

Как выставлять диафрагму в режиме приоритета диафрагмы Av.

Смысл этого режима состоит в том, что мы сами устанавливаем значение диафрагмы, а автоматика фотокамеры подбирает подходящую выдержку. При этом правый верхний квадратик содержит диафрагменное число и подсвечивается (т.е. активен). Это означает, что при перемещении колесика управления, отмеченного на картинке, вы будете открывать или закрывать диафрагму.

Потренируйтесь выставлять диафрагму таким способом и посмотрите, как при этом ваш фотоаппарат изменяет значение выдержки (показывается на дисплее в левом верхнем квадратике, рядом со значением диафрагмы).

Как выставлять диафрагму в ручном режиме съемки.

При переключении фотоаппарата в мануальный режим на дисплее автоматически подсвечивается значение выдержки (значение в левом верхнем квадратике). Это значит, что при вращении колесика – переключателя настроек экспозиции будет изменяться только значение выдержки. Как же выставить диафрагму?

Все очень просто! Для этого необходимо большим пальцем зажать кнопку Av (показана на рисунке) и удерживая ее в таком положении, подкрутить колесико экспозиции, изменяя тем самым значение диафрагмы.

А теперь самое интересное. Я дам вам небольшое домашнее задание.

Чтобы закрепить полученные знания о диафрагме и о том, как ее устанавливать, как минимум 3 съемочных дня снимайте только в режиме Av (приоритета диафрагмы). Попробуйте снять один и тот же сюжет с разными значениями диафрагмы: F=min, F=6.3, f=9, f=11.

F=min -это минимально возможное для вашего объектива. Для китовых любительских объективов это обычно 3.5-5.6, для более светосильной оптики – от 1.2 до 2.8.

Помните совет: если хотите сильнее размыть задний план, сильнее откройте диафрагму (значения от 1.2 до 5.6); если хотите максимально резко показать все объекты в кадре, закройте диафрагму до значения не меньше 8.0).

Если у вас появились какие-то вопросы по выставлению диафрагмы, задавайте их в комментариях к статье. Также хотелось бы увидеть ваши первые снимки с разным значением диафрагмы.

Удачных вам снимков!

Любое дело начинается с теории, затем проверка и закрепление знаний на практике. В этой статье хочется сказать несколько слов как раз о теории. Что такое диафрагма фотоаппарата? Где она расположена, что из себя представляет и на что она влияет?

Итак самое главное- это определение. Диафрагма (от греческого слова перегородка)- это элемент объектива фотоаппарата, позволяющий регулировать количество светового потока поступающего через объектив на матрицу фотокамеры. Если сказать упрощенно- это отверстие в объективе. Обозначается оно, как правило, буквой F. В описаниях к любому объективу вы всегда можете узнать ее значение. Диафрагма является одной из составляющих понятия .

Самое главное понять, что меньшее число означает более широкое отверстие. И соответственно чем больше диафрагма фотоаппарата открыта, тем больше света будет поступать через объектив. Например, при диафрагме со значение f 2.8 будет поступать больше света, чем при f 16. Получается, что увеличивая числовое значение, уменьшается количество света. Вот такая нехитрая основная суть системы работы диафрагмы.

Пример, где выдержка 1/200 и ISO 200 оставались неизменными, а менялось только значение диафрагмы.

На всех профессиональных фотокамерах режим съемки в приоритете диафрагмы обозначается буквой А. когда вы самостоятельно выбираете нужное для вас число, а фотоаппарат автоматически .

Какое отношение диафрагма фотоаппарата имеет к ГРИП?

ГРИП- это глубина резко изображаемого пространства или по-другому глубина резкости. Под пространством подразумевается часть кадра, изображенная перед и за пределами главного объекта съемки. Большая глубина резкости означает, что основная часть кадра будет четкая и детально проработана. Маленькая ГРИП (глубина резкости) соответственно, только одна определенная часть будет в фокусе, остальное все будет размыто.

Приведу пример: F 2.8 = открытая диафрагма = маленький ГРИП. Такая схема прекрасно подходит для фотосъемки портретов, когда нужно размыть задний фон, тем самым сосредоточив основное внимание на объекте съемки, а еще точнее на глазах портретируемого. Мы все знаем, что глаза зеркало души и они являются самым главным в портрете, но об этом немного позже.

Однако диафрагма фотоаппарата со значением F 2.8 не подходит для съемки групповых портретов, как результат многие лица могут оказаться нечеткими. Для такого случая лучшим вариантом будет использование диафрагмы со значением F 8 или в зависимости от условий освещения можно выставить значение больше, тем самым вы обеспечите большую глубину резкости, и лица людей в кадре будут четкими.

Как диафрагма в фотоаппарате влияет на экспозицию?

Экспозиция- это количество света, достигающего матрицы фотокамеры за определенный период времени. Формируется из трех основных понятий:

  • диафрагмы
  • выдержки

Все эти три понятия в комплексе приводят к правильно экспонированному, недоэкспонированному (слишком темному) или переэкспонированному снимку (чересчур светлому).

Чем шире будет открыта диафрагма (и чем меньше будет значение F), тем больше света будет поступать и соответственно это будет способствовать созданию более светлого изображения.

Диафрагма фотоаппарата. Где и какую применять?

Не существует определенных четких правил для ответа на этот вопрос. Однако есть рекомендации, следуя которым вы добьетесь наилучших для какого-то определенного жанра результатов.

Для фотосъемки пейзажей или архитектуры фотографы часто применяют значение F/16, F/22, что дает большую глубину резкости и полную проработку деталей.

Наоборот в портретной фотографии чаще используются маленькие значения диафрагмы F/2.8, F/2, F/1.8, чтобы сосредоточить внимание на модели и никакие посторонние детали не будут отвлекать внимание. Групповые портреты получаются наилучшим образом при диафрагме F/8, F/11.

И напоследок скажу вам: дерзайте! Все в ваших руках! Возможно в начале будет сложно понять, но помните, что самый лучший способ разобраться до конца и закрепить теорию- это практика. И, конечно, требуется запастись терпением, чтобы все отработать до такой степени, когда техническая грамотность будет способствовать воплощению ваших самых смелых творческих идей.

Одно из первых понятий, которые узнает человек, когда начинает серьезнее относиться к процессу фотографирования, - это . Устройство в объективе, через которое проходит свет, принято называть диафрагмой. В зависимости от ее размера мы можем получить определенную глубину резкости. Большая диафрагма создает малую глубину резкости, а узкая, соответственно, отвечает за большую. Давайте поближе рассмотрим это фундаментальное понятие в фотографии, чтобы никогда не путаться и совершенно точно знать, что можно получить в результате, применяя те или иные значения размера диафрагмы на практике.

1. Двойной эффект

Диафрагма измеряется с помощью «f-числа» , которое иногда называют «f-стоп», оно показывает величину диаметра отверстия. Необходимо помнить, что меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более узкую диафрагму (меньше света).

Базовое число диафрагмы - единица. Хотя в мире не так много объективов, у которых диафрагма может раскрыться до 1, тем не менее, они существуют. Умножая на 1,4, получаем стандартный диафрагменный ряд: 1; 1,4; 2; 2,8; 4 и т.д. каждое последующее число говорит о том, что количество света, проходящего через объектив, стало больше или меньше почти в два раза. То есть снимок на 2,8 с выдержкой 1/60 секунды будет засвечен также, как снимок на 4 с выдержкой 1/30. Чем больше число диафрагмы, тем сильнее она закрывается и тем с меньшим количеством света экспонируется снимок.

Полный ряд значений диафрагмы выглядит следующим образом: f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22 и f/32. Большинство современных камер позволяют управлять диафрагмой с шагом в 1/3 , поэтому при регулировке диафрагмы на современном фотоаппарате между числами 2,8 и 4,0 можно найти такие промежуточные значения, как 3,2 и 3,5.

Понимание работы двойного увеличения пропускной способности при изменении числа диафрагмы на полезно при настройке экспозиции и выборе выдержки и/или настройки чувствительности. Разница в экспозиции кадра при открытии диафрагмы с f/8 до f/5,6 как при смене чувствительности ISO 100 до 200 будет одинаковой - т.е. на один стоп светлее в обоих случаях. Аналогичным образом можно получить снимок на один стоп светлее, если чувствительность сохранить прежней, а экспозицию скорректировать выдержкой, сменив 1/125 на 1/60 с. И будет тот же самый результат, как если бы изменили диафрагму с f/8 на f/5,6.

2. F-количество

Многих начинающих фотографов смущает тот факт, что небольшое отверстие имеет большее значение f (или f/число), в то время как большие значения диафрагмы имеют небольшие f-числа. Все дело в том, что значение диафрагмы - это отношение диаметра выходного зрачка объектива к его фокусному расстоянию, выражается дробью с числителем, равным единице. В фотографии вместо единицы часто используют латинскую букву f, которая конкретизирует назначение дроби: например, относительное отверстие 1/5,6 обозначается f/5,6. Из этого видно, что для разных объективов одно и то же значение диафрагмы будет обозначать разный диаметр. Например, диафрагма f/11 на объективе 100 мм (100/11) будет составлять 9,09 мм. Для 50-мм объектива та же самая диафрагма будет уже (50/11) равна 4,54 мм.

Теперь наглядно понятно, что не может пройти одинаковое количество света через отверстие в 9,09 мм и 4,54 мм.


3. Дифракция

Дифракция - это искривление лучей света, когда они проходят по краю лепестков диафрагмы. При закрытии диафрагмы для увеличения глубины резкости увеличивается дифракция, которая смягчает изображение, так как лучи не сходятся в одну точку на поверхности датчика, а преломляются и, следовательно, дают мягкий образ. Для получения принципиально четкого изображения по всей площади картинки обычно не используют при съемке наименьшее возможное значение диафрагмы.

4. Оптимальная диафрагма

Для большинства объективов характерно, что на максимально открытой диафрагме сложно добиться максимальной резкости в кадре. Как правило, диафрагму чуть прикрывают. Оптимальное значение диафрагмы для каждого объектива получают экспериментальным путем. Нужно проследить за дифракцией - при каких значениях f она будет минимально приемлемой для фотографа, то значение диафрагмы можно считать оптимальным для работы.

Для тестирования объектива важным моментом является использование прочного . Необходимость в этом продиктована тем, что следует фокусироваться на одном и том же месте. После того, как тестовые снимки сделаны, просмотрите их в 100% увеличении на экране монитора. Вы сможете выбрать наиболее резкие и, проверив данные EXIF, определить при какой диафрагме была сделана та или иная фотография. Это и будет оптимальное значение диафрагмы для данного объектива.


by Helena Kuchynková

5. Резкость объектива и боке - почувствуйте разницу

Боке (бокэ) - японское слово и обозначает художественное размытие фона. Хорошим боке считается такое, которое как бы скругляет основные моменты изображения, нежели оставляет стороны предметов, которые находятся вне фокуса, резко очерченными, например, образующими четкий шестиугольник. Боке следует отнести к свойствам объектива, результату работы его оптических элементов и диафрагмы, а не к возможностям камеры, которой сделана фотография.



by Tillmann van de Maan

Наилучшее боке получается у тех объективов, которые имеют большее количество лепестков и закругленные края.

6. АФ и диафрагма

Для начала достаточно будет знать, что чем шире угол лучей света, тем точнее будет автофокус. На приведенной схеме угол лучей, полученных от объектива f/2,8 (синие линии), будет больше, чем от объектива f/4 (красные линии), которые в свою очередь больше, чем от объектива f/5,6 (желтые линии). При использовании объектива с максимальной диафрагмой f/8, только самые точные датчики способны работать, но фокусировка будет медленной и менее точной. Именно по этой причине прекращают автофокусироваться объективы f/5,6, когда фотограф пытается использовать телеконвертер, снижающий их максимальную светосилу до f/8 или f/11.

Это, конечно же, не все те знания, которые необходимы опытному пользователю, тем не менее, для начала следует очень хорошо ориентироваться в данных технических тонкостях. Мы будем и дальше давать уроки по фундаментальной теории фотографии - оставайтесь с нами, делитесь уроками с друзьями и с удовольствием используйте свой творческий потенциал.