Конспект занятия в старшей группе. Путешествие по Весне

Образовательные задачи:

1.Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких живот-ных, птицах, деревьях, рыбах.

2. Расширять представления о лесе и его обитателях.

3. Продолжать знакомить с характерными особенностями весны.

4. Познакомить со свойствами льда и воды.

5.Продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

2. Развивать память, связную речь, умение анализировать.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес детей к жизни леса, умение вести и себя в лесу.

2. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

3. Проявлять заботу и внимание ко всему живому.

4. Формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, деревьев, птиц.

2. Рассматривание альбома «Времена года».

3. Беседы о весне.

4. Чтение стихотворений о весне.

5. Загадывание загадок о птицах, животных.

6. Чтение сказок о животных.

7. Дидактические игры «Дикие животные», «Птицы».

Оборудование:

1. Дорожка (из шнуров).

2. Река (голубое полотно).

3. Ветка березы.

4. Лесная лаборатория (2 стола, покрытых полотном).

5. Подносы.

6. Салфетки из ткани.

7. Магнитофон.

8. Красный картон.

Ход:

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в весенний лес?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Скажите мне, какое сейчас время года?

Дети : Весна.

Воспитатель: А как же вы догадались, что именно весна?

Дети: На улице тепло, снег тает, солнце светит и греет, на деревьях набухают почки, люди сняли тёплые и надели лёгкие куртки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дорожке. (показывает импровизированную дорожку). Какая она?

Дети: Широкая(дети парами проходят по дороге).

Воспитатель: Вот мы и прошли по дорожке. Куда она нас привела?

Дети: К реке.

Воспитатель: Правильно, мы подошли к реке. Весной лед на реке тонкий и хрупкий, он начинает таять и ломаться. А кто это подо льдом?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Весной лёдтает и превращается в воду,рыба начинает плавать. Как вы думаете, рыбе холодно подо льдом?

Дети: Холодно.

Воспитатель: Если рыба плавает, то ей не холодно. Теперь пойдём дальше

Чтобы попасть в лес, нам нужно перейти через рекупо этому красивому мосту. Какой он?

Дети: Узкий.

Воспитатель: Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмемся одной рукой за перила и перейдем по мосту на другую сторону.(дети друг за другом идут по мосту)

Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, как красив весенний лес.

Март на пятки наступает,

Прогоняя зиму прочь.

Днем снежок немножко тает.

Подмораживает ночь.

Ясным днем сосульки плачут-

Солнце плавит им бока,

Ночью темной слезы прячут-

Предвесення тоска.

(Н.Радивилина)

Ребята, а каких животных, живущих в лесу вы знаете?

Дети: Медведь, заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель: А как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: — Дикие.

Воспитатель: — А каких птиц, живущих в лесу весной вы знаете?

Дети : — Синица, дятел, сова.

(Раздается звон капели и входит Весна)

Весна : Здравствуйте, ребята!

Вы меня узнали?

Дети: Здравствуйте!

Весна:

Воспитатель:

Ребята будут вести себя тихо. Весна- красна, а мы с ребятами пришли в лес не с пустыми руками. Мы принесли скворечники. Их сделали дети со своими папами и мамами для скворцов.

Дети дарят Весне скворечники.

Весна:

Молодцы, спасибо вам, ребята. Какие красивые скворечники вы сделали с папами и мамами. Я повешу скворечники на деревья и в них поселятся скворцы. А я хочу рассказать вам о правилах поведения в лесу.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель:

Спасибо тебе, Весна, мы с ребятами обязательно запомним эти правила.

Воспитатель:

Посмотрите, сколько вокруг вас деревьев. Этот лес называется смешанным, потому что здесь растут вместе разные деревья. Какие бывают деревья?

Дети: Низкие и высокие.

Воспитатель: А знаете ли вы названия деревьев?

Дети: Знаем.

Воспитатель: Как называется это дерево?

Дети: Береза.

Воспитатель: Что есть у березы?

Дети: Ствол и ветки, а скоро появятся листочки.

Воспитатель: А это что за дерево?

Дети: Елка.

Весна:Что есть у елки?

Дети: Ствол, ветки, хвоя.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. За это я приглашаю вас в лесную лабораторию.

(Перед детьми стоят два подноса, со снегом и со льдом)

Посмотрите и потрогайте снег. Какой он?

Дети: — Холодный, мокрый, белый.

Воспитатель:Правильно. А сейчас под комок снега и под кусок льда я положу лист красной бумаги. Что вы увидели через снежный комок?

Дети: Ничего.

Воспитатель: Значит, снег не прозрачный. Что вы увидели через кусок льда?

Дети: Красную бумагу.

Воспитатель: Верно. Значит лед прозрачный. Вот мы с вами и узнали о свойствах льда и снега. Лед прозрачный, а снег - нет.

Спасибо тебе, Весна. Мы узнали много нового и интересного. Только детки наши немножко замерзли. Пора нам домой возвращаться.

Весна:

Чтобы вы не замерзли, я помогу вам быстро вернуться в детский сад. Ветер, ветер, помоги моим друзьям поскорее домой вернуться! До скорой встречи, дети!

Дети: До свидания, Весна!

(Весна уходит, дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Как хорошо снова очутиться в детском саду. А теперь давайте вспомним. Куда мы ходили?

Дети: В лес.

Воспитатель: Где мы шли?

Дети: Шли по широкой дороге и по узкому мостику.

Воспитатель: Кто нам встретился в лесу?

Дети: Весна.

Воспитатель: Что мы узнали о снеге и льде?

Дети: Лед прозрачный, а снег - непрозрачный.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас можете поиграть со своими любимыми игрушками.

НОД по ОО « Познавательное развитие» Ребенок и окружающий мир. с детьми старшей группы.

Тема « Весенняя страда»

Форма организации : путешествие.

Цель : Расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

Задачи:

Продолжать расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

Развивать любознательность, инициативу. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.)

Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация « Весенняя страда»

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

В гости к детям приходят Незнайка и Знайка. Они о чем- то спорят.

Воспитатель « О чем вы спорите?». Ребята, давайте ребята дружно поздороваемся с нашими гостями.

Незнайка . Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку!

Воспитатель. Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? Весенняя страда-это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой является весенняя вспашка земли.

Знайка. Я видел, как трактор работает в поле!

Незнайка. Я тоже хочу посмотреть!

Простановка цели детьми

Как мы можем помочь Незнайке?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

В:- Ребята, мы все вместе посмотрим, как работают трактора на полях. И наши гости и вы, ребята узнаете как же проходит весенняя страда.

Просмотр презентации.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Незнайка. Как интересно! А какие семена падают в землю?

Воспитатель. Так сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры-это растения, дающие зерно-пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д. Зерновые культуры- это бобы, горох, соя и др.

Агрономы-специалисты сельского хозяйства-знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая компания.Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит. Давайте рассмотрим зернышко под лупой.

Воспитатель. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшеничная-ее делают из пшеницы, а ржаная-ее делают из ржи. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржаной-черный хлеб и ржаные пряники.

Воспитатель показывает семена пшеницы и ржи. Спрашивает у детей, как нужно относиться к хлебу? Что значит его беречь?

Послушайте пословицы о хлебе.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не в тягость.

Хлеб везде хорош- и у нас, и за морем.

Хлеб да вода-богатырская еда.

Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Подводит детей к понимаю того, что многие люди потрудились, чтобы можно было покушать вкусный хлеб.

Подведение итога

Просмотр мультфильма «Лёгкий хлеб».

Трактор боронит землю железными зубьями бороны

Когда земля готова к посеву, к трактору цепляют сеялку. Из сеялки семена равномерно падают на землю в бороздки

Так обрабатывают посевы Подкормка для лучшего роста А также защита от вредителей и болезней

Агроном – специалист сельского хозяйства – знает, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно проводить. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая кампания.

Зерновые культуры – это растения, дающие зерно – пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д.

Зернобобовые культуры – это бобы, горох, соя, фасоль.

Хлеб всему голова Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем. Хлеб да вода – богатырская еда. Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает. Работай до поту, поешь хлеба в охоту. Пословицы о хлебе


Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель : Продолжать расширять и обогащать знание детей об овощах.

Задачи : Учить различать по цвету, форме; расширять представление детей о сезонных работах в саду и огороде; уточнить представление детей о том, что из чего можно вырастить растение; продолжать учить детей приемам посева семян, подвести детей к пониманию условий необходимых для роста растений: солнце, вода, тепло; воспитывать интерес к растительному миру, желание трудиться;

Предварительная работа : наблюдение за комнатными растениями, рассматривание иллюстраций, загадки об овощах, беседа «В каком виде едят помидоры», дидактическая игра «Вершки и корешки».

Материал : стаканчики с землей, розетки с семенами, лейки с водой, деревянные палочки.

Словарная работа : лунка, рассада, садовод, цветовод, овощевод.

Планируемые результаты : с интересом разгадывание загадок об овощах, доброжелательное взаимодействие с воспитателем и сверстниками во время игры, проявление самостоятельности при работе.

Ход НОД :

Вводное слово воспитателя:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Дети: весной.

Воспитатель: правильно, это весна. Сегодня мы с вами поговорим о весне, о весенних заботах людей. Ребята, а кто из вас может мне назвать весенние месяцы?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель : правильно это март, апрель, май, а как вы думаете солнце светит ярче или нет?

Дети: да.

Воспитатель : правильно, весной дни становятся длиннее, солнце греет ярче, теплее. Сегодня мы с вами поговорим о весенних заботах в саду и на огороде.

Скажите пожалуйста где выращивают фрукты?

Дети : в саду.

Воспитатель : как называют людей работающих в саду?

Дети : садовод.

Воспитатель : а где выращивают овощи?

Дети : на огороде, на полях.

Воспитатель : как называют людей которые выращивают овощи?

Дети : овощеводы.

Воспитатель : сегодня мы с вами будем маленькими овощеводами подготовим рассаду, а какую вы узнаете, отгадав загадку:

Как на нашей грядке,

выросли загадки.

Сочные да крупные,

вот такие круглые.

Летом зеленеют,

к осени краснеют.

Дети : помидор.

Правильно, а в мае ребята высадим нашу рассаду в грунт на огороде.

Воспитатель : помидоры начали выращивать в Перу и Мексике, после открытия Америки, помидоры, как комнатные растения привезли в Европу. Но вот уже 180 лет все знают, что спелые, красивые ягоды-так его называли в начале, очень вкусны. Они богаты витаминами «А», «С». Поэтому в конце марта начале в апреля семена высаживают в специальные теплицы-так они успевают вызреть до конца лета. Томаты-однолетние растения. Для прорастания семян необходима температура плюс 22, 23 градуса. Томаты хорошо развиваются в рыхлой почве. Мы уже отметили, что помидорам нужен теплый климат, хорошую почву, тепло. Ребята, скажите, у нас в группе тепло?

Дети: да.

Воспитатель : Скажите, а что еще необходимо, чтобы наши семена взошли?

Дети : вода.

Воспитатель: Да, правильно, все необходимые условия у нас с вами имеются: вода, земля, теплое помещение. Давайте мы с вами ребята немножко отдохнем. Подвижная игра с мячом «Бывает не бывает.»

Иней летом - нет

Снег зимой - да

Мороз летом - нет

Листопад весной

Метель осенью

Заморозки весной

Дождь летом

Гроза весной

Роса зимой

Летом почки-

(На фланелеграфе выкладывается алгоритм последовательности работы посадки семян. Все действия проговариваются, затем ребенок повторяет и дети самостоятельно выполняют работу.)

Воспитатель : ребята, на ваших столах есть все необходимое, давайте подойдем к столам и самостоятельно выполним работу. Мы с вами говорили, что семена высаживаются в специальные теплицы, а такую тепличку, которая будет давать нашим семенам, мы приготовим сами, ящик прикроем пленкой, будет дополнительное тепло и влага.

Вот в руке у меня календарь наблюдений за посадкой томатов, где мы с вами будем отмечать всходы и рост нашей рассады. А когда температура воздуха на улице будет плюс 15, плюс 20 высадим на улицу, где в течение лета будем ухаживать за ними, а осенью соберем урожай. На этом наше занятие закончилось, все сегодня хорошо поработали.

Итог:

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии, было ли вам трудно сажать семена томатов? (ответы детей)

Людмила Онипко
Конспект занятия «Весенняя страда»

Образовательные задачи :

Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, весенних месяцах .

Расширять представления о жизни животных и птиц с приходом весны.

Формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.

Формировать и обобщать представления о труде взрослых в весенний период .

Развивающие задачи :

Активизировать словарь детей по теме «Весна» .

Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями , стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.

Воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение ко всему живому, формированию интереса детей к природе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Подготовительная работа :

Разучивание стихотворений, изготовление кормушек, выполнение домашнего задания, поиск в интернете нужного материала.

В.: Ребята, вам было дано домашнее задание, все его выполнили? (ответы детей)

В.: Ответьте на вопрос. – Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)

В.: Назовите перелётных. (ответы)

В.: Назовите зимующих. (ответы)

В.: А что нового вы узнали от родителей о птицах? (ответы детей)

В.: Молодцы! С домашним заданием вы справились.

А теперь давайте послушаем «Звуки природы» Звучит запись «Звуки природы»

Слышится стук в дверь, входит Бабушка – Загадушка.

В.: Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей.

Дети здороваются

В.: Говоря по обычаю, когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Дети хором читают стихотворение «Я здороваюсь везде»

Б. з.: Ребята, я из леса пришла, там такие изменения произошли в природе.

– Вы не знаете почему?

Дети – Потому, что весна наступила.

В- А почему весну называют красной?

-: Дети : - Потому что она красивая и все ей рады.

: - Кто назовет мне весенние месяцы ?

Б. З.: - Правильно, весна долго шла к нам, через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы.

Б. З.: - Давайте вместе отправимся в весеннее путешествие .

Б. З.:- Ребята, мы попали с вами на поляну загадок

Загадки :

1 Дел у меня не мало –

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (Весна)

2. Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель) .

3. Первым вылез из темницы,

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький … (подснежник) .

4. Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (Сосулька)

5. На шесте – дворец.

Во дворе – певец.

А зовут его … (скворец) .

6. Меня ждут - не дождутся,

как увидят – разбегутся. (Дождь.)

В.: - Б. З., наши ребята очень любят играть

Игра с солнышком «Признаки весны» .

Дети называют слова (Солнечная, радостная, шаловливая, дружная, звонкая, и т. д.) и выкладывают лучики солнышку.

В.: - Куда же мы попали?

Б. З.:- Это волшебный лес.

В.: Вы чувствуете какой в лесу воздух. Чем он пахнет?

Дети. Хвоей, смолой, свежестью и т. д.

Дыхательное упражнение «Запах леса» .

Б. З.: А у меня есть игра на внимание.

Игра называется «Прилетели птицы» .

1. Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

2. Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

3. Прилетели птицы : голуби, синицы, волки и стрижи.

Молодцы вы были очень внимательны.

Б. З.: Вот и птички поселились в нашем лесу, и луг какой красивый, давайте поиграем

Физкультминутка. «На лужайке по утру»

В.: -Как хорошо в лесу, сколько красоты, доброты, а можно в лесу кричать, ветки ломать, костер разжигать и т. д.

Д.: (ответы детей)

: - Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы

скажете что увидели.

(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)

Дети : - Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей :

Днём стало пригревать солнце.

Стало теплее, день стал длиннее.

Снег потемнел, стал таять.

Появились первые проталины.

Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

Б. З – А стихи о весне вы знаете (дети читают стихи)

Какие занятия у людей весной ?

Д.: - (сажают огороды, пашут землю, засевают поля и т. д.)

А что сажают дома в огороде?

Б. З.: А в детском саду вы сажаете огород?

Д.: - Да. Мы посадили редиску, горох, огурцы. (молодцы, вы и трудиться умеете.)

Б. З.: Ребята, понравилось вам путешествие? Вы очень порадовали меня. Я услышала. Как много вы знаете о весне, любите природу и бережно относитесь к ней мне пора уходить. До свидания. До новых встреч.

В.: Молодцы! О каком времени года мы сегодня беседовали? Понравилось вам наше путешествие? Кто сегодня к нам приходил в гости? Кого мы видели в лесу? Ребята как вы думаете, а мы гости или хозяева в лесу? Чем заняты люди в весенний период ?

В.: Мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.