Евангельские чтения на воскресной утрене. Всенощное бдение. Текст службы

Лучше понять Евангелие на воскресной Литургии можно, если разобраться в нем заранее. 23 декабря в храмах будет читаться история о десяти прокаженных, исцеленных Христом. Лишь один из них вернулся поблагодарить Спасителя. Эти же слова читаются на благодарственном молебне.

Исцеление Христом десяти прокаженных. Гравюра к Библии Пискатора

Евангелие от Луки (7-11:19):
«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя"».

Протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва)

Сегодняшнее евангельское чтение положено читать на богослужении, посвященном благодарению, когда мы, желая за что-то Бога поблагодарить, заказываем благодарственный молебен. Самое главное богослужение Православной церкви, Евхаристия, также переводится как благодарение. Почему же Богу так важна наша благодарность? И как она связана с верой?

Евангелие говорит нам о десяти прокаженных, причем почему-то подчеркивается, что девять из них был иудеями (правоверными, на наш язык), а один -- самарянин (не имеющий истинной веры). Обычно иудеи с самарянами не сообщались, презирали их, но тут общая беда объединила их вместе, как это бывает в жизни. Они вместе встретили Господа и вместе сказали: Иисусе, Наставниче, помилуй нас! Христос не дает прямого ответа, как в других случаях исцеления, не спрашивает о том, верят ли они и как они верят, а посылает показаться священникам. Опять все вместе они идут и на пути понимают, что исцелены. Произошло чудо. И вот тут происходит разделение: девять иудеев идут дальше, и только самарянин вдруг возвращается и славит Бога. Зачем он вернулся, ведь Христос Сам послал его показаться священникам? Что с ним случилось? И чего не случилось с девятью правоверными иудеями?

Иудеи, даже прокаженные, считали себя людьми «правильными». Выслушав от Господа повеление показаться священникам, они послушно пошли. Наверное, они не меньше самарянина обрадовались исцелению. Но, исполняя то, что сказал Господь, они совершенно искренне решили, что сделали все, что нужно. Воспитанные в традиции закона, они были уверены, что для спасения достаточно лишь его точного исполнения. Соответственно, и исполняя дела закона, добрые дела, творя посты и молитвы, они вправе рассчитывать, что Бог в ответ на это не просто может их спасти, Он обязан их спасти! Девять прокаженных страдали, терпели болезнь, изгнание, суровую жизнь, они молились, может быть, даже что-то обещали Богу за свое исцеление, и вот Бог пришел и исцелил их. Закон исполнен, они с Богом квиты. Они больше ничего Богу не должны.
Сегодняшнее Евангелие показывает, чем такой ветхозаветный расчет страшен для всякого верующего человека: из этих отношений нельзя прийти к любви, а без любви к Богу, без принятия Его любви нам спастись невозможно. Христос пришел в мир как Любовь, которая выше закона, но именно милующую любовь не принял иудейский мир. Нет в нем места и для благодарности, через которую любовь проявляется.

В отношениях расчета мы ставим себя с Господом на один уровень, считаем, что вправе «торговаться» с Ним, надеемся «расплатиться» «делами». Но спасаемся мы не делами, а любовью и милостью Божией. Сами наши «добрые дела», добрые движения в сердце не происходят без Его милости, благодати, которая смягчает наши сердца. Но в отношениях расчета невозможно принять Божию милость, потому что ответить на милость можно только любовью. Благодарность как проявление любви -- единственное, что мы можем сами Господу, Всемогущему и Вседостаточному, дать. Вера и благодарность -- также единственное «дело», которое может быть спасительным для нас, потому что вера вместе с благодарностью и есть любовь.

И вот оказалось, что только самарянин это понял. Он не был «исполнитель правил», не считал, что у него есть дела и заслуги, потому что иногда можно и болезнь, и страдание счесть «заслугой» перед Богом; его страдание, а потом и радость исцеления не отдалили его от Бога, как это часто бывает в жизни, когда Бог уже становится «не нужен», раз все хорошо. И потому его сердце смогло воспринять исцеление как дар, как милость Божию, не смутиться ей, а обрадоваться, побежать обратно, не дойдя и до священников, упасть перед Богом от радости встречи с Ним.

И эта встреча с Богом – еще один важный момент в разговоре о благодарности. Казалось бы, уже встретились, когда самарянин еще был прокаженным. Как встретились с Господом и девять иудеев. Все поверили в то, что Господь им поможет. И все получили исцеление. Но только вернувшемуся и поблагодарившему Его самарянину Господь сказал: «Вера твоя спасла тебя». Спасла от проказы? Но и девять других от нее исцелилось. По толкованию преподобного Ефрема Сирина Господь говорит о спасении для Жизни Вечной, то есть об исцелении от духовной проказы, которая спадает, как чешуя, и человек прозревая, становится способен к восприятию высшего мира. Чудо исцеления, в котором самарянин участвует своей верой и благодарением, открывает ему жизнь духовную, и потому он действительно встречает Господа, своего Спасителя. А если вера не рождает благодарность, она или слабая, или неправильная, как вера девяти прокаженных. Такая вера не приводит к Богу.

И потому, читая этот отрывок Евангельского текста, мы можем спросить себя: верующие ли мы на самом деле? Если в нас нет чувства благодарения Богу, наша вера мертва и мы пока что еще в группе этих девяти прокаженных, которые забыли о Боге, как только получили просимое.

Нельзя заставить благодарить. Но если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, мы увидим в ней очень многое, за что можно поблагодарить Господа. А когда мы благодарим, наше сердце меняется. Становится более милующим, зрячим, начинает видеть грех как то, что причиняет мне духовную проказу. Из состояния благодарения человек и на ближних начинает смотреть как на страдающих этой духовной проказой, начинает жалеть их, а не осуждать.

Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Беседа о 10 прокаженных:

Это чудо Господь совершил во время последнего Своего путешествия из Галилеи в Иерусалим на последний праздник Пасхи, когда Он был распят. Прокаженные целой группой в 10 человек «остановились вдали», ибо закон запрещал им приближаться к здоровым людям, и громким голосом умоляли Господа помиловать их. Господь повелел им идти и показаться священникам. Это значило, что Он Своею чудотворную силою исцеляет от болезни, ибо посылает их к священникам для того, чтобы они, согласно требованию закона освидетельствовали исцеление от проказы, причем приносилась жертва и давалось позволение жить в обществе. Покорность прокаженных слову Господа - идти на освидетельствование к священникам - указывает на их живую веру. И они действительно по дороге заметили, что болезнь их оставила. Получивши исцеление, они, однако, как это часто бывает, забыли о Виновнике своей радости, и только один из них, Самарянин, возвратился к Господу, чтобы поблагодарить Его за исцеление. Этот случай показывает, что хотя Иудеи и презирали Самарян, последние оказывались иногда выше их. Господь со скорбью и кротким упреком спросил: «Не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»Эти девять - живой пример человеческой неблагодарности Благодателю Богу.

Прокимен, чтение Евангелия

За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: Вонмем. Премудрость. И затем произносит Прокимен. Этот прокимен, по своему содержанию, всегда имеет связь с тем Евангелием, которое будет читаться.

На воскресном бдении, если не совпадет с этим воскресным днем Господский или Богородичный двунадесятый праздник, произносится и поется воскресный прокимен рядового гласа. Таких прокимнов, по числу гласов, всего восемь, и они чередуются каждую неделю. Если воскресный день совпадет с двунадесятым Господским или Богородичным праздником, то произносится и поется прокимен этого праздника. На бдениях под великие праздники и в честь святых поется всегда особый Прокимен праздника на 4–ый глас, содержание которого соответствует данному празднику или памяти празднуемого святого. Эти утренние прокимны всегда имеют только по одному стиху и поются ликом 2 с половиною раза.

По окончании прокимна, диакон возглашает: Господу помолимся: лик поет: Господи, помилуй. И иерей произносит возглас: яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Затем диакон возглашает: Всякое дыхание да хвалит Господа. Лик повторяет эти слова. Диакон возглашает стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его. Лик снова поет: Всякое дыхание да хвалит Господа. Диакон произносит первую половину: Всякое дыхание:, а лик допевает вторую половину: Да хвалит Господа: (подобно прокимну). После этого диакон возбуждает внимание молящихся к предстоящему чтению Евангелия словами: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим. Лик поет трижды: Господи, помилуй. Диакон возглашает затем, что мы услышим - Премудрость, а потому должны стоять: прости, то есть прямо, чинно, с глубоким благоговением, ибо услышим святаго Евангелия. Иерей, продолжая этот возглас диакона, преподает: Мир всем, а лик от лица молящихся выражает пожелание того же мира иерею: И духови твоему. Иерей возглашает: От - имярек - Святаго Евангелия чтение. Лик же славит Господа: Слава тебе, Господи, слава тебе. Диакон призывает всех ко вниманию возгласом: Вонмем, и чтение Евангелия начинается.

«Евангелие на утрени читается не диаконом, как на литургии, а священником, в виду того, чтобы он „прежде напитал божественным словом тех, которых на литургии будет питать таинственным хлебом“, как поступал и Христос и как повелел Он делать и апостолам („шедше научите вся языки, крестяще“Мф. 28, 19). Священник на литургии имеет более высокие функции, чем чтение хотя бы то Евангелия. Кроме того, на воскресной утрени Евангелие важнее литургийного, потому что прямо относится к событию воскресения (в таком отношении стоят утренние и литургийные Евангелия и некоторых других праздников, напр., Рожд. Христова; ср. Пасху). В виду этого утреннее Евангелие читается в алтаре на престоле, тогда как литургийное в среднем храме на аналое (читается диаконом). Это особенно идет к воскресной утрене, потому что престол знаменует гроб Спасителя». (См. «Толков. Типикон», Вып. 2, стр. 246-247).

В дни воскресные Евангелие полагается читать во св. алтаре (Тип. гл. 2), из которого, как бы из Гроба Господня, раздается радостная весть о Воскресении Христовом. Поэтому священник читает Евангелие на престоле. В праздничные дни Евангелие читается среди народа, посреди храма, перед иконой праздника, лежащей на аналогии. Диакон выносит Евангелие на амвон и там возглашает прокимен и потом подносит его священнику и он читает. Но если священник служит без диакона, то после величания и ектении, возглашает прокимен и идет в алтарь и читает Евангелие на амвоне, лицом к народу. На воскресном бдении Евангелие по прочтении выносится из алтаря царскими вратами для целования. В это время поется Воскресение Христово видевше: и читается 50 псалом. Согласно Уставу, иерей стоит посреди храма, «держа Святое Евангелие при персех своих», а по бокам его два свещеносца с подсвечниками, и держит так Евангелие, пока все приложатся к нему, после чего, «исполншуся же целованию и 50 псалму», относит Св. Евангелие в алтарь, осенив им из царских врат предстоящий народ. На практике же вошло в обычай полагать Св. Евангелие, по изнесении его из алтаря, на аналогии среди храма, где все прикладываются к нему несколько позже, именно по прочтении молитвы Спаси, Боже, люди твоя: и возгласа, причем оно лежит там до тех пор, пока все не приложатся, а некоторые оставляют его даже до конца Великого Славословия. В первом случае иерей стоит все время при Евангелии с левой стороны от аналогия и, как во многих местах принято, благословляет рукой прикладывающихся, по целовании Евангелия. Во втором случае, иерей уходит в алтарь и приходит взять его в конце Великого Славословия.

На воскресных всенощных всегда читаются Евангелия воскресные, кроме случаев, когда с воскресным днем совпадает двунадесятый праздник, Господский или даже Богородичный. В этом случае читается Евангелие праздника. Точно также и в храмовые праздники, пришедшиеся в воскресение, читается Евангелие храма (см. храмовые главы Типикона 1, 5, 6, 8, 10 и др.). При совпадении дней бденных святых с воскресением читается Евангелие воскресное и бывает обычное целование Евангелия.

Воскресных утренних Евангелий всего 11, и они составляют так называемый «Евангельский столп». Ряд этих утренних воскресных Евангелий начинается в неделю по Пятидесятнице, т. е., в неделю Всех святых. По прочтении по порядку всех 11–ти Евангелий в следующую неделю опять читается 1–ое воскресное Евангелие и, таким образом, столпы эти все время повторяются в течение всего года. Исключением служат воскресные дни периода Цветной Триоди: там указаны тоже те же воскресные Евангелия, но не в обычной последовательности. В конце богослужебного напрестольного Евангелия имеется «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета», где указано, какие утренние воскресные Евангелия читаются в недели от Св. Пасхи до недели Всех Святых и затем в следующие за сим 32 недели. После 32–й недели по 5–ую неделю Великого Поста включительно уже не указывается, какие именно утренние Евангелия должны читаться, и это потому, что, в зависимости от передвижения дня праздника Пасхи, самая ранняя Пасха бывает 22 марта, а самая поздняя 25 апреля, между 32–ой неделей по Пятидесятнице и неделей Мытаря и фарисея бывает в разные годы неодинаковое число недель, вследствие чего в эти недели в разные годы приходится читать не одни и те же Евангелия. Для того, чтобы отыскать, какие именно Евангелия читаются в эти недели в известном году, надо пользоваться так называемой Зрячей пасхалией, которая помещается в конце Типикона и Следованной Псалтири. В Индиктионе нужно найти ключевую букву данного года, а при ключевой букве вместе с указанием дня праздника Пасхи и других праздников, в какие дни они приходятся, указано также, в какое число месяца начинается каждый столп гласов Октоиха и какие при этом следует читать воскресные утренние Евангелия. Надо помнить при этом, что счет, как столпов гласов Октоиха, так и утренних воскресных Евангелий начинается с недели Всех Святых, при чем в неделю Всех Святых всегда бывает глас 8–ый и читается утреннее Евангелие 1–ое; во 2–ую неделю по Пятидесятнице бывает глас 1–ый, а утреннее Евангелие читается 2–ое и так дальше по порядку. Поэтому до недели Всех Святых столпы гласов и Евангелий надо искать под той ключевой буквой, которая относится к предыдущему году.

Всех столпов шесть: 1–ый начинается в первую неделю Петрова поста, 2–ый по Илиине дне, 3–ий по Воздвижении, 4–ый в пост Рождества Христова, 5–ый по Крещении Господнем и 6–ый во святый Великий пост. Эти столпы печатаются всегда и в конце Октоиха.

Воскресное Евангелие, которое не читается на всенощном бдении, в виду совпадения с воскресным днем двунадесятого праздника, пропускается совсем и на следующем воскресном бдении читается уже следующее по порядку воскресное Евангелие.

На воскресном бдении, после чтения Евангелия, поется торжественное песнопение, в котором прославляется Воскресший Христос: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, кресту твоему покланяемся Христе, и святое воскресение твое поем и славим, ты бо еси Бог наш, разве тебе иного не знаем, Имя твое именуем, приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его; распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Во время сего пения диакон, или, если нет диакона, то сам священник, стоит с Евангелием на амвоне. После окончания пения, Евангелие полагается на середине храма на аналогии. Эта песнь, кроме воскресных бдений, поется и на бдении Воздвижения Креста Господня и Вознесения Господня. На всех воскресных бдениях от Пасхи до Вознесения это песнопение поется по трижды. Но в праздники Господские: Неделю Ваий, Пятидесятницу, Рождество Христово, Богоявление и Преображение, хотя бы они приходились и в воскресение, «Воскресение Христово видевше…» не поется.

После этого песнопения читается пятидесятый псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», потому что, как читается в 10–ой утренней молитве, из чтения Евангелия мы увидели, что Господь Бог наш покаянием оставление человеком даровал и нам во образ познания грехов и исповедания показал пророка Давида покаяние к прощению.

После пятидесятого псалма в обычные воскресные дни поется: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: - Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множества согрешений наших. И далее: ныне, и присно, и во веки веков, аминь. - Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших. Затем поются на 6–ый глас начальные слова 50–го псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое. И затем стихира, раскрывающая плоды Христова Воскресения: Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный, и велию милость.

В приготовительные недели к Великому посту: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную и сыропустную и в пять воскресных дней Великого поста до недели Ваий, после 50–го псалма на: Славу: поются на 8–й глас, следующие умилительные стихиры: - Покаяния оверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен, но яко щедр, очисти благоутробною твоею милостию. И на: И ныне: - На спасения стезю настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих, но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Затем поются на 6–ый глас первые слова 50–го псалма: Помилуй мя, Боже: и далее на тот же глас: Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшного дне судного, но надеяся на милость благоутробия твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

В вышеприведенных глубоко умилительных по содержанию песнопениях, подчеркивается чувство искреннего покаяния, к которому мы должны стремиться, особенно во время прохождения поста. Кроме того, эти молитвословия выражают и сыновний страх перед лишением Отчей любви, за «множества содеянных лютых», но в то же время в них чувствуется и твердая надежда на объятия Отца Небесного, которые всегда ожидают раскаивающегося грешника.

На всенощных бдениях под двунадесятые праздники после чтения 50–го псалма, на «Славу» и на «И ныне» поются особые стихи, указанные наряду в службе данного праздника, затем непременно первые слова 50–го псалма и потом стихира праздника. Эта стихира праздника поется и в том случае, если двунадесятый праздник, все равно Господский или Богородичный, придется в воскресение, вместо воскресной стихиры «Воскрес Иисус от гроба…» На бдениях Святым поется стихира святому. В храмовые праздники, случившиеся в воскресение, всегда поется, вместо воскресной стихиры стихира храма, за исключением 1–ой недели Великого Поста, когда поется стихира воскресная.

После стихиры диакон читает первую молитву литийной ектении: - Спаси, Боже, люди твоя: в ответ на которую лик поет 12 - раз Господи, помилуй: а священник заключает ее возгласом: Милостью и щедротами и человеколюбием Единородного твоего Сына:

После этого обычаем установлено всем молящимся подходить прикладываться в воскресные дни к Евангелию, а в дни великих праздников к иконе праздника, лежащей среди храма на аналое, причем, если на бдении было освящение хлебов, пшеницы, вина и елея, верующие по целовании Евангелия или иконы праздника, помазываются от иерея освященным елеем, во освящение души и тела, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Также он раздает верующим частицу хлебцов, освященных в конце Вечерни. Это помазание совершается вместо того помазания, которое указано в Типиконе после утрени от кандила (лампады) праздника или святого.

Из книги Когда болеют дети. Советы врача-священника автора Грачев священник Алексий

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Что значит чтение всех Евангелий в первые три дня Страстной седмицы? Это есть повторение завещания, данного нам Господом нашим Иисусом Христом. Умерши за нас, Он оставил завещание всем имевшим уверовать в Него -

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Беседы о Литургии автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Беседа восьмая ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ Когда Господь явился на землю, что услышал и увидел Он? - Стоны несчастных, слезы горя, мольбу об исцелении больных, страждущих от нечистых духов. "Помилуй нас, спаси нас" - вот с каким воплем обращались к Нему прокаженные, слепые. Жена

Из книги О слышании и делании автора Сурожский Митрополит Антоний

Введение в чтение Евангелия (Мк 1-4)...Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать

Из книги Творения автора Двоеслов Григорий

Беседа II, произнесенная к народу в храме Св. Ап. Петра в неделю 50–ю. Чтение Св. Евангелия: Лк.18:31–44 Во время оно, поем (Иисус) обанадесяте ученика своя, рече к ним: се, восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная Пророки о Сыне человечесте. Предадят бо Его языком и

Из книги Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания автора Уминский Протоиерей Алексей

Беседа IV, произнесенная к народу в Храме Св. мученика Стефана. Об Апостолах. Чтение Св. Евангелия: Мф.10:5–10 Во время оно, (посла Иисус обанадесять ученики Своя) , заповеда им, глаголя: на путь язык не идите и во град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим

Из книги автора

Беседа IX, говоренная к народу в Церкви Св. Сильвестра в день его мученичества. Чтение Св. Евангелия: Мф.25:14–30 Рече Господь притчу сию: человек некий отходя призва своя рабы и предаде им имение свое. И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу

Из книги автора

Беседа XVII, произнесенная к Епископам на источниках Латеранских. Чтение Св. Евангелия: Лк.10:1–9 Во время оно, яви Господь и инех седмьдесят, и посла их по двема пред лицем Своим во всяк град и место, аможе хотяше Сам ити. Глаголаше же к ним: жатва убо многа, делателей же мало:

Из книги автора

Беседа XIX, говоренная к народу в храме Св. Мученика Лаврентия в неделю 17–ю . Чтение Св. Евангелия: Мф.20:1–16 Во время оно, рече Иисус учеником Своим притчу сию: подобно есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград Свой. И совещав

Из книги автора

Беседа XXXVII. Чтение Св. Евангелия: Лк.14:26–33 Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

Из книги автора

Беседа XXXVIII. Чтение Св. Евангелия: Мф.22:1–14 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что

Из книги автора

Беседа XXXIХ. Чтение Св. Евангелия: Лк.19:42–47 И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и

Из книги автора

Беседа XL. Чтение Св. Евангелия: Лк.16:19–31 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача,

Из книги автора

Чтение Евангелия Центральное место в Литургии слова, конечно же, занимает само Евангелие. Можно даже сказать, что эта часть Литургии посвящена Евангелию, и все, что происходит на ней, является некоей подготовкой к тому, чтобы Евангелие было явлено и прочтено.В Литургии

О евангельских чтениях, на которые редко обращают внимание, - священник Феодор Людоговский.

Многие проповедники и комментаторы уделяют пристальное внимание тем евангельским чтениям, которые мы слышим на воскресной литургии. И это совершенно справедливо, поскольку для чтения в воскресном собрании, во время литургии слова (или, как мы чаще говорим, литургии оглашенных) отобраны наиболее яркие тексты. На этом фоне несколько бледнеют (и совершенно незаслуженно) евангельские фрагменты, читаемые накануне, во время всенощного бдения, а именно - на утрене. Эти чтения повторяются по нескольку раз в год, мы быстро выучиваем их наизусть, а выучив, перестаём воспринимать как что-то важное, как слово Христа и Его учеников, обращённое к нам.

В предполагаемой серии публикаций мне бы хотелось обратить внимание, во-первых, на сами воскресные евангелия, а во-вторых - на их место в богослужении.

Как известно, общее число эпизодов , читаемых на воскресной всенощной, - одиннадцать. Число, следует признать, не очень-то красивое и знаменитое. Куда привычнее нам числа 3, 7, 9, 12, 40, 70… Но именно столько - одиннадцать - оставалось апостолов после предательства Иуды и до избрания Матфия. (Впрочем, здесь тоже не всё просто - в своё время мы еще вернемся к этим подсчетам.)

В первый раз воскресные евангелия начинают читать сразу после - буквально в первый же ее день (и даже чуть раньше, как можно заметить, если быть внимательными). Но от Пасхи до - лишь 8 недель (седмиц), поэтому 11 евангельских чтений на всенощных здесь никак не могут уместиться.

Регулярное же, ничем не стесняемое чтение воскресных евангелий начинается с первой недели (воскресенья) по Пятидесятнице - т. е. со Дня Всех святых. В этот день мы слышим первое воскресное евангелие, на следующей неделе - второе, и так далее, до последнего - одиннадцатого. После этого цикл возобновляется. Так продолжается даже во время Великого поста - вплоть до воскресенья, предшествующего - 6-го воскресенья Великого поста. Воскресное евангельское чтение на утрене может быть отменено лишь в том случае, если с воскресеньем совпадает двунадесятый праздник - так будет в 2014 году в день Богоявления.

Итак, какие же именно евангельские сюжеты мы слышим по воскресеньям?

1) Мф 28:16–20 (зач. 116) - Христос отправляет учеников на проповедь;

2) Мк 16:1–8 (зач. 70) - ученицам является ангел;

3) Мк 16:9–20 (зач. 71) - краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, вознесение;

4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) - ученицам является ангел; Петр прибегает к пустой гробнице;

5) Лк 24:12–35 (зач. 113) - Христос является Луке и Клеопе, идущим в Эммаус;

6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) - явление Христа ученикам и вознесение;

7) Ин 20:1–10 (зач. 63) - ученицы и ученики приходят к гробнице Учителя;

8) Ин 20:11–18 (зач. 64) - явление Христа Магдалине;

9) Ин 20:19–31 (зач. 65) - неверие и вера Фомы;

10) Ин 21:1–14 (зач. 66) - чудесный улов рыбы;

11) Ин 21:15–25 (зач. 67) - диалог Иисуса и Петра; предсказание о судьбе Иоанна.

Как видим, на Евангелие от Матфея приходится лишь один фрагмент, на Евангелие от Марка - два, на Евангелие от Луки - три, на Евангелие от Иоанна - остальные пять. Такая диспропорция почти целиком объясняется вполне естественными причинами: у Иоанна событиям после Воскресения отведено две главы против одной у прочих евангелистов; у Луки в 24-й главе действительно выделяется три эпизода; у Марка последняя глава очевидным образом распадается именно на две части (причем не только сюжетно, но и с точки зрения текстологии).

Но вот с Матфеем картина несколько сложнее. То, что мы читаем в качестве первого воскресного евангелия, - это всего лишь пять стихов в самом конце 28-й главы. Но ведь первые 15 стихов этой главы образуют еще два эпизода (стт. 1–8, 9–15) вполне праздничного содержания - почему же их не включили в число воскресных евангельских чтений? Неужто только для того, чтобы соблюсти верность числу 11? Отчасти, несомненно, по этой причине. Но эти 15 стихов отнюдь не обижены: они (впрочем, и концовка 28-й главы также) читаются на самой торжественной службе всего церковного года. Мы знаем ее как литургию свт. Василия Великого в день . Эта служба, которая по уставу должна совершаться вечером (а вовсе не утром, как у нас заведено, - чтобы потом весь день можно было освящать куличи), по сути дела, первая литургия Пасхи. И вот на этой службе мы впервые после слышим весть о Воскресении Христа.

Многие из читателей Правмира, вероятно, имеют представление о богослужебных кругах (циклах): годовой неподвижный круг, который находит отражение в Минее; годовой подвижный круг - Триодь Постная и Цветная; круг Октоиха; седмичный (недельный) круг; наконец - суточный круг богослужения. При этом обычно не принято говорить о евангельском цикле. Между тем, воскресные евангелия на утрене оказывают определенное влияние на состав песнопений, звучащих на той или иной службе. После исполнения канона (точнее, после малой ектении и возглашения «Свят Господь Бог наш») мы слышим воскресный эксапостиларий и его богородичен, а перед «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» (иногда - непосредственно перед первым часом) - евангельскую стихиру. Все эти три текста (эксапостиларий, богородичен и стихира) зависят от евангельского чтения (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха (а не в его основной части). В дальнейших публикациях, наряду с текстом Евангелия, мы будем приводить и эти тексты - в традиционном церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).

Продолжение следует.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, странная картина Евангелия предстает сегодня перед нашим взором. Давайте постараемся представить ее. Вот, прошла пятница страданий Христа, когда Он был распят и погребен. Прошла пасхальная суббота, когда все должны быть в покое по заповеди. И вот, наступает новый день, день после скорби, после унижений и страданий этих дней… Утро. Мария Магдалина рано утром приходит ко гробу. Почему рано? Потому что любовь ее ко Господу была настолько сильна, что кажется, будто бы она считала не часы, а минуты, когда закончится день покоя, чтобы прийти и воздать последние почести, оказать любовь дорогому Учителю. Но что она видит? Камень отвален от входа в пещеру. Мария бежит к ученикам и говорит, что драгоценное Тело Господа было похищено. Мы можем почувствовать ее отчаяние и одиночество. И вот, двое учеников, испугавшись этого известия, бегут ко гробу и видят, что пелены лежат на своем месте, и плат, который был на голове Иисуса, лежит отдельно и сложен. Когда апостол Иоанн увидел это, он поверил словам Марии, а Петр, войдя во гроб, не нашел там никого. Так они остались даже без Тела Своего любимого Учителя. Одно только бросалось в глаза: плат, бывший на голове Иисуса, лежал сложенный отдельно, не напрасно ведь об этом упоминает святой апостол Иоанн. Заканчивается же Писание удивлением Петра и Иоанна, вернувшихся от гроба.

Они еще не знали о воскресении Христа из Писаний, не смотря на то, что Он часто говорил им об этом. Но мы знаем, что недоумение учеников скоро превратится в радость о воскресении Спасителя. Но это потом, а сегодня Евангелие погружает нас в эту атмосферу воскресного утра, когда Тела Иисуса во гробе уже нет, а о воскресении Его еще неизвестно.

Но почему сегодня читается именно это Евангелие? На утрене прошлой недели мы вспоминали вознесение Господа. Почему же сегодня церковный устав опять возвращает нас в эту атмосферу тайны и неизвестности?

Согласно церковному уставу, существует одиннадцать отрывков из Евангелия о воскресении, которые читаются последовательно на каждой воскресной утрене, и идут они в порядке изложения в Священном Писании: 1-е Евангелие принадлежит перу апостола и Евангелиста Матфея и рассказывает о вознесении и последней заповеди Спасителя «идите и научите все народы» (Мф 28:19), на следующие две недели читается уже Евангелие от Марка, потом три отрывка Евангелия от Луки, и после этого шесть недель читается Евангелие от Иоанна.

Так вот, дорогие братья и сестры, сегодня мы будем слушать первый воскресный отрывок Евангелия от Иоанна. Уже на следующей неделе мы услышим, что Христос явился Марии Магдалине, плачущей у гроба и возвестил ей радостную весть о воскресении.

Чему же нас учит это Евангелие? Казалось бы, никаких нравственных заповедей и богословских мыслей в нем нет, но оно очень ярко показывает нам любовь. Любовь, которой ученики любили Своего Учителя. Мария не побоялась прийти утром ко гробу, ученики не поверили в то, что кто-то мог забрать Тело Иисуса и побежали проверять. Осознав потерю, они сильно удивлялись, пытаясь понять, что же произошло. Из слов эммаусских путников (Лк 24:21) мы знаем, чего ожидали ученики от Своего Учителя: они надеялись, что Он спасет Израиля, они были еще под влиянием современного им учения о Мессии как Царе, Завоевателе, Покорителе, Благодетеле, Который даст мир израильскому народу, Который избавит их от всех врагов, Который сделает Израиль великой державой, Которому покорятся все цари земные, и с Которым израильтяне будут жить в сытости и достатке. Но все эти надежды распадаются в прах уже в пятницу страдания Христова, остаются ноющей и больной раной в пасхальную субботу и становятся глубочайшей трагедией, когда апостолы не просто теряют своего Учителя, положив Его во гроб, но теряют даже Тело Того, Кто был для них воплощением надежды на спасение. Они, несомненно, почитали бы Его останки, почитали его гробницу, как почитали гробницы великих пророков, но теперь они потеряли последнее, что у них было от их Учителя – Его Тело.

Итак, главная задача сегодняшнего Евангелия – дать нам почувствовать то, что чувствовали апостолы в тот первый после субботы день: почувствовать глубину трагедии и потери для Марии, почувствовать недоумение и глубокое отчаяние учеников, потерявших последнюю надежду на встречу со Своим уже умершим Учителем. Почувствовать глубины скорби и страданий, после которых в храме торжественно прозвучит громогласное «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».

Проповедь, произнесенная 25 сентября 2010 года в Иоанно-Богословском храме за всенощным бдением.


Опубликовано 26.09.2010 |

Просмотры: 457

|

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите.

Если Вы проводите у себя в городе группу чтения Евангелия - добавьте ее к нам в базу. Так ее смогут найти те, кто пока не знает о ней, но кому она нужна.


Новые группы в базе

Ростов-на_Дону - Евангельские беседы при храме иконы Божьей Матери «Умиление» Евангельские беседы при храме иконы Божьей Матери «Умиление» в Ростове-на-Дону появились в сентябре 2015 года.
Во время встреч читают и обсуждают воскресные Евангелие и Апостол, есть возможность задать вопросы о наболевшем.
По благословению протоиерея Димитрия Осяка беседы ведет диакон Алексий Ряжских.
Встречи проходят в воскресенье после богослужения, в 11 утра. Москва - Евангельские чтения при ПМО СПАС При православном молодежном объединении СПАС евангельские чтения по благословению прот. Василия Воронцова проходят с 2007 года. Встречи проходят по субботам после всенощного бдения. Ведущий - Михаил Минаев.
г. Сясьстрой - Евангельская группа при храме Успения Пресвятой Богородицы Евангельская группа при храме Успения Пресвятой Богородицы создана в 2011 году, когда люди не захотели расходиться после катехизации. Группу ведет настоятель храма прот. Виталий Фонькин. На группе используют разные планы чтения из Ветхого и Нового заветов. Также читают святых отцов, обсуждают и делятся. Иногда читают стихи или небольшое художественное произведение и делятся тем, как откликнулось сердце на прочитанное. Киев - Евангельская группа при храме свв.Андриана и Натальи в Киеве Евангельская группа при храме свв.Адриана и Натальи была создана 20 мая 2013 года после миссионерского тренинга.
Создание группы благословил прот. Роман Матюшенко, ведет группу Виталий Сидоркин, закончивший Киевскую духовную семинарию.
Читают Евангелие от Луки. Москва - Евангельские беседы при храме Царя-Страстотерпца в Аннино В храме Царя-Страстотерпца Николая II в Аннино евангельские беседы появились в 2014 году. Участники читают Евангельский Синопсис и сравнивают между собою разных евангелистов. Беседы проводит настоятель храма иерей Тимофей Куропатов.