Изучаем цифру 4. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока

Оксана Шемякина
Конспект НОД по математике в средней группе «Знакомство с числом и цифрой 4»

Программное содержание :

1. Познакомить детей с числом и цифрой 4 ; с образованием числа 4 ; продолжать учить соотносить количество предметов и цифру .

2. Формировать представление о равенстве и не равенстве групп .

3. Закреплять знание геометрических фигур.

4. Выкладывание предмета по образцу (схематическое изображение, работа по словесной инструкции взрослого.

5. Продолжать воспитывать и закреплять знания о правилах этикета.

6. Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

7. Учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.

Оборудование :

Куклы : «Три медведя и маша» , кукольная посуда, цифры , счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Ребята давайте поздороваемся друг с другом.

Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Давайте, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте.

2. Счет до 4-х, число и цифра 4 .

– У нас сегодня гости из сказки. А кто, узнаете, если отгадаете загадку :

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна. (Медведь)

Правильно Медведь.

Как вы догадались, что медведь? (спит в берлоге всю зиму, просыпается весной)

Давайте посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?

Один, два, три. Три медведя.

Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей? (напоить чаем)

Возьмем чашки и расставим вместе, сколько поставим чашек для медведей?

Что можно сказать о количестве чашек и гостей?

Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.

Ребята, подойдите к столу, пока наши гости пьют чай мы с вами немножко поиграем.

Покажите цифрой , сколько к нам пришло медведей? (3)

Положите на стол столько кругов, сколько ушек у одного медведя? (2)

Поднимите цифру , сколько на столе кружек красного цвета (1)

Посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.

Пригласим Машу к столу.

Сколько теперь стало гостей? Посчитаем – 4.

-Чего теперь больше : чашек или гостей? (гостей)

Как сделать поровну?

Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.

Посмотрите – к трем «кругам» добавить один «круг» получится 4.

3. Цифра 4 .

Когда есть четыре предмета пишут цифру «4» . (показ большой цифры ) .

А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик :

Уронила Маша стул в квартире,

Стал похож он на …четыре!

4. Закрепление образа цифры 4 .

Посмотрите, а у меня тоже есть стул, только нарисованный. Вывешивается образец «Стул» .

Мы можем выложить его из счетных палочек. Давайте посмотрим, из чего он состоит (ножки (2, сиденье, спинка) . Сколько понадобиться палочек, чтобы выложить стул? (4)

Присаживайтесь за стол, возьмите листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.

(У детей на столе только 3 палочки) . (У нас не получается (Почему, не хватает палочек (Сколько не хватает) 1) Воспитатель дает детям еще по одной палочке и спрашивает : «А теперь, у вас получилось?» (Да) Сколько вам понадобилось палочек?

А теперь давайте аккуратно перевернем листок с палочками, какая у вас получилась цифра …4

Молодцы, все справились с заданием.

5. «Собери бусы»

Маша с Мишуткой взяли без спроса мамины бусы, случайно порвалась нитка. Как вы думаете, что случилось с бусинками (рассыпались) . Что теперь делать? Они просят вас помочь. Посмотрите, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы. Вы внимательно слушайте , какую фигуру я буду называть, такую вы и выкладывайте у себя на листе. Напоминаю, выкладывать начинаем с лева на право. (Дети выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом «Черно-белое фото маминых бус» , с какой фигуры начинаются бусы (квадрат, после квадрата какая фигура идет (треугольник, а следующая фигура за треугольником (круг) Ну что ж и с этим заданием вы тоже справились, молодцы.

Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.

Вспомним, как вы помогали им.

С какой цифрой познакомились ?

Что вы выкладывали из палочек? Почему у вас не получилось с первого раза?

Ребята, Машенька дарит вам цветы, но они необычные. На каждом цветке живет цифра с которой мы сегодня познакомились , это цифра 4 .

Публикации по теме:

«Знакомство с числом 17». НОД по математике в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Учить писать число 17, решать примеры в пределах второго.

Конспект НОД в старшей группе. Математическое и сенсорное развитие. Тема: «Знакомство с числом и цифрой 8» Ведущая образовательная область:познавательное развитие Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие; физическое.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с использованием ИКТ в средней группе «Счет до четырех, знакомство с цифрой 4» ГБОУ СОШ № 1056 Дошкольное отделение №2 Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Счет до четырех,.

Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Знакомство с числом и цифрой 6» Цель: Знакомство детей с образованием числа 6 и цифрой 6, учить считать в пределах 6, учить соотносить цифру с числом. Задачи: Формировать.

Конспект занятия по ФЭМП для средней группы «Знакомство с цифрой 2» Цель. Учить различать множество с одним или двумя элементами на основе сопоставления этих множеств, называть общее число предметов в результате.

Конспект открытого занятия

Формирование элементарных математических представлений

Тема: Цифра и число 4.

Основные предметные цели:

Продолжаем учиться составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

Учимся пересчитывать предметы в ряду;

Учимся решать примеры;

Знакомимся с цифрой 4;

Учимся находить и называть заданные закономерности; -учимся записывать названные числа в виде числовых карточек.

Основные учебные цели:

Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания;

Оценивать результат работы (получилось – не получилось); исправлять допущенные ошибки;

Развивать память, внимание; -развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, действия в речи.

Воспитательные:

Способствовать формированию системы взглядов на мир;

Воспитывать интерес к предмету. Методы обучения : наглядный, проблемный, практический.

Формы организации деятельности : фронтальная работа, самостоятельная работа, парная, индивидуальная.

Ресурсы:

Для учителя: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация.

Материалы к занятию: -счетные палочки; - готовые числовые карточки; - веер.

Ход занятия

Организационный момент Психологический настрой

Утром солнышко проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

С добрым утром и с хорошим днём!

Наше занятие с улыбки мы начнём.

Вы чувствуете тепло солнца? Улыбнитесь и подарите тепло своему соседу, гостям.

Пусть сегодня на занятии нам будет тепло и уютно .

Мотивация к учебной деятельности

- Учитель : Чем мы занимаемся на уроке математики?

- Учимся думать, считаем, решаем, рассуждаем.

-Учитель : Математика – особая страна,

Для путешествия смекалка нам нужна.

И задачки не забудем мы решать.

Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на занятии. Так давайте активно работать и удивлять своими знаниями наших гостей. У нас с вами всё получится. Готовы?

1.Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового : « Змейка».1 Игра по знакомым правилам. Форма работы: фронтальная. -Предлагаю детям объединиться в группы-змейки по 3 человека с каждого ряда(дети стоят друг за другом, удерживая друг друга руками за спинку). Ребята называют число играющих в каждой группе. Змейки начинают движение. По команде: « Сбросить хвостик!» один в каждой команде должен отойти в сторону. Выигрывает та команда, которая после «сбрасывания хвоста» быстрее и правильнее всех назовет число оставшихся игроков.

2 .Открытие нового . Формулирование темы и основной цели занятия. – Откройте свои прописи на странице14. - Чем сегодня будем заниматься? (Ответы: будем учиться считать, рассказывать о числе четыре, узнаем новую цифру и.т.д.)

Звонит телефон на столе учителя. - Учитель: Можно послушать? Ребята, это кто-то к вам обращается. (Включить громкую связь). Говорит мама- «гном». – Ребята, мы вас приглашаем к нам в чудесный городок ГНОМИКОВ. – Но, чтобы к нам попасть вы должны много знать. Мы вам приготовили много заданий. Готовы! Мы ждём! До свидания! – Какое примем решение? Поедем к ГНОМИКАМ. - Перед тем как идти в гости, что нужно сделать? (взяли зеркала поправили свои причёски и.т.д.), на чём поедим? (на машине) (Звучит фонограмма звука машины.) открывается презентация на тему: Число и цифра 4 – 1слайд . Число и цифра 4

- 2слайд . Здороваемся с ГНОМАМИ и с Белоснежкой. – 3слайд . Попадаем в красивый город гномов. (Звучит песенка ГНОМОВ .)

Идём в гости. Устный счёт . – 4 слайд . Гномик Смельчак здоровается. – 5 и 6 слайд . Смельчак предлагает детям подсчитать цыплят (до 10 и обратно) МОЛОДЦЫ! – 6 слайд . Выполняем дальше задания Смельчака. Вопрос: Куда войдёт больше воды: в 3литровый самовар или в 3литровый чайник? (одинаково) - 8 слайд . Четвёртый лишний. Почему? (Свечка лишняя. Всё остальное -явления природы.) - 9 слайд . Сколько зайцев в корзине?(3) –10 слайд . Отдых для глаз (звучит песенка ГНОМИКОВ) - 11,12,13 с лайд . Гномик Ворчун предлагает ребятам помочь полить цветок, тогда он вырастет . Учитель : Поможем! (1+2; 3-1; 2+2) МОЛОДЦЫ! Идём дальше. – 14 слайд. Учитель : Ребята мы попали на цветочную поляну. Назовите числа на каждом цветке. (Называя число, появляются буквы, читаем: ГНОМЫ! Звучат аплодисменты.) Молодцы! – 15 слайд . Физминутка для глаз (В лесу родилась ёлочка) – 16 слайд . Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола.

по четыре ножки

У мышки и у кошки.

(Девочка из класса читает стихотворение.) - 17 слайд . Назови число предметов на каждом рисунке: 4 машины; 4 репки; 4 батона.

Число четыре записывают знаком - цифрой 4. – 18 слайд . (Мальчик из класса читает стихотворение) Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

- 19 слайд. Словно в зимние морозы

В тёплых шубах ходят козы.

Нет рогов острее в мире -

Пишет Мурочка ЧЕТЫРЕ.

(Девочка читает стихотворение)

20 слайд. Предлагается детям посчитать козликов (1, 2, 3, 4 и обратно) – 21 слайд. Сколько груш? Посмотрим, как пишется число 4. - 22 слайд. Отдых для глаз.(Снеговик) – 23 слайд. Сколько лягушек? – 24 слайд . К нам пришёл ГНОМИК Хитрун. Он очень любит решать задачи и вам принёс несколько задач. Поможем ему решить? – 25 слайд. У кормушки сидели 2 птички. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько птичек стало у кормушки? (4) – 26 слайд. Сколько ёлочек было? (5)
Сколько спилили? (1) Сколько осталось? (4) -
Учитель : ГНОМИК просит нас решить математический рассказ в учебниках. – Физминутка. Две руки . - Форма работы: в парах . Рассмотрите два верхних рисунка, соединённых красной стрелкой, посоветуйтесь друг с другом и придумайте рассказ, в котором будут слова: БЫЛО, ПРИПЛЫЛА, СТАЛО. (Было три рыбки, к ним приплыла ещё одна рыбка. Рыбок на рисунке стало четыре.) - Рассмотрите рисунок с числовыми карточками вверху и объясните, что означает каждая карточка. После этого на числовой карточке с вопросом записываем с помощью точек. - Закрепление представления о составе числа четыре . – Вспоминаем о способах разбиения множества на классы по общему названию, по направлению движения. Рассказываем: на рисунке четыре морских животных: 1 морской конёк, 1 рыба, 1 краб, 1 медуза. – Вывод : число четыре состоит из чисел один, один, один и один. -Далее так же разбиваем рыбок по цвету . Вывод : число четыре состоит из одного и трёх. - По направлению движения . Вывод : число четыре состоит из двух и двух. – 27 слайд . Итог занятия. Форма работы: фронтальная.

Рефлексия:

- Пришло время подвести итог. Благодаря дружной работе, наше путешествие удачно завершилось. Во время путешествия мы провели большую работу.

Скажите, что вы для себя узнали нового?

Чем мы сегодня занимались?

Что вам помогло хорошо работать на занятии?

Оцените свою работу с помощь смайликов. - ГНОМИК Весельчак принёс нам разные смайлики(дарят друг другу) - 28 слайд (1цветок повял, опустил голову, 2 цветок красивый, блестит). – РЕБЯТА! Какое у вас настроение после нашего путешествия к ГНОМИКАМ. Поднимите 1 или 2. – 29слайд. Спасибо за урок.

Познакомить детей с числом и цифрой 4, образованием числа 4, с составом числа 4 из двух меньших чисел. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить писать цифру 4. Упражнять детей в умении уменьшать и увеличивать на 1.Использовать соответствующие знаки при решении примеров и задач. Закреплять умение определять пространственное расположение и копировать его. Закрепить навыки счета. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Развивать логическое мышление и внимание. Воспитывать интерес к математике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок математики. Тема: Число и цифра 4 . Учитель: Лягушина Л.В.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 0

Сколько моркови съел зайчик? Сколько было моркови? 1 4

ТЕ ЛЕ ФО Н АЛЁ

В садике гулял павлин Словно важный господин. И три павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

2 мяча у Вани, 2 мяча у Ани. Два мяча да два. Малыш! Сколько их сообразишь?

Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке, Тут одна к ним прибежала - Сколько вместе кошек стало?

3 1 2 4 Образование числа 4

Состав числа 4 4 1 0 2 3 2

За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря. 4 0 2 1 3 4

4 3 2 1 Состав числа 4 Игра «Назови соседа» дом № 4 назовём жителей этого дома 1 2 3

В Древней Руси Китайская нумерация В Древнем Египте Римская нумерация

Магия числа А теперь опять заглянем на минутку в наши магические книги. Итак, древние считали четверку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду. А что означает четверка как число имени? Ани, Вадики, Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждет успех в науке и технике. Вы трудолюбивы, надёжны, стойки и честны. На вас можно положиться в трудную минуту, так как именно тогда раскрываются с лучшей стороны качества вашего характера. Так что постарайтесь, чтобы волшебное предсказание древних магов стало явью!

Тема: Число и цифра 4

Цели: сформировать представление о числе 4; показать состав числа 4; закрепить умение считать до четырех; познакомить с цифрой 4 как символом, обозначающим число 4.

Материал: карточка с цифрой 4, круги, игрушки, палочки, шарики.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 4, цифрой 4

Мышонок хочет восстановить старую картину. На ней изображена кошка. Но со временем краска стерлась. Скажите, чего не хватает? (Лапок.) Правильно. Давайте нарисуем. Вот одна лапка. Достаточно? Вот еще одна. Теперь достаточно? Рисую еще одну. Сколько получилось? Сколько не хватает? Рисую последнюю. Сколько же лапок (ног) у кошки? (Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию состава числа 4 из единиц. Дети подсказывают действия, отвечая на вопросы.)

Покажите четыре пальца на правой руке. А теперь на левой.

Знаете, у Мышонка сломалась машинка. Положите на стол столько кругов, сколько понадобится колес. Сколько нужно кругов? Почему? (Дети отвечают, выполнив задание.)

Записать число 4 можно с помощью цифры 4. (Воспитатель показывает карточку с этой цифрой.) На что она похожа? (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Напишите цифру 4 - сначала в воздухе, а потом обведите пальчиком в тетради. Напишите по образцу не только цифру 4, но и другие цифры. (Дети выполняют задание 7.)

Мышонок решил заняться ремонтом мебели в доме. Что относится к мебели? (Ответы детей.)

Задание 1. Сколько ножек бывает обычно у стола и стула? Мышонок это хорошо знает. А вы? (Ответы детей.)

Задание 2. Сколько ножек не хватает столу? а стулу? Если их приклеить, сколько получится? (Ответы детей.)

3. Физкультминутка

Четыре раза мы подпрыгнем.

Четыре раза мы вдохнем.

Четыре раза мы нагнемся.

Четыре раза отдохнем.

Четыре раза громко хлопнем.

Четыре раза мы кивнем.

Четыре раза громко топнем

И ручки в кулачки сожмем.

4. Работа в тетради

Задание 3. Посмотрите, из чего складывается число 4. Посчитайте ножки для стола и вставьте в клеточки нужные цифры.

Задание 4. Мышонок начертил таблицу. Какие примеры он может по ней составить? (Примеры: 1+3,3+1, 2 + 2,4—1, 4-3, 4 - 2.) Вставьте в клеточки нужные цифры.

Задание 5. Мышонок сел рисовать картину. Слева от рамки он обозначил то, что задумал изобразить. Помогите ему: дорисуйте в пруду нужное количество рыбок, рядом с прудом - цветочки, на небе - облака.

Задание 6. Мышонок проголодался. Определите, сколько чего он съел. Проведите линию от каждой тарелки к соответствующему примеру и решите его.

5. Игра «День рождения цифры 4»

Кто-то из детей играет роль цифры 4. Можно прикрепить ребенку к одежде листочек с изображением цифры. На столе кубики, шарики, палочки, машинки и др.

У цифры 4 день рождения. Все ее поздравляют и вручают ей подарки. Будьте внимательны: подарки должны состоять из четырех предметов.

Дети берут по четыре предмета и вручают их цифре 4.