Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе на тему "жизнь растений". Занятие по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе "мир растений"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению
с окружающим миром в подготовительной группе
на тему: «Прогулка на природу».

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о первоцветах; продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать умение рисовать ватными полочками. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа: знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство с первоцветами, знакомство со способами нетрадиционного рисования.

Оборудование: предметные картинки, рисунки первоцветов, цифровые карточки, Красная книга, мяч, краски акварельные, альбомные листы, кисточки, ватные палочки.

Ход занятия.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».

А что она означает? (растения, птицы, животные)

А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)

Всю природу Земли можно делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.

А мы сейчас поговорим о природе и о не природе.

На столе лежат картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на левую сторону природу, на правую не природу. (дети по очереди выходят и прикрепляют, проверяем)

Игра «Природа и не природа»

Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет, а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите мяч, если не природы, то отталкиваете. (играем)

Ребята, посмотрите здесь на поляне много цветов, перечислите какие это цветы? (ромашка, ландыши, подснежники, мать - и- мачеха, лилии, гвоздика, одуванчик)

Как их называют? (весенние)

Посмотрите внимательнее все ли тут цветы весенние? (нет, есть летние)

А как еще называют весенних цветов? (первоцветы)

Сколько у нас первоцветов? (3)

А сколько летних цветов? (4)

А каких больше? (3 4)

А сколько у нас вообще цветов? (3+4=7) (все рения делаем на доске с цифровыми карточками)

Ребята, какие из этих цветов на природе редкие? (ландыши, подснежники)

А куда они занесены? (в Красную книгу)

Как вы думаете почему? (потому, что они на грани исчезновения)

В нашей группе есть своя Красная книга, где занесены редкие растения и животные, но тут нет ландыши. Давайте мы с вами нарисуем их, и занесем в нашу книгу.

Показываю технику рисования.

Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем ватными полочками. Берем палочку макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки.

Дети рисуют.

Выставка рисунков.

Ребята, скажите мне пожалуйста где мы сегодня побывали?

Что такое природа?

Что такое не природа?

Что мы сегодня рисовали?

Ребята, на этом занятие окончено, спасибо.


Фомина Оксана Евгеньевна

Занятие №1. Тема «Природный дом»

Педагог. Что такое природный дом?

Дети высказывают предположения.

Природный дом — то место, где проживает (обитает) растение или животное или сам человек, то, с чем он соприкасается: пища, погода, почва.

Растения и животные тесно связаны с природным домом, т.е. тем местом и условиями, где они обитают. Они к нему привыкают (приспосабливаются), добывают себе пропитание, защищаются от врагов.

Каждый вид животного и растения по-своему привыкает к месту обитания. Как вы думаете, где живут наземные растения?

Дети . На суше.

Педагог . А водные (водоросли)?

Дети. В воде.

Педагог. Изменять природный дом для живых организмов нельзя — они могут погибнуть. Можно ли взять в детский сад ежа, которого вы увидели на прогулке?

Дети. Нет.

Педагог. В неволе животные долго не проживут, как бы мы ни старались в домашней обстановке создать условия, похожие на природные.

У человека тоже есть дом — его жилище. Но понятие «природный дом» шире: оно включает в себя все, из чего состоит окружающий нас мир, с чем человек соприкасается на протяжении всей жизни, от чего зависит.

Поэтому изучайте наш природный дом и берегите его.

Дидактическая игра «Кто больше назовет правил поведения на природе»

Дети по очереди называют правила поведения на природе, вспоминая экознаки.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Педагог называет какое-либо животное (или птицу), дети говорят, где он(она) обитает. Например: медведь — в берлоге, белка — в дупле, птицы — в гнезде, мышь — в норе и т.д.

Занятие №2. Тема «Моя страна»

Педагог. Как называется страна, в которой мы живем?

Дети . Россия.

Педагог. А как называется наша Родина?

Дети . Россия.

Педагог. Родина есть у каждого живого существа: человека, животного, растения. Родина — та страна, то место, где человек родился. Родина есть также у животных и растений. Мы родились в России. Это самая большая по площади страна (показывает на глобусе). С одного ее конца до другого на поезде нужно ехать неделю.

Разнообразна природа нашей страны — серая тундра, зеленая тайга, желтая пустыня. Есть в России большие, великие реки. Какие?

Дети. Волга, Днепр, Лена...

Педагог . Много городов и сел. Какой главный город нашей страны?

Дети. Москва.

Педагог . Нет у человека дороже земли, чем Родина. За нее наши деды, прадеды готовы были умереть в бою. Издавна люди распахивали пашни, строили города, сажали сады, старались, чтобы земля родная стала еще красивее. Но иногда совершали и необдуманные поступки: осушали болота, вырубали леса, тем самым нанося природе часто непоправимый вред.

Помните! Каждый человек должен стремиться приносить своей Родине пользу.

А какую пользу вы можете принести Родине?

Дети . Стремиться к знаниям, не наносить природе вред и т.д.

Дидактическая игра «Где чья Родина?»

Вариант 1

Педагог спрашивает: «Кто живет...»

а) на севере, где льды и снега? (Белый медведь, морж, тюлень, песец и т.д.)

б) в лесу? (Лось, бурый медведь, кабан, лиса, заяц и т.д.)

в) в пустыне? (Верблюд, варан, кобра и т.д.)

г) в горах? (Горный баран, серна, снежный барс и т.д.)

Вариант 2

Педагог спрашивает: «Где живут...»

а) белая сова, белая куропатка, северный олень? (На севере.)

б) Волк, косуля, бобр, рысь? (В лесу.)

По аналогии такая же игра проводится на примере растений.

Занятие №3. Тема «Мой город (поселок, деревня)»

Педагог . Как называется область, в которой мы живем?

Дети отвечают.

Район? Поселок?

Дети . Наш поселок называется Верхнеднепровским.

Педагог. А почему у поселка такое название?

Дети. Потому что он расположен в верховьях реки Днепр.

Педагог . Когда решили построить здесь первый завод (ГРЭС), то сюда стали съезжаться люди. Они строили дома, детские сады, дворцы культуры, школы, магазины; озеленяли улицы. Первая построенная электростанция поставляла в дома свет, теплую воду. А какие еще заводы расположены недалеко от поселка?

Заводы, выпускающие удобрения для полей, линолеум для покрытия полов, котлы для обогрева помещений. Многие люди, живущие в поселке, трудятся на этих заводах.

Но заводы выбрасывают в воздух (атмосферу) вредные вещества, которые потом попадают в почву, воду. Это очень плохо отражается на здоровье людей и всего живого.

Помните! Все люди должны стремиться сделать окружающий мир (природу) чище.

Дидактическая игра «Полезно — вредно»

Дети делятся на две команды: одна называет, что полезно делать, другая — что вредно.

Например: сажать деревья, подкармливать животных, ломать ветки на деревьях, стрелять в птиц и т.д. При этом показывают эко- знаки.

Занятие №4. Тема «Я и все мы»

Педагог. Кто такой человек?

Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы.

Человек — это каждый из нас; мы умеем мыслить, говорить, трудиться. Человек — частичка вселенной. Он должен стремиться сделать мир чище, краше, не вредить ему своими необдуманными действиями, т.е. каждый из нас должен соблюдать правила поведения в природе, окружающем нас мире.

Природа может жить без человека, а человек без нее — нет! Почему? Приведите примеры.

Дети. Жизнь невозможна без воздуха (кислорода), а кислород дают деревья и т.д.

Педагог. Человек не должен разрушать природу, так как все ее компоненты связаны между собой: воздух, почва, вода. Например: человек срубил дерево — птицы, которые вили на нем гнезда, улетели — набросились на дерево вредные насекомые — и оно погибло. Так может погибнуть целый лес.

Людей на земном шаре очень много; если каждый человек просто так срубит по одному дереву, то сколько лесов погибнет! А если по два... Только все вместе мы сможем сохранить нашу Землю, наш общий дом.

Помните! Все мы должны стремиться к тому, чтобы наша голубая красавица Земля не превратилась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.

Коллективная аппликация

На тему «Превратим нашу Землю в цветущий сад».

Занятие №5. Тема «Объекты неживой природы»

Педагог . Что относится к неживой природе?

Дети . Солнце, луна, звезды, воздух, моря, реки, океаны, земля и т.д.

Педагог. Чем они отличаются от живой природы?

Дети . Они не питаются, не дышат, не размножаются, не растут, не умирают.

Педагог . Живая природа зависит от неживой, так как без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные.

Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от ее благополучия.

Дидактическая игра «Выбери главное»

Педагог называет три объекта неживой природы, из которых дети должны выбрать один главный, без которого невозможна жизнь на Земле. Затем еще три. Так четыре группы слов. В результате дети должны назвать четыре самых главных объекта неживой природы:

— звезды, луна, солнце;

— радуга, ветер, воздух;

— облака, горы, вода;

— дождь, снег, почва.

Занятие №6. Тема «Солнце — большая звезда»

Педагог. Что такое солнце?

Дети отвечают.

Солнце — это космическое тело. Так называют его потому, что, как и Земля, Луна, звезды, оно находится в космосе. Солнце — раскаленное небесное тело, звезда. Оно имеет шарообразную (круглую) форму и состоит из очень горячих (раскаленных) газов.

Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем — там день, другая находится в темноте — там ночь (показывает на глобусе).

Где встает солнце?

Дети . На востоке.

Педагог. А где садится, т.е. уходит за горизонт?

Дети . На западе.

Педагог. Солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нее.

Помните! Солнце имеет огромное значение для жизни на Земле: если бы от Солнца не поступало света и тепла, то жизнь на Земле была бы невозможна.

Опыты

1. Роль света в жизни растений

Два растения одного и того же вида (необходимо взять светолюбивые виды) выращивают в разных условиях: одно — на свету, другое — в темном месте; затем сравнивают их и делают вывод: без света растения жить не могут. Затем растение, выращенное в темноте, помещают на светлое место и продолжают наблюдать за его ростом.

2. Роль тепла в жизни растений

Аналогично проводится наблюдение за растениями, помещенными в теплое и холодное места. Делается вывод: растения без тепла жить не могут.

Занятие №7. Тема «Человек и неживая природа»

Педагог. Как человек связан с неживой природой?

Дети . Без солнца, воздуха, воды, почвы человек не сможет жить.

Педагог. Все объекты (компоненты) неживой природы тесно связаны друг с другом. Например: почва утратит свое главное свойство — плодородие, если не будет взаимодействовать с солнцем (тепло), воздухом (кислород), водой (влага); вода утратит свое основное значение, если не будет нагреваться или содержать воздух.

Помните! Человек должен охранять неживую природу, заботиться о ней.

Дидактическая игра

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят:

— дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце);

— представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух);

— без вкуса и запаха, бесцветная; прозрачная; обладает текучестью; может быть в трех состояниях — газообразном, твердом, жидком (вода);

— плодородна; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва).

Галина Власова
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Мир природы»

Конспект НОД

в подготовительной группе по теме «Мир природы»

Цель: формирование экологических представлений у детей

старшего дошкольного возраста.

1. Закрепить элементарное устройство природы посредством наглядного изображения.

2. Упражнять детей в классификации живой природы (растительный и животный мир).

3. Учить выделять характерные особенности внешнего вида представителей животного мира: птиц, рыб, насекомых, зверей.

4. Учить создавать ситуацию опыта; показать зависимость мира живой природы от тепла, света и воды.

5. Расширять словарный запас.

Оборудование: коробка с палочками, камушками, шишками, ракушками; карточки с изображением живой и неживой природы; карточки с изображением растительного и животного мира для игры «Пятый лишний»; разрезные картинки с изображением птицы, рыбы, насекомого, зверя; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4; карточки с изображением роста растений: огурца и дерева; карточки с изображением необходимых условий для нормального роста и развития растений и животных; банки, вода, условные обозначения, лук.

1. Мотивация к познавательной деятельности.

Ребята, сегодня к нам на занятие прилетела тётушка-Сова. Она хотела-бы увидеть и услышать как мы с вами готовы к школе. Мы готовы ей это показать и доказать?

Тётушка-Сова принесла с собой коробку, но не простую, а с секретом. А вы любите секреты? Хотите узнать, кто прислал нам коробку с секретом?

Для этого надо на ощупь определить, что же там находится. Главное условие: определить на ощупь, затем достать предмет. (Дети достают из коробки палочки, камушки, шишки, ракушки).

Ребята, скажите, где все эти объекты можно найти? (На речке, море, в лесу). Лес, речка, море, что это такое? Совершенно верно, это природа.

Сегодня свои секреты для вас приготовила природа. (Дети складывают объекты природы в коробку).

А вы хотите отгадать секреты природы? Для того чтобы их разгадать надо быть внимательным и любознательным. И, конечно, я в вас не сомневаюсь, у вас всё получится.

2. Актуализация знаний (постановка задач, воспроизведение необходимых знаний)

Первый секрет природы: в группе расположены карточки с объектами природы. Необходимо разделить все объекты на 2 группы: на живую природу – расположить их на зелёном поле и на неживую – на голубом поле. (Индивидуальная работа,взаимопроверка).

По каким признакам вы решили что птицы, растения, животные – это объекты живой природы? Давайте назовём их. (Педагог выкладывает карточки с обозначениями признаков живой природы: движение, размножение, питание, рост, дыхание).

Мы раскрыли один из секретов природы, какой?

Природа делится на живую и неживую.

А вот и новое задание, выполнив которое вы раскроете второй секрет природы.

(Дидактическая игра «Пятый лишний», работа с карточками по подгруппам).

Мы раскрыли второй секрет природы, какой?

Живая природа делится на мир животных

и мир растений.

Следующее задание приготовил для вас животный мир: собрать из частей представителей животного мира (птицу, рыбу, насекомое, зверя). Для этого необходимо разделится на 4 группы: взять карточку с цифрой и подойти к столу с таким же номером (дети из пазлов собирают изображение животных).

Назовите особенности каждого вида. (Дети называют и выкладывают характерные особенности каждого вида животных).

Каждый вид животных имеет свои отличительные особенности.

Задание растительного мира: выложить последовательность роста растения (работа в группах: мальчики и девочки, взаимопроверка).

Молодцы, похлопали друг другу за правильное выполнение задания.

3. "Открытие нового знания" (Выбор метода разрешения проблемной ситуации: экспериментальная деятельность).

Ребята, как вы думаете, какие условия необходимы растениям и животным для нормального роста и развития? (ответы детей)

Мы раскрыли третий секрет природы, какой?

Для нормального роста и развития растениям и животным необходимы определённые условия: воздух, питание, тепло и свет.

Физминутка: игра «Семена».

(Пригласить детей присесть на стульчики).

Ребята, как вы думайте, если мы посадим одно растение в разные условия, оно будет расти одинаково?

Наши мнения разошлись, как мы можем это проверить? (Ответы детей)

Мы решили, что нам надо провести эксперимент.

Но сначала вспомним условные обозначения необходимых условий и план своих действий

(подойти к столу, взять карточку с условными обозначениями - кружочки разного цвета (свет, вода, тепло, взять банку, налить воды (если это надо, взять лук). Дети делятся на 4 группы, садят лук в соответствии с условиями.

Мы молодцы, мы все справились!

Как вы думайте, при каких условиях вырастет самый большой лук? (Выставляются схемы). Мы эти предположения можем проверить сейчас? А когда сможем? Правильно, когда пройдёт какое-то время. Через неделю мы проверим наши предположения.

4. Рефлексия (самоанализ, итоги).

Вспомним ещё раз, какие секреты природы мы с вами раскрыли?

Что сложного было для вас сегодня?

Как вы думаете, мы доказали тётушке-Сове, что мы готовы к школе?

«Мир живой и неживой природы»

(подготовительная к школе группа)

Цель: формирование представлений у детей экологической культуры и взаимосвязи между живой и неживой природой.

1. Формировать элементарные знания устройства природы с помощью наглядного изображения.

2. Закреплять знания детей в классификации живой природы (растительный и животный мир) и не живой.

3. Продолжать учить выделять характерные особенности внешнего вида представителей животного мира: птиц, рыб, насекомых, зверей.

4. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к окружающей среде.

5. Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию, создавая ситуацию опыта по отношению к окружающему миру.

6. Формирование знаний о жизненно необходимых условиях в мире живой природы (тепла, света и воды).

7. Расширять словарный запас.

Оборудование: сундучок с желудями, палочками, камушками, шишками, ракушками; картинки с изображением живой и неживой природы; картинки с изображением растительного и животного мира для игры «Пятый лишний»; разрезные картинки с изображением птицы, рыбы, насекомого, зверя; карточки с изображением роста растений: гороха и дерева; карточки со схемами необходимых условий для нормального роста и развития растений и животных; одноразовые стаканчики с землей, лейка с водой, условные обозначения, лук.

Ребята, сегодня к нам в гости прилетела мудрая тётушка-Сова. Она хотела бы посмотреть и послушать, как мы с вами готовимся к школе. Мы готовы ей это показать?

Тётушка-Сова принесла с собой шкатулку, но не простую, а с секретом и вы сами должны догадаться, кто ей передал эту шкатулку для нас. А вы любите секреты? Хотите узнать, кто передал нам эту шкатулку с секретом?

Для этого надо на ощупь определить, что же там находится. Главное условие: определить на ощупь, назвать, затем достать предмет. (Дети достают из шкатулки палочки, камушки, шишки, ракушки) .

Ребята, скажите, где все эти объекты можно встретить? (На речке, море, в лесу). Лес, речка, море, что это такое? Совершенно верно, это природа.

Сегодня свои секреты для вас приготовила сама матушка - природа. (Дети складывают объекты природы в коробку).

А вы хотите отгадать её секреты? Для того чтобы их разгадать надо быть внимательным и любознательным. И, конечно, я в вас ни сколько не сомневаюсь, у вас всё получится.

2. Актуализация знаний

Первый секрет природы. У вас на столах лежат наборы картинок с объектами природы. Необходимо разделить все объекты на 2 группы: на живую природу – расположить их на зелёном поле и на неживую – на голубом поле (работа в парах).

По каким признакам вы решили что птицы, растения, животные – это объекты живой природы? Давайте назовём их. (Педагог выкладывает карточки с обозначениями признаков живой природы: движение, размножение, питание, рост, дыхание).

Мы раскрыли один из секретов природы, какой? Природа делится на живую и неживую.

А вот и следующее задание, выполнив которое вы раскроете второй секрет природы. (Дидактическая игра «Пятый лишний», работа с карточками).

Вот мы с вами и раскрыли второй секрет природы, какой? Живая природа делится на мир животных и мир растений.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Следующее задание приготовила для вас природа животного мира. Нужно собрать из частей представителей животного мира (птицу, рыбу, насекомое, зверя). Для этого необходимо разделится на 4 группы (дети из пазлов собирают изображение животных).

Назовите особенности каждого вида. Какой вывод мы можем сделать?

Каждый вид животного мира имеет свои отличительные особенности.

Задание растительного мира: выложить последовательность роста растения (работа в группах, взаимопроверка).

Молодцы, похлопали друг другу за правильное выполнение задания.

4. "Открытие нового знания" (Выбор метода разрешения проблемной ситуации: экспериментальная деятельность).

Ребята, как вы думаете, какие условия необходимы растительному и животному миру для нормального роста и развития? (ответы детей)

Мы раскрыли третий секрет природы, какой?

Для нормального роста и развития растениям и животным необходимы определённые условия: воздух, питание, тепло и свет.

Физминутка: игра «Дерево, куст, трава». Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может вставлять названия грибов и животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Ребята, как вы думайте, если мы посадим одно растение в разные условия, оно будет расти одинаково?

Наши мнения разошлись, как мы можем это проверить? (Ответы детей)

Мы решили, что нам надо провести эксперимент.

Но сначала проговорим план наших действий: подойти к столу, взять и одеть фартук, взять стакан с землей, взять лук, посадить его в землю, полить из лейки водой. Дети парами садят лук, в соответствии с условиями.

Мы молодцы, мы все справились!

Как вы думайте, при каких условиях вырастет самый большой лук? Мы эти предположения можем проверить сейчас? А когда сможем? Правильно, когда пройдёт какое-то время. Через неделю мы проверим наши предположения.

Вспомним ещё раз, какие секреты природы мы с вами раскрыли?

Как вы думаете, мы доказали тётушке-Сове, что мы готовы к школе?

6. Предложить детям цветные карандаши и альбомы.

Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС , работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей» , «Художественно-эстетическое развитие детей» , «Физическое развитие детей» , «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Возрастная группа : подготовительная группа

Длительность НОД:25-30 МИН.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека .

Образовательные задачи: создавать условия для:

— развития познавательного интереса к миру природы ;

— формирования первоначальных умений и навыкков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

— развития умений проводить несложные опыты с водой.

— обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: « природа » , «живое» , «неживое» ;

— предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие» ;

— активации словарного запаса детей: природа , насекомые, рыбы, помощь. — развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;

Развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)

— формирования навыков коллективного общения

— формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», Изготовление солнышек.

Материалы и оборудование:

— Магнитофон с флеш — картой;

— Телевизор, компьютер для просмотра презентации;

— камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.

Ход ЗАНЯТИЯ :

Звучит музыка лёгкая тихая

В: Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и друзьям

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим.

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

В: Молодцы а теперь присаживайтесь на стульчики.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о природы . Как вы думаете что такое природа ?

ДЕТИ: Природа -это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.

В: верно. Кроме того мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

В:Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.(слайд.1) Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность . Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

Матушка природа» (слайд 2)

Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

1.Слушать громко музыку.

2.Бросать мусор.

3.Топтать и рвать цветы.

4. Мыть машины.

5. Ловить жуков и бабочек.

6.Разводить огонь.

7.Разорять муравейники.

8.Не рвать паутины.

9.Не лесть в птичьи гнёзда.

10.Не трогать детёнышей.

11.Не вырезать на деревьях.

В: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.

(слайд 3) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

В: Посмотрите,ребята,мы свами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и поищем пострадавших.

В:А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. (слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

Д: Вода в реке грязная.

В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?

Д: Это завод и свалка.

В: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

Д: Перерабатывать отходы.

В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность .

В.: Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас . Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки

В.: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).

Эксперимент « Очистка воды » :

Опыт проводится за «круглым столом».

В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск . Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск . А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный , на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да) . Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 5)

Вот мы потрудились, а теперь отдохнём. Раздевайтесь, поиграем в игру «В мире животных»

Физкультминутка

В.: Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть.

Физминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

В: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?

(слайд 6) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?(Д:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)

В.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

– Ой , беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка» . (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

Д/и «Нарисуй дом муравья»

Но ещё муравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, а муравьишки потом выберут себе дом по душе.

(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ ВЛОМАСТЕРЫ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)

В. Отлично, вы замечательно стравились! Посмотрите муравьи довольны. (слайд 7)

Часть группы за ширмой, оформленный как лес — ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель:

Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

— Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей) . А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты) .

Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А позже я выброшу мусор в мусорный бак. (слайд9)

Заключительная часть

В: Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:

«Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей»

Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо.

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие ? Посмотрите под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия .