Корнелиус вандербильт надпись на могиле. Железнодорожные короли: Корнелиус Вандербильт. Корни на воде

первонач. Ван Дер Бильт (англ. Vanderbilt; Van Der Bilt; род. 27 мая 1794 г. Порт Ричмонд, ныне Статен-Айленд, Нью-Йорк - ум. 4 января 1877 г. Нью-Йорк) - один из богатейших и успешнейших предпринимателей США XIX столетия, основатель плутократического рода Вандербильтов.

Железнодорожный магнат. Активно занимался морским транспортом, финансами, торговлей. Построил несколько важнейших железных дорог. В большинстве случаев он разрешал бизнес-конфликты цивилизованными методами, но не брезговал применять подкуп и шантаж. Пожертвовал $1 млн. основанному им Университету Вандербильта. Основатель знаменитой династии, Корнелиус Вандербильт в глазах общественности выглядел воплощением американской мечты - выходец из небогатой семьи достиг успеха исключительно своими силами. Кроме того, он вошел в историю как король демпинга.

Вандербильт был малограмотным (а если верить отдельным газетным публикациям того времени, с трудом мог поставить подпись на документах), но ум, изворотливость и склонность к анализу помогли ему взобраться на самый верх социальной лестницы. Корнелиус был легок на подъем и не боялся расстаться со старым бизнесом, чтобы начать новый, превосходно разбирался в той сфере знаний, которую сейчас называют маркетингом и продвижением. Но самый богатый человек США так и не вошел в светское общество Нью-Йорка, вел скромную жизнь и не захотел разделить огромное наследство между своими детьми.

Молодость Корнелиуса Вандербильта

Самый богатый американец XIX века Корнелиус Вандербильт родился в семье среднего достатка. Отец будущего миллионера был лодочником и держал ферму. Фамилия Вандербильт происходит от названия нидерландской деревни Де Билт, родины пращуров Корнелиуса - прапрапрадед миллионера Ян Аэртсон носил фамилию Ван дер Билт. Со временем составные части фамилии слились.

Уже в 11 лет Корнелиус бросил школу, чтобы помогать отцу. О недополученных знаниях Вандербильт ничуть не жалел: «Если бы я учился, у меня не осталось бы времени ни на что другое », - твердил магнат.

В 16 лет Корнелиус открыл первый самостоятельный бизнес. Заняв у матери $100 (при условии, что юноша самостоятельно вспашет и засеет восьмиакровое поле), Вандербильт купил лодку-плоскодонку и стал перевозить грузы и пассажиров. Основным маршрутом стал путь от острова Стейтен-Айленд до Манхэттена и обратно, клиенты - американцы, по долгу службы ежедневно ездившие в Нью-Йорк. За каждую поездку Корнелиус просил 18 центов. Вскоре он чуть не лишился своего ключевого актива - водное такси с пассажирами столкнулось с небольшой шхуной. Это было первое и последнее происшествие на водном транспорте Вандербильта - никогда больше его плавсредства не терпели бедствия.

Лодочный бизнес оказался настолько прибыльным, что спустя год Корнелиус не только вернул матери долг, но и заработал $1000. Услуги Вандербильта пользовались спросом, поскольку стоили дешевле, чем у конкурентов, а сам Корнелиус завоевал репутацию честного и трудолюбивого лодочника. Он не отказывался перевозить пассажиров даже в штормовую погоду. Побочным бизнесом Вандербильта стала торговля: в Стейтен-Айленде молодой предприниматель покупал товары, пользовавшиеся спросом в Нью-Йорке, перевозил через реку и перепродавал.

Новые возможности для расширения бизнеса будущего пароходного магната создала англо-американская война 1812 года. Заработав авторитет в тогдашних бизнес-кругах Нью-Йорка, Вандербильт сумел получить правительственный контракт на поставки товаров в форты, расположенные недалеко от города. На заработанные деньги Корнелиус построил средних размеров шхуну и два небольших корабля - с тех пор конкуренты прозвали его Командором. Вандербильт торговал устрицами, арбузами, китовым жиром, снабжал стоящие в гавани корабли пивом, сидром и провизией. К 1817 году Вандербильт накопил $9000 и решил... выйти из бизнеса.

Решение случайным не назовешь: маршрут Стейтен-Айленд - Нью-Йорк заполонили другие лодочники, доходы Вандербильта начали снижаться. Корнелиус заинтересовался пароходным бизнесом. Продав свой флот, Командор нанялся капитаном с зарплатой в $1000 в год на небольшой пароход Томаса Гиббонса. Пароходный бизнес для бизнесмена был в новинку, но Вандербильт хотел за чужой счет тщательно изучить тонкости ведения дел. Разобравшись с устройством парохода, Командор убедил Гиббонса построить паровое судно, самостоятельно разработав его проект. Корабль получил название Bellona, а Корнелиус стал партнером Гиббонса.

Из-за новой работы Вандербильта его семья (Корнелиус дважды был женат - первый раз в 19 лет, второй - в 73 года) переехала в Нью-Брунсвик (штат Нью-Джерси). Там Вандербильт приобрел таверну на берегу реки и превратил ее в место отдыха пассажиров проходящих пароходов. Заведение назвали Bellonа Hall. Таверна стала любимым местом остановки путешественников. Хозяйничала в таверне первая жена Вандербильта София Джонсон.

Корнелиус продолжал демпинговать и на Беллоне, запрашивая за проезд $1 - вчетверо меньше, чем конкуренты. Настойчивое продвижение Вандербильтом своих услуг возмутило конкурентов. Главными соперниками Корнелиуса были Роберт Ливингстон и изобретатель колесного парохода Роберт Фултон - легальные монополисты на рынке пароходных перевозок. Монопольное положение в водах Гудзона им гарантировал Нью-Йоркский законодательный совет. Между конкурентами разгорелась небольшая война. Несколько раз Вандербильта пытались арестовать по обвинению в нарушении закона, однако ему удавалось выскользнуть из рук неприятелей. Ходили слухи, что Командор оборудовал свое судно потайной каютой, чтобы прятаться от преследователей. Наконец, Фултон и Ливингстон решили подать в суд на конкурента. Однако просчитались - в 1824 году Верховный Суд США признал их монополию на транспортные операции в водах Гудзона неконституционной.

К 1829 году Вандербильт скопил $30 тыс. и решил снова уйти на вольные хлеба, занявшись собственным бизнесом. Протесты жены, не желавшей покидать обжитого Нью-Джерси, и Томаса Гиббонса, который предложил Корнелиусу жалованье вдвое большее и 50% долю в компании, ни к чему не привели. Командор перевез всю семью в Нью-Йорк. Жена Корнелиуса поначалу отказывалась от переезда. Непреклонный Вандербильт решил проблему кардинально, поместив супругу на два месяца в сумасшедший дом.

Золотое дно

Вернувшись в Нью-Йорк, предприниматель основал пароходную компанию и наладил сообщение между Нью-Йорком и городом Пикскилл, штат Нью-Йорк. За проезд Командор запрашивал лишь 12,5 центов и постепенно вытеснил с рынка местного пароходного короля Дэниела Дрю (спустя три десятилетия Дрю отомстит Корнелиусу, отобрав у Вандербильта Эрийскую железную дорогу). Бизнесмен вступил в соревнование с Гудзоновской речной ассоциацией, перевозившей пассажиров из Нью-Йорка в город Олбани. Поначалу Командор просил за билет $1 (речная ассоциация брала $3), позже и вовсе сделал проезд бесплатным. Убытки предприниматель компенсировал за счет услуг, в два раза повысив цены на еду на борту своих судов.

Ассоциация сочла целесообразным заплатить новоявленному конкуренту за перенос бизнеса в другое место. Приняв $100 тыс. и согласившись на дальнейшие выплаты размером $5 тыс. ежегодно в течение 10 лет, Командор начал доставлять пассажиров в Лонг-Айленд, Провиденс и Бостон, а также несколько городов в штате Коннектикут. Параллельно Вандербильт возобновил торговлю между прибрежными городами.

Пароходы Вандербильта мало назвать комфортными, зачастую они были роскошными. Корнелиус строил настоящие «плавающие дворцы», поражавшие своими размерами, комфортом и элегантностью. К 1840-м годам Вандербильту принадлежало более 100 судов, ходивших по реке Гудзон. Компания Вандербильта была одним из крупнейших нью-йоркских работодателей того времени.

К сорока годам Вандербильт нажил полмиллиона долларов, но неустанно искал новые возможности для обогащения. Неожиданный шанс заработать представился в 1849 году, с началом золотой лихорадки. Золотоискатели устремились в Калифорнию. Обычный маршрут будущих старателей пролегал через Панаму: путешественники прибывали в латиноамериканскую страну на лодках, ехали на мулах через Панамский перешеек (Панамский канал построили 60 лет спустя) и на пароходах добирались в Сан-Франциско. Вандербильт предложил новый маршрут. Теперь золотоискатели, прибывшие в Латинскую Америку (Никарагуа), могли плыть по реке Сан-Хуан, затем по озеру Никарагуа. Западный берег озера от Тихого океана отделяют лишь 12 миль. Таким образом, путешествие сокращалось на 600 миль, а путь к конечному пункту занимал на два дня меньше, чем обычный маршрут. Полная стоимость проезда не превышала $400 вместо традиционных $600.

В 1851 году Вандербильт основал компанию Accessory Transit, заплатив правительству Нигарагуа $10 тыс. за право организовать чартерный рейс. Корнелиус лично руководил маленьким пароходом, проверяя новый маршрут (местные жители уверяли, что река несудоходна). Компания Корнелиуса расчистила русло реки Сан-Хуан, соорудила доки на восточном и западном побережье Никарагуа и на озере Никарагуа, построила двадцатимильную щебневую дорогу к порту на западном побережье. Новое бизнес-решение принесло Командору более $1 млн за год. Развивая бизнес, Корнелиус построил флот из восьми океанских пароходов.

Месть и закон

В 1853 году, в возрасте 59 лет, Вандербильт решил впервые в жизни отправиться в отпуск. Он построил роскошную яхту на паровом ходу, назвав ее The North Star («Северная звезда»).

Кстати, яхта оказалась вторым предметом роскоши, который позволил себе Вандербильт, - первым был особняк в Стейтен-Айленде. Перед тем как вместе с семьей отчалить к берегам Европы, Командор оставил должность президента Accessory Transit, перепоручив управление компанией ее топ-менеджерам Чарльзу Моргану и Корнелиусу Гаррисону. Пока собственник плавал по волнам, управляющие выпустили новые акции компании и заполучили контроль над Accessory Transit. После возвращения Корнелиусу, вместо расширения бизнеса, пришлось около года отвоевывать компанию у новых владельцев.

Чуть позже беда нагрянула с другой стороны. После смены власти в Никарагуа новое правительство страны отобрало у Accessory Transit право на перевозки (под предлогом, что компания нарушила условия соглашения), заключив более выгодный контракт с конкурентами Вандербильта. Командор не стал судиться, поскольку «закон слишком медленно действует, чтобы покарать виновных», и пообещал разрушить бизнес конкурентов (американских дельцов во главе с Уильямом Уокером). Сказано - сделано. Вандербильт запускает новую пароходную линию по старому маршруту через Панаму. Конкурентам пришлось платить Командору $672 тыс. в год за самоликвидацию новой транспортной линии.

В 1850-х годах Корнелиус занялся трансатлантическими перевозками, организовав сообщение между Нью-Йорком и Францией. Конкуренцию ему составляли линии Кунарда и Коллинза; первую субсидировало британское правительство, вторую - американское. Получить правительственную поддержку Командору не удалось, тем не менее он начал развивать новое направление. В трансатлантических перевозках было задействовано три судна, в том числе пароход «Вандербильт» - в то время самое большое судно в акватории Атлантического океана. Длина судна достигала 335 футов (более 100 м), ширина - 46 футов, водоизмещение - 4,5 тыс. тонн. Пароход обошелся хозяину в баснословные $600 тыс.

В борьбе с Кунардом и Коллинзом Вандербильт применил свою обычную тактику: снизил плату за проезд и перевозку багажа. Если целевой аудиторией конкурентов были богатые пассажиры - путешественники и бизнесмены, то Вандербильт сделал ставку на эмигрантов и представителей среднего класса. Больше всего доходов Командору приносили пассажиры 2-го и 3-го классов, путешествовавшие по несколько человек в каюте.

Экономя на издержках, Командор все же не страховал свои суда, поскольку был уверен в исправности пароходов и квалификации команды. Но новое бизнес-направление не стало прибыльным. В начале Гражданской войны (1861 г.) Командор продал атлантическую линию за $3 млн. Пароход «Вандербильт», впрочем, бизнесмен сохранил, превратив пассажирский лайнер в военный корабль. Во время войны Корнелиус передал пароход в распоряжение правительства (несмотря на то что миллионер уверял, что сдал судно в наем, газеты расценили его действия как подарок).

Железный король

На старости лет Вандербильт радикально сменил бизнес-стратегию, забросив морские транспортные перевозки и занявшись железнодорожным бизнесом. Корнелиус пробовал свои силы в наземном транспортном бизнесе еще в 30-х годах XIX века. Но случившаяся в 1833 году железнодорожная авария (взорвался паровой котел, из-за травм Корнелиус провел два месяца в больнице) надолго отбила у Вандербильта интерес к отрасли. Правда, не навсегда. Продав пароходы, Корнелиус занялся анализом нового рынка.

Американские железные дороги того времени, формально собранные в единую сеть, на деле представляли собой лабиринт: множество коротких разъединенных дорог, принадлежащих сотням бизнесменов. Безудержная конкуренция приводила к частым банкротствам. Командор начал скупать акции и объединять в единое целое короткие железнодорожные линии около Нью-Йорка. Командор приобрел контрольный пакет Гарлемской железной дороги (Harlem Railroad) и взял в свои руки дорогу реки Гудзон, одержав вторую победу над Дэниелом Дрю, к тому времени переквалифицировавшимся в торговца акциями железнодорожных компаний. В 1865-м Вандербильт начал объединение купленных компаний, владевших небольшими ветками, в Нью-Йоркскую Центральную железную дорогу (New York Central Railroad). Спустя четыре года Командор объединил ее с Гарлемской. В отличие от большинства железнодорожных магнатов тех времен, Корнелиус не только скупал акции, но и инвестировал в расширение сети дорог.

Наконец, «заклятые друзья» Вандербильт и Дрю сошлись на Эрийской железной дороге (Erie Railroad). В 1867-м Командор попытался заполучить контроль над компанией, выкупив все акции дороги. Дэниел Дрю выбросил на рынок 100 тыс. фальшивых акций. Вандербильт не видя подвоха, скупил и их. Фальшивки по решению суда все же были приравнены к настоящим ценным бумагам, но Командор потерял, по разным оценкам, $1-2 млн и в итоге саму Эрийскую дорогу.

Неудача магната не смутила: по настоянию старшего сына Уильяма Корнелиус расширил железнодорожную сеть до Чикаго, купив дорогу Лейк-Шор (Lake Shore Railroad) и Мичиганскую Южную дорогу (Michigan Southern Railroad). Наконец, взяв под контроль Канадскую Южную (Canadian South Railroad) и Мичиганскую Центральную дороги (Michigan Central Railroad), Вандербильт стал владельцем самой большой транспортной сети США.

Осколки счастья

Несмотря на статус самого богатого человека в мире, Корнелиус Вандербильт жил довольно скромно. Когда доктора рекомендовали смертельно больному Корнелиусу пить шампанское, миллионер отказывался, ссылаясь на его дороговизну. Избегал выходец из небогатой семьи и благотворительных пожертвований, в отличие, например, от потомственного банкира Пирпонта Моргана. «Всю жизнь я был безумцем в стремлении делать деньги », - признавался Корнелиус. Спонсорскую помощь от миллионера получили лишь Центральный университет (переименованный в университет Вандербильта) и Церковь странников в Нью-Йорке.

Вандербильт не захотел делить состояние поровну между всеми наследниками (у богача было 12 взрослых детей). Согласно завещанию, основную часть богатства Командор оставил старшему сыну Уильяму. Остальные дети получили лишь по $100 тыс. - сумму, хотя и вполне достаточную для роскошного образа жизни, но ничтожную по сравнению с $90 млн. Уильяма Вандербильта. Вдове Вандербильт оставил $500 тыс. наличными, особняк в Нью-Йорке и 2 тыс. акций Нью-Йоркской Центральной дороги. Неудивительно, что обделенные наследники начали судиться с богатым братом, настаивая, что Корнелиус Вандербильт писал завещание будучи невменяемым. Однако ни одно из судебных разбирательств не увенчалось успехом - судьи неизменно подтверждали последнюю волю Командора.

Уильям Вандербильт, заработавший репутацию бизнес-гения еще при живом отце, успешно управлял доставшимся наследством, вдвое увеличив капитал, накопленный Корнелиусом. Но постоянные стрессы подорвали здоровье Вандербильта-сына: Уильям пережил отца только на восемь лет. После смерти старшего брата во главе железнодорожной империи стал внук Командора - Корнелиус Вандербильт-младший.

К сожалению, потомки Командора не обладали жесткой деловой хваткой отца и деда. Это погубило империю Вандербильтов. Бизнесу Вандербильты предпочитали занятия спортом, в особенности яхтингом, искусство, разведение породистых лошадей, в худшем случае - благотворительность. Корнелиус-младший прославился своим роскошным поместьем в Ньюпорте. Его дочь Алиса Гвен Вандербильт (та самая, с которой в романе «Двенадцать стульев» соперничала Эллочка-людоедка) стала скульптором, куратором и основательницей Музея американского искусства в Нью-Йорке. Племянница Алисы, Глория Вандербильт - знаменитый дизайнер одежды, в частности, джинсов. Сын младшего Корнелиуса Вандербильта - известный писатель, газетный издатель и кинопродюсер.

Семья постоянно уменьшала свою долю в Нью-Йоркской железной дороге - внуки и правнуки постепенно проживали нажитое Корнелиусом. В 1954 году контроль над компанией перешел к Роберту Ральфу Янгу и его Alleghany Corporation, когда-то также принадлежавшей основателю железнодорожной империи. Потомки Вандербильта с легкостью расстались с активами, за которые старый Командор цеплялся чуть ли не зубами.

Если проследить истории всех известных крупных капиталов, тех, которые теперь называются «старые деньги», то чаще всего у истоков первых прибылей будет стоять человек с сомнительными нравственными принципами, но с огромной харизмой. И это касается любого из современных князей, лордов и сенаторов. Стоит вспомнить отечественную историю, даже не столь далекую, чтобы понять: через каких-нибудь сто лет потомки людей, сколотивших состояние в 90-е годы прошлого века, если и не будут с титулами, то наверняка станут уважаемыми людьми на всех континентах. Если, конечно, капиталы будут приумножаться. Иногда изнеженные потомки просто проматывают состояние. Так случилось с наследием первого богатейшего человека Америки.

Имя Корнелиус Вандербильт в США знают все, его операции вошли в экономические учебники, его именем потрясают коучи и преподаватели стратегий личностного роста. Но его история и история рода заканчивается на его сыне. Не об этом мечтал миллиардер.

Семейство Ван дер Бильт

Корнелиус был четвертым ребенком в семье, полностью его имя звучит как Корнелиус Вандербильт-младший, свое имя он получил в честь отца. Местом рождения была случилось это в мае 1794 года. Как и все американцы, Бильты были эмигрантами, страстно желавшими наладить свою жизнь до приемлемого уровня. О миллионах никто не мечтал. Хорошо и много работать, чтобы прокормить семью и заработать на спокойную старость, - пожалуй, это было единственной финансовой мотивацией для семьи. Фамилия Вандербильт изначально складывалась из трех составляющих: Ван дер Бильт. С течением времени пробелы сгладились, и фамилия приобрела слитность как в произношении, так и в написании.

Отец будущего магната заработал на маленькую ферму, нанимаясь на работы в порту. В его понимании морская, портовая жизнь - это очень тяжелое бремя, в котором есть только грязная работа и маленькие заработки. Эту мысль он внушал своему четвертому сыну, но мальчик все понимал по-своему. В его мечтаниях морская жизнь означала свободу, богатство и неограниченные возможности. С детства отличаясь крутым нравом, Корнелиус Вандербильт мечтал бросить школу в 11 лет, с тем чтобы заняться собственным делом. И даже покинул ее стены, но до порта дошел не сразу, до 16 лет вкалывал на семейной ферме. Но даже если бы и хотел продолжить учебу, ему это не удалось бы. Свой первый бизнес и скандал он устроил в стенах учебного заведения.

Первый опыт торговли и шантажа

Прежде чем отправиться за первым миллионом, Корнелиус Вандербильт проявил скандальность характера, предприимчивость и жесткость в решении проблем. Дело произошло еще в стенах учебного заведения, где юный стяжатель постигал чтение и арифметику.

Учителя в местной школе ничем не отличались от окрестных работяг, кроме умения писать, читать и считать. Остальной список «добродетелей» был обычным, и пьянство занимало первую строчку. Заметив однажды муки похмелья у одного из своих преподавателей, Корнелиус решил облегчить страдания и предложил в качестве лечения маисовую водку сомнительного происхождения. Разумеется, она стоила определенных денег. Учитель устоять не мог и признался «спасителю» в своем грешке, тем более что принесенный напиток был дешевле, чем во всех окрестных салунах.

Сколько длился этот симбиоз, история умалчивает, но однажды незадачливый педагог решил вырваться из цепких лап ученика. Вот тут-то и открылся истинный характер акулы бизнеса: Корнелиус Вандербильт сообщил, что всю эту историю он расскажет директору школы и всем окружающим людям, от которых зависит пребывание преподавателя на должности. Тому пришлось незамедлительно сдаться. История в конце концов стала явной, разразился грандиозный скандал, учителя изгнали с позором, Корнелиус ушел сам.

Позже он говорил: «Если бы я тратил время на учёбу, я бы вообще ничего не успел заработать». Такое отношение к школе философски роднит его со всеми нуворишами периода индустриализации Америки.

Бизнес за 10 баксов

Вандербильт Корнелиус недолго размышлял, как именно заработать деньги и где взять стартовый капитал. У родителей он попросил десять долларов для покупки Сумма для фермеров довольно крупная, и отец не мог решиться на такой авантюрный шаг, тем более если дело касалось порта и всего, с ним связанного. Но мать отлично знала своего сына и предпочла удовлетворить его просьбу, но с условием прежде отработать на ферме. Чтобы получить стартовый капитал, Корнелиусу пришлось изрядно попотеть на домашнем хозяйстве: таскать камни, вскапывать землю, сажать растения и прочее - работы на земле всегда много. Выполнив все обещанное, он получил от матери ее личные сбережения.

Первое плавсредство

Не откладывая дело в дальний ящик и не занимаясь рефлексией, шестнадцатилетний новоявленный моряк сразу отправился за покупкой парусника. Купленное судно было утлым, едва держалось на плаву, но капитан был полон решимости стать главным перевозчиком в районе нью-йоркского порта. Конкуренция по перевозкам жителей с одного берега на другой была огромной, это была единственная возможность попасть из одной части города в другую. Многие предпринимали вояж несколько раз в день, плавучие такси боролись за каждого пассажира и за место под солнцем между собой. Корнелиус Вандербильт был слишком молод, и, по мнению бывалых извозчиков, расправиться с ним не представляло никакого труда.

В течение первого времени его судно пыталось затонуть каждую ночь. Выясняя, в чем дело, Вандербильт понял, что в лодке пробивают дно. Гнев был велик, в ход пошли кулаки, ругань. Сумасшедший напор сделал свое дело - его стали опасаться. Внушить страх своим оппонентам помогал огромный рост под два метра, луженое горло и запас нелитературных слов и словосочетаний, четко доказывавших в споре свое преимущество.

После первого инцидента конкурентная борьба не утихла, но парень получил «прописку». Еще множество раз ему придется решать вопросы подобным образом, но так ковалась легенда под именем Корнелиус Вандербильт. Биография магната пестрит драками, чудачествами, жестокостью и умением достигать целей.

Стратегический демпинг

За короткое время поняв, что играть по общим правилам невыгодно и быстро заработать не удастся, Корнелиус Вандербильт создал собственные правила. Судно с названием «Быстроходный», по слухам, едва держалось на плаву и грозилось затонуть каждую минуту, но тем не менее пассажиры пользовались его услугами. Три доллара с человека - именно столько стоило переехать на другую сторону Нью-Йорка, и столько брали все. Вандербильт снизил стоимость проезда до одного доллара, и пассажиропоток увеличился в разы. Жаждущие перебраться через реку стали драться за место в его лодке и готовы были сидеть друг у друга на коленях, лишь бы сэкономить.

Через двенадцать месяцев Корнелиус отдал матери взятые в долг десять долларов, а семейную кассу пополнил на целую тысячу. Созданная им атмосфера в среде перевозчиков не способствовала взаимопониманию, цену приходилось снижать всем, кто-то разорился. Избавиться от выскочки хотели все. Драки были постоянным делом для Вандербильта, словарный запас пополнялся за счет морских терминов и отборного мата. Тем не менее Корнелиус Вандербильт заработал средства на расширение своего бизнеса.

Первая флотилия

Прикупив несколько суден, Вандербильт подобрал команду под стать самому себе: все ругались, умели запугивать конкурента свирепым видом, крепким словом, а если нужно, то и кулаком. Маленькая флотилия активно работала, безбожно демпингуя, он бы занял весь рынок. Но в 1812-1815 гг. случилось противостояние между Англией и Америкой. К. Вандербильт, рискуя суднами и жизнью, продолжал морские перевозки, только теперь он возил снаряжение и провиант для армии.

Услуги по снабжению армии были не бесплатными, к тому же Корнелиус наладил спекулятивную схему: покупал популярные товары в одной части Нью-Йорка и продавал в другой. Гешефт от перепродаж он считал побочным, но ведь главной целью было обогащение, а потому этот бизнес тоже был отлично налажен. Постепенно он скупил все плавучие средства перевозчиков и почти стал монополистом. На это ушло семь лет. Он стал мастером каботажных перевозок, одним из лучших снабженцев, заработал имя Командор, скопил пятнадцать тысяч долларов, но... наступила эра пароходов.

Капитан

Не сразу Корнелиус Вандербильт оценил перспективы пароходных судов, а поняв, решил действовать наверняка. Для успеха ему нужны были знания о новых судах и их возможностях. Как человек, не терпящий половинчатых решений, он продает весь свой флот и нанимается капитаном на пароходное судно Томаса Гиббонса с заработной платой в одну тысячу долларов в год. В это же время он женился на скромной барышне с соседней фермы, Софии Джонсон.

Пароходик Гиббонса под руководством капитана Вандербильта бодро совершал рейсы из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Перевозились грузы разного назначения и пассажиры. Изучив за несколько лет все тонкости пароходного извоза и крупного бизнеса, Корнелиус Вандербильт убедил Гиббонса совместно построить новое судно.

Новая эра бизнеса

Вандербильт вложил в новый пароход все свои средства и сам сделал проект. Новое судно назвали Bellona, а Вандербильт Корнелиус, как лидер предприятия, возродил собственный стиль ведения бизнеса - он стал отчаянно демпинговать. Стоимость проезда на «Белонне» составляла всего 1 доллар, что было вчетверо меньше, чем у всех остальных перевозчиков.

Конкуренты, на стороне которых был закон, несколько раз подавали на него в суд, за ушлым капитаном приходили приставы, но он каждый раз от них ускользал. Поговаривали, что на судне есть потайные каюты, о которых знает только Командор, и поэтому он с такой легкостью скрывается от Фемиды. Завоевывая главенствующее положение в бизнесе, он вел себя как захватчик и волк, рвущий конкурента в клочья, собственно, так, как и положено человеку с именем Корнелиус Вандербильт.

Также он основал еще один бизнес: приобрел небольшую гостиницу с таверной на берегу реки, где уважаемая публика могла жить в ожидании его парохода и просто приятно проводить время. Хозяйкой заведения стала его жена. Так продолжалось до 1829 года. В кармане уже скопилось тридцать тысяч долларов, но он был алчен, этот К. Вандербильт, первый миллион переливался зазывными перспективами еще далеко впереди. Пора было начинать большую игру.

Отказ как форма дохода

Корнелиус Вандербильт - великий предприниматель, и это стало понятно в период организации первой монополии. Горя желанием начать собственное дело без компаньона, он продает свою долю в Нью-Джерси и переезжает в Нью-Йорк. Жена сопротивлялась смене места проживания, но глава семейства убедил ее весьма экстравагантным способом: не согласную с его решением супругу он поместил на два месяца в дом для умалишенных.

Вернувшись в Нью-Йорк, он основывает пароходную компанию и занимается знакомым делом: перевозит грузы и пассажиров, но стоимость проезда составляет всего двенадцать центов.

Пароход курсирует между Нью-Йорком и Пикссиллом, на этом маршруте к моменту появления Вандербильта уже был монополист. И он был вытеснен с рынка. Затем он затеял конкурентную борьбу с Гудзоновской речной ассоциацией, пустив в ход тяжелую артиллерию - вообще не брал денег за проезд. Но наивных пассажиров ждал тяжкий удар от дармового проезда: стоимость еды и напитков на судне была завышена в несколько раз, что частично компенсировало Вандербильту демпинговые игры. Ассоциация речников Гудзона сдалась: это был первый случай, когда компания просила частного перевозчика свернуть свою деятельность. В качестве компенсации предлагалось сто тысяч долларов и по пять тысяч долларов каждый год в течение десяти лет. И Командор согласился!

Первый миллион

Вандербильт переносит свою деятельность и возит пассажиров в Бостон, Лонг-Айленд и в города штата Коннектикут. Бизнес расцветает, к сорока годам у Корнелиуса скопилось состояние уже в полмиллиона долларов, но жажда денег не утолена. Семья снова переехала, теперь в Лонг-Айленд. Беспрерывно демпингуя, Командор выживает конкурентов, получает отступные и к 1846 году его пароходы швартуются во всех крупных городах Америки. Именно в этом году К. Вандербильт заработал первый миллион на судоходном бизнесе.

Панамский канал

В 1848 году в Калифорнии открыли золотые месторождения, и очередная лихорадка охватила Америку. Проще всего было добраться через Панаму, идея прорыть канал была не новой, но энергию по реализации идеи первым проявил Вандербильт. Увы, технических средств тогда не хватило, и Корнелиус решил вопрос сокращения времени в пути для старателей собственным способом. Договорившись с правительством Никарагуа, он организовал чартерные рейсы, благодаря которым искатели быстрой наживы оказывались на месте на два дня раньше, чем их коллеги, обратившиеся в другие компании. Каждый год транзита пассажиров приносил Командору один миллион чистого дохода.

Идея прокладки Панамского канала не покидала Вандербильта. В очередной раз продав весь бизнес, Корнелиус отправился на поиски компаньонов. Так была основана Панамская компания Accessory Transit Co.

Частная жизнь

В преддверии шестидесятилетия главы семейства Вандербильты в полном составе отправились на собственной яхте в путешествие вокруг Европы. Судно называлось «Северная звезда», ее проектом и дизайном занимался лично Корнелиус Вандербильт. Фото яхты с удовольствием печаталось в тогдашней прессе. Вкус у миллионера был специфичен, и все, что касалось его личных владений, выходило помпезным, кричащим о роскоши. Эпатировать публику Командор очень любил, с кичливостью напоминая окружающим, откуда он вышел «в люди» и сколько классов у него образования. Газеты тех времен часто брали у него интервью, в одном из них он заявил: «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретение все новых способов делать их не оставляло мне времени на образование».

Не менее помпезным был и его дом на Стейтен-Айленде, построенный с учетом всех желаний магната. Он представлял собой фантастическую гремучую смесь разных стилей, имел три этажа, обстановка была самая богатая по стоимости и безвкусная по оформлению. Самым вызывающим арт-объектом дома была статуя с подписью «Корнелиус Вандербильт». Фото особняка часто публиковалось в СМИ того времени.

Железнодорожный магнат

В 1853 году семейство Вандербильтов отправилось в путешествие, это был первый полноценный отпуск Корнелиуса. Управлять делами компании Accessory Transit Co он оставил двух своих ушлых сотрудников, которые путем махинаций завладели контрольным пакетом акций. Гнев Командора вылился в телеграмме: «Господа! Вы посмели обмануть меня. Я не буду подавать на вас в суд, так как судейская машина очень медленна. Я уничтожу вас. С глубоким уважением, Корнелиус Вандербильт». Как сказал, так и поступил - прибыль от войны за свое достояние возвратилась в тройном размере. Судебный процесс длился несколько лет, победил в нем Корнелиус Вандербильт. Высказывания магната в адрес Фемиды и бывших служащих широко цитировались в прессе.

Однажды, совершая поездку по железной дороге, Командор осознал, что сухопутная перевозка безопаснее и дешевле, а перспективы развития этого бизнеса сулили огромные барыши. Вандербильт в очередной раз продает весь свой бизнес и покупает самую убыточную на тот момент железную дорогу - Гарлемскую.

Скупая короткие железнодорожные ветки и акции других компаний, он работал над слиянием и поглощением. Вкладывая деньги в развитие, он сумел сделать из мелких веток протяженный железнодорожный маршрут. Так образовалась Центральная Нью-Йоркская железная дорога. Действуя обычным способом - снижая цены на перевозки, Корнелиус Вандербильт довольно быстро становится владельцем двух протяженных и прибыльных железных дорог - Гарлемской и Нью-Йоркской. В этот период он ведет жесткую конкурентную борьбу, которая только добавляет перца в жизнь. За время пятилетней железнодорожной эпопеи Вандербильт опутал железнодорожными рельсами половину Америки, стоимость билетов на его поезда была всегда ниже, чем у остальных.

Наследники

У магната было 11 детей, четверо из них - мальчики. В силу своего воспитания на девочек отец внимания не обращал - они не будут носить его фамилию после замужества, а семейное дело надо передавать сыну, который его продолжит. Из сыновей самым перспективным, еще при жизни отца признанным финансовым гением был Уильям Вандербильт. Ему и досталось практически все состояние Корнелиуса: 90 миллионов долларов. Общая сумма наследия была самым большим состоянием Америки на то время - 102 млн долларов. Остальные 12 млн были распределены между благотворительными организациями и другими детьми.

Как бы ни относились к нему его современники и потомки, его деятельность вольно или невольно служила развитию страны, пусть даже главной целью была нажива, но таков уж был Корнелиус Вандербильт. Цитаты из его интервью разошлись по книгам, и многие из них стали мантрами для предпринимателей. Но решающим фактором в деятельности магната был характер и неуемная изобретательность в «отъеме средств у населения».

Конец XX — начало XXI века в России называют периодом дикого капитализма и сравнивают с тем, что происходило в США столетие назад, где в ту пору появилась плеяда людей, сколотивших астрономические состояния за счет личных связей и несовершенства законов. Их стали называть «баронами-разбойниками». Вместе с сумасшедшими капиталами «бароны» зарабатывали и дурную репутацию. Со временем эта «мелочь» стала мешать вести бизнес, закрывая перед ними двери. И «бароны» задумались, как «отстирать» свою фамилию.

Российские олигархи ельцинской поры — классические «бароны-разбойники» американского образца позапрошлого века. Они уже начинают задумываться об отмывании — нет, не денег — фамилий. Например, на реабилитацию фамилии работали потомки Корнелиуса Вандербильта, первого самого богатого в мире человека. Общество все простило лишь его праправнукам и в знак примирения заблагоухало духами «Вандербильт».

Майер Ротшильд.

Евангелие от богатства

Майер Ротшильд одним из первых понял, насколько важны имидж-инвестиции. Открыв в 1755 году антикварную лавчонку в еврейском гетто во Франкфурте-на-Майне (Германия), он разумно откладывал самые ценные монеты. Вскоре о его коллекции узнал сам наследный принц Вильгельм Гессенский. Он пожелал выкупить монеты, но дальновидный Майер просто подарил их ему, за что Вильгельм сделал бедного еврея своим главным финансовым агентом. Когда принц бежал от Наполеона, Ротшильд получил часть гессенской казны на сохранение. За 15 лет Майер и пять его сыновей создали финансовую империю. Однако ощутить полное счастье Ротшильдам мешало презрительное отношение общества. Поэтому в своем завещании сыновьям старший Ротшильд рекомендовал не жалеть средств на создание позитивного имиджа семьи.

Наследники вняли советам отца. Они женились на аристократках и скупали дворянские имения. В 1822 году австрийский император сделал братьев баронами за помощь в войне с Наполеоном. Чтобы приобрести фамильный герб, право на который имели только самые родовитые из князей, Ротшильды выдали беспроцентную ссуду канцлеру Австрии князю Меттерлинку в размере 900 тыс. флоринов. Всего сыновья Ротшильда потратили на подарки и взятки 30 млн флоринов. Однако, несмотря на все ухищрения, европейская элита откровенно смеялась над нуворишами. И лишь в третьем поколении Ротшильдам удалось войти в почетный круг. Банк, которым управлял Альфонс Ротшильд, внук Майера, помог проигравшей в очередной войне Франции выплатить контрибуции Пруссии. В 1870 году Ротшильд стал национальным героем Французской республики.

Эндрю Карнеги.

Карнегиада, или как стать Сантой

Если Ротшильдам понадобилось несколько поколений, чтобы повысить свой общественный статус, то сталелитейный магнат Эндрю Карнеги (1835-1919) очистил фамилию при жизни, пожертвовав всем состоянием. Ободряя себя в борьбе за светлое имя, он повторял: «Тот, кто умер богатым — умер опозоренным ». Став в 14 лет помощником телеграфиста, он одним из немногих научился читать телеграфные депеши вслух прямо с листа. Это позволило ему заработать $217, на которые он купил акции вагоностроительной компании. Прибыль от акций Карнеги вложил в сталелитейный бизнес и в 28 лет создал корпорацию «Карнеги стил». Заводы Карнеги славились нещадной эксплуатацией рабочих. Во время депрессии 1892 года при столкновении бастующих рабочих с полицией в Хостеде погибли 12 человек. Ответственность за это Карнеги переложил на управляющего.

А в 60 лет Карнеги заявил: «Нет ничего отвратительнее культа денег. Поэтому я обязан выбрать жизненный путь, который облагородит меня» . В 1901 году он продал свою корпорацию Джону П. Моргану и занялся благотворительностью. Прямые наследники получили $25 млн, а сумма его пожертвований составила $350 млн: $62 млн в Великобритании и $288 млн в США. Звание филантропа обошлось Карнеги в 12 благотворительных фондов и 2,5 тыс. публичных библиотек. Ими до сих пор пользуются 40% американцев, которые теперь называют Карнеги Санта-Клаусом.

Карнеги можно считать популяризатором системы отмывания фамилии, которую впоследствии подстраивали под себя все «бароны-разбойники». К 1940 году собственными благотворительными фондами обзавелись 12 династий, в том числе Вандербильты, Гуггенхаймы, Меллоны, Маккормики, Дюпоны. Общая сумма пожертвований, к примеру, Джона Рокфеллера составила $500 млн, из них $80 млн — Чикагскому университету.

Как Вандербильты «отмывали» фамилию?

Корнелиус Вандербильд, по воспоминаниям современников, был человеком безжалостным, вульгарным и подлым. Но именно эту фамилию его праправнучка ставила на джинсах и очках, которые миллионами продавались в мире.

Корнелиус Вандербильт: «Закон! Мне все равно, какой там закон. Зачем мне тогда власть?».

В 16 лет, выпросив у матери $100, Корнелиус купил плоскодонку. По самому дешевому тарифу перевозил пассажиров со Стейтен-Айленда на Манхэттен и обратно. За год скопил $1 тыс. В 1812 году сделал деньги на войне США с Англией: добился эксклюзивного права на водные перевозки между Нью-Йорком и построенными вокруг него защитными фортами. Через пять лет он контролировал водное сообщение вокруг Нью-Йорка. Не споря с прогрессом, Корнелиус продал все парусные суда и нанялся за $60 в месяц капитаном парохода в компанию Гиббонса, а позже стал его полноправным партнером. Когда их конкуренты получили от штата Нью-Йорк монополию на перевозки по Гудзону сроком на 30 лет, Вандербильт гонял пароход по чужой территории и брал с пассажиров вчетверо меньше, чем конкуренты. Именно в то время он и выработал правило ведения бизнеса, которому никогда не изменял: не договариваться с конкурентами, а уничтожать их, нещадно демпингуя. Не брезговал Корнелиус и банальными бандитскими «наездами». Когда пароходные компании подали на Корнелиуса в суд, тот встал на его сторону, признав монополию истцов незаконной. Через 11 лет у Вандербильта были полумиллионный капитал и судоходная империя. Во время «золотой лихорадки» он разработал самый короткий путь в Калифорнию. Возил золотодобытчиков через Никарагуа и, само собой, брал с них на $200 меньше, чем конкуренты. Через год у него был уже $1 млн чистой прибыли. В 70 лет он продал свой крупнейший в мире частный флот и вложился в железнодорожные перевозки. На суше расправлялся с конкурентами так же, как и на воде. Вандербильт-старший был самым богатым человеком в мире ($140 млн), вызывающе кичился деньгами и своей необразованностью. В последний год жизни учредил Университет Вандербильта за $1 млн и пожертвовал земли кладбищу Моравской церкви на Стейтен-Айленде в Нью-Йорке, где и был построен семейный склеп Вандербильтов. 12 детей.

Уильям Генри Вандербильт (1821-1885).

Уильям Генри Вандербильт (1821-1885)

Корнелиус Вандербильт завещал 90% своего состояния сыну Уильяму — единственному, в кого он верил. Американские экономисты считают выбор Корнелиуса идеальным. Уильям был таким же беспощадным и циничным в бизнесе, как и его отец. Он постепенно расширял железнодорожную империю и к концу жизни удвоил капитал отца. К 1883 году ключевые посты в семейном бизнесе заняли его старшие сыновья. В одном из интервью Уильяма спросили, как бы он отнесся к тому, чтобы подконтрольной ему центральной железной дорогой начали управлять как общественным трастом. Отвечая, он проронил сквозь зубы: «Общественность, будь она проклята». Эту фразу газеты донесли до каждого американца. После чего Уильям пожертвовал $1,2 млн религиозным и благотворительным организациям и еще $1 млн — университету имени отца. В 1879 году он начал строительство спортивного центра Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке. 8 детей.

Интересный факт. В 1871 году Мэдисон-сквер-гарден был складом, затем использовался как ипподром, а позже как концертный зал. В 1879 году Уильям Генри Вандербильт решил перестроить здание под ледовую арену. Название «Квадратный сад на Мэдисон-авеню» он придумал сам.

Корнелиус Вандербильт II (1843-1899).

Корнелиус Вандербильт II (1843-1899)

Участвовал в семейном бизнесе. Спонсировал Университет Вандербильта. Основал клинику Вандербильтов на базе Колумбийско-пресвитерианского медицинского центра. Жертвовал собору св. Джона в Нью-Йорке.

Джордж-Вашингтон Вандербильт II (1862-1914).

Джордж-Вашингтон Вандербильт II (1862-1914)

Мало интересовался семейным бизнесом. Патронировал исследования в области сельского хозяйства. Подарил земли Учительскому колледжу Колумбийского университета. Приобрел репутацию интеллектуала и мецената.

Уильям Киссам Вандербильт (1849-1920).

Уильям Киссам Вандербильт (1849-1920)

Участвовал в семейном бизнесе. Жертвовал клинике Вандербильтов. Спонсировал исследования в области создания лекарств против рака и гриппа в Нью-Йорке.

Корнелиус Вандербильт III (1873-1942).

Корнелиус Вандербильт III (1873-1942)

Изобретатель, яхтсмен, гонщик, наездник. Участвовал в первой мировой войне, дослужился до бригадного генерала. Основал кубок Вандербильтов для автогонщиков. Установил мировой рекорд скорости 1904 года.

Альфред Гвинн Вандербильт (1877-1915).

Альфред Гвинн Вандербильт (1877-1915)

Участвовал во всех семейных предприятиях. В 1915 году океанский лайнер, на котором он оказался, был торпедирован немецкой субмариной. Альфред помогал людям спускаться в шлюпки, отдал свой спасательный жилет. Самому ему спастись не удалось.

Основал Конную федерацию Соединенных Штатов (USEF). Карточный игрок, алкоголик.

Гертруда Вандербильт (1875-1942).

Гертруда Вандербильт (1875-1942)

Скульптор. Спонсировала художественные студии в Нью-Йорке и Париже. Основала Музей американского искусства. Дважды участвовала в соревнованиях яхтсменов за Кубок Америки. Муж — Гарри Пейн Уитни, банкир, сын нефтяного магната.

Гарольд Стерлинг Вандербильт (1884-1970).

Гарольд Стерлинг Вандербильт (1884-1970)

Участвовал в семейном бизнесе. Яхтсмен, трижды выигрывавший регату «Кубок Америки». В 1913 году построил здание Большого центрального вокзала в Нью-Йорке. Придумал карточную игру контракт-бридж, которая сейчас называется бриджем.

Корнелиус Вандербильт IV (1898-1974).

Корнелиус Вандербильт IV (1898-1974)

Писатель, издатель газет, кинопродюсер.

Уильям Генри-младший Вандербильт (1901-1981).

Уильям Генри-младший Вандербильт (1901-1981)

Первый статусный политик в семействе Вандербильтов, губернатор Род-Айленда.

Альфред Гвинн-младший Вандербильт (1912-1999).

Альфред Гвинн-младший Вандербильт (1912-1999)

Время от времени участвовал в семейном бизнесе.

Глория Вандербильт (1924).

Глория Вандербильт (1924)

Интересный факт. Духи «Вандербильт» с изысканным ароматом садовой гвоздики, розы и мимозы появились в 1982 году. Они были самыми недорогими из модных духов.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Биография

Молодость

Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на родовой ферме на Статен-Айленде. Он был 4-м ребёнком в семье Корнелиуса и Фебы Вандербильт (урождённой Хенд). Предки отца происходили из местечка Де Бильт в Утрехте , Нидерланды . Отец будущего миллионера был бедным фермером, и зарабатывал также как лодочник в Нью-Йоркском порту. Корнелиус Вандербильт-младший уже в 11 лет оставил школу и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Нью-Йорка . За месяц до 16-летия он объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком. Мать понимала, что сыну просто нужно собственное судно, и потому сделала сыну деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров , после чего получит от неё взаймы 100 долларов на покупку судна. Так в 16 лет он стал владельцем небольшой баржи под названием «Быстроходная». Он перевозил пассажиров, беря с них по 18 центов. К концу года он отдал матери долг и внёс в семейный бюджет свыше тысячи долларов. Вскоре в его владении находилась уже целая флотилия из мелких судов.

Приобретение опыта

Во время англо-американской войны 1812 года , он, несмотря на блокаду англичанами нью-йоркской гавани, перевозил по морю припасы для шести американских гарнизонов, расположенных на её берегах. В 19 лет он женился на своей соседке и кузине Софии Джонсон, женщине не менее волевой и целеустремлённой, чем он сам. Когда Вандербильту исполнилось 22 года, он был владельцем уже нескольких судов и ему удалось скопить 9000 долларов.

В 1818 году Корнелиус Вандербильт продаёт свои парусники и становится капитаном парохода у Томмаса Гиббонса, плантатора из Джорджии. За 10 лет, перевозя пассажиров из Нью-Йорка по реке Раритан в Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси), он изучил все тонкости пароходного бизнеса. София тоже вносила вклад в семейный бюджет - она управляла гостиницей для пассажиров на пристани. Не довольствуясь речными маршрутами по Раритану, Вандербильт вскоре организовал пассажирские рейсы по нью-йоркскому заливу в Баттери. Но тут возникли проблемы. Нью-Йоркское Законодательное собрание отдало монополию на пароходные перевозки в регионе Роберту Фултону и Роберту Ливингстону, так что бизнес Вандербильта стал незаконным. Однако, он, снизив цены на проезд, носился на своём судне между Нью-Йорком и Нью-Джерси, преследуемый констеблями. Игра в «кошки-мышки» продолжалась до объявления Верховным Судом США нью-йоркской пароходной монополии антиконституционной. К 1829 году , стараниями Вандербильта, пароходное хозяйство Гиббонса увеличилось с одного судна до флотилии из 7 судов.

Инвестиции

Вместе с женой они накопили 30 000 долларов, которые использовал для открытия собственного дела: он проложил новый пароходный маршрут Нью-Йорк - Филадельфия и до того снизил цены за проезд, что конкуренты вскоре заплатили ему огромную сумму, лишь бы он им не мешал (Такого рода метод выбивания «отступных» из конкурентов был очень характерен для Вандербильта в ранний период карьеры).

Затем он перенёс свою деятельность на реку Гудзон , где начал ещё более жёсткую войну цен против могущественного Гудзонского речного пароходства. Вандербильт снизил цены на рейс от Нью-Йорка до Олбани сначала с трёх долларов до одного, затем до 10 центов и, наконец, сделал проезд вовсе бесплатным. В конце концов конкуренты заплатили ему 100 000 долларов и согласились платить по 5000 в год, лишь бы он в ближайшие 10 лет не появлялся на Гудзоне. Вандербильт взял деньги и перевёл свои суда на северное направление - в Бостон , Хартфорд, бухту Провидения, а также на южное - в Вашингтон , Чарлстон и Гавану . В 45 лет, за счёт «отступных», за отсутствие рейсов в Нью-Йорк и Филадельфию и благодаря доходам, которые Вандербильт получал от своего флота в сто судов в других районах, он сколотил состояние в несколько миллионов.

Отвергнутый утончённым нью-йоркским обществом, он выстроил красивый особняк на Статен-Айленде. Через 10 лет он вернулся на Манхэттэн и построил на Вашингтон-плейс четырёхэтажный городской особняк. Его пароходы везли золотоискателей от Нью-Йорка до восточного побережья Никарагуа , затем вверх по реке Сан-Хуан и через озеро Никарагуа. Таким образом, он получал от «золотой лихорадки» миллион долларов в год. В то же время, проект прокладки в Никарагуа Трансамериканского канала, соединяющего Атлантический океан с Тихим , которым К. Вандербильт занимался в течение 12 лет, успехом не увенчался.

Конец жизни

К середине 1850-ых он стал крупнейшим судовладельцем США . В 1853 году имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда», стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая такого класса частная яхта - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьёй и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Статен-Айленде, Вандербильт приказал дать военный салют в честь его 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что его агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

Он создал альтернативный маршрут через Панаму и очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплатить 40 000 долларов за отказ от никарагуанского маршрута.

КОРНЕЛИУС ВАНДЕРБИЛЬТ

Эта фамилия давно знакома советским читателям по классическому творению Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»: заокеанской соперницей Эллочки-Людоедки по нарядам была дочь американского миллиардера Вандербильта. Этот Вандербильт, из-за дочери которого Алисы так страдала Эллочка, был внуком Корнелиуса Вандербильта – знаменитого Коммодора.

Корнелиус Вандербильт тоже был миллиардером, но какому миллиардеру воздвигают памятник на вокзале, хотя и на таком прекрасном, как Гранд Централ? Между тем, это место для памятника Вандербильту вполне оправдано.

Фамилия Вандербильт когда-то писалась раздельно: Ван Дер Бильт, что говорит о голландских корнях семейства (по-голландски «из Дер Бильта).

Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на острове Статен Айленд (теперь это район Нью-Йорка) в фермерской семье. Отец Корнелиуса, помимо основной работы фермера, еще и подрабатывал лодочником, и сын, бросив школу в 11 лет, ему помогал.

В 16 лет Корнелиус решил начать собственное дело. Существует версия, согласно которой его мать одолжила ему сто долларов на покупку судна за обязательство вскопать и засадить их каменистый участок. Он купил маленькое двухмачтовое суденышко и стал перевозить желающих попасть из Статен Айленда в Манхэттен. По другой, более достоверной версии, это суденышко принадлежало отцу, который забирал у сына половину дохода. Так или иначе, но бизнес новоявленного бизнесмена процветал: «Корнель-Лодочник» заслужил уважение пассажиров за надежность и безотказность, соглашаясь перевозить их в самую неблагоприятную, даже штормовую погоду за очень низкую цену. Все это позволяло ему обходить конкурентов, и за год он скопил тысячу долларов – огромную по тем временам сумму.

В 1812 году началась война между Соединенными Штатами и Англией, англичане блокировали нью-йоркскую гавань, и армейские властизаключили с надежным перевозчиком Корнелиусом Вандербильтом контракт на снабжение американских прибрежных гарнизонов продуктами и другими товарами. Дополнительный доход предприимчивый бизнесмен получал, ухитряясь в условиях блокады поставлять жителям Нижнего Манхэттена продуктыс ферм, расположенных вдоль Гудзона.

В 1813 году Корнелиус женился. Его женой стала София Джонсон – его двоюродная сестра, ставшая ему верной помощницей и советчицей. За их долгую совместную жизнь у них родилось 13 детей.

Молодожены поселились в пансионате в Манхэттене. Вандербильт продолжал свой бизнес и даже расширил его, приобретя шхуну «Шарлотта». Помимо перевозок, он занялся торговлей и к 22 годам владел несколькими судами и капиталом в 9 тысяч долларов.

В 1817 году в жизни Корнелиуса происходит существенная перемена благодаря его знакомству с Томасом Гиббонсом.

Юрист и политик из Джорджии Томас Гиббонс обзавелся собственностью в Нью-Джерси и приобрел маленький пароходик, на котором занялся перевозками по реке Раритон.Затем он купил пароход побольше – «Беллона» – икапитаном на это суднопригласил Вандербильта, который принял предложение. Казалось бы, удивительное решение: уйти из собственного бизнеса в наемные работники, но Вандербильт предвидел, что парусный, а тем более гребной флот не выдержит конкуренции с пароходами, и получше ознакомиться с новой техникой было для него первостепенной задачей. Впрочем, кое-что из своего бизнеса он оставил за собой.

Десять лет капитан Вандербильт возил пассажиров и товары по Раритону. Досконально овладев пароходным бизнесом, он решил выйти на морской простор и попытался организовать пассажирские рейсы между Нью-Джерси и Нью-Йорком. Но здесь он столкнулся с непреодолимой преградой: монополией на курсирование пароходов по Гудзону и Нью-Йоркскому заливу, которую когда-то получили Роберт Фултон и Роберт Ливингстон. Оба они уже к этому времени умерли, но монополия, которой теперь владел губернаторНью-Джерси Аарон Огден, все еще действовала.

Преграда не остановила Вандербильта: он стал «пиратствовать», перевозя пассажиров по демпинговой цене за билеты,но с солидной накруткой на закуски и напитки, что позволяло ему не быть в убытке. Полиция охотилась за «летучим голландцем», Вандербильту приходилось скрываться или откупаться, и его хозяин ТомасГиббонс подал на Огдена в суд, требуя отмены монополии. Процесс «Гиббонс против Огдена» стал, по современному выражению, очень резонансным, и в 1824 году Верховный Суд США решил дело в пользу Гиббонса, признав пароходную монополию антиконституционной.

Томас Гиббонс умер в 1826 году, и Вандербильт три года продолжал работать у его сына – наследника дела отца, пока, наконец, в 1829 году не стал полностью независимым. Начал он с того, что приобрел вовладение паром между Нью-Йорком и Нью-Джерси, который раньше принадлежал Гиббонсу. Постепенно он расширял зону своей деятельности, запуская всё новые маршруты из Нью-Йорка. Так, он стал возить пассажиров из Нью-Йорка в Филадельфию, причем сухопутную часть маршрута по Нью-Джерси пассажиров везли в дилижансе. При этом он настолько снизил стоимость проезда, что конкуренты стали ему платить за уход с этого маршрута.

Такую же практику выбивания «отступного» из конкурентов Вандербильт применил, обратив свою деятельность на судоходство по Гудзону. На своем шикарном лайнере «К. Вандербильт» он стал возить пассажиров из Нью-Йорка в Олбани сначала за три доллара, потом за доллар, потом за 10 центов и, наконец, совсем бесплатно. Спасаясь от разорения, конкуренты заплатили ему сто тысяч долларов и согласились выплачивать по пять тысяч долларов ежегодно за его десятилетнее отсутствие на Гудзоне. Согласившись уйти с Гудзона, Вандербильт перебросил суда в другие районы, в частности, стал плавать в Бостон, Вашингтон, Гавану.

К середине 40-х годов Корнелиус Вандербильт был владельцем более ста судов, и к нему накрепко приклеилось прозвище «Коммодор» (звание «коммодор» в морском флоте США приблизительно соответствовало званию «капитан 1-го ранга»). В его бизнесе было занято больше людей, чем в любом другом бизнесе страны, а его капитал составлял несколько миллионов долларов.

В 1848 году в Калифорнии обнаружили золото, и «золотая лихорадка», охватившая страну, не обошла и Вандербильта. Тысячи золотоискателей ринулись с восточного побережья страны в Калифорнию, и Коммодор взялся за их перевозку. Морской маршрут вокруг мыса Горн был самый простой, но и самый длинный, поэтому большинство предпочитало добираться через Панаму, пересекая перешеек сухопутным транспортом, например, на мулах. Вандербильт организовал более короткий и удобный маршрут: на своих пароходах он вёз золотоискателей от Нью-Йорка до восточного побережья Никарагуа, затем они плыли по реке Сан-Хуан и через озеро Никарагуа, от западного берега которого до Тихого океана было всего 12 миль. И опять он применил свою излюбленную тактику выбивания конкурентов: путешествие по его маршруту было намного дешевле, чем поездка через Панаму, к тому же он лишил соперников государственных субсидий, взявшись перевозить почту бесплатно. Он было собрался построить канал, чтобы сделать путешествие полностью водным, но не смог собрать достаточно средств, да это оказалось и не актуальным: конкуренты обязались выплачивать ему ежегодно крупную сумму за его отказ от транспортного бизнеса в Калифорнию.

Однако полностью от транспортного бизнеса Вандербильт не собирался отказываться: он решил заняться трансатлантическими перевозками. И здесь он применил свою тактику борьбы с конкурентами: снизил цены на билеты, не страховал путешествие через океан, уповая на надежность своих судов. Однако бизнес шел неважно, Вандербильт едва покрывал расходы. Тогда он применил другой способ завоевать предпочтение потенциальных пассажиров: они получат отличный сервис и – самое главное – сокращенную длительность плавания. За 600 тысяч долларов он построил огромный пароход «Вандербильт» – самое крупное и самое быстроходное судно, бороздившее в то время Атлантику.

Когда в 1861 году в стране разразилась Гражданская война, и северные штаты, объединившиеся в Союз, противостояли Конфедерации отколовшихся южных штатов,Вандербильт предложил Союзному правительству включить в состав военно-морского флота страны его «Вандербильт». Сначала морской министр отказался принять такой дорогой подарок, но когда броненосец конфедератов «Вирджиния» заблокировал порты северян в акватории Хэмптон-Роудс между штатами Вирджиния и Мэриленд, президент Линкольн обратился к Вандербильту за помощью. Тот установил на носу своего корабля стальной заостренный таран, укомплектовал экипаж боевыми умелыми моряками во главе с опытным капитаном, и конфедераты, не рискнув вступить в бой с огромным «рогатым» кораблем, сняли блокаду. После этого Вандербильт занялся охотой за пиратскими кораблями южан, грабившими торговые суда северян. Конгресс США оценил помощь Коммодора, наградив его, по представлению президента Линкольна, золотой медалью – высшей в то время наградой штатских лиц.

В 1868 году умерла жена Вандербильта София. Через год 75-летний Коммодор женился на своей дальней родственнице со странным именем Франк Армстронг Крофорд (говорили, что родители, ожидая мальчика, так назвали ее до рождения). Ей было 30 лет, она была высокой, красивой, величественной женщиной, преданной конфедераткой. Она почитала своего мужа, и Вандербильт глубоко уважал ее убеждения. Вообще, у Вандербильта было много близких ему людей среди южан-конфедератов. Один из них говорил: «Чтобы выразить свое отношение к происходившему, он потратил миллион, послав корабль против южан, а теперь, когда война кончилась, он тратит деньги, чтобы показать, что северяне протягивают южанам оливковую ветвь мира». Доказательством этого служит миллион долларов, потраченный Вандербильтом на основание университета в городе Нашвилл, штат Теннеси. Университет носит его имя и является одним из наиболее престижных высших учебных заведений США.

Однажды – это случилось 8 ноября 1833 года – в Нью-Джерси произошла железнодорожная катастрофа: из-за поломки колесной оси вагон сошел с рельсов и опрокинулся. Среди пассажиров вагона оказался Вандербильт, который в результате крушения сломал ногу и поклялся, что больше никогда не воспользуется таким ненадежным транспортом. Через тридцать лет Корнелиус Вандербильт стал «железнодорожным королем».

К семидесяти годам жизни, в которой он чуть ли не с самого началазанимался перевозкой людей по воде,он почуствовал, что в судоходном бизнесе достиг потолка. И Коммодор, уже очень пожилой, но полный сил и энергии, распродал все свои суда и ринулся в новое для себя дело.

Вандербильт начал с того, что на вырученные деньги приобрел железную дорогу « New York and Harlem Railroad », проходившую по 4-й (ныне Парковой) авеню. Затем он стал владельцем железных дорог « Hudson River Railroad» и « New York Central Railroad », объединив через несколько лет обе эти дороги в одну из самых первых крупнейших корпораций Америки. Постепенно под его контролем оказались почти все железные дороги от Нью-Йорка до Чикаго: так возникла новая «империя» Вандербильта – железнодорожная.

В 1871 году по инициативе Вандербильта на 42-й улице Манхэттена было построено Гранд Централ Депо, которое служило конечным нью-йоркским узлом железных дорог «империи». В 1913 году, уже после смерти Вандербильта, на месте Гранд Централ Депо был возведен Гранд Централ Терминал, или просто Гранд Централ – по широко распространенному мнению, самая красивая железнодорожная станция в мире.

Корнелиус Вандербильт умер 4 января 1877 года в своем скромном доме наплощади Вашингтона в Нью-Йорке. Газета« New York Times » в опубликованном на следующий день некрологе писала: «Все т о, что он покупал , он покупал, чтобы сохранить, укрепить и сделать более продуктивным... Это требовало умения , терпения и таких психических качеств , которые мы называем предусмотрительностью».

Его похоронили на кладбище Моравиан на его родном острове Статен Айленд. Позже его сын Уильям построил на том же кладбище семейный мавзолей, где прах Коммодора покоится и поныне.

Скульптор Эрнст Плассман изваял статую Вандербильта еще при его жизни, и в 1869 году она была установлена на фронтоне здания товарного депо железной дороги « Hudson River Railroad» в нише бронзового барельефа, изображавшего этапы жизни Коммодора. Громоздкое пальто с барашковымиотворотами и манжетами, в которое обрядил Вандербильта скульптор, вызывало недоумение и насмешки: говорили, что магнат «похож на сибирского кучера».

В 1929 году статуя была установлена на нынешнее место у южного фасада Гранд Централ Терминала на уровне виадука Парковой авеню. Современная точка зрения на одеяние Коммодора изменилось: считается, что одежда подчеркивает практичность менеджера, ведущего свой бизнес не только за столом. Жест его левой руки предполагает, что он находится в середине какого-то действия, возможно, делает еще какую-то грандиозную покупку, доступную только ему – легендарному Вандербильту.