Как жить с виной. Ъ-огонек - чувство вины — самое опасное. именно его и навязывает христианство

Некоторые, далёкие от Православия, люди, в основном сектанты и атеисты, утверждают, что = христианство занимается выискиванием грехов, чтобы человек себя чувствовал виноватым =

Давайте уже разберёмся, что есть грех, вина, чувство вины и как от них избавиться.

1. Грех, если коротко, это – нарушение Божественного, нравственного Закона.
Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (св. Иоанн Дамаскин).
Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).
В русском языке слово «грех» (ст.-слав. гр;хъ), изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом означающим «промах, погрешность, провинность»,

Грехи, выискивай их или нет, есть у каждого. Только, одни видят свои грехи, а другие – свои в упор «не видят», а в других видят их великое множество.

Церковь учит видеть, в первую очередь, свои грехи, и очищаться от них, как от грязи, а не осуждать других. Господь говорит:«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Мф.7,5)

2. Вина - 1. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех (в знач. проступка), (По Далю)
То есть вина – проступок или преступление против Закона или грех против БОГА, человека, природы.

Если человек не покается, не исповедуется, не компенсирует ущерб, не загладит вину, то есть не поступит по совести с чувством ответственности за содеянное, то в нём развивается «чувство вины», деструктивное и тягостное чувство. Иногда это чувство возникает из мнимой вины, когда человек чувствует себя виноватым, за то, что от него не зависит.

3. Чувство вины - последствие нераскаянного греха и обратная сторона гордыни. И то и другое для христианина не приемлемо.

Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, не реалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску.
Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврастении и прочим заболеваниям.
Чувство вины, по сути, это - агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Это то, что произошло с Иудой после предательства им Иисуса ХРИСТА. Он понял, что совершил страшный грех, и невыносимое чувство вины заставило его думать, что он имеет право и должен сам себя наказать за грех предательства. И вместо истинного покаяния, молитвенного обращения к Иисусу ХРИСТУ, который конечно бы его простил, Иуда пошёл и повесился.

4. Как же избавиться от греха и чувства вины? В Православии есть такое средство, которое уже 2 тыс. лет успешно помогает миллионам верующих, и без которого невозможно совершенствование и духовное возрастание человека. Это средство называется – покаяние.

Покаяние – это изменение себя и своего отношения к данному греху. Нужно возненавидеть его (не себя!), и иметь твёрдое намерение не повторять его в будущем.

Итак, вместо чувства вины, самобичевания - осознав свой грех, свою вину, необходимо, не откладывая, принести покаяние в Церкви в Таинстве Исповеди и сделать всё, чтобы компенсировать с избытком нанесённый грехом ущерб, проявив сострадание и помощь пострадавшему. И впредь с твёрдой решимостью измениться, стараться не повторять этот грех. Только так человек полностью освободится от опустошающего, обессиливающего чувства вины, и от гнёта греха, который исчезнет, как будто его и не было.
Но бывает, что по нашей слабости или невнимательности мы вновь совершаем этот грех повторяется. И тогда ни в коем случае не надо отчаиваться! Нужно покаяться во вновь совершенном грехе и, возненавидев этого навязчивого беса (грех), с ещё большим упорством стараться его победить. С каждым покаянием грех слабеет и настанет момент, когда Вы забудете о нём, как будто его не было.

«И сказал Господь Моисею… : если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу;» (Чис.5,5-7).
Можно оказать помощь больным, немощным, старикам, брошенным детям, тому, кто нуждается, или пожертвовать на строительство церкви. Говорит Господь: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф.35,30)

Наша задача - мощную деструктивную, разрушающую и убивающую энергию чувства вины преобразовать в позитивную энергию изменения себя к лучшему, в созидание в себе Нового нравственно совершенного человека.

Использованы фрагменты из статьи http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=519 Точка зрения: чувство вины - духовность или незрелость?

Количество записей: 16441

Здравствуйте, можно перед установкой памятника на могилу, убрать крест с могилы, и больше его не ставить?

Олег

+
Да, так обычно и делают. Единственное, на самом памятнике нужно сделать изображение Святого Креста.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в снах, в которых я вижу Бога, Иисуса и Деву Марию, сны мои начались с самого детства, и длятся до сих пор, при этом чувствую покойников в реальном мире! Пишу стихи и песни. Сама молюсь, стараюсь соблюдать все заповеди, ходить в церковь. Но почему я так чувствую мир и всё, что с ним связано?

Наталья

+
Вероятно, есть люди более тонкой душевной организации, чем у других, они сильнее открыты к восприятию духовного мира - это и дар, и источник опасности. Будьте осторожны, не зазнавайтесь и крепко держитесь Православия, и тогда, с Божьей помощью, Ваши способности Вам не навредят.

диакон Илия Кокин

Скажите, чем грозит второе венчание без благословения правящего архиерея? Спасибо

Богдан

+
Я вообще сомневаюсь в том, что Вас будут венчать повторно без благословения Правящего архиерея, по крайней мере, так не должно быть. Но, если Вы скрыли эту информацию, и Вас повенчали, в этом нужно каяться на Исповеди. Если же Вы уведомили об этом священника, тут уже скорее вина священника, который совершал Венчание. Но, в любом случае, единственное, что сможет оправдать случившееся - создание крепкой христианской семьи, в которой царит мир и любовь.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, сайт и телепроект "Закон Божий". Я хотел рисовать всяких кумиров, но не стал, мое сердце просит, чтобы я рисовал Пресвятую Деву Марию, рисовал Господа, Сына Божия и Небесных Ангелов, это правильно? Меня мучает часто нечистая сила, когда я был в храме, у меня кружилась голова, с чем это связано, с сатаной? И почему у меня было так, что, когда прикладывался к разным иконам, у меня леденели руки, и почему, когда я в храме прикладывался к распятию Христа и целовал ноги, у меня дух захватывало, может, в моем подсознании живет сатана? Я знаю, что мне поможет Архангел Михаил, я люблю Архангела Михаила, какие молитвы петь, чтобы Архангел Михаил поборол во мне сатану? Храни Вас Господь.

Алеша

Дорогой Алексей, мне кажется, что Вы гораздо больше думаете о сатане, чем о Боге, но Бог намного ближе к Вам, чем Вы думаете, Его не надо бояться и не надо думать, что сатана способен отобрать Вас у Бога без Вашей воли - это не так. Молитесь, кайтесь, причащайтесь, и главное - не бойтесь. Господь благ и премудр, Он обязательно защитит всех любящих Его.

диакон Илия Кокин

Добрый день! Можно исповедоваться и причащаться, живя в гражданском браке 13 лет? Спасибо.

Елена

+
Если под "гражданским браком" Вы подразумеваете брак, оформленный в ЗАГСе, то причащаться можно, а если нет, то каноны запрещают это делать. Возможно, правда, что Вас допустят до причастия, если причина того, что вы еще не вступили в законный брак, заключается в нежелании Вашего избранника. Но это уже повод к тому, чтобы задуматься, стоит ли связывать свою жизнь с безответственным человеком.

диакон Илия Кокин

Меня мучает вопрос: почему Бог позволил людям размножаться после грехопадения, зная, что ничего хорошего для людей в этом не будет. Рождаются уроды, мучаются, страдают и уходят в муки вечные без покаяния. Возможно, было бы милосерднее сделать праотцов бесплодными, до их покаяния. Тем более, что Адам с Евой покаялись к концу жизни. Почему бы Богу не подождать, Он же знал, что они раскаются? Тогда не было бы нужды в спасении, через мучения и страдания.

Алла

+
Конечно, Адам и Ева раскаялись в своем грехе, но их природа была уже повреждена. Требовалось рождение в мир Спасителя, чтобы семя Жены сокрушило главу змия. Но для этого необходимо было деторождение праотцев. Господь, придя в мир, разрушил прародительский грех, и теперь мы свободны выбирать между добром и злом.
Лучше всего переживать не о проблемах мироустройства, об этом попечется Сам Бог, а больше внимания уделять своей душе и исправлению себя от грехов и страстей, в чем да поможет нам всем милосердый Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте батюшка. Очень нужен Ваш совет. Я замужем, очень люблю мужа, но в трудный момент изменила ему, нужно ли говорить ему об этом, или достаточно исповедаться?

Анна

+
Все зависит от того, как Ваш муж отнесется к этому и каков у него шанс узнать про Вашу измену от других, и какие у вас внутрисемейные отношения. Раньше в Церкви исповедь была публичной, перед всеми прихожанами, но потом христиане обмирщились и исповедь стала тайной. И в Вашей ситуации может так случиться, что супруг бросит Вас или же станет изменять, не в силах простить Ваш грех. Но, лучше всего, обсудить, как правильно следует поступить, со священником на исповеди. На исповедь же надо идти безотлагательно, чем скорее Вы покаетесь в своем грехе, тем меньше вреда будет от него.

протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли наносить татуировку коптского Креста, так, как делает Коптская православная церковь, нанося ее на внутреннюю поверхность запястья?

Маруся

+
Копты, нанося такую татуировку, совершают подвиг исповедничества, в нашей же жизни это будет выглядеть нелепым фарсом. Я не советую Вам так поступать.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какими молитвами можно отмолить грех? Дело в том, что несколько лет назад я встретила мужчину. Он мне понравился. Но был со мной несколько холоден и равнодушен, как мне казалось. На глаза попалась книга заговоров. И я, под воздействием эмоций, решила прочитать заговор на тоску. Теперь очень жалею об этом. Понимаю, что это страшный грех. Раскаиваюсь. Мучает чувство вины, страх. Заранее, спасибо за ответ!

Анастасия

+
Не отмаливать надо свои грехи, это распространенное заблуждение, а каяться в них. Начните свою духовную жизнь с покаяния и исповеди, ходите регулярно в храм, молитесь ежедневно дома, читайте Евангелие и духовную литературу, старайтесь соблюдать заповеди Христа, и тогда Ваша жизнь изменится, страхи пройдут, а чувство вины сменит благодарность Богу за то, что Он изменил Вас, соделал христианкой, живущей всецело тем, что есть самое важное в человеческой жизни.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Мне 22 года, я крещёная в детстве, и я совсем запуталась в том, что я делаю в жизни. От первого брака у меня девочка, брак был не венчанный. Разошлись. Затем было моё покаяние, но хватило меня ненадолго, связалась с другим, жила в гражданском браке несколько лет, в ссорах, но больше не могла - то ли мучиться самой, то ли мучить его - разошлись. Недавно поймала себя на мысли, что думаю почти постоянно уже о другом человеке. Мне даже кажется, что между нами какая-то связь, в голове постоянно боль оттого, что -вроде бы вот он, это точно он, но я ему уже столько причинила боли - и ребенка завела, и замужем была, потом ещё с одним жила почти на его глазах, что он меня даже близко к себе не подпускает. Что это, я уже сошла с ума? Потому что раньше я никогда не чувствовала такой связи. Или это опять я иду по ложному пути? Спасибо большое.

Анастасия

+
Уважаемая Анастасия, первое, что Вам надо сделать, это остыть. Принимать решения на горячую голову очень опасно. Может быть, объект Вашей новой привязанности совсем и не испытывает боли от вашей прежней жизни. Может, он любит вас такой, какая Вы есть, а может, и совсем не думает о Вас.
Задуматься Вам надо о самой себе, о том образе жизни, который вряд ли приведет Вас к Богу, о вечности, на пороге которой мы все стоим и не знаем, когда нас ждет последний земной миг. Если Вы обратите свой взор к Богу, начнете ходить в храм, молиться дома, читать Евангелие и духовную литературу, в общем, вести жизнь христианскую, тогда и прочие проблемы решатся. Господь, несомненно, поможет Вам в их решении.

протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли исповедоваться и причащаться при женской болезни с кровотечением?

Елена

+
Исповедоваться можно всегда, а вот причащаться - только в случае, если болезнь затяжная. В любом случае, надо сказать священнику о заболевании.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, грех ли просить бога простить сатану, ведь он тоже его ребёнок по Писанию, и грех ли сатану просить, чтоб он Бога признал, чтоб не было вражды на земле? Ведь нельзя так больше, нельзя. Ведь сейчас сын убивает отца. Я уже больше не могу смотреть на то, что здесь происходит. И есть ли у меня шанс ко спасению после таких просьб? Поймите, мне жалко всех людей. Не понимаю, куда доброта делась? Да, вот ещё - считается ли страшным грехом то, что я подумала, чтоб лучше бы тогда умер один Христос вместо многих невинных детей, которых убили по приказу Ирода. Так как цифра страшная, а я детей люблю... И это еще не всё, когда я прочитала, что Бог послал Ангела своего, чтоб спасти своего сына, я случайно обозвала его и обвинила в том, что сына своего уберёг, а 14 000 детей не сберёг. Вот, теперь не могу покой в душе найти и себя всё время корю. Простит ли мне эти грехи Господь Бог, ведь я просто детишек люблю. А Бог смотрит в сердце. Есть ли у меня шанс на спасение после этого? Я хочу Богу служить верой и правдой. И по Иисусу Христу я плачу, что казнили его так страшно.

Анна

+
Анна, я был знаком с одним священником, который, стяжав дар духовного созерцания, плакал, воспоминая о страданиях Христовых, искренно жалел сатану и молился о его прощении, переживал о гибели Вифлеемских младенцев, искренно сочувствовал Иуде и очень сострадал слабости Петра. Имел он множество других добродетелей. Спал несколько часов в сутки, еженедельно прочитывал Псалтирь и Евангелие , ежедневно прочитывал по 4-5 канонов и один-два акафиста. Его духовная жизнь удивляла и вызывала стремление последовать его подвигу. Но, когда я спросил его, как мне стяжать такое же сочувствие и такой дар молитвы, то он ответил мне, что, если я поспешу, то впаду в духовное обольщение и это послужит мне в погибель.
У Вас есть не просто шанс спастись, с Вашим складом характера это проще, чем другим. Другое дело, что без молитвенного подвига и без духовного руководства опытным священником все это легко может обратиться во вред. Займитесь поиском духовника, для Вас это очень важно!

протоиерей Андрей Ефанов

Подскажите, я в первый раз в жизни решила поститься, исповедаться и причаститься, особо об этом ничего не знала, постилась 4 дня, пришла в храм, получилось так, что перед Пасхой, отстояла праздничную службу, а потом как-то все само самой получилось, и я так поняла, что это было причастие, получается, я не исповедалась! Очень расстроилась этому поводу, что мне делать?

Мария

+
Здравствуйте! Надо обязательно, не откладывая, подготовить исповедь за всю жизнь, и не забыть рассказать, что так получилось с Причастием. Нужно покаяться в неразумии, чтобы Господь помиловал. Подготовьте полную исповедь от крещения по пособиям к исповеди. Могу посоветовать «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Выпишите свои грехи по книге, память не совершенна у нас, чтобы все упомнить, и идите на исповедь, лучше в будний день или в день дежурства священника, чтобы вам спокойно поисповедоваться, без спешки. Почитайте о Таинстве Причащения. . И, не смущаясь, в следующий раз все делайте, как подобает. Причащаться нужно регулярно, не реже раза в месяц. С Богом!

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте, батюшка. Недавно мы убирались в храме. И когда закончили уборку, одна прихожанка попросила взять домой тряпки, которыми мыли пол, окна, протирали иконы и пр. и выстирать их. При этом она сказала, что воду, в которой полоскали (стирали) тряпки нельзя выливать в канализацию, а вылить ее нужно под дерево. И особенно из-под тех тряпок, которыми мыли солею и амвон. Я, конечно, понимаю, что тряпками, которыми мыли пол, не вытирают с обеденного стола, и, тем более, не протирают иконы. Но чтобы воду не выливать в канализацию - этого я не понимаю. Или я не права? Пожалуйста, объясните. Спасибо.

Татьяна Ч.

+
Здравствуйте!
Обычно не в канализацию сливается вода, в которой стирали, например, богослужебное облачение, напрестольное облачение или платы, которыми вытираются уста после причастия. Воду из-под тряпок, которыми мыли солею и амвон, думаю, все же можно сливать в канализацию.

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли венчаться кольцами, которые достались от родителей? У них был венчанный брак и они в разводе.

Оксана

Можно, кольца перед венчанием освящаются на Престоле и снова благословляются священником перед тем, как их надевают в самом Таинстве.

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что делать, если дедушка пьет? Бабушка живет вместе с ним. И вот уже 40 лет это продолжается. Страшно за бабушку, за ее здоровье, страшно за то, что вдруг не вытерпит, и сядет в тюрьму из-за него! Подскажите, пожалуйста, что делать, или уже ничего?

Анастасия

+
Здравствуйте!
Дедушке надо с любовью объяснять, что Церковь и сам Бог учит, что пьянство есть смертный грех. Употребление вина, водки и т. п. без меры и доведение человеком самого себя до беспамятного состояния и отсутствие покаяния (т. е. прекращения этого греха) может стать препятствием ко спасению души. И не только не спасется, но и будет вечно страдать в аду от своей страсти, с которой душа не боролась. Ведь до революции не отпевали не только самоубийц, но и умерших от пьянства, как по сути тоже самоубийц, расскажите ему об этом.
Вспомним некоторые слова:
"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лук.21:34) , говорит Господь.
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9-10) , пишет Апостол Павел.
Надо всем родственникам молиться о нем и ему самому объяснять, что это тяжкий грех, пусть молится сам, чтобы от этого греха отстать, уговорите его сходить исповедоваться в нем.
Если есть физическая возможность, съездите вместе с ним или сами к чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, закажите молебны перед образом, сами помолитесь и ждите помощи Пресвятой Богородицы и Господа с терпением. Если же такой возможности нет, вы можете заказать молебен перед этим образом в любом храме, где он имеется.

иерей Александр Стародубцев

Коллеги-католики в Великий Понедельник угощали на работе куличом и яйцами. У них уже праздник, но ведь у нас Пост. Я есть не стала, потом скормила голубям. А если они освященные были? Вечером дома прочитала, как одному такому, который не ел, когда все на трапезе, а ему подали отдельно, старший сказал, что для него было бы лучше, если бы он ел мясо. С одной стороны, есть я не могла, с другой стороны, почему-то беспокойно на душе. Как правильно надо было поступить, чтобы не допустить кощунства, не нарушить волю Божью, не обидеть человека?

Ольга

+
Обижать человека отказом разделить с ним скоромную трапезу, даже если в данный момент постишься, не нужно. С другой стороны, мне сложно поверить, что верующий католик обидится, если ему сказать: «Ты знаешь, а у нас сейчас еще Страстная седмица и строгий пост». Какие тут могут быть обиды? Мне кажется, правильнее было бы вежливо отказаться, чем брать продукты, которые ты не собираешься есть. Одно дело монастырь, где ты вопреки общему уставу взваливаешь на себя собственный пост, а совсем другое дело, когда ты, пусть и в кругу иноверцев, но держишь пост, установленный Церковью.

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Подскажите, как избавиться от чувства страха? Всегда всего боюсь, чтобы я ни делал. Каждый день прошу Господа помочь, но почему-то все равно всего боюсь. Помогите, пожалуйста, и помолитесь за меня, если сможете. Спасибо

Александр

+
Дорогой Александр! Чувство страха — это очень серьезная проблема. Чтобы побороть его, недостаточно просто напоминать себе, что Бог хранит человека, и под этим покровом Божием ему нечего боятся. Чтобы ощутить себя по-настоящему защищенным, человек должен это присутствие Божие почувствовать и научиться Богу доверять. Как это сделать? Мне кажется, что лучше всего человек может воспитать в себе доверие к Богу через благодарность. Бог действительно заботится о нас непрестанно, но мы Его заботу о нас или не замечаем, или воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся. Если мы постараемся внимательнее относится к этим дарам Божиим, то мы почувствуем, что мы действительно в Его руках. Если в Вашей жизни произошло что-то доброе и хорошее, поспешите обратиться к Господу с краткой благодарной молитвой. Вечером, когда Вы молитесь перед сном, мне кажется, тоже уместно задуматься и постараться вспомнить те милости Божии, которые Он Вам сегодня посылал.
Тогда Вы не только будете чувствовать Его постоянное присутствие рядом с Вами, но и научитесь ценить Его заботу о Вас. А если Он всегда рядом и заботится о Вас, то чего Вам бояться?!

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Скажите, как можно замолить грех попытки суицида? И еще вопрос, возможно ли полностью замолить канонами и молитвами, исповедовать на исповеди грех аборта? Или этот грех невозможно полностью замолить? Спасибо.

Наталья

+
Дорогая Наталья! Христос Воскресе! Грех самоубийства считается страшным грехом в первую очередь потому, что человек уходит в вечность, на суд Божий, в состоянии отчаяния и тяжелейшего греха. Если, по милости Господней, человек после попытки самоубийства остается жить, то у него есть возможность раскаяться в грехе и примириться с Богом. Только один грех навеки отлучает нас от Бога — грех, в котором мы сознательно не раскаиваемся. Все прочие грехи Божественное милосердие способно исцелить. О том, как строить свое покаяние, необходимо поговорить лично со священником, которому Вы будете исповедоваться. Общие рекомендации и универсальные рецепты тут совершенно неуместны.
Единственное, что всё же стоит посоветовать — не отчаиваться в милосердии Божием. Его любовь к нам гораздо больше, чем мы можем себе представить. Ну, а второе — замаливая тяжкий грех, совершенный ранее, человек не должен оставлять без внимания свою нынешнюю духовную жизнь. Человек, осознав, что ужасно покушаться на данную Богом собственную жизнь (как при грехе попытки суицида) или жизнь нерождённого младенца (как при грехе аборта) и раскаявшись перед Богом, никогда эти грехи не повторит. Между тем, в нашей жизни присутствуют грехи мелкие — раздражительность, ложь, осуждение, самовлюбленность и многое другое — с которыми мы смирились и, даже если называем их на исповеди, то почти не боремся с ними. Общий груз этих мелких нераскаянных и непобежденных грехов может оказаться более серьезным препятствием к нашему спасению, чем ранее совершенный, но искренне раскаянный тяжкий грех.

иерей Александр Гумеров

Как придти к вере правильно?

Роман

Здравствуйте, Роман! Очень хорошо, что вы поставили вопрос именно в такой форме. Потому как к вере надо приходить правильно, а не как получится. Если вы еще не крещены, но прочитали Евангелие (хотя бы одно из четырех) и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и Его учение, или склонны именно к принятию Христианства и просто верите в Бога, то для начала надо подготовиться к Таинству Крещения и вообще с помощью книги «Закон Божий» (она продается в любом храме, и на ее основе создан наш сайт) правильно сформировать для себя учение о Боге и Церкви. Итак, если вы не крещены, вам надо пойти в ближайший храм, или в тот, который вам нравится. Это должен быть храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата, если вы живете в России. Если же нет, то это в любом случае должна быть именно Православная церковь, как сохранившая веру Апостольскую, веру святых отцов Церкви, древнее правильное славление Бога. Там встретиться со священником и рассказать, что вы хотели бы креститься, для осознанного крещения нужно обязательно собеседование перед Крещением. Скорее всего, вам скажут, что надо прочитать Евангелие, часто для начала советует читать одно Евангелие, например, от Марка. Ознакомиться с молитвой Символ Веры (в ней изложено то, как мы верим) в соответствующем разделе книги «Закон Божий». И если в этом храме исповедуют перед Крещением (так делается подобно тому, как крестились люди у Пророка Иоанна Предтечи в Евангелии, когда люди сначала каялись, а потом принимали крещение), то следует подготовить по книге «Опыт построения исповеди» или подобной ей, свою исповедь. Если же вы крещены, то и подобно новокрещеному, в дальнейшем нужно регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Если крещены были давно, то по пособию к исповеди надо подготовить свою исповедь с момента крещения, т. е. за всю жизнь. Выписать грехи, которые у вас были в жизни, и придти к Исповеди в храм с этим списком. Правильно развивать свою духовную жизнь и укреплять веру мы можем через изучение Священного Писания и Предания (что это, вы можете узнать в «Законе Божием»), изучение житий святых и подражание им, регулярное посещение храма (не раз в год, а раз в неделю), через общение и исповедь у духовника, регулярные приступание к Таинствам. В общем, придти к вере правильно - это жить по заповедям Божиим, будучи реально церковным человеком. Ведь Церковь - это не то, что пишут скептики и неверующие, мирской институт не обязательный для человека, а это то, что создал Бог для человека и его спасения. И главное - не бойтесь что-то сделать не так, всегда спрашивайте у священников и опытных церковных людей, как правильно воцерковляться.

иерей Александр Стародубцев

Нина, Санкт-Петербург

Как справиться со страхом чувства вины?

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться, буду очень благодарна за помощь. В детстве была, как мне кажется, испугана существованием ада и рая, и с тех пор старалась часто молиться, иногда молилась каждый день. Теперь, во взрослом состоянии, молюсь не каждый день. Но осталось ощущение страха от того, что будет, если я не помолюсь. Не могу даже точно предположить, откуда такой страх, но он мне очень мешает жить. Один раз я не помолилась утром, и в голове возник страх: вдруг, если я не помолюсь прямо сейчас, нечто плохое произойдет с моим будущим мужем? Теперь я боюсь. Я не помолилась не потому, что я против молитвы, а потому, что верю, что Господь знает, что я ни в коем случае не желаю зла своим близким, очень люблю их и боюсь пожелать зла. И ведь это не зависит от того, как часто я молюсь, а от того, что в мыслях моих и как я поступаю. Подскажите, пожалуйста, я правильно рассуждаю? Также я стала бояться покупать какие-либо вещи. Я написала психологу письмо, я предположила, что это мой страх чувства вины. Я боюсь быть виноватой. И поэтому в голове возникают вымышленные ситуации вины. Например, я хочу купить конкретную вещь, а в моей голове возникает мысль о том, что если я куплю, то опять же с близким человеком (конкретным) произойдет что-то плохое (конкретное). Ни в коем случае не хочу пожелать ничего плохого, а боюсь этого, и от этого страха возникают эти мысли! Но еще я думаю: вот куплю вещь, а вдруг Господь подумает, что мне этот человек не дорог, раз я так поступаю, и допустит беду, чтобы я почувствовала вину? Подскажите, пожалуйста, как разубедить себя, может быть, молиться, если возникают такие мысли перед покупкой? Спасибо большое заранее за помощь!

Наверное, лучше начать издалека: есть люди, которые боятся выходить из дома, не заглянув в зеркало; есть те, что боятся пересечь дорожку черной кошки; многие боятся пустого ведра или зайцев. Скорее всего, это называется суеверием. Если я, забыв завязать шнурок на ботинке, рухнул на улице, на мой взгляд, виновата не черная кошка, женщина с ведром в трех кварталах от меня, а моя невнимательность. Согласитесь? Нужно ли чувствовать себя виноватым в чернобыльской трагедии или событиях фукусимского района, не имея к этому отношения даже территориально, эмоционально и даже не зная, где и как? Мы можем попробовать удержать взглядом упущенный из рук камень, кружку или что иное, но есть законы притяжения, установленные Богом. Можно попросить электрический ток, чтобы он не бил дорогого нам человека, но давайте поймем: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь » (Ис. 55:8). Разве то, что мы сегодня купили в супермаркете поесть, оказало влияние на начало и результаты Первой Мировой Войны!? Думаю, что этот гротеск сможет намекнуть, что каждый человек на Страшном Суде отвечает именно за свои дела, слова и помышления, а не за то, кто и что о нем подумал и кто чего натворил из его окружения.

Бог вам в помощь жить благочестиво, молиться, творить благие дела, но при этом спокойно чувствовать себя собой, человеком, а не «Сущностью», от поворота головы которой зависят судьбы всего человечества. Молитесь об обретении вашего спасения в Царствии Небеснем, а здесь — о даровании благополучного Христианского супружества! Молитесь со смирением. В остальном «Да будет Воля Твоя! » (Мф. 6: 9-13).

Мне кажется, что в данный момент у вас идет совмещение разных реальностей и аспектов бытия. Вы думаете, что имеете бóльшую ответственность за окружающий Мир, чем можете понести на своих плечах. Ваш вопрос в принципе не допускает «дистанционного», анонимного ответа, наверное, имеет смысл вживую обратиться к священнику, а может быть, к конкретному специалисту из медиков за разрешением сложной мыслесозданной ситуации.

17.07.2015

Одно из наиболее явных недоразумений, касающихся нашей веры, относится к чувству вины. Почти все "внешние" люди (и, увы, некоторые христиане) говорят о том, что христианин должен жить с постоянным чувством вины. Это верно с точностью до наоборот - Благая Весть есть как раз весть об прощении грехов. О том, что через Иисуса Христа Бог избавляет нас от вины - даже не от чувства, от самого факта вины.

Как говорит Писание: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим.4:7,8) Христос есть «Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29).

Христос умер за наши грехи, чтобы мы были оправданы Его праведностью. Те, кто пребывают в вере, больше не находятся под осуждением: « Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:33,34).

Христос есть наш Ходатай - тот, кто выступает на нашей стороне. Он забрал Себе на Крест весь груз нашей вины, и высший Судия торжественно объявляет нас невиновными. Для христианина совершенно неуместно терзаться чувством вины - его грехи прощены.

Это не значит, что он не может грешить и ошибаться. Увы, может. И Святой Дух будет обличать его в грехах и побуждать к покаянию. Важно отметить, чем это отличается от чувства вины. Святой Дух всегда указывает нам на конкретные грехи, которые мы должны исповедать. Чувство вины носит неопределенно-давящий характер. Мы не знаем, что с ним делать. В обличениях Святого Духа всегда присутствует обещание - как только мы покаемся, мы будем прощены. В чувстве вины есть уныние и безнадежность. Мы должны принимать обличения от Духа и немедленно каяться, но что касается чувства вины - его следует отвергнуть.

У неверующих людей христианство ассоциируется с чувством вины по понятной причине - Благая Весть напоминает нам о реальности греха. Возвещение о прощении напоминает нам о том, что мы в этом прощении нуждаемся, а грех всегда "заворачивает" себя в многие слои отрицаний и оправданий и раскрывать их бывает болезненно. Перед тем, как получить прощение грехов, мы должны признать их грехами. Но как только мы это сделаем - мы будем прощены. Целиком и полностью. И мы встанем перед Престолом Судии совершенно оправданными.

Сергей Худиев

Токсичную основу всех неврозов и деформаций личности. Задача нормального человека - избавиться от чувства вины, а не “расковыривать” его с помощью христианских духовных практик…»

Подобного рода комментарии разной степени «экспертности» все чаще можно увидеть в сети. И, я думаю, от них нельзя просто отмахиваться, высокомерно похмыкивая. Я бы даже предположила, что современная психологическая теория в некотором роде сродни дарвинизму. Если использовать ее вульгарные, «журнальные» изложения, то она кажется эдакой новой мощной бомбой под фундаментом христианства - такой же, какой когда-то казалась теория эволюции.

На самом деле претензии психологии к христианству кажутся обоснованными лишь тогда, когда кто-то пробует сравнивать свое приблизительное представление о «чувстве вины» с еще более приблизительным представлением о христианском учении.

Все, кто сталкивался с психологическими теориями в основном на страницах женского «глянца», склонны путать болезненное чувство вины со вполне полезной и, вообще говоря, необходимой объективностью. То есть человеку начинает казаться, что всякое признание вины есть уже психологическое отклонение, дурной навык, от которого следует поскорее избавиться. Если подобрать абсурдную, зато до предела понятную иллюстрацию, то это выглядит так. Жена, изменившая мужу, не должна «изводить себя чувством вины», ее задача - «понять», что виновата не она, а только муж, не проявлявший должного внимания, и обстоятельства, сложившиеся определенным образом: «так вышло».

«Вы не виноваты» - это уже довольно распространенный лозунг многих коммерческих псевдопсихологических тренингов. Вы не виноваты, что не вернули долг, - на дворе кризис, а кредитор, в конце концов, должен бы был и своей головой подумать, прежде чем раздавать деньги направо и налево. Вы не виноваты в аборте - это все «молодой человек» и сложная жизненная ситуация. (Что? Нет-нет, конечно же, это не вы принимали решение вступить именно в такую неофициальную связь именно с этим молодым человеком.)

Можно сказать, перефразируя поэта: «Ах, оправдать меня нетрудно, я сам оправдываться рад». Но если еще лет двадцать назад даже в светской культуре такое самооправдание не считалось общественной нормой, то сегодня под лозунг «А это не я!» подведено полунаучное объяснение: он-де помогает избежать самоедства и неврозов.

Увы, серьезных психологов при этом мало кто спрашивал о том, действительно ли всякое признание своей объективной ответственности за неблаговидный поступок ведет к «неврозам».

А ведь на самом деле «чувство вины» - то, о «токсичности» которого говорит психология, - относится совсем к другим ситуациям. Такое чувство вины как раз не имеет под собой реальных оснований. То есть когда человек совершил нечто неблаговидное и признает это - он не «страдает чувством вины», а признает свою реально существующую вину, после чего получает возможность увидеть, что же ему делать с этим дальше, как исправлять.

А «чувство вины» - это, например, уверенность подрастающего ребенка в том, что именно из-за него развелись его родители или из-за него десять лет назад умерла бабушка. Под таким чувством нет объективного основания, а значит, нет и инструментов для исправления ситуации, для избавления от гнетущего самоедства, которое в этом случае действительно деструктивно для психики и зачастую требует работы с грамотным психологом.

Вредоносно ли истинное чувство вины - безосновательное, невротическое? Безусловно. «Проповедует» ли его христианство? Безусловно, нет.

Христианское покаяние, которое часто выражается в , касается именно сознательных, реальных, совершенных человеком дурных поступков. И даже когда мы говорим о грехе «помышлением», то есть мыслью, то имеется в виду не всякий ветер, забредший в голову, а дурные мысли, сознательно человеком принимаемые, те, что его долго «тешили» и им смаковались.

В отличие от безвольного и бесконечного подтачивающего «чувства вины» христианское покаяние - это как раз начало активное, преображающее, меняющее человека и его психологическую «температуру». Можно бесконечно мысленно ковыряться в собственных «пунктиках» на тему «ах, какое же я ничтожество»… А можно сказать: «Господи, я действительно ничтожно поступил тогда-то и тогда-то! Но я не хочу так больше - помоги исправиться!» - и это уже позиция действия, изменения жизни, а не безвольная статика невроза.

«Ты виноват» - это звучит оптимистично. Потому что теперь ты знаешь, за что браться и что исправлять

«Ты виноват»: с точки зрения христианина это звучит оптимистично. Потому что теперь ты знаешь, за что браться и что исправлять. Ведь если в собственной жизни ты совершенно ни в чем не виноват, а это все они, коварные обстоятельства - то у тебя и перспектив никаких! Ведь можно ли исправить «обстоятельства», не исправляя себя?..

Постойте, - можно мне возразить, - но разве церковное учение о грехопадении не говорит еще и о той самой «безосновательной» вине, в которой нет ответственности конкретного современного человека? Разве учение о первородном грехе не приводит как раз к такому чувству вины, которое не следует за определенными проступками человека, а лишь довлеет над ним в виде прародительского наследства?

Но ведь и это - слишком упрощенное представление о христианстве. Библейская история сообщает не только о том, как через Адама и Еву грех вошел в мир. Сначала она повествует, сколь прекрасен человек с точки зрения Божественного замысла о нем - ведь он создан по Образу Бога. И после - рассказывает о великой цене спасения человечества через крестную смерть Христа. Все это - повод не для гордости, конечно, но для того умонастроения, которое философ Иван Ильин называл чувством духовного ранга, то есть здоровым чувством достоинства человека и ценности его жизни.

С точки зрения христианства человек одновременно и прекрасен, и «удобопреклонен» ко греху. Но эта склонность ко греху, которая является «отголоском» грехопадения, не довлеет над ним как рок. Напротив: человек снабжен средствами борьбы, активного преодоления греховности - молитвой, церковными таинствами, постом как средством духовной «муштры».

И покаянием как возможностью не «застревать» в ситуации собственной вины и греховности, не самоедствовать, а просить помощи у Того, Кто силен вывести из любой духовной ямы. Вина реальная, осознанная, названная - может быть исправлена или исцелена. Это лучше, чем, сидя в яме, безвольно и с извращенным наслаждением упиваться абстрактным и не названным «чувством вины».