Исторические взгляды Никколо Макиавелли. Общественно-политическое учение Н. Макиавелли Взгляды макиавелли

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469--1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет занимал пост секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание -- 1532) и др. Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.

По иронии судьбы вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в «Рассуждениях...», «Истории Флоренции» и в некоторых других его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили, конечно, не они, а макиавеллевский «Государь». Но в нем-то как раз республиканские демократические мотивы, гражданско-гуманистические ноты звучат максимально приглушенно (если звучат вообще). Тут нет ничего удивительного. Макиавелли писал его вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не для апологии права и гуманизма. «Государь» при первом ознакомлении с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл книги. Дальше разговор будет идти в основном о ней.

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства основывается на религиозном индифферентизме. Автор практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств, а главный авторитет для него -- опыт истории. Трактовка политики отделяется, таким образом, от теологии, религиозная аргументация устраняется из государство ведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям Средневековья закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле Божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государство ведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных

критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен «Государь») -- изначально явления вне морального плана. Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) -- армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет. Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, «пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу». Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано -- помимо всех прочих мер -- ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой есть доминирующий интерес государственности. Государство (введение самого термина stato, т. е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами -- то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть -- право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством». Управляя с помощью слуг, государь «обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности». Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением. Отсюда возражения итальянского мыслителя против наличия властных полномочий не только у чиновников и должностных лиц, получивших свои посты из рук государя, но также у баронов и магистратов.

Совершенно чуждо Макиавелли (будем помнить, что речь идет о «Государе») и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти. В «Государе» мало говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать -- честолюбива, а народ -- необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением в стране (городе) порядка, исключающего совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.

Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок: военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле -- вот почти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. «Государь» на сей счет занимает, в общем, позицию умолчания. Она не случайна.

Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии, думает Макиавелли, смириться с утратой свободы, престижа, власти (влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстра ординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие именно как благодеяния. Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят «добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям». В отличие от обид, которые, по Макиавелли, надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и ненависть подданных -- это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Завоевывать расположение народа -- вот его задача. Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ -- он ввергается в пучину анархии, беспорядка.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый -- любовь к государю. Второй -- страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

Делая выбор в пользу страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству (государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии -- аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей -- существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». Столетие спустя макиавеллевскую идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Т. Гоббс.

В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время.

Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI в., «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует, как нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой личности, создающей и творящей самое себя. Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. В фокусе этого макиавеллевского сочинения -- идеальный правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя выступает Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа) -- поистине сатанинский злодей, в котором автор хотел видеть великого государственного мужа, объединителя Италии.

Отмеченный разлад Макиавелли с гуманизмом проистекает не из своеобразных личных симпатий и антипатий флорентинца. Глубинные истоки этого диссонанса лежат в трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро» -- «зло» у первого, «польза» -- «вред» («выигрыш» -- «проигрыш») у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

«Люди всегда дурны,
пока их не принудит к добру необходимость»

Никколо Макиавелли

Итальянский чиновник, мыслитель, писатель.

«В период Флорентийской республики Н. Макиавелли интенсивно занимался политической деятельностью и в течение 14 лет с 1498 года постоянно занимал пост секретаря Совета десяти, выезжая с дипломатическими миссиями в разные государства Европы. После реставрации королевской династии Медичи в 1512 году он был заподозрен в заговоре и арестован, но вскоре оправдан.
Однако сторонники короля отстранили Н. Макиавелли от государственных дел и отправили в ссылку в поместье рядом с Флоренцией.
Для Макиавелли это было время глубокой тоски и отчаяния. Ведь он всегда стремился к тому, чтобы занять самые высокие посты, но, в то же время, не мог скрыть презрения к окружающим его людям, чем вызывал ненависть даже тех, кто уважал его как учителя.
В ссылке философ прожил до конца своих дней и написал основные произведения. Вынужденный играть в карты с безграмотными мужиками, он говорил, что таким образом сохраняет свой мозг от плесени, а заодно хочет посмотреть, до каких пор ещё судьба будет топтать его и не сделается ли ей стыдно.
Философия Н. Макиавелли почти вся посвящена идее создания сильного и справедливого государства, потому что оно, по его мнению, является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству - главная цель жизни людей.
Он всегда стремился понять законы, на которых замешана политика, а значит, воплотить первую философию политики. Создание государства, по философу, обусловлено эгоистической природой человека и необходимостью насильственного обуздания этой природы.
Идеалом государства у Макиавелли является Римская республика, потому что в ней сохранялся внутренний порядок, и она распространяла свое влияние на другие народы. Однако, по его утверждению, республиканская форма правления возможна лишь в тех государствах, где развита гражданская нравственность.
Свои взгляды на Римскую республику Н. Макиавелли изложил в «Рассуждениях на I декаду Тита Ливия», которые он написал в 1513 году. Также в этом произведении философ рассуждал о том, что папская власть своим поведением (борьба за власть между церковниками, сожжение еретиков) в современной ему Италии расшатала основы государственности и поколебала в людях стремление служить государству».

Табачкова Е.В., Философы, М., «Рипол классик», 2002 г., с. 253-254.

В своих произведениях излагал «ход истории» как стечение естественных причин, а не в соответствии с «божьей волей», как это было принято в его время... «Примечательно, что Макиавелли никогда не обосновывает политические аргументы христианскими или библейскими доводами. Средневековые авторы придерживались концепции законной власти, под которой они подразумевали власть папы и императора или власть, берущую в них своё начало. Авторы северных стран, даже столь поздние, как Локк , аргументируют ссылкой на события в Эдемском саду, полагая, что таким образом они могут доказать «законность» некоторых родов власти. У Макиавелли нет и следа подобных концепций. Власть должна принадлежать тем, кому удастся захватить её в свободном соревновании. Предпочтение, оказываемое Макиавелли народному правительству, выводится не из некоей идеи прав, а из наблюдения, что народные правительства менее жестоки, беспринципны и непостоянны, чем тирании».

В 1559 году все сочинения Никколо Макиавелли были включены Ватиканом в первый «Индекс запрещённых книг».

«Явным предшественником Макиавелли был Фукидид - участник и аналитик распрей в Афинской республике. Другим предтечей Макиавелли (в теоретическом осмыслении гражданских распрей) был Аристотель . Третьим предшественником (при написании «Государя») Макиавелли мог считать Тацита , который анализировал распри в имперском обществе почти в том же психологическом стиле».

Смирнов С.Г., Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона, М., «Мирос», 2001 г., с. 264.

Никколо Макиавелли (1469-1527) Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле, был Никколо Макиавелли. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди, заявлял Макиавелли, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое

мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.

Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые ≪

фортуну≫и ≪доблесть≫

Макиавелли отделяет сферу политику и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым он открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота общественных связей, разрывается целостность социокультурной ткани и тем самым обедняется и искажается понимание сути политики.

Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или неуклонно им следовать. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но вместе с тем, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе.



Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» для обозначения политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный исследователь творческого наследия итальянского мыслителя Е.И. Темнов, в литературе широко использовались понятия царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат, доминат, деспотия, султанат и др. Однако после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое итальянским писателем латинское ≪stato≫ .

Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово?», «Каким образом избегать ненависти и презрения?», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?», «Советники государей», «Как избежать льстецов?» и др. Очень современно звучат многие советы Макиавелли. Так, он утверждает, что «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

Макиавелли также предупреждает о такой слабости, от которой трудно уберечься правителям, если их не отличает особая мудрость и знание людей, – это лесть. Он считает, что благоразумный государь должен найти несколько мудрых людей и им предоставить право высказывать все, что

они думают, не боясь государя, и при этом советники должны знать, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю. Однако государь должен идти к принятию решения сам.



Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.

Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства для достижения поставленных целей, получили название макиавеллизма. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.

Какие основные философские и политические взгляды Никколо Макиавелли, Вы узнаете из этой статьи.

Основные идеи Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и социально-философские взгляды. Они ярко выражены и характеризированы в его популярных трудах («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искустве»), романах, пьесах, лирике и философских рассуждениях.

Социально — философские взгляды Никколо Макиавелли

Он выделил несколько основных философских понятий:

  • Вирту. К нему относят человеческую энергию и талант. Они вместе с фортуной являются движущими силами истории.
  • Судьба. Она противостоит людской доблести и труду.
  • Свобода воли. Ее воплощение нашлось в политике.

Социально – философские взгляды Макиавелли основывались на принципе человеческой природы. Сам по себе принцип этот универсальный и распространяется абсолютно на всех граждан в государстве, независимо от их классовой принадлежности.

Также мыслитель считал, что человек по своей природе не безгрешен: он неблагодарен, непостоянен, лицемерен, лживый, его влечет нажива. Именно поэтому эгоистическую сущность человека необходимо держать под контролем сильной руки. Данную теорию он описал в своем труде «Государь». В своих взглядах на развитие и создание личности, Никколо Макиавелли исключал божественное влияние и полностью отдалился от взглядов религии. Он считал, что только мудрый правитель может повести народ за собой. В целом вся философия мыслителя посвящена идеям создания высшему проявлению человеческого духа.

Политическое учение Никколо Макиавелли

Особенно увлекался Макиавелли политикой. Согласно ученому, в ней заложены правила и причины, позволяющие человеку в полной мере проявить себя, не полагаясь на рок или стечение обстоятельств. Он подвел черту в политике на уровне нравственной подоплекой, перейдя к действиям и поступкам взамен вечного размышления.

Главной целью жизни людей является служение государству. Макиавелли всегда хотел понять законы политики и воплотить их в философии. И сделал это. Согласно философу создание государства обуславливается эгоистической натурой человека и существованию желания насильственного обуздания этой натуры.

Для Никколо Макиавелли идеальным примером государства является Римская республика, характеризовавшаяся внутренним порядком, который распространялся на все народы, жившие под ее флагом. Чтобы добиться такого идеального государства, необходимо развить в обществе гражданскую нравственность. Свои взгляды описал в труде 1513 году «Рассуждения на I декаду Тита Ливия». Также в нем он описывал свои раздумья касательно того, что в современной ему Италии папская власть расшатала все основы государственности и уменьшила желание служить государству в людях.

Политика Макиавелли основывается на:

  • Исследование качеств человека и его природной сущности;
  • Уходе от догматизма и утопических мечтаний;
  • Изучение соотношения страстей, общественных интересов и сил;
  • Объяснении действительного положения вещей в обществе;

Также, для существования идеального государства с идеальными политическими принципами необходимо существование идеального правителя. По Макиавелли он должен соединять в себе честь и достойность, хитрость и доблесть, изощренность разума и толику зла.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что такое политическая философия Никколо Макиавелли.

Никколо Макиавелли (1469-1527) был историк, писатель, общественный и государственный деятель Флорентийской республики. Макиавелли написал ряд произведений, в том числе два трактата на политические темы, принёсшие автору наибольшую известность. Первый - «Рассуждения о первых десяти книгах тита Ливия», второй - «Князь» (или «Государь»). Происходя из обедневшего дворянства, Макиавелли навсегда остался сторонником умеренного демократического и республиканского строя. Но свои демократические и республиканские взгляды Макиавелли проповедовал только для будущих времён. Что же касается тогдашнего положения Италии, то ввиду её раздробленности и хаотического состояния Макиавелли требовал установления жёсткой государственной власти и беспощадного правления этого деспотического государства для приведения Италии в упорядоченное состояние.

Макиавелли - типичный и убеждённый идеолог итальянской буржуазии эпохи Возрождения. Будучи видным государственным деятелем своего времени, внимательным и проницательным наблюдателем нравов и образа жизни представителей своего класса и других членов общества, флорентийский социолог выдвинул в своих трудах ряд глубоких обобщений. Как мыслитель нового времени, освобождающегося от теологических догм средневековья, Макиавелли стремился строить свою политическую теорию на наблюдении фактов реальной жизни, человеческой психики и изучении истории.

Объектом изучения у Макиавелли является мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история образования, возвышения и гибели государств.

Подобный анализ становится возможным потому, что мир людей для Макиавелли столь же неизменен, как и мир природы. За постоянной изменчивостью, за непрестанным изменением государственного устройства, просматриваются постоянство и неизменность человеческой природы, а стало быть и постоянство и неизменность тех закономерностей, которые движут людьми и государствами. Следовательно, в политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой схоластической теории истории приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства.

Макиавелли советует политикам своей эпохи изучать характерные особенности человеческой природы, изучать человеческую историю, так как зная прошлое можно предвидеть будущее. История (а стало быть, и политика, ибо для Макиавелли история есть политический опыт прошлых веков, а политика - ныне, сейчас творимая история) не есть безличный «ход вещей» или «ход времён», в ней «судьба» означает ту необходимую среду, в которой вынужден действовать человек. А потому успех человеческого деяния зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, в какой мере человек - деятель, политик - сумеет её понять, к ней приспособиться и в то же время ей противостоять.

Для успеха в политике необходимо исходить из изучения реальной человеческой природы. Макиавелли постоянно повторяет, что люди склонны скорее ко злу, чем к добру. Они корыстолюбивы, алчны, трусливы, завистливы, непостоянны и неблагодарны. Человека Макиавелли называет в своём «Князе» самой жалкой и несчастной тварью.

Люди, говорит он, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. И вообще, они скорее дорожат богатством, чем почётом. Таким образом, Макиавелли одним из первых осознал решающую роль материального интереса как главной движущей силы общественной жизни. На основе этого он приходит к пониманию значения классовой борьбы. В каждом городе существует два класса граждан: народ и богачи, аристократия, знать. Борьба между ними, обусловленная имущественными интересами, лежит в основе общественной жизни. Существующее классовое деление общества Макиавелли принимает как естественное, но своему государю он советует считаться с обоими классами общества и опираться на них.

Характерно и враждебное отношение Макиавелли как идеолога итальянской буржуазии к дворянству, которое он именует в своих «Рассуждениях» честолюбивыми бездельниками, заклятым врагом всякой гражданственности, подрывающим силу всякого государства и препятствующими благоденствию его граждан. Основатель сильного государства должен начать с истребления дворянства.

Заслуживают внимание также соображения Макиавелли относительно закономерности общественной жизни, не зависящей от воли людей, от их планов и расчётов. Он, правда, часто указывает при этом на роль судьбы и случая, но вместе с тем указывает и на то, что наличие у людей свободной воли позволяет им до известной степени воздействовать на судьбу, бороться с ней и иногда направлять ход событий в наших интересах.

Религию Макиавелли рассматривает с чисто земных, практически-политических позиций. Ни о каком её божественном происхождении у него и речи нет. Религии рассматриваются им как явления общественной жизни, они подчинены законам возникновения, возвышения и гибели. И оцениваются религии с точки зрения их пользы для политической цели, стоящей перед обществом. Общества без религии Макиавелли не мыслит. Религия представляется ему необходимой и единственной формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство народа.

Макиавелли не только раскрывает общественную функцию религии в классовом обществе, он настаивает на её необходимости для укрепления государства. Религия, по его убеждению, должна воспитывать, по примеру древнего язычества, мужество, гражданские добродетели, любовь к земной славе.

Политика рассматривается Макиавелли автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность имеет единственный собственный критерий оценки, заключённый в ней самой - это польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим объявляется всё, что содействует укреплению государства - и обман, и хитрость, и коварство, и даже открытое насилие.

Государь Макиавелли - это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху. Но это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства. В сущности Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши...». однако целью этой является, по Макиавелли, вовсе не частный, личный интерес правителя, но «общее благо», которое он не мыслит вне создания сильного и единого национального государства.

Высшая цель политики, по убеждению Макиавелли, - величие, мощь и безопасность государства, благо которого должно стать главным законом общественной жизни. По Макиавелли «цель» оправдывающая любые средства есть «общее благо» - это национальное государство, отвечающее широко понимаемым общественным интересам. Во времена Макиавелли таким могло быть только национальное государство, возникшее на развалинах феодальной раздробленности. Предлагаемые им средства преодоления феодальной монархии должны будут вести к спасению отечества, а спасение он видел только в сильной центральной власти, способной оградить страну от чужеземных нашествий. Существовало подчинение политической морали высшим требованием государственного интереса, понимаемого как спасение отечества. У Макиавелли существует подчинение политической морали высшим требованиям государственного интереса, понимаемого как спасение отечества.

«Государственный интерес», которому подчинена политическая деятельность, не сводим у Макиавелли к пользе и выгоде государя. Это интерес «отечества», понимаемый прежде всего как интерес народный, общенациональный. Макиавелли был патриотом своего народа, мечтал об изгнании из Италии захватчиков и верил в справедливое будущее. Идеалом для Макиавелли являлось не абстрактное государство, но конкретный народ и любимая им родина. Он подчёркивал, что недостатки народа не хуже, чем вообще недостатки отдельных людей и тем более самих государей. Именно народу, а не знати следует вверять защиту свободного государства. Народы, утверждал Макиавелли, «более любят свободную жизнь и менее знатных имеет средств на похищение свободы в свою пользу. Т.о., поручая народу охранять свободу, можно надеяться, что он будет больше о ней заботится..»

Свой политический идеал итальянский социолог видел в древнеримской республике. Он вообще считает республику самой прочной формой государственного устройства. Именно республика более всего способствует росту народного благосостояния и наиболее совместима со свободой и равенством составляющих её граждан, без чего ненадёжны сила и прочность государства.

Трактат Макиавелли «История Флоренции» ярко свидетельствует о трёх пунктах мировоззрения Макиавелли Во-первых, несмотря на полное пренебрежение к тем или другим личным идеалам, личность здесь всё-таки продолжает выдвигаться на первый план. Во-вторых, выдвигаемая здесь личность совершенно лишена всех своих внутренних идеалов и рассматривается просто как некоего рода арифметическая единица. Эта арифметическая единица у Макиавелли Имеет значение сама по себе, без всяких возможных влияний на неё со стороны, например, религии, морали, искусства, личных симпатий и антипатий, быта и т.д. Общество - это то или иное объединение этих арифметических единиц. Его интересует родина, а не государство. С отдельной личностью в политике надо обращаться как с отдельными камнями при построении здания. В-третьих, речь здесь идёт о создании правильного человеческого общества. Но эти арифметические единицы - личности внутренне опустошены.

Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем от религии и морали, поставившее целью содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа. Но при всей своей прогрессивности, национальное абсолютистское государство создавалось на костях обездоленных масс трудящихся. Именно поэтому политическое учение Макиавелли вызвало протест не только со стороны идеологов феодально-католической реакции, но и подверглась критике «слева»: таков смысл открытой резкой полемики против макиавеллизма и проповеди «государственного интереса» в сочинениях Кампанеллы, исходившего в критике политического учения автора «Государя» из интересов широких масс трудящихся, оказавшихся жертвой первоначального накопления капитала и социального гнёта в рамках абсолютистского государства.