Как веровать в бога если не веришь. На пересечении двух дорог, или как поверить в бога

Вера в Бога - чувство, которое не поддается материальным оценкам. Люди, которые посещают храмы, читают святые писания, выполняют религиозные обряды, называют себя верующими. Однако настоящая вера не снаружи, а внутри, в сердце. Как поверить в Бога по-настоящему? Прежде всего, о Нем надо знать и искать Его.

Ищите Бога

Человек рождается в определенной национальной культуре, в которой присутствуют свои религиозные традиции. Происходит автоматическое приравнивание жителя арабской страны к мусульманам, славянской страны - к христианам, азиатской - к буддистам и т. д. Не всегда человека удовлетворяет традиционная религия. Он начинает искать что-то новое, и эти поиски расцениваются окружением негативно. А человек просто искренне хочет поверить в Бога по-настоящему. Как расценивать нельзя.

Разная религиозная традиция несет в себе определенное настроение. Настроение - это неповторимый тип отношений с Всевышним. Бог как отец, друг, повелитель. У каждой души свои, индивидуальные отношения с Ним. Прийти к пониманию этих отношений - одна из задач в поисках Бога. Человек начинает изучать разные религиозные традиции.

Писания о Боге

Все священные книги дают свое представление о Боге. В Новом завете Иисус Христос говорит о Боге как о любящем Отце небесном. В Коране Всевышний предстает как всемилостивый повелитель, которому поклоняются в настроении почтения и благоговения. В ведическом трактате «Махабхарата» описывается Верховный Господь Кришна как шаловливый мальчик и привлекательный юноша.

Господь имеет бесконечное количество образов и проявлений. Он - Абсолютная Истина, которой подвластно все. Какому Божественному Образу посвятить себя, каждый решит для себя сам. Здесь главное слушать сердце: куда тянется душа, где ей хорошо, на что она откликается. Бог - это любовь, а любовь - это блаженство. Все это правильные слова, но как поверить в Бога, если не верится? Здесь могут помочь святые, которые имеют не только глубокую веру, но и трансцендентный опыт.

Святые

Святыми принято считать людей, живущих в этом мире, но внутренне не принадлежащих ему. Все их мысли и надежды связаны с Богом и духовным миром. Главная их отличительная черта - вкус к духовной практике, отсутствие страха перед жизнью и смертью и присутствие Божественной любви в сердце. В писаниях говорится, что верой заражаются, как болезнью, от тех, кто ее имеет. Большая удача - встретить такого человека на жизненном пути. Еще больше повезет, если появится возможность жить рядом с ним, учится и служить ему.

Общение определяет сознание. Соприкосновение со святой личностью очищает ум от материальных желаний, и дарует вкус к духовности. Божественная энергия, проходящая через сердца этих людей, помогает поверить в Бога.

Проблема в том, что их очень мало, и они предпочитают вести уединенный образ жизни. Маловероятно, что посчастливится встретиться с ним. Как поверить в Бога, если святых в округе не наблюдается? Душа в поисках Бога обращается к религии.

Религия и религиозность

Религия - это попытка понять духовный мир и Всевышнего через материю. Люди составили святые писания и придумали обряды поклонения. Протоиерей сказал, что религия - это феномен земной, человеческий. В священных трактатах всех религиозных конфессий описано, как поверить в Бога. С помощью религии человек приобретает мировоззрение, которое ведет его по духовному пути.

Подобно тому, как невозможно стать врачом, прочитав медицинские учебники, так невозможно обрести веру, лишь прочитав священное писание. Здесь необходим особый настрой души и желание узнать Абсолютную Истину. Без такого подхода религиозность превращается в фанатизм.

Фанатизм и вера

Неспособность почувствовать духовные вибрации заменяется внешним поклонением. Это само по себе неплохо, но зачастую происходит крен в строгое соблюдение правил и предписаний в ущерб внутренней наполненности. Вместо того чтобы меняться в лучшую сторону, человек взращивает в себе гордыню. Он считает себя лучше других, потому что поклоняется Богу, а значит, он избранный. Возникает высокомерие и пренебрежительное отношение к людям.

Фанатики присутствуют во всех религиях. Они считают, что только их религиозная организация, их писания, их обряды и т. д. самые правильные. И только они знают, как поверить в Бога. Остальные - неверные, падшие, потому что выбрали неправильный путь. Встреча с фанатично настроенным человеком может убить слабый росток веры.

Но фанатиком может стать любой начинающий. Навязывая другим свою религию, он, в первую очередь, доказывает себе, что сделал правильный выбор. Это начальная стадия духовной жизни, через которую проходят практически все. Главное - не застрять на ней, не позволить гордыне одержать верх. Нужно помнить, что разрушая чужую веру, невозможно самому развиваться.

Что такое вера

Как заставить поверить в Бога? Ответ - никак. Вера не является предметом, который можно передать по собственному желанию. Можно быть лишь проводником этой Божественной энергии, действующей через человека. Вера - это не просто продукт размышлений, логических сопоставлений и доказательств. Она приходит из духовной реальности, вопреки нашим рассуждениям. Лишь имея ее в собственном сердце, можно передать другим.

«Вера - есть сила сердца»

Мыслитель Блез Паскаль

Но если сердце молчит, как поверить в Бога? Православие определяет веру как доверие человека к Божественной истине, не на основе разума и доказательств, а на основании свидетельств священных писаний. Вера - это не просто признание Бога, это безоговорочная преданность Ему.

Сомнения

Начальная вера очень хрупка. Сломать ее могут сомнения. Протоиерей Александр Лебедев определил четыре типа сомнений.

  1. Сомнение ума рождается от поверхностного знания. Оно проходит со временем по мере получения более глубокого знания.
  2. Сомнение сердца. Умом человек все понимает и принимает, но сердце не чувствует присутствие Бога и духовного мира. Здесь книги не помогут. Информация может удовлетворить ум, а сердце питается чувствами. Искренняя молитва Богу помогает избавиться от такого сомнения, т. к. Господь всегда отвечает на зов сердца.
  3. Сомнение возникает в результате конфликта ума и сердца. Оно чувствует, что Господь есть, а уму трудно поверить в Бога. Почему он допускает, чтобы люди страдали? Здесь помогут и молитвы, и книги.
  4. Сомнения жизни. Человек принимает существование Бога, но современная жизнь не располагает к соблюдению заповедей. Протоиерей Александр Лебедев рекомендует сделать решительный шаг и заставить себя следовать Божественным законам. Со временем это войдет в привычку и не будет вызывать трудностей.

Причина возникновения сомнений большое количество неизжитых материальных желаний.

Причины материальных желаний

Стремление к эгоистичным наслаждениям рождает бесконечное множество материальных желаний. Удовлетворить их невозможно, т. к. душевную пустоту не заполнить мертвыми вещами. Человека бросает из одной крайности в другую. Сначала он может наслаждаться до пресыщения, а потом резко от всего отрекаться, как Арамис из «Трех мушкетеров…» А. Дюма. Он то встречался с замужними дамами, то облачался в одежды священника и жил в монастыре.

Такие скитания ни к чему хорошему не приводят. Человек должен остановиться и подумать о себе и своей природе, о Боге, и своих взаимоотношениях с Ним. Найти ответы в священных писаниях.

Приглушить зуд материальных желаний поможет отказ от общения с материально настроенными людьми, которые живут под лозунгом: «Возьми от жизни все!». Эти советы помогают человеку, имеющему хоть какую-то веру. А как поверить в Бога атеисту?

В окопах атеистов нет

Словари определяют атеизм как неверие и отрицание Божественного начала. Советский Союз считался а советские граждане - атеистами. Но дела обстояли иначе. Человек много раз в жизни неосознанно говорит фразы, посвященные Богу: «Слава Богу», «Ну, помогай вам Бог», «Бог простит», «Бог в помощь» и т. д.

Нет такого человека, который в трудную минуту не обращался бы к высшим силам. Отчаяние заставляет поверить порой в самое невозможное. Известно, что во время Второй мировой войны перед боем молись все: и верующие, и партийные атеисты.

Истории известно много случаев о том, как поверить в Бога помогали сложные ситуации. Это подтверждает рассказ одного летчика. Самолет подбили вражеские зенитки. Падать пришлось с большой высоты. Все это время он отчаянно молился: «Господь, если ты есть, спаси меня, а я посвящу тебе жизнь». Договор был выполнен: летчик спасся чудесным образом и стал верующим. Заключение сделок с Богом - это начальный уровень веры.

Как развивается вера

Человек, приходя в этот мир, обусловлен своим телом, которое заставляет его искать определенные наслаждения. Есть люди, которые легко отказываются от удовольствий, связанных с едой, сексом и т. д. А для кого-то это смысл жизни. Эти категории людей по-разному заинтересованы в поисках Истины. Первые искренне обращаются к Богу, а вторые вспоминают о Господе либо в трудную минуту, либо из желания обрести побольше материальных благ. Первые более успешны в обретении веры, вторые пребывают в постоянных сомнениях.

Вера развивается от корыстных отношений с Богом: «Ты - мне, я - тебе», до полного бескорыстного служения Ему и окружающим.

Развитие веры помогает поверить в Бога по-настоящему. Православие, как и другие религиозные конфессии, определяет несколько уровней веры. Священник Валерий Духанин рассказывает о трех типах:

  1. Вера как уверенность. Человек принимает истины на уровне ума. Он убежден в существовании чего-либо: есть планета Венера, СССР победил в войне, Бог существует. Такая вера ничего не меняет внутри. Абсолютная Истина стоит в одном ряду с материей.
  2. Вера как доверие. На этом уровне человек не только принимает существование Бога на уровне ума, но она уже живет в сердце. С такой верой человек обращается к Господу с молитвами, в трудную минуту полагается на Него, живет согласно заповедям.
  3. Вера как верность. Человек не только признает Бога умом, доверяет Ему в сердце, но и готов последовать за Ним волей. Такая вера отличается чистотой любви, основанной на верности. Она предполагает жертвенность, когда жизнь строится согласно Божьей воле. Чтобы достичь такого уровня, необходима внутренняя работа над собой и своими страстями. Именно такая вера спасительна.

Как поверить в Бога по-настоящему

Причиной любой неудовлетворенности является отсутствие любви и счастья. Причина неудовлетворенности слабой верой в стремлении души к Божественной Любви. Сначала человек удовлетворяется внешними атрибутами: религиозные обряды, посещение храмов и святых мест. Если все действия носили механический характер, тогда наступает духовный кризис.

Путь к Богу - это путь к любви, долгий и полный страданий. Они возникают по вине самого человека, т. к. уровень сознания низкий. Чаще вместо любви проявляются злость и зависть, ненависть и агрессия, жадность и равнодушие и т. д. Если человеку нужна реальная, а не формальная вера, он должен быть честен с самим собой. Необходимо снять все психологические маски и защиты, и увидеть себя таким, какой есть - несовершенным. Признавая свои отрицательные качества, необходимо их принять. Этот шаг снижает гордыню, высокомерие и злословие.

Искренние молитвы помогают преодолеть страдания и идти по пути Любви. Ведические святые писания утверждают, что человек ничего не может делать, даже управлять своим телом. Единственно, что ему доступно - это желание. Господь исполняет все наши настоящие стремления. Сильное желание достичь Бога и иметь настоящую веру, также будет удовлетворено Всевышним.

Понятие о Боге в каждой культуре и у каждого человека разное. Как бы ни были похожи некоторые взгляды, построение отношений с Богом это поиск, который человек должен совершить самостоятельно. Этот личный поиск не обязательно означает принятие христианства, какой-либо из авраамических религий, или любой другой конкретной религии. Верить в Бога просто означает верить в высшие силы. Вот над чем стоит задуматься, когда вы ищете веру в Бога.

Шаги

Имейте веру

  1. Отделите физические измерения от веры. Познавайте Бога не через научно измеримые события, а через нематериальное присутствие во всем, что вы делаете. Бог есть Дух, который вы ощущаете несколько интуитивно, почти как любовь, воздух, гравитацию или шестое чувство.

    • Познание Бога больше относится к сердцу (глубинному верованию), чем к строгому логическому разуму или к голове. Если вы подходите к вере с такой предпосылкой, то вы поймете, что вера в Бога это не просто сбор реальных фактов, но и размышление над влиянием, которое Он оказывает на вас и на других людей.
    • Если вы подойдете к поиску Бога с точки зрения логики или науки, вы обнаружите, что вера это не материальные средства, а личностный анализ Духовности. Поскольку Бог обычно рассматривается как дух, а не тело, Его невозможно измерить грубыми физическими средствами. Его можно описать неосязаемыми вещами, например, признание Его присутствия, нашей веры, плюс эмоции и реакции.
    • Подумайте обо всем, во что вы верите. Вы можете думать, что ваш любимый футбольный клуб лучший в мире, например. Но на каких физических доказательствах вы основываетесь? Вам нравится эта команда, потому что у них превосходная статистика и чемпионские кубки? Скорее всего, они нравятся вам из-за какого-то особого влияния, которое они имеют на вас как на футбольного фаната. Ваша признательность основана на чем-то эмоциональном, индивидуальном и физически неизмеримом.
  2. Замените доказательство верой. Верование предполагает безоговорочную веру. Это значит, что нужно решительно довериться, без абсолютной уверенности в том, где вы приземлитесь.

    • Безоговорочная вера касается не только Бога. Скорее всего, вы принимаете что-то на веру ежедневно. Если вы когда-либо заказывали еду в ресторане, то вы уже принимали что-то на безоговорочную веру. Этот ресторан может иметь высокий рейтинг среди клиентов и славиться своей здоровой кухней, но, скорее всего, вы не видели на свои глаза как готовятся блюда. Поэтому вы должны довериться поварам, что они помыли руки и правильно приготовили еду.
    • Видеть не всегда значит верить. Есть еще некоторые вещи, которые наука не может измерить, но люди все же в них верят. Например, астрономы не могут реально увидеть черные дыры, поскольку те по определению поглощают свет, который необходим нам, чтобы их увидеть. Но наблюдая за поведением материи и орбитами звезд вокруг черных дыр, мы можем прогнозировать, что они существуют. Бог, как и черные дыры, невидим, но обладает ощутимыми качествами и влиянием, которые привлекают людей к его непостижимой любви и благодати.
    • Подумайте о случае, когда член семьи серьезно заболел, а затем выздоровел. Вы когда-либо молились или надеялись на что-то высшее ради его исцеления? Может быть, это событие это звезда на орбите, а Бог это черная дыра, которая притягивает к себе все вещи.
  3. Перестаньте пытаться все контролировать. Во всех религиях, где присутствует понятие Бога, одно верование постоянно: Бог есть Творец всего сущего. А поскольку Бог является Создателем, то только Он может что-либо полностью контролировать.

    • Отказ от контроля над некоторыми аспектами своей жизни не значит, что вы полностью бессильны. Бог не кукловод, который тянет за ниточки, а родитель, который пытается вас обезопасить. Вы все же сами выбираете направление в своей жизни, но жизнь не всегда идет так, как вы запланировали. В такие времена очень важно помнить, что Бог рядом, чтобы помочь вам.
    • Знание того, что вы не в состоянии контролировать все, должно придавать вам сил, а не обескураживать. Программы восстановления, например Анонимные Алкоголики, были основаны на той предпосылке, что люди не могут контролировать все в полной мере, и на убеждении, что высшие силы восстанавливают баланс, принося в жертву эго человека. Когда мы принимаем тот факт, что мы не в состоянии контролировать все, мы учимся принимать то, что не можем контролировать.
    • Вспомните Молитву о Спокойствии: “Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, Дай мне силы изменить то, что возможно, И дай мне мудрость научиться отличать первое от второго”. Есть определенные вещи, которые вы можете изменить, а есть такие, которые не можете. Хотя вы можете и не верить в Бога, верьте в высшие силы, которые формируют результат вашей жизни. Это хорошая отправная точка для обретения веры в Бога.

    Узнавайте о Боге

    1. Ходите в храм. Попробуйте посещать еврейскую или христианскую церковную службу. Прислушивайтесь к словам, которые говорит раввин или священник, и старайтесь привязать их к своей жизни.

      • Священники часто выступают с речью, которая называется проповедью, которая связывает повседневную жизнь с верой в Бога. Посмотрите, затрагивает ли вас то, что говорит священник, на личном уровне. Вы можете не знать особенностей Библии, но, возможно, чувство или мнение, высказанное священником, найдет в вас отклик (например, относиться к своему соседу так, как относитесь к себе).
      • Не волнуйтесь, если вы не христианин и не еврей. Хотя вам может быть запрещено участвовать в определенных практиках, например, в причащении (пластины хлеба, которые символизируют тело Иисуса), но нет никаких ограничений для слушания службы. На самом деле, священникам обычно нравится, когда нерелигиозные люди начинают интересоваться учением Бога.
      • Церковные службы приходятся на воскресенье и обычно длятся около часа. Службы в синагогах приходятся на субботу. Постоянные прихожане обычно приходят вовремя и слушают всю службу, хотя это не всегда обязательно для нерегулярного прихожанина.
      • Католическое богослужение это, как правило, формальное или полуофициальное мероприятие. Обязательно оденьтесь должным образом. Рубашки, брюки и длинные платья будут приемлемым нарядом. Также помните, что нужно быть почтительным. Не пользуйтесь мобильным и не жуйте жвачку во время церковной службы.
    2. Поговорите с людьми, которые верят в Бога. Возможно, у кого-то из ваших знакомых есть вполне обоснованные отношения с Богом. Поговорите с этим человеком о том, почему и как его вера так сильна.

      • Задавайте такие вопросы: “Почему ты веришь в Бога?”, “Что позволяет тебе быть таким уверенным, что Бог есть?”, “Почему мне стоит верить в Бога?”. У вашего друга может быть особый взгляд на все эти вопросы. Не забывайте проявлять уважение и задавать вопросы в любопытной, а не агрессивной манере.
      • Со священником можно поговорить не только во время исповеди. Если вы посещаете мессу в будний день, то вам, скорее всего, удастся поговорить с ним до или после службы. Священники это Божьи учителя, так что они будут рады ответить на все вопросы о том, почему в Бога нужно верить.
    3. Практикуйте молитву. Многие религии считают, что хорошие отношения с Богом начинаются с постоянного общения с ним. Бог, вероятно, не ответит устно на ваши молитвы, но есть и другие знаки, которые покажут, что Он слушает.

      • Молитва особенно важна в трудную минуту. У многих людей складывается неправильное представление, что молитва это средство исполнения желаний. На самом деле, молитва не является просьбой к Богу решить все проблемы за вас, это просьба помочь вам справиться с вашими проблемами.
      • Возможно, перед вами стоит непростое решение: продвигаться в карьере или продолжить обучение? Попробуйте помолиться Богу и попросить совета. Посмотрите, какой выбор вы сделаете, и наблюдайте за результатом. Хотя ситуация не всегда в конечном итоге окажется такой, как вы планировали, но воспринимайте это как еще одну благоприятную возможность, чтобы помолиться. Не думайте, что плохие последствия это результат того, что Бога не существует, он отвечает на ваши молитвы таким образом, который вы не рассматривали.
      • Библия подчеркивает идею, что пути Господни неисповедимы. Думайте о Боге как об учителе, который помогает вам изучать важные жизненные уроки, но не просто дает вам ответ, а помогает прийти к ответу самостоятельно. Вспомните школу и спросите себя: “Учителя просто дают студентам ответы или же они учат их решать задачи?”. Воспринимайте события в своей жизни как “уроки”, а не как “ответы”.

    Будьте активным членом общества

    • Если ситуация кажется безнадежной, не отчаивайтесь. У вас есть свое предназначение, и Бог о нем знает!
    • Если умирает близкий человек, и вы спрашиваете “Почему?”, “Почему он умер?”, “Почему я остался один?”, продолжайте спрашивать. Со временем причина проявится. До тех пор не забывайте “…ходить верою, а не видением” – пока Господь не решит, что вы готовы услышать ответ, просто доверьтесь Ему.
    • Эта статья относится только к традиционному, личному Богу, и предполагает, что существование Бога необходимо и важно. Хотя разные веры исповедуют разные взгляды на Бога, все они превосходят наши идеи о любом существе, будь то мужчина, женщина, и тот и другая или никто из них: Бог больше, чем это…
    • Все в жизни, каждый путь, который вы выбираете, вы выбираете не просто так, если следуете воле Бога. Запишите это и следуйте этому пути. Затем однажды прочтите эту книгу и отследите путь, который вы прошли. Поймите, как первая дорога привела к старому пути, прямой дорогой.
    • Убеждения, которые вы сформировали через веру, и вера в Высшую Силу не приходят просто так. Вы не можете просто проснуться сутра и, чистя зубы, сказать “Сегодня я буду верить в Бога, сегодня я обрету веру”. Что-то должно произойти, чтобы вы нуждались в поиске и нашли эту веру.
    • Имейте веру. Не унывайте и не отступайте, делая добро. Верьте, и вы никогда не будете одиноки. Не обязательно верить или вступать в какую-либо конкретную религию, чтобы обрести веру в Бога.
    • Не отказывайтесь от своей веры только потому, что на вашем пути появились препятствия. Когда жизнь ставит вас на колени, посмотрите вверх и помолитесь. У Бога была причина предоставить нам свободу воли и выбор. Мы не роботы и не запрограммированы инстинктами и неизменимыми побуждениями, как животные. Если ищете Его, то найдете. Дверь будет открыта. Когда Бог закрывает одну дверь, Он открывает другую…
    • Когда приобретете веру, крепко за нее держитесь, не позволяйте ей ускользнуть, не переставайте верить. В один день вы можете понять суть знания “У меня есть предназначение в жизни”, а если вы все еще ищете, вы можете найти еще более важное предназначение, возможно даже тогда, когда вы меньше всего этого ожидаете.
    • Многие говорят, что “видеть значит верить”, но так ли это с Богом? Если вы говорите “Я христианин”, но не верите в реального Бога, изучите значение христианства и поймите, что ваши отношения с Богом основываются на вашем искреннем сердечном поиске и принятии Его через веру. Иисус говорил: “Если вы видели меня, вы видели Отца”.
    • Посетите вебсайт, который расскажет вам больше о том, почему вам нужен Бог, и сегодня же начните новую жизнь с Богом.

    Предупреждения

    • Люди могут быть с вами во многом не согласны, но не придавайте этому особого значения. Уважайте религии других людей, они верят в иное, нежели вы. Это выбор каждого лично. Это нормально.

Есть глухота, когда люди не слышат звуков. Но есть духовная глухота, когда человек не слышит призыва Божьего. Недаром в Священном Писании говорится не только про обрезание крайней плоти, но есть предостережение о необрезанном сердце и ушах. Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян.7,51) - обличал первомученик Стефан иудеев. Необрезанные уши - это уши внутренние, потерявшие чувствительность; некая закрытость сердца, не позволяющая человеку расслышать тихий голос Истины.

Есть какая-то тайна в неодинаковости восприятия христианства очень похожими, как кажется, людьми. Вот два брата, от одних и тех же родителей, воспитанные в одинаковых условиях - но один верит, другой нет. Вот муж и жена, прожившие много лет душа в душу - но она на склоне дней уверовала, а он нет. Вот несколько бывших одноклассников, учившихся, скажем, в Костроме - им никто не дал религиозного воспитания, но один почему-то вырос православным, другой буддистом, а третий все так же не верит ни во что. Почему? Не знаю. Тайна человеческой души. Причем тот, кто не верит ни во что, бывает нравственно выше и первого и второго. Как такое может быть? Тоже не знаю. Но так случается.

Происходит некая ошибка, и человек слышит лишь то, что ему хочется услышать, а не то, что говорит Бог

А иногда кто-то слышит, кажется, призыв Божий, но понимает очень по-своему. Происходит некая ошибка, и человек слышит лишь то, что ему хочется услышать, а не то, что говорит Бог. Как, например, учительница английского языка младших классов говорит опоздавшему ученику: «Come in», - а дети недоумевают, чего это она про камин вспомнила. Школьники уверены, что в данный момент они с учительницей общаются на одном языке - но она говорит на английском, а они воспринимают на русском. Подобным образом Сам Бог или Его служители могут говорить нам истину, но это вовсе не значит, что мы ее поймем. Почему? Может быть, потому, что мы еще не знаем истины.

Подобную ситуацию гениально изобразил Роберт Шекли в рассказе «Верный вопрос». Люди находят на какой-то планете некий Ответчик - аппарат, дающий правильные ответы на любые вопросы. Впрочем, есть одна оговорка - вопрос должен быть поставлен правильно. Если хочешь узнать истину, спрашивай об истине истинно. Но земляне не знают истины и оценивают все в ложно-субъективном ключе. Происходят забавные диалоги с машиной.

«Ответчик, — обратился Лингман высоким слабым голосом, — что такое жизнь?

— Вопрос лишен смысла. Под «жизнью» Спрашивающий подразумевает частный феномен, объяснимый лишь в терминах целого.

— Частью какого целого является жизнь? — спросил Лингман.

— Данный вопрос в настоящей форме не может разрешиться. Спрашивающий все ещё рассматривает «жизнь» — субъективно, со своей ограниченной точки зрения.

— Ответь же в собственных терминах, — сказал Морран.

— Я лишь отвечаю на вопросы, — грустно произнес Ответчик.

Наступило молчание.

— Расширяется ли Вселенная? — спросил Морран.

— Термин «расширение» неприложим к данной ситуации. Спрашивающий оперирует ложной концепцией Вселенной.

— Ты можешь нам сказать хоть что-нибудь?

— Я могу ответить на любой правильно поставленный вопрос, касающийся природы вещей.

Физик и биолог обменялись взглядами.

— Кажется, я понимаю, что он имеет в виду, — печально проговорил Лингман. — Наши основные допущения неверны. Все до единого».

Рассказ заканчивается словами: «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа».

Данное утверждение американского фантаста имеет параллели в жизни Церкви. Например, в первые века христианства человеку, готовящемуся ко Крещению, подробно не объясняли суть таинств. Он изучал основные догматы христианства, Символ Веры, читал некоторые книги Писания, слушал проповеди. И только после участия в первом таинстве - в Крещении - ему подробно открывали церковное учение о таинствах. Считалось, что до того, как верующий получит мистический опыт, бесполезно и даже вредно рассказывать ему об этой стороне жизни Церкви, ибо человек может понять превратно. Пока нет опытного познания, есть риск увидеть теорию под неверным углом. Шекли выводит, по сути, ту же мысль: чтобы говорить об истине, надо познать истину.

Пока нет опытного познания, есть риск увидеть теорию под неверным углом

А может быть, этот принцип годится и в разговоре о вере и неверии? Может быть, для того, чтоб услышать призыв Божий (через чью-то проповедь или даже непосредственно от Господа) необходимо уже знать, что Бог есть? Как же узнать? Сердцем. Вот просто иметь такое скрытое чувство, что Господь жив, а я перед Ним - подлец. Достоевским, кажется, было замечено насчет русского человека, что тот хоть и грешит, но при этом твердо знает, что Бог есть, а он, человек, грешит. Вот это знание важнее всего, оно может спасти любого грешника даже за мгновение до смерти. Человеку, не имеющему такого знания, сам апостол Павел не доказал бы ровным счетом ничего.

Допустим, если бы Ответчик все же начал отвечать на вопросы - что было бы? Наверное, люди с неверным взглядами поняли бы машину неверно. И опять же, ведь так случается и в жизни Церкви: проповедники вроде бы благовествуют одно и то же Евангелие, но далеко не всякий адекватно оценивает услышанное, ибо понимает в меру своей испорченности. Чтобы расслышать нужное, необходимо настроить свой радиоприемник на соответствующую волну, как говаривал святой Паисий Святогорец. Как же настроиться еще до начала эфира? Не знаю. Возможно, надо говорить о нравственном воспитании. Но, простите, вот Мария Египетская - как готовилось ее сердце к такому радикальному отклику на призыв Божий? Нравственностью? Не будем смешны. Грехом? Нет, тоже неправильно. Здесь тайна сердца, тайна человеческой свободы. Почему-то у одного сердце оказывается настроенным (обрезанным), а у другого нет. И какую-то общую для всех закономерность здесь трудно отыскать.

Впрочем, наверное, можно сказать, что эта тайна находится где-то между двумя смыслами. Первый выражен в строках апостола Павла, который говорит, что мы веруем по действию державной силы Его (Еф.1,19), а второй заключается в фундаментальном положении христианства о свободе выбора. Если человек даже очень захочет уверовать, без помощи Божией ничего не получится. Но если Бог захочет нашей веры, а мы не захотим и спрячемся от Бога, как Адам в кустах, толку тоже не будет. Бог всегда хочет нашего спасения, с Ним в данном отношении нет проблем - значит, есть проблема в нашем желании. Встреча Бога с человеком происходит где-то посредине взаимопритягивающихся полюсов - Его воли и нашей.

Самая великая тайна мира - чудо уверовавшего сердца - спрятана на месте скрещения двух дорог. По одной ступает Творец мира, ищущий человека; по другой идет Его непослушное творение, убегающее от Творца. Ради такой встречи встает и садится солнце, а земля совершает свое круговращение во Вселенной. Эта встреча есть тайна, которую исчерпать невозможно, но о которой хочется думать. И как важно, чтобы в истории каждого человека две дороги пересеклись и встреча состоялась.

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (Иакова 2:19).

Вера является естественным состоянием для каждого живущего человека, это программа, встроенная в нашу сущность по умолчанию. Наверное, такое высказывание может казаться спорным и во многих людях вызовет протест. Но если посмотреть вокруг себя повнимательнее, то можно увидеть, что все люди верят, но в разные вещи и по-разному . Так, например, одни люди верят в Бога, другие – в божественность природы, в Высший разум или в силы Вселенной, многие люди верят в себя или в любовь, или в деньги, которые якобы решают все… Некоторые верят в то, что всякая вера бессмысленна, верят только в то, что поддается логике, или в то, что мир исключительно материален… Бесчисленное множество вариантов. Ясно одно: все люди обладают верой, но разной.

Мы же поговорим о вере людей в Бога. Таких людей традиционно называют «верующими». Но можем ли мы всех верующих объединить условно в одну группу, как имеющих веру одного типа? Чтобы не высказывать необоснованных и субъективных суждений, обратимся к мудрости Священного Писания. Что говорит Слово?

Библия описывает нам времена и народы, в которых понятия «неверующий человек» вообще не существовало. Древние понимали, что неверующих людей не бывает. Поэтому Слово говорит нам не о том, что надо верить, но о Том, в Кого верить и как. Апостол Павел описывает принципы веры на примере патриарха Авраама. (Об этом можно прочитать в послании к Римлянам в 4 главе и в послании к Галатам в 3 главе). Он пишет: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Можем обратить внимание на формулировку: «поверил Богу». Авраму не надо было развивать в себе веру в Бога, поскольку он точно знал, что Бог есть, говорил с Ним и знал Его голос. Но в чем действительно нужно было проявить веру — в том, чтобы не сомневаться в Божиих обещаниях. Поверить Богу . Поверить в то, что человек, достигший почти столетнего возраста и при том бездетный, именно он является отцом многих народов. Это звучит абсолютно бессмысленно и невозможно с точки зрения человеческой логики и здравомыслия. Но Авраааму об этом сказал Бог, Он ему это пообещал, и Авраам поверил Богу. Как об этом написано в Слове: «Он сверх веры поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».

Это – пример веры. Но во что нужно верить современному человеку? Что Бог пообещал лично мне? Вся Библия говорит именно об этом. Бог пообещал миру спасение . Каждому из людей, хотя с точки зрения человеческой логики это иногда кажется абсурдным и невозможным. Он уже осуществил Свое обещание через Иисуса Христа. Он постоянно свидетельствует нам, что мы – дети Божии. И для того, чтобы это стало нашей реальностью, нужно просто Ему поверить. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гала там 4:26).