Новая программа по русскому языку в старших классах спе­циальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направ­ленность. Письмо под конвоем Изъясняться подъемный

Изб..рать президиум, пр..сутствовать на пр..мьере спек­такля, визит пр..зидента, пользоваться пр..вилегиями, пр..оритет в освоении космоса.

173. Спишите. Назовите синонимы приведённых слов. С выде­
ленными словами устно составьте предложения.

Преследовать, прихотливый, причудливый, претво­рить в жизнь, прикоснуться, претерпеть, притерпеться, привередливый человек, препятствия, пр. .творный, пр..лестный, пр..видение.

174. Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках.

1) Транзисторный... работал хорошо. Молодой инже­нер оказался достойным... известного конструктора (пре­емник, приёмник). 2) Бригада могла немедленно... к работе. Никто не хотел... данную клятву (преступить, при­ступить). 3) Группа альпинистов осуществила... восхож­дение на недоступную горную вершину. Систематические тренировки являются... условием любого спортивного ус­пеха (непременный, беспримерный). 4) Это... явление. Всех... больных встречал дежурный врач (преходящий, приходящий).

175. Спишите. Объясните (устно) написание слов с приставками
пре- и при-. Сделайте морфемный анализ выделенного слова.

1) А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и преемник. - Максим Горький - преемник писате­лей-реалистов XIX века. 2) Деревцо приклонило ветви к самой земле. - Современники приклонялись перед заме­чательным талантом Щепкина. 3) Во время пребывания в Ялте мы любили наблюдать прибытие пароходов. 4) Дядя мой г-н Сипягин, брат моей матери, пр..зрел меня. (Т.) 5) Я претворился, будто сплю. (Л. Т.) 6) Татьяна верила пр..даньям простонародной старины. (П.) С доверчивой на­деждой первых лет друзьям иным душой пр..дался неж­ной. (П.) - Присутствие товарища предало ему храбро­сти. (Т. С.)

176. Выпишите слова с пропущенными буквами. Приставки обо­
значьте.

1) Я приближался к месту моего назначения. 2) Му­жичок тут же стал его тулуп примеривать. 3) Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. 4) «Ва­силиса Егоровна - пр..храбрая дама», - заметил важно Швабрин. 5) Палашка пр..несла нам шпаги. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примирённые. 6) Я понял упор-

ное злоречие, которым Швабрин её [Машу] преследовал. 7) «Подумай хорошенько, - пр..бавила она, - со сторо­ны твоих родных не будут ли препятствия?» 8) Пренебре­жение, с каким он [батюшка] упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедли­вым. 9) С Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нём скрытую к себе непр..язнь. 10) Вдруг закричали в толпе, что государь на лошади ожи­дает пленных и пр. .нимает пр. .сягу. 11) Взоры наши встретились; в моём он [Швабрин] мог прочесть пр..зрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. 12) Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня, старика, пр..зрел и успоко­ил. 13) Всякое слово, напоминающее мнимое преступле­ние сына, было ему [отцу] тягостно. 14) Здесь прекраща­ются записки Петра Андреевича Гринёва.

(А. Пушкин)

177. Составьте с данными словами словосочетания и запишите.
Укажите способы синтаксической связи главного и зависимого
слов.

Претворить, приступить, приготовление, препятствие, преодолеть, преграда, приключение, пререкание, прими­рить, прибытие, пребывание, превосходный.

178. Спишите. Обозначьте состав выделенных слов.

Всеобщее признание, великий преобразователь, жизн..ное пр..звание, стремление к занятиям, выращивать р..стения, непрерывно вести ш..рокие экспериментальные исследования, преодолевать препятствия, удивительная настойчивость, непреодолимое упорство, пр..восходные по вкусу плоды, ок..зать всемерную под..ржку, пр..должать начатое дело.

§ 29. СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ

179. Объясните написание согласных на стыке приставки и кор­
ня, указывая в каждом слове приставку и корень. В результате
чего в некоторых словах появляются удвоенные согласные?

Бесстрашный, бесформенный, вверенный, воззрение, восстание, воскликнуть, иззябнуть, оттенить, оттепель, от-

тирать, поддать, подать, поддувало, подорожник, рассвет, расцвет, преддверие, ссылка, ссадина.

180. Из слов, помещённых в скобках, при помощи указанных
приставок образуйте новые слова. Подчеркните удвоенные со­
гласные.

Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный); воз- или вое- (зрение, становление, дер­жаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зуб­рить, жарить, портить, следовать); от- или о- (тащить, таять, тяжелеть, толкнуть); под- или по- (дразнить, дан­ный, давать, дарить); раз- или рас- (дать, жечь, писание, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чёт, считать).

181. Спишите. Обозначьте состав выделенных слов.

1) Было начало марта, стояла оттепель. (Ч.) 2) Центр дивизии отменён почти к самой Волге. (А. Н. Т.) 3) И ско­ро я в лесах чужих нашёл товарищей лихих, б..страшных, твёрдых, как булат... (Л.) 4) Старик, р.хтелив халат, мир­но спал под деревом. (Ф.) 5) Павел Петрович слегка накл..нил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не п..дал. (Т.) 6) Промёрзшая земля не п..давалась лопатам и ломам. (К. С.) 7) Сын, согнув широкую спину, издержи­вал мать под мышки. (Нов.-Пр.) 8) Поезд углублялся в ле­са Севера, пр..дверие Кольского полуострова. (Лидин) 9) Покончив р..счёты, Александра Михайловна спрятала деньги. (Вер.) 10) Григорий с р..считанной медлительно­стью затягивал п..дпруги. (Шол.) 11) Долго говорил мне этот человек о своём миров..зрении. (Аре.) 12) Множество р..золоченных карет стояло уже на лугу. (П.) 13) Война разорила его, л..шила прежнего рвения к работе. (Шол.) 14) Дымов без сюртука, в р..стёгнутой жилетке е..дел за столом. (Ч.)

§ 30. УПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ И Ь

Разделительный ъ пишется:

а) после приставок на соглас­
ную;

б) в сложных словах после
двух-, трёх-, четырёх-

перед е(ё), ю, я (отъ­езд, объём, предъюби­лейный, объять, двухъ­ярусный).

Разделительный ъ пишется: перед е (ё), и, ю, я во всех остальных случаях (в улье, пьёт, воробьи, шьют, деревья).

Примечания: 1. Буква ъ не пишется перед а, о, у, э (сагитиро­вать, подоконник, суметь сэкономить), а также в сложносокра­щённых словах (детясли, иняз).

    Буква ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб- и после первой части сложного слова (адъю­тант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, фельдъ­егерь).

    Буква ъ пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, павильон, почтальон, компаньон, медальон, бульон и др.).

182. Спишите. Объясните выбранные написания.

Без- (ответственный, аварийный, укоризненный); из- (явить, езженный, обильный); об- (едать, являть); от- (яв­ленный, экзаменовать); пред- (убеждение, уведомление, яв­лять); раз- (учить, уверить, яриться); сверх- (естествен­ный); двух- (ярусный, этажный); с- (ёжиться, ездить, эко­номить, агитировать).

183. Прочитайте. Объясните (устно) лексическое значение выде­
ленных слов. Спишите. Составьте с каждым выделенным словом
словосочетание.

Изъясняться, подъёмный, фельдъегерь, фельетон, ин­тервью, из..ять, из..яны, под..ячий, д..явол, компаньон, (с)обез..янничать, (с)узить, п..еса, волеиз..явление, 6а-рел..еф, п..едестал, премьера, павил..он, (двух)актная ко­медия, (трёх)язычный словарь, (трёх)осный автомобиль, ад..ютант, субъективный, объективный, (четырёх)элемент-ный, бар..ер.

184. Спишите, оформив 1-е и 2-е предложения как цитаты. К вы­
деленным словам подберите синонимы.

1) Задача сер.-ёзного писателя - построить п..есу на фигурах художественно убедительных. (М. Г.) 2) Худож­ник-писатель должен быть объективен. (Гонч.) 3) Луна чуть светит над горою; об..яты рощи темнотою. (П.) 4) По сторонам в..днелись помещич..и усадьбы, деревни. (С.-Щ.) 5) Батал..он, с которым я шёл из крепости N, остался в ар..ергарде. (Л. Т.) 6) Ад..ютант встал, заложив руки в карманы, и стал ходить по площадке. (Л. Т.) 7) Зари

б..гряной полоса об..емлет ярко небеса. (П.) 8) Полуколь­цом из..гнулся одноэтажный павильон. (М. Г.) 9) День начинался солнечный, без(?)облачный и жаркий. (Гонч.) 10) Князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером. (Л. Т.) 11) Подняв кулаки над сп..ной ямщика, неистово мчится фельдъегерь. (Н.)

§ 31. БУКВЫ Ы И И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

После приставок, оканчивающихся на согласный, вме­сто и пишется ы согласно произношению, например: оты­скать, безыскусственный, безыдейный, безынициатив­ный. Буква и сохраняется: 1) в словах с приставками меж- и сверх-, например: межиздательский (договор), сверх­изысканный (вкус); 2) в словах с иноязычными пристав­ками, например: контригра, дезинфекция.

Примечание. В сложносокращённых словах начальное и вто­рого корня сохраняется, например: мединститут.

185. Спишите данные слова. Составьте с ними восемь словосоче­таний.

Без- (известный, исходный, искусный, интересный, идейность, инициативный); из- (искать); от- (играть, иски-вать); под- (итожить); раз- (искать); пред- (история); (спорт) инвентарь.

§ 32. БУКВЫ ЕИО ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

    Во многих корнях слов под ударением после шипя­щих произносится о, а пишется е(ё), если это о чередуется с е в родственных словах: жёны (ср.: женщина), имел (ср.: пришедший), щёлка (ср.: щель), чёрт (ср.: черти), шёпот (ср.: шепчет). Там, где в родственных словах такого чере­дования нет, в корнях под ударением пишется о: жом, из­жога, обжора, шов, чокаться, чопорный, шорник, шорох, а также в существительных ожог и поджог (глаголы: ожёг, поджёг).

    Под ударением после шипящих произносится и пи­шется о:

а) в окончаниях существительных, прилагательных и на конце наречий: плащ \ом\ , вожж [ои] , Фомич \ом\ , больш ]ого\ у горячо, общо, но ещё;

б) в с^фиксах существительных -ок, -онк-, -онок (су­чок, ручонка, бочонок) и -он (где о беглое: К Н5ьЖ Н ЬЬ К НЯ - жбн); в суффиксах прилагательных -ое- (холщовый, ежовый) и -он (с беглым о: смешби).

3. В остальных случаях под ударением после шипящих
если и произносится о, то пишется е(ё). Сюда относятся:

а) окончания глаголов: печ \ёшь\ печ \ёт\ , печ \ём\ ;

б) суффиксы страдательных причастий -енн-, -ён-
(а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от
глаголов): вооружённый, вооружён; печёный;

в) суффиксы глаголов (и существительных, образован­
ных от этих глаголов): размежёвывать (размежёвка).

Примечания: 1. В некоторых иноязычных словах буква о пи­шется после шипящих и не под ударением, например: шофёр, жо­кей, шоколад, шовинизм, жонглёр, шоссе.

2. Следует запомнить написание некоторых слов с затемнён­ным морфемным составом или непродуктивными суффиксами: крыжовник, трущоба, учёба (ср.: учение), трещотка, решётка (ср.: решето), печёнка (ср.: печень), бечёвка (ср.: бечева), кишок (ср.: кишка), дешёвый (ср.: дешевле).

4. Если под ударением после ц произносится о, то и пи­
шется о; без ударения пишется е. Буква ё после ц никогда
не пишется: цоколь, пальтецо, но зеркальце; отцов, но
колодцев; молодцом, но колодцем; облицовка, танцор,
перцовый,
но ситцевый; облицовывать, но облицевать.

Примечание. В безударном слоге о пишется после ц только в слове цокотуха (ср.: цокот) и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в ожив­лённом, быстром темпе).

186. Спишите. Обозначьте ударение в словах с пропущенными

I. Ж.хткий диван, искусственный ш..лк, мельничный ж..рнов, утлый ч..лн, чугунная репь.тка, крепкая беч..вка, купить по деш..вке, ч..порный человек, спелый крыж..вник, тяж..лый ож..г, подж..г сарая, ож..г руку, борьба с саранч..й, отправиться за багаж..м, идти с ноыь.й, быстрый скач..к, забавная собач..нка, смешной мед-веж.. нок, парч.. вая скатерть, камыш.. вая крыша, жж..ный кофе, ноч..вка в лесу, вооруженное нападение, асфальтированное ш..ссе, шоколадный цвет.

II. Тихий in..pox, говорить общ.., выступать горяч..,
боч..нок с водой, искусный ж..нглёр, опытный ш..фёр,
деш..вый товар, двойной ш..в, вертеть трещ..тку, печ..ные
яблоки, холщ..вый меш..к, мягкая ш..рстка.

III. Цокольный этане, ц..канье копыт, получить пись­
мец.., идти с отц..м, погрозить пальц..м, молодцеватый
вид, глянц..витая бумага, превосходный танц..р,
танц..вать мазурку, гарц..вать на лошади, облиц..вка стен,
облиц..вать здание, склониться над колодц..м, пунц..вые
губы.

187. Прочитайте. Укажите ударение в словах, в которых пропу­щены буквы е и о после шипящих и ц. Спишите. Обозначьте те части слова, в которых есть буква е или о после шипящих. Выде­ленные слова разберите по составу.

1) Нижние брёвна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в ко­торый теч..т из пруда вода, накренился. (Тел.) 2) Свеж..е и ж..стче становился ветер. (Г.) 3) Мы бр..саем в землю ж..лудь - вырастает дуб. (Тим.) 4) В тайге ш..л точно ш..рох и таинственный ш..пот. (Кор.) 5) Под ногой Конд-ратия хрус(?)нул суч..к. (А. Н. Т.) 6) Стучит караул(?)щик в свою трещ..тку. (Ф. Ш.) 7) Приш..л доктор, перев..зал мне ож..г. (М. Г.) 8) Окна во флигеле были загорожены де-ревянною реш..ткою, двери запирались замками. (П.)

9) Уже около мес.ца жили мы на коч..вке. (А. К. Т.)

10) Пл..тины на вод..хранилищах были почти доведены до
про..ктной высоты. К..нал уже об лиц., выв а лея каменными
плитами. (Пауст.) 13) Мальчишка был без шапки, с
холщ..вой сумой через плеч.. . (Бун.)

§ 33. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СЛОВ

1. В сложных словах в качестве соединительных глас­ных употребляются буквы о и е. После основ на твёрдый со­гласный (кроме ж, их и ц) пишется буква о, например: теп­ловоз. После основ на мягкий согласный, на и, на шипя­щий звук и ц пишется буква е, например: землетрясение, краеведение, пешеход, птицелов. В некоторых случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает и поэто­му пишется соединительная гласная о, например: баснопи­сец, зверолов.

В отдельных словах в первой части сложного существи­тельного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяисчисление, времяпрепровождение, вре­мяпровождение.

2. Количественные числительные при образовании
сложных слов употребляются в форме родительного паде­
жа, например: семилетка (семи лет), пятнадцатиметро­
вый
(пятнадцати метров), сорокаминутный (сорока ми­
нут).

Исключение. Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, напри­мер: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется и слово сороконожка.

Сложные слова, которые образованы при помощи соеди­нительных гласных о, е или первой частью которых явля­ется числительное, пишутся слитно, например: самолёт, земледелие, трёхлетний.

Примечание. Слова на -ификация (электрификация, газифи­кация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они обра­зованы при помощи суффикса -ификация, поэтому пишутся с буквой и. Ср.: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электродвигатель, газогенератор.

3. Сложные слова могут быть образованы соединением
части основы пол- (половина) и существительного в роди­
тельном падеже, например: полдома, пол-утра. После пол-
дефис ставится перед гласными, всеми прописными бук­
вами, а также перед согласной л, например: пол-острова,
пол-Москвы, пол-лимона.
Перед остальными согласными
дефис не ставится, например: полвека, полгорода, полседь­
мого.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуавтомат, полубелый, полувеко­вой, полуостров.

188. Спишите. Подчеркните соединительные гласные о и е. С вы­деленными словами составьте словосочетания.

Путешественник, языкознание, восьмигранник, чаепи­тие, кон..водство, кров..обращение, кровеносный, одинна-дцат..метровый, сорок..ведёрный, сорок..ножка, стоты­сячный, пятидесятилетие, звер..бой, баснословный, ка-

5 - В. Ф. Греков

мен. .тёс, солнцепёк, нефтепровод, машиностроение, электродвигатель, электрификация, газопровод, газифи­кация.

189. Спишите. Объясните правописание.

1) (Девяност..)летний юбилей, новое (лет..)счисление, праз(?)ное (врем..)пр..провождение, неожиданное (с)(ум..)-сшествие, (с)(ум..)сшедп1ая скорость. 2) Отсутствовать (пол)года, скосить (пол)луга, исходить (пол)Р. .сии, об..ехать (пол)Европы, отстать на (пол)очка, отработать (пол)смены, встать (пол)третьего, перерыв в (пол)одинна-дцатого, (пол)ложки мёду, купить (полу)кеды, сделать (по­луоборот, отрезать (пол)лимона, выйти в (полу)финал.

190. Прочитайте. Определите, какие буквы пропущены в словах.
Проверьте по орфографическому словарю. Спишите, сложные слова
подчеркните. С выделенными словами составьте словосочетания.

Интеллигент - интеллигентный, интеллигентский, ин­теллигенция; б..гровый - б..грянец, побагроветь; к..рабль - к..рабельный, кораблестроение; чу..ство - чувствитель­ный, чувствовать; чествовать - чествование; участво­вать; приоритет; привилегия - привилегированный; эн­тузиазм - энтузиаст; электрический - электрификация, электрифицировать, электростанция.

§ 34. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

Если слово не умещается на строке, то часть его перено­сят на другую строку. Основные правила переноса сводятся к следующиму:

    Слово переносится по слогам: город, то-ва-рищ. Од­нако нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву. Например, нельзя переносить «о-го-род», «а-ри-я», «о-боз», надо - огород; слова типа ария, обоз нельзя разделять переносом.

    При стечении согласных разделение на слоги свобод­ное: весной, вес-на; сестра и сестра; кре-стьянин и крестьянин.

    Буквы ъ, ъ, и нельзя отделять от предшествующих букв: бойцы, большой, подъезд.

    При переносе слов с приставками нельзя переносить согласную в конце приставки, если далее следует согласная

же, т. е. нельзя делить: «по-дходить», «ра-звязать», а надо: под-хо-дитъ, раз-вязать. Нельзя также оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не состав­ляющую слога: при-слатъ (а не «прис-лать») отстранять (а не «отс-транять»).

5. При переносе сложных слов не следует оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога: пятиграм-мовый или пя-ти-граммовый (а не «пятиг-раммовый»).

Примечание. При переносе слов надо учитывать следующее:

    если за приставкой на согласную стоит буква ы 9 переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается, т. е. следует пе­реносить: ра-зыскать или разыс-кать (а не «раз-ыскать»);

    не следует оставлять в конце строки или переносить в нача­ло следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласны­ми: жуж-жатъ (а не «жу-жжать»), масса (а не «ма-сса»), кон-ный (а не «ко-нный»); это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: со-жженный, по-ссорить (см. п. 4), а также к двойным согласным второй основы в слож­ных словах, например: нововведение (см. пп. 4, 5).

Из изложенных правил следует, что многие слова можно переносить различными способами (сест-ра, сестра; классный, классный; без-умный, бе-зумный); при этом сле­дует предпочитать такие переносы, при которых не разбива­ются значащие части слова (перенос класс-ный лучше, чем пе­ренос клас-сный; перенос безумный лучше, чем бе-зумный).

191. Спишите данные слова, разделяя их чёрточками для пе­реноса.

I. Ко-ле-со, карикатура, драма, ведро, скамейка, разъ­езд, обезьяна, кристальный, преддверие, можжевельник, разоблачить, вопрос, предубеждение, безыдейный, подхва­тить, программный, мировоззрение, кристаллический, яв­ственный, астра, гостиница, эхо, расчистка, въезд, подой­ник, расчёт, рассчитывать, розыгрыш, выигрыш, надстро­ить, подыскать, корреспондент, массовый, громоздкий, подходить, подожжённый.

П. Винегрет, подставка, необъятный, приятель, один­надцать, терраса, ветреный, ресурс, безветренный, проис­шедший, разбить, объём, скользкий, послать, устранить, закройщик, землетрясение, пьеса, раздражение, создание,

1. В соответствии с морфологическим принципом рус­ского правописания согласные и гласные в большинст­ве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например: срубить, сбить, сшить, сжать, вперед, доставить, забежать, написать, обрубить, от­дать, надстроить, переслать, подбросить, предста­вить.

2. Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, чрез-(через), раз- пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласны­ми и с буквой с перед глухими согласными: безбрежный - беспомощный, возраст - восстание, изжарить - ис­целить, низвергать - ниспровергать, чрезмерный - чересчур, разбросать - распилить; рассчитать, рас­чёт.

3. В приставках раз- (рас) -роз- (рос) под ударени­ем пишется о, без ударения - а: розвальни -развал, роспись - расписка, розыгрыш - разыгрывать.

165. Распределите слова в три столбика: 1) с приставками, не
меняющими на письме согласного; 2) с приставками на -з (-с);
3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте
словосочетания.

Безвкусица, ..жечь дотла, безжалостный, бесформен­ный, бе. .шумный, о. .текаемый, воззрение, восстание, наслаждение, восторжествовать, п..дучить, о..блеск, и..жога, и..подтишка, подписчик, псшипник, бескорми­ца, пр. .исшествие, ни..падать, пр. .свещать, . .делыцина, предпочтение, предшественник, чере..полосица, з..движ­ка, зачинщик, пер..мирие, ра..творять, ра..щелина, дове­ренный, д..верчивый, ра..чёт, ра..считать, расхвораться, бе..кровный.

166. Составьте с данными словами словосочетания и запи­
шите их, обозначая ударение в словах с пропущенными бук­
вами.

РсЗвальни - р..звалиться; р..зыгрыш - р..зыграть; РсЗыск - р..зыскать; р..спись - р..списать, рсСписание, р..списка; р..ссыпь - р,.ссыпать; р..ссказ - р..ссказни; р..спустить (на каникулы) - р..спуск.


167. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их
правописание. Обозначьте состав выделенных слов и укажите
способ их образования.

1) Тоне скучно от этих расчищенных, расчерченных дорожек. (Н. О.) 2) Он мне обрадовался и стал расспраши­вать об ужасных происшествиях, коим я был свидетель. (П.) 3) Так быстро скачет только тот, за кем раскаяние мчится! (Л.) 4) ...Ужасная зима в глухой, бе..хлебной дере­веньке. (Леек.) 5) Не бе..дарна та природа, не погиб ещё тот край, что выводит из народа столько славных, то и знай. (Н.) 6) Безжалостная осень сорвала их [деревьев] пышные одеяния. (Н. О.) 7) Да, ваш ра..чёт верен. (Леек.)

9) Город ра..сыпал в темноте миллионы огней. (Н. О.)

10) Умолк аул, где бе..заботно недавно слушали певца.
(Л.) 11) К ней в светлицу раз, лишь только ра..свело, всех
их семеро вошло. (П.) 12) Дама расхохоталась. (Леек.)
13) Людской поток бесконечен. (Леон.) 14) Я начал
рассказывать сказку о солнце. (Сухомл.) 15) Стеклянной
равниной лежал бесцветный океан. (А. Н. Т.)



168. Спишите данные словосочетания. С выделенными словами
устно составьте предложения.

Произвести ра..чёт, рассчитаться с продавцом, полная бе..вкусица, ра..чётливый хозяин, великолепная..дравни-ца, искусный работник, Искусственный шёлк, чере..чур горячая вода, бесформенная груда обломков, бе..ценный подарок, материалистическое мирово..зрение, восстанов­ленный памятник, ..беречь силы, Иссякающий источник, во..хождение на гору.

169. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль и тип
речи текста, укажите их признаки. К выделенному слову под­
берите синонимы, а затем антонимы. Составьте схему перво­
го предложения, дайте его характеристику. Найдите слова с
приставками, написание которых регулируется разными прави­
лами.

З..ря почти отцв..ла и лиш(?) за высокой горой в..дне-ет(?)ся прозрач(?)ная полоска бр..сающая ро..кий свет на вершины деревьев что од..нокими вехами маяч..т у самого края г..ризонта. Но это там в (не)досягаемой д..ли а на реч-


ке куда солнце загляд..вает лиш(?) к полудню..густились краски. Тени от пр..брежных скал пролегли от берега к бе­регу соединившись (по)братски. С (густо)син..ми оттенка­ми они отл..вают(?)ся на быстрине блеском глухари..ого крыла а под самым берегом где я..стве..о слышно б..рмота-ние бе..числе.,ых ручейков уже темнота. Она сп..лзает по берегу подм..ная под себя сиреневый и (тёмно)син..й свет. (По В. Астафьеву)

§ 28. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-

Правильное написание приставок пре- и при- связано с пониманием различия их значений.

Приставка при- обозначает: 1) присоединение, прибли­жение, прибавление: приделать, пристроить, приехать, прикрепить, прикупить; 2) неполноту действия: при­сесть, притворить, приоткрыть; 3) расположение, на­хождение вблизи чего-нибудь: Приамурье, Приуралье, пригород, приморский.

Приставка пре-: 1) обозначает высшую степень дейст­вия или качества: пресытиться, преувеличение, предлин­ный; 2) совпадает по значению с приставкой пере-: прегра­дить - перегородить, прервать - перервать.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не­достаточно ясно, и такие слова следует запомнить, напри­мер: преследование, препятствие, преткновение (камень преткновения), превратный (неверный, изменчивый), пренебрежение, прельстить; приключение, притязание, прибор, присягать.

В следующих, сходных по произношению словах разли­чие в написании связано с различием в их значении: прези­рать (не уважать, считать недостойным) - призирать (заботиться, давать приют), предать (изменнически вы­дать кого-нибудь) - придать (добавить), пребывать (на­ходиться где-нибудь) - прибывать (приезжать), престу­пить (нарушить) - приступить (начать), преемник (тот, кто вступает в должность после кого-нибудь, продолжает работу кого-нибудь) - приёмник (аппарат для приёма), преклоняться (относиться с глубоким уважением) - при


клонятъся (наклоняться, пригибаться), претворить (во­плотить, осуществить) - притворить (закрыть).

Следует запомнить написание некоторых слов иноязыч­ного происхождения: президиум, президент (написание е здесь объясняется тем, что в этих словах в латинском язы­ке имеется приставка пре- (от лат. ргае - пред); привиле­гия (от лат. privilegium - исключительное право); приори­тет - первенство (от лат. prior - первый).

170. Спишите. Устно объясните правописание приставок пре- и
при- (слова, где значение этих приставок неясно, подчеркните).
Объясните значение выделенных слов.

Присоединить провод, примыкающий к школе сад, привскочить от неожиданности, пр..щурить глаза, достичь примирения, преломление солнечных лучей, пр..сечь раз­говоры, преискусный кузнец, сделать пр. .вивку, седой пр..вратник, не пренебрегать советами товарища, вступать в пререкания, искать пр..станища, найти пр..бежище, преграждать дорогу, превратности судьбы, несправедли­вые притязания, преодолевать все пр..грады, преобладаю­щая отр..сль хозяйства, давать пр..сягу, пр..провождать документы, пр е непр.. ятное известие, быть камнем преткновения, искатели пр..ключений.

171. Спишите, заменяя выделенные слова словами с приставка­
ми пре- и при-. Объясните (устно) значение приставок во вновь об­
разованных словах,

Образец. Площадь около вокзала - привокзаль­ная площадь; совсем закончить занятия - прекра­тить занятия.

Участок при усадьбе, полоса при береге, город около Волги, слегка затворить дверь, чуть открыть окно, очень странный случай, сделать ручным дикое животное, быстро проходящее явление, загородить дорогу, с избытком насы­титься чем-нибудь, увеличить опасность.

172. Спишите. Объясните значения иноязычных слов (при за­
труднениях используйте словари). Составьте предложения с дан­
ными сочетаниями.

Изб..рать президиум, пр..сутствовать на пр..мьере спек­такля, визит пр..зидента, пользоваться пр..вилегиями, пр..оритет в освоении космоса.


173. Спишите. Назовите синонимы приведённых слов. С выде­
ленными словами устно составьте предложения.

Преследовать, прихотливый, причудливый, претво­рить в жизнь, прикоснуться, претерпеть, притерпеться, привередливый человек, препятствия, пр. .творный, пр..лестный, пр..видение.

174. Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках.

1) Транзисторный... работал хорошо. Молодой инже­нер оказался достойным... известного конструктора (пре­емник, приёмник). 2) Бригада могла немедленно... к работе. Никто не хотел... данную клятву (преступить, при­ступить). 3) Группа альпинистов осуществила... восхож­дение на недоступную горную вершину. Систематические тренировки являются... условием любого спортивного ус­пеха (непременный, беспримерный). 4) Это... явление. Всех... больных встречал дежурный врач (преходящий, приходящий).

175. Спишите. Объясните (устно) написание слов с приставками
пре- и при-. Сделайте морфемный анализ выделенного слова.

1) А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и преемник. - Максим Горький - преемник писате­лей-реалистов XIX века. 2) Деревцо приклонило ветви к самой земле. - Современники приклонялись перед заме­чательным талантом Щепкина. 3) Во время пребывания в Ялте мы любили наблюдать прибытие пароходов. 4) Дядя мой г-н Сипягин, брат моей матери, пр..зрел меня. (Т.) 5) Я претворился, будто сплю. (Л. Т.) 6) Татьяна верила пр..даньям простонародной старины. (П.) С доверчивой на­деждой первых лет друзьям иным душой пр..дался неж­ной. (П.) - Присутствие товарища предало ему храбро­сти. (Т. С.)

176. Выпишите слова с пропущенными буквами. Приставки обо­
значьте.

1) Я приближался к месту моего назначения. 2) Му­жичок тут же стал его тулуп примеривать. 3) Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. 4) «Ва­силиса Егоровна - пр..храбрая дама», - заметил важно Швабрин. 5) Палашка пр..несла нам шпаги. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примирённые. 6) Я понял упор-


ное злоречие, которым Швабрин её [Машу] преследовал. 7) «Подумай хорошенько, - пр..бавила она, - со сторо­ны твоих родных не будут ли препятствия?» 8) Пренебре­жение, с каким он [батюшка] упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедли­вым. 9) С Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нём скрытую к себе непр..язнь. 10) Вдруг закричали в толпе, что государь на лошади ожи­дает пленных и пр. .нимает пр. .сягу. 11) Взоры наши встретились; в моём он [Швабрин] мог прочесть пр..зрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. 12) Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня, старика, пр..зрел и успоко­ил. 13) Всякое слово, напоминающее мнимое преступле­ние сына, было ему [отцу] тягостно. 14) Здесь прекраща­ются записки Петра Андреевича Гринёва.

(А. Пушкин)

177. Составьте с данными словами словосочетания и запишите.
Укажите способы синтаксической связи главного и зависимого
слов.

Претворить, приступить, приготовление, препятствие, преодолеть, преграда, приключение, пререкание, прими­рить, прибытие, пребывание, превосходный.

178. Спишите. Обозначьте состав выделенных слов.

Всеобщее признание, великий преобразователь, жизн..ное пр..звание, стремление к занятиям, выращивать р..стения, непрерывно вести ш..рокие экспериментальные исследования, преодолевать препятствия, удивительная настойчивость, непреодолимое упорство, пр..восходные по вкусу плоды, ок..зать всемерную под..ржку, пр..должать начатое дело.

§ 29. СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ

179. Объясните написание согласных на стыке приставки и кор­
ня, указывая в каждом слове приставку и корень. В результате
чего в некоторых словах появляются удвоенные согласные?

Бесстрашный, бесформенный, вверенный, воззрение, восстание, воскликнуть, иззябнуть, оттенить, оттепель, от-


тирать, поддать, подать, поддувало, подорожник, рассвет, расцвет, преддверие, ссылка, ссадина.

180. Из слов, помещённых в скобках, при помощи указанных
приставок образуйте новые слова. Подчеркните удвоенные со­
гласные.

Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный); воз- или вое- (зрение, становление, дер­жаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зуб­рить, жарить, портить, следовать); от- или о- (тащить, таять, тяжелеть, толкнуть); под- или по- (дразнить, дан­ный, давать, дарить); раз- или рас- (дать, жечь, писание, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чёт, считать).

181. Спишите. Обозначьте состав выделенных слов.

1) Было начало марта, стояла оттепель. (Ч.) 2) Центр дивизии отменён почти к самой Волге. (А. Н. Т.) 3) И ско­ро я в лесах чужих нашёл товарищей лихих, б..страшных, твёрдых, как булат... (Л.) 4) Старик, р.хтелив халат, мир­но спал под деревом. (Ф.) 5) Павел Петрович слегка накл..нил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не п..дал. (Т.) 6) Промёрзшая земля не п..давалась лопатам и ломам. (К. С.) 7) Сын, согнув широкую спину, издержи­вал мать под мышки. (Нов.-Пр.) 8) Поезд углублялся в ле­са Севера, пр..дверие Кольского полуострова. (Лидин) 9) Покончив р..счёты, Александра Михайловна спрятала деньги. (Вер.) 10) Григорий с р..считанной медлительно­стью затягивал п..дпруги. (Шол.) 11) Долго говорил мне этот человек о своём миров..зрении. (Аре.) 12) Множество р..золоченных карет стояло уже на лугу. (П.) 13) Война разорила его, л..шила прежнего рвения к работе. (Шол.) 14) Дымов без сюртука, в р..стёгнутой жилетке е..дел за столом. (Ч.)

§ 30. УПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ И Ь

Разделительный ъ пишется:


а) после приставок на соглас­
ную;

б) в сложных словах после
двух-, трёх-, четырёх-


перед е(ё), ю, я (отъ­езд, объём, предъюби­лейный, объять, двухъ­ярусный).


Разделительный ъ пишется: перед е (ё), и, ю, я во всех остальных случаях (в улье, пьёт, воробьи, шьют, деревья).

Примечания: 1. Буква ъ не пишется перед а, о, у, э (сагитиро­вать, подоконник, суметь сэкономить), а также в сложносокра­щённых словах (детясли, иняз).

2. Буква ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб- и после первой части сложного слова (адъю­тант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, фельдъ­егерь).

3. Буква ъ пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, павильон, почтальон, компаньон, медальон, бульон и др.).

182. Спишите. Объясните выбранные написания.

Без- (ответственный, аварийный, укоризненный); из- (явить, езженный, обильный); об- (едать, являть); от- (яв­ленный, экзаменовать); пред- (убеждение, уведомление, яв­лять); раз- (учить, уверить, яриться); сверх- (естествен­ный); двух- (ярусный, этажный); с- (ёжиться, ездить, эко­номить, агитировать).

183. Прочитайте. Объясните (устно) лексическое значение выде­
ленных слов. Спишите. Составьте с каждым выделенным словом
словосочетание.

Изъясняться, подъёмный, фельдъегерь, фельетон, ин­тервью, из..ять, из..яны, под..ячий, д..явол, компаньон, (с)обез..янничать, (с)узить, п..еса, волеиз..явление, 6а-рел..еф, п..едестал, премьера, павил..он, (двух)актная ко­медия, (трёх)язычный словарь, (трёх)осный автомобиль, ад..ютант, субъективный, объективный, (четырёх)элемент-ный, бар..ер.

184. Спишите, оформив 1-е и 2-е предложения как цитаты. К вы­
деленным словам подберите синонимы.

1) Задача сер.-ёзного писателя - построить п..есу на фигурах художественно убедительных. (М. Г.) 2) Худож­ник-писатель должен быть объективен. (Гонч.) 3) Луна чуть светит над горою; об..яты рощи темнотою. (П.) 4) По сторонам в..днелись помещич..и усадьбы, деревни. (С.-Щ.) 5) Батал..он, с которым я шёл из крепости N, остался в ар..ергарде. (Л. Т.) 6) Ад..ютант встал, заложив руки в карманы, и стал ходить по площадке. (Л. Т.) 7) Зари


б..гряной полоса об..емлет ярко небеса. (П.) 8) Полуколь­цом из..гнулся одноэтажный павильон. (М. Г.) 9) День начинался солнечный, без(?)облачный и жаркий. (Гонч.) 10) Князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером. (Л. Т.) 11) Подняв кулаки над сп..ной ямщика, неистово мчится фельдъегерь. (Н.)

§ 31. БУКВЫ Ы И И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

После приставок, оканчивающихся на согласный, вме­сто и пишется ы согласно произношению, например: оты­скать, безыскусственный, безыдейный, безынициатив­ный. Буква и сохраняется: 1) в словах с приставками меж- и сверх-, например: межиздательский (договор), сверх­изысканный (вкус); 2) в словах с иноязычными пристав­ками, например: контригра, дезинфекция.

Примечание. В сложносокращённых словах начальное и вто­рого корня сохраняется, например: мединститут.

185. Спишите данные слова. Составьте с ними восемь словосоче­таний.

Без- (известный, исходный, искусный, интересный, идейность, инициативный); из- (искать); от- (играть, иски-вать); под- (итожить); раз- (искать); пред- (история); (спорт) инвентарь.

§ 32. БУКВЫ ЕИО ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

1. Во многих корнях слов под ударением после шипя­щих произносится о, а пишется е(ё), если это о чередуется с е в родственных словах: жёны (ср.: женщина), имел (ср.: пришедший), щёлка (ср.: щель), чёрт (ср.: черти), шёпот (ср.: шепчет). Там, где в родственных словах такого чере­дования нет, в корнях под ударением пишется о: жом, из­жога, обжора, шов, чокаться, чопорный, шорник, шорох, а также в существительных ожог и поджог (глаголы: ожёг, поджёг).

2. Под ударением после шипящих произносится и пи­шется о:

а) в окончаниях существительных, прилагательных и на конце наречий: плащ\ом\ , вожж[ои] , Фомич\ом\ , больш]ого\ у горячо, общо, но ещё;


б) в с^фиксах существительных -ок, -онк-, -онок (су­чок, ручонка, бочонок) и -он (где о беглое: К Н5ьЖ Н ЬЬ К НЯ - жбн); в суффиксах прилагательных -ое- (холщовый, ежовый) и -он (с беглым о: смешби).

3. В остальных случаях под ударением после шипящих
если и произносится о, то пишется е(ё). Сюда относятся:

а) окончания глаголов: печ\ёшь\ печ\ёт\ , печ\ём\ ;

б) суффиксы страдательных причастий -енн-, -ён-
(а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от
глаголов): вооружённый, вооружён; печёный;

в) суффиксы глаголов (и существительных, образован­
ных от этих глаголов): размежёвывать (размежёвка).

Примечания: 1. В некоторых иноязычных словах буква о пи­шется после шипящих и не под ударением, например: шофёр, жо­кей, шоколад, шовинизм, жонглёр, шоссе.

2. Следует запомнить написание некоторых слов с затемнён­ным морфемным составом или непродуктивными суффиксами: крыжовник, трущоба, учёба (ср.: учение), трещотка, решётка (ср.: решето), печёнка (ср.: печень), бечёвка (ср.: бечева), кишок (ср.: кишка), дешёвый (ср.: дешевле).

4. Если под ударением после ц произносится о, то и пи­
шется о; без ударения пишется е. Буква ё после ц никогда
не пишется: цоколь, пальтецо, но зеркальце; отцов, но
колодцев; молодцом, но колодцем; облицовка, танцор,
перцовый,
но ситцевый; облицовывать, но облицевать.

Примечание. В безударном слоге о пишется после ц только в слове цокотуха (ср.: цокот) и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в ожив­лённом, быстром темпе).

186. Спишите. Обозначьте ударение в словах с пропущенными

I. Ж.хткий диван, искусственный ш..лк, мельничный ж..рнов, утлый ч..лн, чугунная репь.тка, крепкая беч..вка, купить по деш..вке, ч..порный человек, спелый крыж..вник, тяж..лый ож..г, подж..г сарая, ож..г руку, борьба с саранч..й, отправиться за багаж..м, идти с ноыь.й, быстрый скач..к, забавная собач..нка, смешной мед-веж.. нок, парч.. вая скатерть, камыш.. вая крыша, жж..ный кофе, ноч..вка в лесу, вооруженное нападение, асфальтированное ш..ссе, шоколадный цвет.


II. Тихий in..pox, говорить общ.., выступать горяч..,
боч..нок с водой, искусный ж..нглёр, опытный ш..фёр,
деш..вый товар, двойной ш..в, вертеть трещ..тку, печ..ные
яблоки, холщ..вый меш..к, мягкая ш..рстка.

III. Цокольный этане, ц..канье копыт, получить пись­
мец.., идти с отц..м, погрозить пальц..м, молодцеватый
вид, глянц..витая бумага, превосходный танц..р,
танц..вать мазурку, гарц..вать на лошади, облиц..вка стен,
облиц..вать здание, склониться над колодц..м, пунц..вые
губы.

187. Прочитайте. Укажите ударение в словах, в которых пропу­щены буквы е и о после шипящих и ц. Спишите. Обозначьте те части слова, в которых есть буква е или о после шипящих. Выде­ленные слова разберите по составу.

1) Нижние брёвна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в ко­торый теч..т из пруда вода, накренился. (Тел.) 2) Свеж..е и ж..стче становился ветер. (Г.) 3) Мы бр..саем в землю ж..лудь - вырастает дуб. (Тим.) 4) В тайге ш..л точно ш..рох и таинственный ш..пот. (Кор.) 5) Под ногой Конд-ратия хрус(?)нул суч..к. (А. Н. Т.) 6) Стучит караул(?)щик в свою трещ..тку. (Ф. Ш.) 7) Приш..л доктор, перев..зал мне ож..г. (М. Г.) 8) Окна во флигеле были загорожены де-ревянною реш..ткою, двери запирались замками. (П.)

9) Уже около мес.ца жили мы на коч..вке. (А. К. Т.)

10) Пл..тины на вод..хранилищах были почти доведены до
про..ктной высоты. К..нал уже об лиц., выв а лея каменными
плитами. (Пауст.) 13) Мальчишка был без шапки, с
холщ..вой сумой через плеч.. . (Бун.)

§ 33. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СЛОВ

1. В сложных словах в качестве соединительных глас­ных употребляются буквы о и е. После основ на твёрдый со­гласный (кроме ж, их и ц) пишется буква о, например: теп­ловоз. После основ на мягкий согласный, на и, на шипя­щий звук и ц пишется буква е, например: землетрясение, краеведение, пешеход, птицелов. В некоторых случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает и поэто­му пишется соединительная гласная о, например: баснопи­сец, зверолов.


В отдельных словах в первой части сложного существи­тельного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяисчисление, времяпрепровождение, вре­мяпровождение.

2. Количественные числительные при образовании
сложных слов употребляются в форме родительного паде­
жа, например: семилетка (семи лет), пятнадцатиметро­
вый
(пятнадцати метров), сорокаминутный (сорока ми­
нут).

Исключение. Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, напри­мер: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется и слово сороконожка.

Сложные слова, которые образованы при помощи соеди­нительных гласных о, е или первой частью которых явля­ется числительное, пишутся слитно, например: самолёт, земледелие, трёхлетний.

Примечание. Слова на -ификация (электрификация, газифи­кация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они обра­зованы при помощи суффикса -ификация, поэтому пишутся с буквой и. Ср.: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электродвигатель, газогенератор.

3. Сложные слова могут быть образованы соединением
части основы пол- (половина) и существительного в роди­
тельном падеже, например: полдома, пол-утра. После пол-
дефис ставится перед гласными, всеми прописными бук­
вами, а также перед согласной л, например: пол-острова,
пол-Москвы, пол-лимона.
Перед остальными согласными
дефис не ставится, например: полвека, полгорода, полседь­
мого.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуавтомат, полубелый, полувеко­вой, полуостров.

188. Спишите. Подчеркните соединительные гласные о и е. С вы­деленными словами составьте словосочетания.

Путешественник, языкознание, восьмигранник, чаепи­тие, кон..водство, кров..обращение, кровеносный, одинна-дцат..метровый, сорок..ведёрный, сорок..ножка, стоты­сячный, пятидесятилетие, звер..бой, баснословный, ка-


5 - В. Ф. Греков

мен. .тёс, солнцепёк, нефтепровод, машиностроение, электродвигатель, электрификация, газопровод, газифи­кация.

189. Спишите. Объясните правописание.

1) (Девяност..)летний юбилей, новое (лет..)счисление, праз(?)ное (врем..)пр..провождение, неожиданное (с)(ум..)-сшествие, (с)(ум..)сшедп1ая скорость. 2) Отсутствовать (пол)года, скосить (пол)луга, исходить (пол)Р. .сии, об..ехать (пол)Европы, отстать на (пол)очка, отработать (пол)смены, встать (пол)третьего, перерыв в (пол)одинна-дцатого, (пол)ложки мёду, купить (полу)кеды, сделать (по­луоборот, отрезать (пол)лимона, выйти в (полу)финал.

190. Прочитайте. Определите, какие буквы пропущены в словах.
Проверьте по орфографическому словарю. Спишите, сложные слова
подчеркните. С выделенными словами составьте словосочетания.

Интеллигент - интеллигентный, интеллигентский, ин­теллигенция; б..гровый - б..грянец, побагроветь; к..рабль - к..рабельный, кораблестроение; чу..ство - чувствитель­ный, чувствовать; чествовать - чествование; участво­вать; приоритет; привилегия - привилегированный; эн­тузиазм - энтузиаст; электрический - электрификация, электрифицировать, электростанция.

§ 34. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

Если слово не умещается на строке, то часть его перено­сят на другую строку. Основные правила переноса сводятся к следующиму:

1. Слово переносится по слогам: город, то-ва-рищ. Од­нако нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву. Например, нельзя переносить «о-го-род», «а-ри-я», «о-боз», надо - огород; слова типа ария, обоз нельзя разделять переносом.

2. При стечении согласных разделение на слоги свобод­ное: весной, вес-на; сестра и сестра; кре-стьянин и крестьянин.

3. Буквы ъ, ъ, и нельзя отделять от предшествующих букв: бойцы, большой, подъезд.

4. При переносе слов с приставками нельзя переносить согласную в конце приставки, если далее следует согласная


же, т. е. нельзя делить: «по-дходить», «ра-звязать», а надо: под-хо-дитъ, раз-вязать. Нельзя также оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не состав­ляющую слога: при-слатъ (а не «прис-лать») отстранять (а не «отс-транять»).

5. При переносе сложных слов не следует оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога: пятиграм-мовый или пя-ти-граммовый (а не «пятиг-раммовый»).

Примечание. При переносе слов надо учитывать следующее:

1) если за приставкой на согласную стоит буква ы 9 переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается, т. е. следует пе­реносить: ра-зыскать или разыс-кать (а не «раз-ыскать»);

2) не следует оставлять в конце строки или переносить в нача­ло следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласны­ми: жуж-жатъ (а не «жу-жжать»), масса (а не «ма-сса»), кон-ный (а не «ко-нный»); это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: со-жженный, по-ссорить (см. п. 4), а также к двойным согласным второй основы в слож­ных словах, например: нововведение (см. пп. 4, 5).

Из изложенных правил следует, что многие слова можно переносить различными способами (сест-ра, сестра; классный, классный; без-умный, бе-зумный); при этом сле­дует предпочитать такие переносы, при которых не разбива­ются значащие части слова (перенос класс-ный лучше, чем пе­ренос клас-сный; перенос безумный лучше, чем бе-зумный).

191. Спишите данные слова, разделяя их чёрточками для пе­реноса.

I. Ко-ле-со, карикатура, драма, ведро, скамейка, разъ­езд, обезьяна, кристальный, преддверие, можжевельник, разоблачить, вопрос, предубеждение, безыдейный, подхва­тить, программный, мировоззрение, кристаллический, яв­ственный, астра, гостиница, эхо, расчистка, въезд, подой­ник, расчёт, рассчитывать, розыгрыш, выигрыш, надстро­ить, подыскать, корреспондент, массовый, громоздкий, подходить, подожжённый.

П. Винегрет, подставка, необъятный, приятель, один­надцать, терраса, ветреный, ресурс, безветренный, проис­шедший, разбить, объём, скользкий, послать, устранить, закройщик, землетрясение, пьеса, раздражение, создание,


батальон, адъютант, просвещение, контратака, шефство, чувство, шествие.

III. Предутренний, безыскусственный, безынициатив­ный, диета, постланный, аннотация, апеллировать, шести­значный, вестибюль, представление, настроить, хрестома­тия, публицистический, эпиграмма, ансамбль, изваяние, комбинезон, инвентарь, объективный, пластмасса, целлю­лоза, выкрашенный.

192. Спишите, расставляя знаки препинания. Разберите по со­
ставу выделенные слова. Найдите в тексте метафору.

Я вошёл в к..бину меня ус.дили в кресло бе..шумно за­хлопнули люк. Я остался наед..не с приборами освящённы­ми не дневным солнечным светом а иск..ственным. Вот убрали железные фермы и наступила тишина. Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 м..нут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул почу(?)ствовал как гиган(?)ский к..рабль задр..жал всем своим корпусом и медленно очень медленно от..рвался от стартового устройства. Гул был не сильнее то­го который слышишь в к..бине реактивного сам..лёта но в нём было множество новых музыкальных от..нков и т..мбров. Могучие двигатели р. .кеты создавали музыку бу­дущего наверное ещё более волнующую и прекрасную чем вел..чайшие тв..рения прошлого. С Землёй я п..держивал (двух)стороннюю (ради..)связь и слышал голоса товарищей работавших на (ради..)станциях настолько отч..тливо как если бы они находились рядом.

Лучшие умы человечества прокладывали нелёгкий т..рнистый путь к звёздам. Полёт 12 апреля 1961 года первые (сем..)мильные шаги на этом нелёгком пути. (По Ю. Гагарину)

193. Прочитайте и определите, какие буквы пропущены в сло­
вах. Проверьте по орфографическому словарю. Составьте с каж­
дым словом словосочетание. Спишите, обозначая ударение.

Декорация, д..рижёр, ..ркестр, к..медия, трагедия, др..ма, к-.нфликт, п..ртер, р..пертуар, с.мфония, к..нцерт, фестиваль, т..лант, ув..ртюра, пр..людия, премьера.

Водитель автомобиля ФГУП «Спецсвязь» во Владивостоке не поделил дорогу с рядовым участником движения. Во время разговора он достал табельное оружие и навёл на человека, который, как он утверждает, его подрезал. Но второй водитель снял всё на телефон и не побоялся выйти из машины, чем смутил противника.

Размик Тигранян. Фото: «ВК»

Тигранян с места происшествия уехал, не дожидаясь прибытия полиции, и поэтому тоже не знает, на чьей стороне в итоге она оказалась.

Я просто подошёл к водителю спецавтомобиля и поговорил уже с ним нормально. Я сказал, что он был не прав, что это он меня подрезал. Он в свою очередь сказал всё наоборот. В этот момент пожилой сотрудник «Спецсвязи» сообщил, что он вызвал полицию. Я ждать не стал. Сел в машину и уехал. Завтра пойду обращаться в прокуратуру.

Дорожные конфликты в последнее время часто становятся популярными темами для обсуждения в социальных сетях и привлекают внимание журналистов. В мае . Женщина была напугана его манёвром перед пешеходным переходом. Спустя неделю водитель, которого разыскивали пользователи, был задержан.

В апреле громкая история случилась в Петербурге. . В итоге он был арестован на два месяца, ему вменяется хулиганство. Друзья и девушка водителя утверждают, что парень не прикасался к ребёнку, а его гнев был вызван тем, что школьник перебегал дорогу на красный свет.

Самый резонансный случай был в Приозёрске в марте. Камера наблюдения сняла двух школьников, которые играли на тротуаре, целясь в проезжающие автомобили из игрушечного автомата. Водитель Nissan Pathfinder . Сначала полицейские отпустили водителя и задержали школьника, но позднее мужчина был арестован и находится сейчас под следствием.

Сценарий «дорожный конфликт» даже используется для вирусной рекламы. Мастер спорта по силовому троеборью и фитнес-тренер Оксана Кошелева, известная как «женщина-скала», . Видео, снятые «очевидцами», хорошо разошлись по социальным сетям.

Каждый день Россию пересекают вдоль и поперек 300 фельдъегерей

Совсем скоро — 17 декабря — юбилей одной очень интересной организации. Конечно, 215 лет — дата не совсем круглая, зато сам виновник торжества — важный. Государственная фельдъегерская служба наряду с МВД, а также ФСБ и другими спецслужбами является составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации. Сегодня мы расскажем о некоторых эпизодах, относящихся к давней и не очень давней истории этой организации особого назначения.

Пакет, печать, наган

Свою историю, фрагменты которой представлены в экспозиции Музея фельдъегерской службы, они собирают буквально по крупицам. Ведь даже спустя десятилетия значительная часть информации так и остается закрытой.

— Иноземное слово «фельдъегерь» появилось в нашем лексиконе с воцарением Павла I, — Сергей Егоров, старший инспектор Управления кадров Государственной фельдъегерской службы останавливается перед портретом императора, который открывает экспозицию музея. — Император был большим поклонником короля Пруссии Фридриха Великого, а в прусской армии к тому времени был сформирован конный фельдъегерский корпус. На него возложили охрану короля и службу в качестве гонцов. Кроме того, во время военных действий фельдъегеря занимались разведкой, а в мирное время привлекались для охраны лесов. В общем, были порученцами на все руки. Павел I решил не отставать от европейского монарха. Однако, в отличие от прусских, русские фельдъегеря при Павле занимались только доставкой корреспонденции от императора и выполнением особых поручений.

Выражение «не спешить — значит, терять свое достоинство» могло бы стать девизом фельдъегерей всех поколений. Любопытно, что «спецсигнал» — колокольчик под дугой на главном почтовом тракте — дозволялось иметь только им. Всем прочим предписывалось подвязывать колокольчик, выезжая на такую трассу. И все транспортные средства обязаны были уступать курьерской тройке дорогу.

Порученцы специального назначения

От того, как скоро доставлялись документы особой важности, зависела порой не только человеческая жизнь, но и оперативное решение государственных задач. А задачи бывали самыми разными. Чаще всего, конечно, возили секретные бумаги, но, кроме того, фельдъегерям поручали иногда перевозить крупные партии денег и драгоценностей, сопровождать к месту ссылки важных преступников, привозить в действующую армию ордена для награждения героев…

Во время Олимпиады-80 сотрудники фельдъегерской службы доставляли пробы спортсменов в антидопинговый комитет. От их четкой и оперативной работы могла зависеть судьба золотых медалей.

— Надо помнить, что это было за время. Американцы, бойкотировавшие соревнования, искали любой повод, чтобы спровоцировать скандал, — вспоминает события 30-летней давности ветеран фельдъегерской службы Александр Бураков, который в числе 17 человек работал в спецгруппе, прикомандированной к олимпийцам. — Мы должны были прибыть за полчаса до окончания соревнований. В закрытые зоны попадали по спецпропускам и ожидали, пока врачи брали у спортсменов необходимые пробы. Затем помещали пробы в специальный контейнер — сумку с множеством кармашков, которую опечатывали в присутствии понятых. Контроль был очень жесткий! Чтобы не провоцировать конфликтов, нам не выдавали оружие — вооружали спецсредствами. Это была одна из первых моделей «Черемухи». Аэрозольные упаковки со слезоточивым газом тогда были приличного размера (как сегодняшние емкости для освежителей воздуха) и доставляли определенные трудности. Кроме того, нам полагалось по два охранника. Олимпийские объекты были разбросаны по всей Москве, и приходилось изрядно колесить по городу, доставляя пробы, причем в закрытой наглухо машине, хотя на улице стояла жара. И за время Олимпиады наша служба не допустила ни одного прокола, да и вообще тогда обошлось без допинговых скандалов.

Упал-отжался

Фельдъегерская служба оказалась едва ли не единственным госучреждением, которое благополучно пережило все российские катаклизмы минувшего столетия. Во многом благодаря профессионализму сотрудников. Ведь к их кондициям всегда предъявлялись повышенные требования.

— Каждый новичок в течение нескольких недель должен заниматься на курсах первоначальной подготовки, — рассказал «Труду» один из бывших офицеров-фельдъегерей. — Его обучают стрельбе, специальным приемам борьбы. В числе других, уже отнюдь не боевых приемов будущим фельдъегерям показывают, например, как надо подходить к рабочему столу высокопоставленного чиновника, чтобы у его хозяина не возникло подозрений, что фельдъегерь пытается рассмотреть лежащие там документы.

Во время службы офицерам ГФС России тоже приходится много тренироваться: летом — бег, плавание, зимой — лыжный кросс. И в любое время года — регулярные занятия в тире.

При следовании по маршруту нужно строго соблюдать технику безопасности — пешее передвижение свести к минимуму. Корреспонденцию обычно перевозят во вместительных портфелях. Сотрудник имеет право носить груз не более 30 кг — и так, чтобы у него одна рука всегда была свободна.

На дальних маршрутах в самолетах, в поездах для военных курьеров специально бронируют места, отдельные купе. Посадка и высадка организуются отдельно от пассажиров. Оказавшись в вагоне, он должен сразу же запереться в отведенном помещении. И в течение всей поездки, пусть она даже длится несколько дней, почти никуда не выходить. Питаются сухим пайком. Спят тоже по очереди, чтобы секретная посылка ни на секунду не оставалась без присмотра.

Спасти груз любой ценой

Едва ли не главное качество для фельдъегеря — самоотверженность. Ведь для сотрудников фельдсвязи корреспонденция, которую нужно доставить по назначению, бывает дороже собственной жизни. Случись на маршруте какое-нибудь ЧП, фельдъегерь должен любой ценой сохранить вверенные ему документы, не допустить, чтобы они попали в чужие руки. Вот истории из сравнительно недавнего прошлого.

3 января 1994 года потерпел аварию рейсовый самолет, на котором летели в Иркутск два фельдъегеря: Анатолий Большедворский и Игорь Огарков. Даже в последние минуты своей жизни эти офицеры пытались спасти доверенные им пакеты. В падающем авиалайнере они сумели закрепить портфель с документами так, чтобы он пострадал во время катастрофы как можно меньше.

Хотя по инструкции фельдъегеря на маршруте не должны ввязываться ни в какие конфликты, 5 июля 1983 года младшим лейтенантам Александру Расчесову и Владимиру Зубовичу, летевшим со спецдокументами из Москвы в Таллин, пришлось нарушить это правило. Во время рейса двое вооруженных преступников предприняли попытку угона самолета за границу, но офицеры фельдсвязи сумели обезвредить налетчиков.

Наша справка

Датой рождения фельдъегерской службы в России принято считать 17 декабря 1796 года, когда Павел I подписал указ об учреждении особого Фельдъегерского корпуса. В штате поначалу числились один офицер и 13 фельдъегерей. Однако уже через год — к февралю 1797 года — в новом корпусе служили уже два офицера и 40 фельдъегерей.

В 1920-1930 -х годах число сотрудников достигло максимума — их было больше 20 тысяч. В это время «доставщики», помимо всего прочего, занимались еще и инкассацией. Сейчас в рядах фельдъегерей служат 4,5 тысячи человек, из которых 3,2 тысячи — в погонах, а остальные — гражданские.

, 99.02kb.

  • Тематический план курса "история экономических учений" по специальности "менеджмент , 229.15kb.
  • , 121.34kb.
  • Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего , 43.29kb.
  • Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего , 125.28kb.
  • Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего , 107.12kb.
  • Примерный тематический план наименование разделов и тем Кол часов , 67.84kb.
  • ^

    Текущий контроль.

    Ответ по его заявлению отправлен своевременно. Редакция получила много откликов по этому произведению. Равнодушие руководителей за судьбу подчинённых вызывает возмущение. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. Аспирант должен представить отчёт в проделанной им работе. Тютчев не мог противостоять перед обаянием Елены Денисьевой.

    Упражнение 2. В предложениях расставьте знаки препинания.

    Предстояло много хлопот, а главное ремонт квартиры. Ты богат я очень беден ты прозаик я поэт ты румян как маков цвет я как смерть и тощ и бледен. Пятью пять двадцать пять. Вся мебель диваны столы и стулья была сделана из светлого дерева блестела от времени и пахла кипарисом как иконы. Машина нагруженная строительным материалом остановилась у ворот. Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение. Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать. Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

    Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы ъ и ь, раскройте скобки. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

    Из..ясняться, под..ёмный, фельд..егерь, фел..етон, интерв..ю, из..ять, под..ячий, д..явол, компан..он, (с)обез..янничат.., (с)узит.., п..еса, волеиз..явление, (пред)октябр..ский, барел..еф, п..едестал, павил..он, ад..ютант, суб..ективный, об..ективный, бар..ер, увлеч..ся, настеж.., полноч.., уж.., приготов..те, восем..десят, возит..ся.

    Упражнение 4 . Проанализируйте варианты согласования подлежащего и сказуемого. В случае необходимости устраните ошибки, отредактируйте текст.

    Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворёнными компенсацией. В Измайлове строят десять двенадцатиэтажных домов. Поздно вечером к амбару подкатило два грузовика, гружённые мукой. Несколько книг из библиотеки моего отца оказались утерянными. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. Село Погореловка расположена недалеко от райцентра.

    ^ Ответы к упражнениям:

    Упражнение 1.

    Ответ на его заявление отправлен своевременно. Редакция получила много откликов на это произведение. Равнодушие руководителей к судьбе подчинённых вызывает возмущение. Эти факты говорят о том, что на заводе нет хорошего хозяина. Необходимо точно определить потребность в кирпиче и других материалах. Аспирант должен представить отчёт о проделанной им работе. Тютчев не мог противостоять обаянию Елены Денисьевой.

    Упражнение 2.

    Предстояло много хлопот, а главное - ремонт квартиры. Ты богат - я очень беден, ты прозаик - я поэт, ты румян, как маков цвет, - я, как смерть, и тощ и бледен. Пятью пять - двадцать пять. Вся мебель: диваны, столы и стулья - была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы. Машина, нагруженная строительным материалом, остановилась у ворот. Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение. «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать». Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

    Упражнение 3.

    Изъясняться, подъёмный, фельдъегерь, фельетон, интервью, изъять, подьячий, дьявол, компаньон, собезьянничать, сузить, пьеса, волеизъявление, предоктябрьский, барельеф, пьедестал, павильон, адъютант, субъективный, объективный, барьер, увлечься, настежь, полночь, уж, приготовьте, восемьдесят, возиться.

    Упражнение 4.

    Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, остались неудовлетворёнными компенсацией. В Измайлове строят десять двенадцатиэтажных домов. Поздно вечером к амбару подкатило два грузовика, гружённых мукой. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков. Выставка-просмотр эскизов монумента открыта ежедневно, кроме понедельника. Село Погореловка расположено недалеко от райцентра.

    Практическая работа № 3.

    Трудности орфографии и синтаксиса.

    Цели: отработать навыки нахождения и исправления ошибок в написании и употреблении слов, расстановке знаков препинания; закрепить умение исправлять грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным).

    Литература: «Русский язык и культура речи» под ред. В.И.Максимова, М., 2004.

    «Русский язык и культура речи» под ред. Л.А.Введенской, Ростов-на-Дону, 2003.

    «Русский язык и культура речи». И.Г. Голуб. М., 2002.

    «Справочник по орфографии и пунктуации». Д.Э. Розенталь. Челябинск, 1996.

    Задания.

    Вариант № 1.

    Я (н..) б..русь опис..вать сп..ктакли чеховских пьес так как это н..возможно. Их прелесть в том что (н..)передается словами и скрыто под ними или в паузах или во взглядах актеров в излучени.. их внутр..него чу..ства. (При)этом ож..вают и мертвые предметы на сцен.., и звуки и дек..рации и образы созд..ваемые артистами и самое настроение пьесы и всего сп..ктакля. Все дело здесь в творческой интуиц.. и артистическом чу..стве.

    Линия интуиц.. и чу..ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутр..ней сущности его произведений необходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно того (же) требует всякое художеств..ное произведение с глубок.., духовн.. содержанием. Но к Чехову это относи..ся в наибольшей мере так как других путей к нему (н..)существует. Все театры России и многие Европы пытались передать Чехова старыми приемами игры. И что (же)? Их попытки оказались (н..)удачными. Назовите хоть один театр или единичный спектакль который показал (бы) Чехова на сцене с помощью обычной театральност.. . А ведь за его пьесы брались (н..)кто (нибудь) а лучшие артисты мира которым нельзя отказать (н..) в таланте (н..) в технике (н..) в опыте. И только Художественному театру удалось перенести па сцену кое (что) из того что дал нам Чехов и (при)том в то время когда артисты театра и труппа находились в стадии формации.. . Это случилось благодаря тому что нам посч..стливилось найти новый подход к Чехову. Он особ..ный. И эта особ..ность являе..ся нашим главным вкладом в драматическое иску..тво.

    2. Выполните пунктуационный разбор предложения из текста, выделенного полужирным шрифтом.

    3. Устраните ошибки в согласовании в следующих предложениях. Исправленные предложения перепишите .

    В ауле множество собак встретили нас громким лаем.

    Несколько лодок валялись на берегу.

    Вместе с нами ехали публика самая разнообразная.

    Вблизи от нашей усадьбы было устроено два стекольные завода.

    Первых два месяца экспедиция работала в трудных метеорологических условиях. Два огненные столба прорезали темноту ночи.

    С берега сквозь шум машины неслись рокотание и гул.

    Собака, Лев да Волк с Лисой в соседстве как-то жил.

    Кое-где при дороге попадаются ракита пли молодая березка с мелкими клейкими листьями.

    4. Устраните ошибки в управлении в следующих предложениях. Исправленные предложения перепишите.

    Этот художник - один из признанных идеологов движения и сыграл важную роль в общественной жизни.

    Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки.

    Получив начальное домашнее образование в Москве, дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

    Обучив лошадь всем премудростям выездки, наездника ждёт заслуженная награда.

    Все, кто в других странах любят русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

    Вариант № 2.

    1. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания, раскройте скобки.

    Это было летом вскоре после войны и по окончан.. мною курса. Я поехал на Кавказ и остановился дней на пять в приморском городе. Надо вам сказать что я в этом городе родился и выр..с а по (тому) нет (н..)чего мудреного что город казался мне (н..) обыкнове..о уютным тепл.. и красив.. .

    Между прочим в один из вечеров поехал я в так называемый Карантин. Это (н..)большая плешивая рощ..ца в которой когда (то) в забытое чумное время в самом деле был карантин теперь (же) живут дачн..ки. Ехать к ней приходи..ся от города версты четыре по хорошей мя..кой дорог.. . Ед..шь и вид..шь (на)лево голубое море (на)прав.. бе..конечную хмурую степь. Сама рощ..ца расположена на берегу моря. Отпустив своего изво..ика я вошел в знакомые ворота и первым делом направился по аллее к (н..)большой камен..ой беседке которую любил в детстве. (По) моему мнению эта круглая тяж..лая беседка на (н..)уклюжих коло..нах соединявшая в себе лиризм старого могильного памятника с топорностью Собакевича была самым поэтическ.. уголком во всем городе. Она стояла на краю берега над самой круч..й и с нее отлично было видно море.

    Я сел на скам..ю и перегнувшись через перила погл..дел (в)низ. От беседки но крутому почти отвесному берегу мимо глин..ных глыб и р..пейника бежала тропинка там где она кончалась далеко (в)низу у песч..ного побережья лениво пенились и нежно мурлыкали (н..)высокие волны. Море было такое (же) вел..чавое и бе..конечное и (н..)приветливое как семь лет до этого когда я кончив курс в гимназ.. уезжал из родного города в столицу (в)дали темнела полоска дыма это шел пароход и кроме этой едва вид..мой и (н..)подвижной полоски до мартышек которые мелькали над водой (н..)что (н..)оживляло монотонной картины моря и неба. (На)прав.. и (на)лев.. от беседки т..нулись (н..)ровные глин..стые берега.

    2.Выполните пунктуационный разбор предложения из текста, выделенного полужирным шрифтом.

    3. Устраните ошибки в согласовании в следующих предложениях. Исправленные предложения перепишите.

    Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывали в трудных путешествиях.

    Толпа напоминали темный вал океана.

    Переливаясь из улицы в улицу, масса людей быстро росли.

    Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде.

    Стоят на той поляночке две старых сосны.

    На стене висели два большие, тусклые, масляные портрета.

    При сих словах поднялись шум и толки; кричат медведи, тигры, волки.

    Ни бранный шум, ни песня молодой черкешенки уж там не слышен боле.

    На лице у него попеременно выступали не то страх, не то досада.

    4.Устраните ошибки в управлении в следующих предложениях. Исправленные предложения перепишите.

    Благодаря ожидаемым заморозкам, пальмы убрали в оранжерею.

    Исследуя творчество Державина, многогранность его таланта вызывает восхищение.

    По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

    Вследствие правильного лечения и внимательного ухода, больной скоро поправился.

    ^ Образец выполнения практической работы № 3.

    1. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания, раскройте скобки.

    Недолго думая, я высмотрел место в тени, притащил туда новую циновку, вид которой, кажется, подал мне первую мысль спать здесь, и с громадным удовольствием растянулся на ней. Закрыть глаза, утомлённые солнечным светом, было очень приятно. Пришлось, однако, полуоткрыть их, чтобы расстегнуть штиблеты, распустить пояс и положить что-нибудь под голову. Я увидел, что туземцы стали полукругом в некотором отдалении от меня, вероятно, удивляясь и делая предположения о том, что будет дальше.

    Одна из фигур, которую я видел перед тем, как снова закрыл глаза, оказалась тем самым туземцем, который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои башмаки.

    Я припомнил все произошедшее и подумал, что все это могло бы кончиться очень серьезно, у меня промелькнула мысль, что, может быть, это только начало. а конец еще впереди. Проснулся, чувствуя себя очень освежённым. Судя по положению солнца, должен был быть, по крайней мере, третий час. Значит, я проспал два часа с лишком. Открыв глаза, я увидел несколько туземцев, сидящих вокруг циновки шагах в двух от меня, они разговаривали вполголоса

    3.Устраните ошибки в согласовании в следующих предложениях. Исправленные предложения перепишите.

    Большинство людей хотело что-нибудь делать.

    Целый ряд обстоятельств помешал осуществлению проекта.

    Студенчество активно участвует в борьбе за мир.

    Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю.

    Из темноты ночи выдвинулись две темные фигуры.

    Две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились па меня.

    Сидим, болтаем; близится вечер и белая ночь у Белого моря.

    Экскаватор с длинной стрелой и землесос рыли котлован.

    Лампа и письменный прибор, стоящие на столе, слегка покрылись пылью.

    4. Устраните ошибки в управлении в следующих предложениях. Исправленные предложения перепишите.

    Провожая меня, они были разочарованы.

    Прочитав этот рассказ, я представлял себе героев, как живых.

    Когда сестрёнка выходила из дому, она сказала мне, чтобы ложился спать.

    Вследствие ремонта железнодорожного полотна поезд пришел с опозданием.

    Благодаря мужеству и самообладанию машиниста авария была предотвращена.