Огнеземельцы- племя уничтоженное миссионерами. Последние дни огнеземельцев

В 1520 году Фернан Магеллан первым из европейцев проплыл из Атлантического океана в Тихий по названному впоследствии в честь него проливу, разделявшему Американский континент и Огненную Землю. Ночью матросы Магеллана видели множество огней - то были костры индейцев - потому и назвал он эту местность Tierra del Fuego, Огненная Земля.

Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, очутившийся на Огненной Земле в 1774 году с экспедицией Джеймса Кука, описал характер огнеземельцев как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Даже Чарлз Дарвин полстолетия спустя назвал их «бедными, жалкими созданиями... с безобразными лицами». Их язык показался ему «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью». Пренебрежительный отзыв известного ученого отчеканил в умах европейцев облик обитателей Огненной Земли.

Огнеземельцы, или фуэгины (исп. Fueguinos) - собирательное название аборигенов Огненной Земли на южной оконечности Южной Америки. В английском языке термин англ. Fuegians изначально относился только к яганам, обитавшим в южной части Огненной Земли, и лишь впоследствии распространился на все аборигенные народы архипелага.

Яга́ны (самоназвание - ямана, «живущие, люди» = ягхан) - индейский народ в Чили. Также именуются «ямара» и «текуэнче». Равным образом, понятие «фуэгины» (аборигены Огненной Земли) ранее относилось только к яганам.

Mamihlapinatapai (иногда пишут mamihlapinatapei) - слово из яганского языка. Оно указано в Книге рекордов Гиннесса в качестве «наиболее ёмкого слова» и считается одним из самых трудных для перевода слов. Оно означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого в том, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым».


Все огнеземельцы были кочевыми народами и не строили постоянных жилищ. Селькнамы, охотившиеся на гуанако, делали себе временные жилища из шестов и шкур. Прибрежные ямана и алакалуфы также сооружали временные жилища, сплавляясь на каноэ.

Значительная часть сведений о материальной и духовной культуре индейских племен Огненной Земли, которыми располагает мировая наука, содержится в опубликованных в 1925 году в Германии записках немецкого миссионера Мартина Гусинде, совершившего четыре экспедиции на острова в 1919-1923 годах. Мартин Гусинде посетил все три племени огнеземельцев, участвовал в их повседневной жизни, религиозных обрядах и даже прошел инициацию.

В целом материальная культура фуэгинов, к моменту прихода белых колонизаторов живших, по сути, в каменном веке, была довольно примитивной. Охотники она (селькнамы) пользовались простым луком и стрелами с каменными или костяными наконечниками, а также бола, напоминавшим традиционное охотничье оружие патагонцев-теуэльче; алакалуф и яганы били тюленей, китов и рыбу теми же стрелами и гарпунами.

Крайне суровые природные условия островов выработали у аборигенов особые методы приспособления к подобному климату и поразительную способность к выживанию в условиях пронизывающего дождя, ветра и сильных холодов. По словам Мартина Гусинде, женщины она имели специфическое телосложение с наличием выраженных жировых прослоек, помогавших им спать прямо на голых камнях. С другой стороны, такая феноменальная приспособляемость, вкупе с неразвитыми социальными и имущественными отношениями, заставила ряд исследователей предполагать, что огнеземельцы-фуэгины являются выродившимися потомками аборигенов с континента, возможно, чоно или теуэльче.

Адаптация к холодному климату сближала огнеземельцев и с эскимосами Арктики, а их смугло-черный оттенок кожи, широкий нос, волнистые волосы, рудименты плавательных перепонок между пальцами являются наследием древнейшей волны мигрантов, имевших австралоидные черты.

Первыми из европейцев с аборигенами Огненной Земли познакомились в 1519 году члены кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана. В 1578 году их видели англичане Френсиса Дрейка, но в контакт с ними не вступали (в отличие от патагонцев-техуэльче). В конце 1774 года, во время своего второго кругосветного плавания, острова Огненной Земли обследовал Джеймс Кук.

Заново «открыл» индейцев Огненной Земли в 1832 году Чарльз Дарвин, высадившийся на Огненной Земле во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Дарвин был поражен первобытным и примитивным видом аборигенов:

«Вид огнеземельцев, сидящих на диком заброшенном берегу, произвёл на меня неизгладимое впечатление. Перед глазами предстал образ - вот так же, когда-то давно, сидели наши предки. Эти люди были совершенно наги, тела разукрашены, спутанные волосы свисали ниже плеч, рты раскрылись от изумления, а в глазах затаилась угроза… Я мог произойти как от той смелой обезьянки … или того старого бабуина, … так и от дикаря, который испытывает удовольствие, мучая врагов, и приносит в жертву кровь животных. Он без малейших угрызений совести убивает младенцев, относится к женщинам, словно к рабам, он не знает, что такое правила приличия и полностью зависит от нелепых суеверий».

Огненная Земля глазами Ч. Дарвина

В предыдущее плавание кораблей «Адвенчер» и «Бигль» с 1826 по 1830 г. капитан Фиц-Рой взял группу туземцев в качестве заложников за пропавшую шлюпку, из-за кражи которой партия, занимавшаяся съемкой, оказалась в большой опасности; некоторых из этих туземцев, а также одного ребенка, купленного за перламутровую пуговицу, он взял с собой в Англию и решил воспитать их и наставить в вере за свой собственный счет. Желание вернуть этих туземцев на родину было одним из главных мотивов, побудивших капитана Фиц-Роя предпринять настоящее плавание, и, прежде чем Адмиралтейство решило послать экспедицию, он великодушно нанял судно, чтобы самому отвезти их обратно.

Туземцев сопровождал миссионер Маттьюс; о нем и о туземцах капитан Фиц-Рой опубликовал полный и превосходный отчет. Первоначально отсюда было взято двое мужчин, один из которых умер в Англии от оспы, мальчик и маленькая девочка, и вот теперь у нас на борту находились Йорк Минстер, Джемми Баттон (его второе имя [пуговица] выражает собой ту «монету», за которую он был приобретен) и Фуэгия Баскет. Йорк Минстер был зрелый мужчина, низенький, толстый и сильный; нрава он был замкнутого, молчаливого и угрюмого, но, если его раздражали, он бурно вспыхивал; к немногим своим друзьям на корабле он привязывался очень сильно; способности у него были хорошие. Джемми Баттон был всеобщим любимцем, но был так же вспыльчив; выражение его лица сразу же говорило о приветливом нраве. Он был весел, часто смеялся и удивительно сочувствовал чужому страданию; когда в море бывало бурно, я часто немного страдал морской болезнью, и он обыкновенно подходил ко мне и говорил жалобным голосом: «Бедный, бедный малый!» Но сам факт, что человек может страдать морской болез­нью, ему, привыкшему к жизни на воде, казался слишком смешным, и он обыкновенно бывал принужден отвернуться в сторону, чтобы скрыть улыбку или смех, а затем уже повторял свое «Бедный, бедный малый!» Он был патриот и любил превозносить свое племя и свою страну, в которой, по его буквальному выражению, была «масса деревьев», а все остальные племена бранил; он упорно твердил, что в его стране нет дьявола. Джемми был низкого роста, толст и жирен, но гордился своей наружностью; он обычно носил перчатки, аккуратно подстригал волосы и бывал в отчаянии, если его начищенные до блеска башмаки пачкались. Ему нравилось любо­ваться на себя в зеркало, и один веселый маленький индейский мальчик с Рио-Негро, находившийся несколько месяцев на нашем корабле, вскоре подметил это и обыкновенно передразнивал его; Джемми, всегда немного ревновавшему к мальчугану за то внимание, которое тому уделяли, это отнюдь не нравилось, и он говаривал, чуть презрительно повернув голову: «Очень много жаворонок!» Когда я думал обо всех его многочисленных достоинствах, мне казалось особенно удивительным, что он принадлежит к одной и той же расе с теми жалкими, низко развитыми дикарями, которых мы впервые здесь встретили, и, без сомнения, отличается теми же особенностями, что и они. Наконец, Фуэгия Баскет была милая, скромная, сдержанная молодая девушка с довольно приятным, хотя иногда угрюмым, выражением лица; она очень скоро выучилась всему, особенно языкам. Эта способность проявилась у нее в том, как быстро она выучилась немного говорить по-португальски и по-испански, пока ее оставляли на короткое время на берегу в Рио-де-Жанейро и Монтевидео, а также в знании ею английского языка. Йорк Минстер очень ревниво относился ко всякому вниманию, которое ей уделялось: было ясно, что он решил на ней жениться, как только они поселятся на берегу.

Несмотря на то, что все трое неплохо говорили и понимали по-английски, исключительно трудно было получить у них подробные сведения об обычаях их земляков; частично это объясняется тем, что их явно затруднял выбор между двумя даже самыми простыми альтернативными понятиями. Каждый, кто имел дело с очень маленькими детьми, знает, как редко можно получить от них ответ даже на простой вопрос, черна или бела какая-нибудь вещь: понятия о черном и белом, по-видимому, попеременно заполняют их сознание. Так обстояло дело и с этими огнеземельцами, и оттого вообще невозможно было выяснить путем перекрестных вопросов, правильно ли мы поняли то, что они сказали. Зрение у них было удиви­тельно острое; хорошо известно, что моряки в результате долгого упражнения в состоянии различать далекие предметы гораздо лучше сухопутных жителей, но Йорк и Джемми в этом отношении оставляли далеко позади всех моряков на борту; несколько раз они объявляли, что за предмет виднеется вдали, и, несмотря на общее сомнение, правота их подтверждалась, когда прибегали к помощи подзорной трубы. Они были вполне осведомлены об этой своей способности, и Джемми, бывало, когда был не в ладу с вахтенным офицером, говорил: «Мой видит корабль, мой не говорит».

Любопытно было наблюдать, когда мы высадились, поведение дикарей в отношении Джемми Баттона; они сразу же заметили разницу между ними и нами и много толковали друг с другом по этому поводу. Старик обратился к Джемми с длинной речью, в которой, по-видимому, приглашал его остаться с ним. Но Джемми очень плохо понимал их язык, и, кроме того, он совершенно устыдился своих соотечественников. Когда затем на берег вышел Йорк Мин-стер, они приняли его таким же образом и сказали, что ему следует побриться, хотя на лице у него не было и двух десятков волосков, в то время как у нас у всех бороды не были даже подстрижены. Они рассматривали цвет его кожи и сравнивали с нашими. Когда один из нас обнажил руку, они выразили живейшее удивление и восхищение ее белизной, точь-в-точь как орангутанги, которых я наблюдал в зоологических садах. Нам казалось, что двух-трех офицеров, которые были ниже ростом и светлее, они приняли, несмотря на бороды, их украшавшие, за женщин нашего отряда. Самый высокий из огнеземельцев был явно очень обрадован, когда мы обратили внимание на его рост. Когда его поставили спина к спине с самым высоким из экипажа нашей шлюпки, он всячески старался забраться на более высокое место и привстать на цыпочки. Он раскрывал рот, чтобы показать свои зубы, поворачивал голову, чтобы показать себя в профиль, и все это проделывал с такой готовностью, что, я уверен, он считал себя первым красавцем на Огненной Земле. После того как у нас прошло первое чувство сильнейшего изумления, странная смесь удивления и подражания, которую обнаруживали эти дикари каждую минуту, казалась лишь чрезвычайно смешной.

На следующий день я попытался как-нибудь проникнуть в глубь страны. Огненную Землю можно представить себе как гористую страну, которая частично погрузилась в море, отчего глубокие заливы и бухты занимают те места, где должны были находиться долины. Склоны гор, за исключением открытого западного берега, от самой воды сплошь покрыты лесом. Деревья доходят до высоты от 1 000 до 1 500 футов, где сменяются полосой торфяника с очень мелкими альпийскими растениями; последняя в свою очередь сменяется поясом вечных снегов, который, согласно капитану Кингу, опускается в Магеллановом проливе до высоты от 3 000 до 4 000 футов. В любой части страны даже акр ровной земли - большая редкость. Я помню только один плоский клочок земли, близ бухты Голода, да еще один, несколько больший, близ рейда Гуре. И в том и в другом месте, как, впрочем, везде, поверхность покрыта толстым слоем топкого торфа. Даже в лесу не видно почвы под массой медленно гниющих растительных веществ, пропитанных водой и потому про­валивающихся под ногой.

Убедившись в том, что мои попытки проложить себе дорогу через леса почти безнадежны, я пошел по течению одного горного потока. Сначала я едва мог пробираться вперед из-за водопадов и множества поваленных деревьев; но вскоре русло потока стало несколько более открытым, так как разливы размыли его берега. В течение часа я продолжал медленно продвигаться вперед вдоль неровных камени­стых берегов и был щедро вознагражден величием открывшейся мне картины. Мрачная глубина ущелья вполне гармонировала с заметными повсюду следами потрясений. Везде лежали неправильной формы каменные громады и опрокинутые деревья; другие деревья хотя еще и держались прямо, но уже сгнили до самой сердцевины и готовы были упасть. Эта перепутанная масса полных жизни и погибших растений напомнила мне тропические леса; но тут было и различие: в этих тихих дебрях господствует, видимо, дух Смерти, а не Жизни. Я шел по течению, пока не достиг одного места, где большой оползень расчистил путь прямо по склону горы. По этой дороге я поднялся на значительную высоту, откуда открылась обширная панорама окружающих лесов. Все деревья принадлежат к одному виду бука - Fagus betuloides; число других видов бука, а также Drimys wintcri совсем незначительно2. Этот бук (Fagus betuloides) сохраняет свою листву круглый год, но она какого-то особенного буровато-зеленого цвета с желтым оттенком. Весь ландшафт, окрашенный в этот цвет, имеет мрачный, унылый вид, тем более что его не часто оживляют лучи солнца.

20 декабря. - Одну сторону бухты образует гора высотой около 1 500 футов, которую капитан Фиц-Рой назвал по имени сэра Дж. Банкса, в память о его злополучной экскурсии, стоившей жизни двоим его спутникам и едва не погубившей д-ра Соландера. Снежная метель - причина несчастья - произошла в середине января, соответствующего нашему июлю, и на широте Дарема! Мне очень хотелось взобраться на вершину этой горы, чтобы пособирать альпийские растения, потому что ниже очень мало каких бы то ни было цветов. Мы пошли по течению того же ручья, вдоль которого я шел накануне, пока он не иссяк, после чего были вынуждены пробираться вслепую между деревьями. Деревья из-за резких ветров были низкорослые, толстые и сгорбленные. Наконец мы достигли места, которое издали казалось ковром прекрасной зеленой травы, но, к нашей досаде, оказалось сплошной массой небольших буков, высотой от четырех до пяти футов. Они стояли тесно друг к другу, как бук к живой изгороди сада, и нам пришлось пробираться по этой ровной, но обманчивой с виду поверхности. Потрудившись еще немного, мы добрались до торфяника, а затем до обнаженной сланцевой породы.

Этот холм соединялся гребнем с другим, отстоявшим на несколько миль и более высоким, - так что на нем даже виднелись снеговые пятна. Так как было еще не поздно, я решил пройтись туда и по дороге пособирать растения. Это было бы очень трудно, если бы здесь не было прямой тропинки, протоптанной гуанако: животные эти, как овцы, всегда идут по одному и тому же пути. Добравшись до холма, мы обнаружили, что он самый высокий в ближайшей окрестности и воды с него текли к морю в противоположных направлениях. Перед нами широко открылась окрестная местность: к северу простиралось топкое болото, зато к югу открывался дикий, величественный пейзаж, подобающий Огненной Земле. В нем было какое-то таинственное величие: гора возвышалась за горой, их прорезали глубокие долины, и все покрывал густой, темный лесной массив. Даже воздух в этом климате, где один шторм с дождем, градом и мокрым снегом сменяет другой, кажется темнее, чем повсюду в других местах. Когда в Магеллановом проливе смотришь из бухты Голода прямо на юг, отдаленные каналы между горами кажутся такими мрачными, будто ведут за пределы этого мира...

Однако соотечественник Дарвина, английский исследователь Уильям Паркер Сноу, побывавший на Огненной Земле в 1855 году, пришел к совершенно иным выводам о тамошних жителях. Описывая их неопрятный внешний вид и первобытные привычки, Сноу отмечает: «…многие огнеземельцы, живущие на Восточных Островах, обладают приятной и даже привлекательной внешностью. Понимаю, что это идет вразрез с тем, что описывал в своих трудах мистер Дарвин, но я говорю лишь о том, что сам видел…» Позже учёный обнаружил, что аборигены «живут семьями»: «Я был свидетелем проявления глубокой любви и нежности по отношению к своим детям и друг ко другу», - пишет он. Сноу также свидетельствует, что местные женщины отличаются скромностью, а матери очень привязаны к своим детям.


Румынский авантбрист Джулиус Поппер, первым нашедший несметные запасы золота, у тела убитого индейца из племени "Она".

Начало колониальной эпохи на Огненной Земле положило конец оригинальной культуре местных индейцев. После того, как в 1886 году румынский авантюрист Джулиус Поппер нашел на Огненной Земле золото, сюда стали прибывать тысячи искателей наживы из стран Европы и Америки. Колонизаторам потребовалось немало усилий, чтобы сломить сопротивление местного населения, которое до их прихода более 50 лет успешно противостояло попыткам проникновения с «большой земли».

В 1881 году остров поделили между собой Аргентина и Чили. К тому времени овцеводы уже вытеснили индейцев с привычных им мест охоты. На беду индейцев, на Огненной Земле нашли золото, и вскоре сюда вторглись старатели. Начался последний по счету геноцид на Американском континенте. Индейцы всем мешали: они охотились за овцами, не зная, что такое частная собственность, брали в лагерях золотоискателей все, что им приглянулось. В те годы охотники за скальпами получали по фунту стерлингов за каждую пару ушей, отрезанных у убитых индейцев. Те же туземцы, которым удавалось спастись от головорезов, оказывались беззащитны перед занесенными европейцами болезнями - туберкулезом, корью. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Через полстолетия, когда в 1919 году число индейцев сократилось с восьми тысяч до шести сотен.




В 1977 году на Огненной Земле умер старик Фелипе Р.Альварес, последний чистокровный индеец ямана.

Законы племени ямана объявлявшиеся юношам во время инициации.

Вот некоторые из них:

- Когда на твою стоянку придет много гостей и одарить всех ты не сможешь, подумай сперва о чужих; что останется, раздай родным и друзьям.
- Когда с несколькими людьми ты окажешься в краю, где родился, и они пожелают устроиться на ночлег, самое безопасное место уступи тем, кто не бывал здесь. Сам довольствуйся местом похуже. Не думай: какое мне дело до того, что чужаки лишатся своей лодки.
- Если тебе везет на охоте, позволь другим присоединиться к тебе. Более того: покажи им хорошие места, где водится много тюленей, добыть которых там не составит труда.
- Когда подойдешь к костру, усаживайся с достоинством, поджав под себя ноги. Смотри на всех собравшихся с дружелюбием. Не уделяй внимание кому-то одному из них; ни к кому не поворачивайся спиной. Не ходи в гости слишком часто.
- Если тебе предложили ночлег, останься. Помоги людям в их хлопотах. Никто тебя не станет просить о помощи. Но взгляни, быть может, у них не хватает воды или дров, или же перед входом не убран снег. Возьмись за работу. Таких людей повсюду приветят с радостью.
- Не болтай немедля о том, что услышал. Слишком легко посеять неправду. Потом люди задумаются, кто же был болтуном - тогда уж они разыщут тебя.
- Когда найдешь что-нибудь, не говори: это мое. Ведь вскоре может явиться хозяин. Стоит ему увидеть потерянную вещь в твоих руках, он укажет другим на тебя и молвит: вот вор! Ямана не терпят воров.
- Встретишь на дороге слепца, подойди к нему и спроси: куда ты идешь? Быть может, ты узнаешь, что он заблудился. Скажи ему тотчас: ты сбился с дороги. Он благодарно ответит тебе: стало быть, я заблудился. Тогда спроси его: куда тебя отвести? Он скажет: я хочу попасть к себе. Тотчас возьми его за руку и отведи.
- Если ты кого-то убил в гневе или по опрометчивости, не пытайся убежать. Найди в себе силы вынести все, что последует, не заставляй своих родичей отвечать за сделанное тобой.
- Никогда не забывай эти наставления, Если ты будешь держаться их, все пойдет хорошо, люди будут довольны тобой; они скажут о тебе: это хороший человек!

Когда европейцы, чилийцы и аргентинцы стали осваивать острова в середине XIX века, вместе с ними на Огненную Землю пришли и европейские болезни, такие, как корь и оспа, от которых огнеземельцы не имели иммунитета. Помимо этого, значительную роль в вымирании аборигенов сыграло традиционное отсутствие у них понятия частной собственности. Так, например, по словам Мартина Гусинде, охотники она (селькнамы) сильно страдали от завезённых колонизаторами на острова овечьих стад, интенсивно поедавших траву - основную пищу гуанако. После исчезновения последних они вынуждены были начать охоту на самих овец, вступив, таким образом, в конфликт с их владельцами, вооружёнными огнестрельным оружием. В результате численность как селькнамов, так и яганов резко уменьшилась с нескольких тысяч в середине XIX века до нескольких сот в начале XX века.

Не исключено, что значительную роль в их вымирании сыграла также утрата основных источников пропитания (киты и тюлени) из-за того, что их добычу освоили европейские и американские моряки. В настоящее время чистокровных фуэгинов не существует; последний индеец она умер в 1974 году, последний яган - в 1999 году.

Огнеземельцы говорили на нескольких неродственных языках. Языки кавескар и яган (ямана) считаются изолятами, тогда как селькнамы, как и родственные им теуэльче на материке, говорили на языке чонской семьи.

Огнеземельские языки отличались богатством. Индейцам удавалось передать происходившее в окружавшем их мире, собственные ощущения и абстрактные идеи в виде метафор. Так, для состояния душевной подавленности яганы пользовались словом, означавшим период в жизни краба, когда он уже успел сбросить свой старый панцирь, новый же ещё не вырос. Понятие «прелюбодей» им подсказал сокол, который, отыскав себе жертву, неподвижно зависает над ней. Понятие «морщинистая кожа» совпадало с названием старой раковины, а «икота» - с названием завала из деревьев, перегородившего путь.

Огнеземельцам удавалось выражать различные нюансы жизни природы и человека. Так, «ийя» означало «привязать лодку к зарослям бурых водорослей», «окон» - «спать в движущейся лодке». Совершенно другими словами обозначались такие понятия, как «спать в хижине», «спать на берегу» или «спать с женщиной». Слово «укомона» значило «метать копье в стаю рыб, не целясь ни в одну из них». Что же касается самоназвания яганов «ямана», это слово значило «жить, дышать, быть счастливым».

Послушайте, как забавно они пели:

Остальные необычные народные песни жителей Огненной земли можно услышать



В качестве доказательства он привел (в качестве переходной формы) обитателей Огненной Земли. Это заявление повлекло за собой волну расизма, захлестнувшую мир в XIX–XX столетиях.

С огнеземельцами Дарвин впервые столкнулся во время исследовательской экспедиции на судне «Бигль», которым командовал капитан Роберт Фицрой.

Джемми Баттон в 1833 и 1834 гг.

Заложники Фицроя

В 1829 году бриг королевского флота «Бигль» проводил изучение Огненной Земли, картографируя местность, когда группа аборигенов захватила китобойное судно, принимавшее участие в экспедиции. В отместку капитан Фицрой взял в заложники несколько огнеземельцев, большинству из которых удалось сбежать, «отведав лучшие в их жизни яства».

У Фицроя на руках осталась девочка, двое юношей и мальчик (утверждается, что его выменяли у родителей на перламутровую пуговицу). Моряки дали пленникам имена: Фуэгия Баскет, Боут Мемори, Йорк Минстер и Джемми Баттон. Капитан Фицрой решил забрать всех четверых в Англию и дать им образование, а потом вернуть их на родину в качестве миссионеров.

Вскоре по прибытии в Англию Боут Мемори заболел оспой и умер. Остальных огнеземельцев обучали английскому языку, садоводству, хлебопашеству и «основам христианского вероучения». Эксперимент по образованию огнеземельцев настолько удался, что в середине 1831 года их представили королевской чете: королю Вильяму IV и его супруге.

Знакомство Дарвина с огнеземельцами

В декабре 1831 года «Бигль» отправился во вторую кругосветную экспедицию под командованием капитана Фицроя. В качестве натуралиста и компаньона с ним отправился Чарльз Дарвин. На этот раз «Бигль» должен был вернуть трех пленников на родину. Фицрой рассчитывал, что они станут миссионерами для своих соплеменников.

В своей книге «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль"» Дарвин рассказывает об одном из них, Джемми Баттоне. Он описывает его как человека, обладавшего «приветливым нравом», способного сочувствовать чужой боли. Джемми «всегда носил перчатки, аккуратно подстригал волосы и приходил в полное отчаяние, если его начищенная до блеска обувь пачкалась» , – настоящий джентльмен! Фуэгия Баскет «очень скоро выучилась всему, особенно языкам» .

Такое описание идет вразрез с унизительными и расистскими высказываниями Дарвина в этой же книге, записанными год спустя, когда в 1832 году «Бигль» достиг берегов Огненной Земли. Ученый отзывался о местных жителях не иначе как о «дикарях» и «невеждах» и постоянно отзывался о них как о животных: «Если сравнивать этих людей с теми, кого мы привезли, никому и в голову не придет, что они соплеменники … Можно только догадываться, чем довольствуются низшие животные; и эти дикари ничем от них не отличаются!» В письме своему двоюродному брату, отправленном в 1833 году, Чарльз Дарвин также пишет: «Дикий человек – ни что иное, как жалкое животное» .

Image Wikipedia.org

Огнеземельцы приветствуют корабль королевского флота «Бигль». Рисунок Конрада Мартенса (чертежника на «Бигле»).

В марте 1834 года Дарвин в последний раз видел Джемми, который к тому времени прожил со своим народом уже более года. Теперь он отзывается о нем так: «Худой, осунувшийся дикарь с длинными взъерошенными вихрами, с едва прикрывающим наготу лоскутом ткани на бедрах … Когда мы только привезли их обратно, он был упитанным, даже полным, опрятным и хорошо одетым. Никогда еще в своей жизни не доводилось видеть мне столь разительные перемены в человеческом облике» .

Каннибализм

Исходя из рассказов Фицроя о Джемми и других жителях Огненной Земли, Дарвин пришел к ошибочному мнению о том, что огнеземельцы – каннибалы и что «угнетаемые в зиму голодом, они убивают и съедают своих женщин прежде собак» .

Ученый Энни Чэпман удивляется тому, как Дарвин мог всерьез относиться к подобным выдумкам – вплоть до упоминания одной из них в книге «Происхождение видов». Чэпман отмечает: «Дарвин не смог отказаться от идеи поедания себе подобных: слишком сильное воздействие она оказывала на воображение. Более того, каннибализм – явление более чем ожидаемое среди людей, столь "низкого уровня" развития» .

На самом же деле, жители Огненной Земли «скорее почитали, нежели поедали своих пожилых соплеменниц» .

Язык

Что касается языка огнеземельцев, Чарльз Дарвин пишет: « … его едва ли можно назвать членораздельным. Капитан Кук сравнивал его звучание со звуками, которые издает человек, когда прокашливается … череда хриплых гортанных и щелкающих звуков» . Далее он заявляет: «Возгласы домашних животных куда отчетливее».

Лукас Бриджес, владеющий, помимо английского, языком огнеземельцев, считает: видимо, Дарвин полагал, что «при разговоре огнеземельцы снова и снова повторяли одни и те же фразы», потому и пришел к выводу, что в их языке «не более сотни слов». В действительности же, утверждает Бриджес, «язык огнеземельцев многократно богаче и выразительней, чем английский или испанский» . Их словарный запас составляет 32 тысячи слов; например, он содержит, как минимум, пять разных названий для едва различимых глазом видов снега.

Ошибочные и расистские выводы Дарвина

В заключительной главе «Происхождения человека» Чарльз Дарвин утверждает: «Таким образом, мы приходим к выводу, что предком человека было волосатое, хвостатое, четвероногое существо, которое, вероятно, жило на деревьях и обитало в Старом Свете. Потому нет никаких сомнений в том, что люди произошли от дикарей» .

Рассказывая, как сформировалось его мнение о жителях Огненной Земли, Дарвин пишет: «Вид огнеземельцев, сидящих на диком заброшенном берегу, произвел на меня неизгладимое впечатление. Перед глазами предстал образ – вот так же, когда-то давно, сидели наши предки. Эти люди были совершенно наги, тела разукрашены, спутанные волосы свисали ниже плеч, рты раскрылись от изумления, а в глазах затаилась угроза … Я мог произойти как от той смелой обезьянки … или того старого бабуина, … так и от дикаря, который испытывает удовольствие, мучая врагов, и приносит в жертву кровь животных. Он без малейших угрызений совести убивает младенцев, относится к женщинам, словно к рабам, он не знает, что такое правила приличия и полностью зависит от нелепых суеверий» .

Не столь предвзятая точка зрения

Соотечественник Дарвина, английский исследователь Уильям Паркер Сноу, побывал на Огненной Земле в 1855 году. Его мнение, не обусловленное (в отличие от дарвиновского) предвзятым отношением, позволило ему прийти к совершенно иным выводам о тамошних жителях. Описывая их неопрятный внешний вид и , Сноу отмечает: « … многие огнеземельцы, живущие на Восточных Островах, обладают приятной и даже привлекательной внешностью. Понимаю, что это идет вразрез с тем, что описывал в своих трудах мистер Дарвин, но я говорю лишь о том, что сам видел … » Позже ученый обнаружил, что аборигены «живут семьями»: «Я был свидетелем проявления глубокой любви и нежности по отношению к своим детям и друг ко другу» , – пишет он.

Сноу свидетельствует, что местные женщины отличаются скромностью, а матери очень привязаны к своим детям. Также у них существует «нечто наподобие права собственности».

В результате исследователь делает вывод: «Единственная существенная разница между дикарем и цивилизованным человеком состоит в определенном уровне и образе мышления» . Он считает, что «нынешнее состояние» огнеземельцев обусловлено лишь условиями их жизни.

Как Дарвин мог так ошибаться?

© iStockphoto/gooles

Живописные горы, озера и ручьи Огненной Земли, красота которых поначалу делает незаметными все трудности жизни в этой земле.

Чарльз Дарвин окрестил огнеземельцев «дикарями», хотя был знаком только с тремя представителями этого народа. Об этих троих он отзывался как о людях, способных к обучению, обладающих добрым нравом, способных сострадать чужому горю, годных к обучению чему угодно, особенно языкам. И все же он отверг все то положительное, свидетелем чего был. Что же привело к этому?

Дарвин предпочел проигнорировать доказательства благотворного влияния среды на троих огнеземельцев, которые приобрели навыки английского дворянства, из-за того, что они, вновь оказавшись в родной среде, вернулись к прежнему образу жизни. Возможно, им было так удобней: таким образом они адаптировались к изменившимся условиям. Английским миссионерам с трудом удавалось выживать на Огненной Земле, в то время как местные жители не только спокойно жили там, но и получали от жизни удовольствие.

Относительно наготы, которую Дарвин принял за признак невежества, Лукас Бриджес отмечает: «Поскольку основной рацион огнеземельцев составляют рыба и моллюски, у них почти нет шкур животных, которые можно было бы использовать в качестве одежды» .

Дарвин также отвергал библейское повествование о том, что люди от сотворения были высокоразвитыми существами: они занимались строительством, сельским хозяйством, животноводством, металлургией, играли на музыкальных инструментах (об этом рассказывает книга Бытия 4:17-22). Возвращение троих огнеземельцев к прежнему образу жизни вовсе не свидетельствует, что они или их соплеменники – «невежды». Скорее наоборот, это показывает (как в свое время показало Вавилонское рассеяние – см. Быт. 11), что человек может утратить свои прежние навыки, одновременно приобретая новые, необходимые для выживания в новой среде.

Огнеземельцы и христианство

Несмотря на то, что планам капитана Фицроя не удалось осуществиться, Евангелие все-таки достигло жителей Огненной Земли. На это понадобилось время и усилия: не каждый миссионер смог свыкнуться с местными условиями жизни. Первую попытку проповедовать здесь предпринял в 1833 году Ричард Мэтьюз. Его примеру последовал позже в 1845, 1848 и 1850 годах Ален Гардинер, основавший Патагонское Миссионерское Общество (в 1864 году оно было переименовано в Южно-Американское Миссионерское Общество). В 1851 году Гардинер и еще шестеро миссионеров умерли от голода (из-за враждебного отношения местных жителей и из-за того, что судно с провизией прибыло на два месяца позже установленного срока. Еще восемь человек были убиты в 1859 году.

В 1862 году Уэйту Хоккинг Стерлингу удалось установить контакт с несколькими племенами огнеземельцев. К 1869 году «более четырехсот индейцев приняли крещение во имя Господа и Спасителя» . Узнав об этом, Дарвин был настолько поражен, что перечислил на счет организации чек на пять фунтов.

К великому сожалению, одно из главных племен Огненной Земли вымерло в результате колонизации и отсутствия иммунитета к оспе, кори, гриппу и прочим болезням, завезенным из Европы китоловами, охотниками на тюленей, золотоискателями и земледельцами.

Обращение в христианство сотен огнеземельцев, которое так поразило Дарвина, приводит нас к двум важным выводам.

  1. Оно подтверждает свидетельство Библии о том, что ВСЕ люди «созданы по образу Божьему» (Быт. 1:27; 1 Кор. 11:7); ведь животные неспособны уверовать.
  2. Люди жизненно нуждаются не в «цивилизации» и ее благах, а в «рождении свыше» (Ин. 3:3). Это касается каждого человека.

В 1520 году Фернан Магеллан первым из европейцев проплыл из Атлантического океана в Тихий по названному впоследствии в честь него проливу, разделявшему Американский континент и Огненную Землю. Ночью матросы Магеллана видели множество огней — то были костры индейцев — потому и назвал он эту местность Tierra del Fuego, Огненная Земля.
Яга́ны (самоназвание — ямана , «живущие, люди» = ягхан ) — индейский народ в Чили . Также именуются «ямара» и «текуэнче». Равным образом, понятие « фуэгины » (аборигены Огненной Земли) ранее относилось только к яганам.
Mamihlapinatapai (иногда пишут mamihlapinatapei) — слово из яганского языка. Оно указано в Книге рекордов Гиннесса в качестве «наиболее ёмкого слова» и считается одним из самых трудных для перевода слов. Оно означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого в том, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым».

Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, очутившийся на Огненной Земле в 1774 году с экспедицией Джеймса Кука, описал характер огнеземельцев как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Даже Чарлз Дарвин полстолетия спустя назвал их «бедными, жалкими созданиями... с безобразными лицами».

Их язык показался ему «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью». Пренебрежительный отзыв известного ученого отчеканил в умах европейцев облик обитателей Огненной Земли.

В 1881 году остров поделили между собой Аргентина и Чили. К тому времени овцеводы уже вытеснили индейцев с привычных им мест охоты. На беду индейцев, на Огненной Земле нашли золото, и вскоре сюда вторглись старатели. Начался последний по счету геноцид на Американском континенте. Индейцы всем мешали: они охотились за овцами, не зная, что такое частная собственность, брали в лагерях золотоискателей все, что им приглянулось. В те годы охотники за скальпами получали по фунту стерлингов за каждую пару ушей, отрезанных у убитых индейцев. Те же туземцы, которым удавалось спастись от головорезов, оказывались беззащитны перед занесенными европейцами болезнями — туберкулезом, корью. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Через полстолетия, когда в 1919 году число индейцев сократилось с восьми тысяч до шести сотен.


В 1977 году на Огненной Земле умер старик Фелипе Р.Альварес, последний чистокровный индеец ямана.

Законы племени ямана объявлявшиеся юношам во время инициации.

Вот некоторые из них:

Когда на твою стоянку придет много гостей и одарить всех ты не сможешь, подумай сперва о чужих; что останется, раздай родным и друзьям.
— Когда с несколькими людьми ты окажешься в краю, где родился, и они пожелают устроиться на ночлег, самое безопасное место уступи тем, кто не бывал здесь. Сам довольствуйся местом похуже. Не думай: какое мне дело до того, что чужаки лишатся своей лодки.
— Если тебе везет на охоте, позволь другим присоединиться к тебе. Более того: покажи им хорошие места, где водится много тюленей, добыть которых там не составит труда.
— Когда подойдешь к костру, усаживайся с достоинством, поджав под себя ноги. Смотри на всех собравшихся с дружелюбием. Не уделяй внимание кому-то одному из них; ни к кому не поворачивайся спиной. Не ходи в гости слишком часто.
— Если тебе предложили ночлег, останься. Помоги людям в их хлопотах. Никто тебя не станет просить о помощи. Но взгляни, быть может, у них не хватает воды или дров, или же перед входом не убран снег. Возьмись за работу. Таких людей повсюду приветят с радостью.
— Не болтай немедля о том, что услышал. Слишком легко посеять неправду. Потом люди задумаются, кто же был болтуном — тогда уж они разыщут тебя.
— Когда найдешь что-нибудь, не говори: это мое. Ведь вскоре может явиться хозяин. Стоит ему увидеть потерянную вещь в твоих руках, он укажет другим на тебя и молвит: вот вор! Ямана не терпят воров.
— Встретишь на дороге слепца, подойди к нему и спроси: куда ты идешь? Быть может, ты узнаешь, что он заблудился. Скажи ему тотчас: ты сбился с дороги. Он благодарно ответит тебе: стало быть, я заблудился. Тогда спроси его: куда тебя отвести? Он скажет: я хочу попасть к себе. Тотчас возьми его за руку и отведи.
— Если ты кого-то убил в гневе или по опрометчивости, не пытайся убежать. Найди в себе силы вынести все, что последует, не заставляй своих родичей отвечать за сделанное тобой.
— Никогда не забывай эти наставления, Если ты будешь держаться их, все пойдет хорошо, люди будут довольны тобой; они скажут о тебе: это хороший человек!

Дожди, холод, ветер охраняли Огненную Землю от чужаков, берегли три ее племени. В северо-восточной части острова Огненная Земля жило племя она, родственное по языку патагонским техуэльчам. Западной частью Огненной Земли и островами Западно-Патагонского архипелага владело племя алакалуф. А на юге обитали ямана - самые южные люди земли.

Люди алакалуф были морскими кочевниками. Они охотились на тюленей и выдр, всю жизнь проводя на воде. На берег они высаживались только в том случае, когда на море поднимался шторм, опасный для их легких лодок из коры. Ямана бродили по побережью, выкапывая съедобные корни, собирая ракушки.

Ни ямана, ни алакалуфы не носили никакой одежды - и это в суровом климате Огненной Земли, где даже в январе - летнем месяце Южного полушария - ртуть в термометре не поднимается выше семи градусов! Лишь при особо сильном ветре алакалуфы набрасывали на спину шкуру тюленя. Говорят, что некий миссионер, доказывая индейцам преимущества одежды, пытался убедить их в том, что они отчаянно мерзнут, в то время как он, миссионер, тепло одетый, легко переносит непогоду.

А почему же лицо у тебя открыто? - спросили индейцы.

Лицо не так мерзнет, - отвечал тот.

Тогда у нас все тело - лицо, - резонно заявили индейцы.

Необычайная "морозостойкость" огнеземельцев, крайняя бедность их материальной культуры резко отличали их от других индейцев. В самом деле, если они пришли с теплого севера (а ученые считают, что индейцы заселили Америку, продвигаясь с севера), то как их организм приспособился к суровому климату, почему они разучились строить хижины, в которых живут все другие племена?

Один французский этнограф выдвинул теорию, согласно которой предки огнеземельцев попали в Новый Свет с острова Тасмания. Переселение, утверждал он, растянулось на много сотен лет, причем племя двигалось вдоль побережья Антарктиды. Ну, а после Антарктиды Огненная Земля показалась новопоселенцам тропиками. Этим можно объяснить и их невероятную выносливость.

Эта теория не приобрела последователей в научном мире. Другой этнограф, Жозеф Амперер, исследуя язык ямана и алакалуфов, установил, что они обладают чертами сходства с языками индейцев бразильского побережья.

Американский ученый-археолог Лотроп пришел к выводу, что южные берега Огненной Земли заселены были уже две тысячи лет назад. Причем антропологический тип древних людей не отличался от типа ямана.

Увы, нынешнему исследователю приходится пользоваться чужими записями: сегодня на Огненной Земле огнеземельцев не больше, чем в Патагонии патагонцев. Причина их исчезновения все та же.

В семидесятых годах прошлого века десятка два овец, вывезенных с Фолклендских островов, были забыты на двух крошечных островках в Магеллановом проливе. Через несколько лет они расплодились, и тут выяснилась интересная подробность: в сыром, холодном климате, под вечными ветрами у овец отрастает необычайно густая, длинная шерсть.

И тогда на Огненную Землю хлынул поток колонистов. Первыми столкнулись с ними она. Места, где они исстари охотились на гуанако, оказались очень удобны для пастбищ. Скотоводы вытеснили индейцев в труднодоступные районы. Индейцы стали охотиться на овец: ведь они не очень-то разбирались в понятии "частная собственность" и не видели особой разницы между гуанако и овцой. Белые взялись за ружья. В виде отчета о работе пастухи сдавали хозяевам поместий ожерелья из ушей индейцев, нанизанных на шнуры. Но так как после этого часто стали попадаться живые индейцы с отрезанными ушами, хозяева эстансий потребовали представлять вместо ушей головы.

А в это время на юге, где жили ямана, цивилизация наступала другими путями. Здесь земля была непригодна для овец, и потому никто не прогонял индейцев с их земли. Но в самом центре обитания племени основали миссию, и миссионеры (среди них стоит упомянуть имя Бриджеса, составившего словарь и грамматику яманского языка) начали завлекать к себе индейцев, раздавая им пищу. Постепенно вокруг миссии образовался целый поселок ямана, забросивших охоту и существовавших от подачки к подачке.

Приучив таким образом бродячих язычников к оседлой жизни, пастыри взялись, засучив рукава, за следующий, весьма ответственный этап: надлежало паству одеть. С этой целью в миссию были завезены из Европы тюки старой одежды. Для малорослых индейцев собирали платье детского размера: бархатные курточки и штанишки, матроски, пальтишки. Так на Огненную Землю попали корь, скарлатина, свинка. Огнеземельцев, не знавших до сих пор детских болезней, распространенных, но, в общем-то, безопасных в Европе, новые заболевания косили сотнями. Вскоре на кладбищах вокруг миссионерских поселков оказалось больше крестов, чем живых индейцев. Эти кресты да высокие кучи почерневших ребристых раковин - все, что осталось от самых южных людей на свете.

С той поры туманы на Огненной Земле не стали реже, чем во времена Магеллана. Но сквозь туман этот не пробиваются больше огни. Пятеро последних ямана, нищие, больные туберкулезом, ютятся на окраине поселка Вальеверде.

А на восточном побережье скалистого островка Веллингтон доживают свой век на вспомогательной станции для индейского населения несколько семей алакалуфов. Станция носит идиллическое название - "Пуэрта-Эден", что переводится как "Врата рая". "Врата рая" состоят из приземистого барака резиденции командующего станцией ефрейтора чилийской армии - и нескольких хижин из прутьев и тюленьих шкур, где обитают человек тридцать алакалуфов.

Иногда, когда им надоедает однообразная пища - кукурузная каша да консервы, - алакалуфы спускают на воду долбленые лодки, грузят в них женщин, детей и собак, разжигают на дне лодок огонь и отправляются на охоту за тюленями и выдрами, шкуры которых можно продать матросам со встречных судов. Вот как описывают встречу с ними этнографы Делаборд и Лоофс, которые лет десять тому назад путешествовали на чилийском корабле среди островов Патагонского архипелага.

" - Индиос, индиос! - неожиданно крикнул один из наших матросов, стоявший у поручней, и указал на приближающуюся лодку.

Под дождем юноша с непокрытой головой и две женщины, стоя, медленно и осторожно гребли длинными узкими веслами; несколько детей с растрепанными черными волосами сидели на корточках под навесом, по щиколотку в воде, набравшейся на дне лодки. Индейцы приближались к пароходу без страха, но и без радости, как дитя приближается к тому, кого оно не знает, но кто его не обидит. Они подплыли к борту нашего корабля, им бросили канат. Они привязали свою лодку и почти два долгих часа сидели в ней молча, почти неподвижно, обратив к нам лица с немым выражением ожидания и неопределенного любопытства.

Индейцы безмолвно предлагали нам свои немудреные предметы обмена: чолгас и чорос - громадные съедобные раковины, морских ежей, тоже огромных размеров, и маленькие, сплетенные индеанками тростниковые корзиночки.

Мы хорошо знали, чего они ожидали от нас, и бросили им хлеб, сигареты и старую одежду. Наши подарки падали большей частью в воду, а индейцы их молча подбирали. Только изредка их лица с прилипшими мокрыми прядями черных волос кривились в подобие улыбки, так что раскосые глаза почти совсем исчезали в складках кожи. В серьезности этих лиц, особенно детских, в безмолвии этих людей было столько подавленности, что к горлу подступал комок.

Наконец-то нам удалось увидеть индейцев племени алакалуф. Мы всматривались в эти серьезные, безмолвные лица и чувствовали, что бесконечная их грусть вызвана не только мрачной природой их родных мест, непроходимыми лесами Анд, бесприютными горами, вечным дождем, не только однообразием вереницы дней без солнца и ночей без звезд, но и глухим, смутным, как медленно действующий яд, сознанием неизбежной гибели их рода.

Свистки с корабля звали матросов на места, и под громыхание цепей был поднят якорь. Большие альбатросы парили над кораблем. Последние канаты, которые связывали нас с черными, мокрыми каноэ, были подняты, как будто мы хотели освободиться от тягостного, компрометирующего спутника. Индейцы молча поднялись в лодках и начали грести. Неожиданно, как сердитое прощание, прозвучал короткий, сиплый лай собаки. И снова все окутала тишина, такая же глубокая, как и два часа назад, когда лодки появились из тумана. Шел дождь, люди и лодки снова возвращались в небытие. Они растаяли в туманной мгле, как исчезают при пробуждении ночные кошмары..."

Иногда мы называем людей дикарями только потому, что не понимаем их. А иной раз даже не пытаемся понять – настолько увлечены своими делами. Сейчас Чили и Аргентина бьются за право спасти от вымирания индейцев племени ямана.

Но если бы сто лет назад снежных индейцев не посчитали дикарями, то их и не пришлось бы спасать. Сто лет назад ямана были большим и процветающим племенем.

Земля холодного огня

Племя ямана живет буквально на краю света

Эти люди издавна жили там, где современное человечество чувствует себя некомфортно. Огненная Земля – настоящий край света. Холодный, суровый и неприветливый. В разгар лета может пойти мокрый снег, а океан зимой не замерзает лишь из-за штормов и течений. Именно на Огненной Земле расположен самый южный город мира – чилийский Пуэрто-Уильямс, где круглый год ощущается ледяное дыхание Антарктиды. Это даже не город, а поселок. Там доживают свой век несколько семей индейцев ямана – и это почти все, кто остался от удивительного, но так и не понятого белыми людьми народа.
Они либо греются на солнце в редкие погожие дни, либо роются в мусорных контейнерах, либо выпрашивают у военнослужащих спиртное и сигареты. Эти люди уже не умеют жить в гармонии с природой, как их предки, но так и не научились пользоваться благами цивилизации.
Первым из европейцев берегов Огненной Земли достиг Фернан Магеллан в 1520 году. Название открытой местности дали испанские матросы. Они шли через пролив ночью, а на берегу видели пламя сотен костров. В то время географы посчитали, что Огненная Земля – северная оконечность материка, который должен был располагаться вокруг Южного полюса. В 1616 году голландская экспедиция открыла мыс Горн и выяснила, что Огненная Земля – остров. Однако местность выглядела настолько непривлекательно, что всерьез обследовать ее решились только в 1774 году. Сделал это англичанин Георг Форстер. Он описал ямана как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Впрочем, осваивать остров европейцы не спешили. Мешал отвратительный климат – летом температура воздуха там редко поднимается выше 15 градусов.
Но индейцев это не смущало. Внутренние области Огненной Земли, покрытые лесом, занимали охотники селькнамы. На побережье жили рыболовы алакалуфы. Самую никчемную, по мнению европейцев, территорию занимали ямана. Они обитали на многочисленных мелких труднодоступных островках, разделенных узкими проливами, большую часть жизни проводя в своих лодках.

Снежные индейцы

Именно ямана больше всего поразили европейцев, так как были совершенно необычным народом. Племя делилось на семьи. У каждой семьи из имущества была только лодка, умело сшитая из кусков коры. Семьи создавались один раз и на всю жизнь, свадьбе сопутствовали пышные, по меркам ямана, обряды. Дети воспитывались в каждой семье индивидуально, вплоть до прохождения обряда инициации.
Ямана не признавали никакой одежды, лишь при самом сильном ветре накидывая на плечи кусок тюленьей шкуры. Они были морскими кочевниками и на берег выбирались, только чтобы укрыться от сильного шторма или собрать съедобные коренья и ракушки.
Вся семья проводила целые недели в лодке, блуждая между небольшими островками. Прямо в лодке индейцы поддерживали небольшой костерок. Старший мужчина располагался на носу, высматривая тюленей. Женщина в это время должна была грести. Кроме того, в ее обязанности входило нырять за морскими ежами, которые шли в пищу. Разделение труда было предельно четким, даже плавать ямана учили только девочек. А, к примеру, разжигать и поддерживать огонь – только мальчиков.
В случае надобности новые лодки изготавливали силами всего племени. Орудия охоты тоже принадлежали всем ямана, и после стоянки каждый индеец брал то, что попадалось под руку. Индивидуальной была только раскраска тел и лиц. При полном параде мужчины племени выглядели совершенно фантастически.
Морозоустойчивость ямана поражала воображение европейцев. Неделями индейцы находились на пронизывающем
ветру, под дождем и снегом. Они спокойно ныряли в ледяную воду и спали на голых скалах. Путешественников бросало в дрожь от одного только вида целого племени совершенно обнаженных людей, расположившихся на отдых при десятиградусном морозе на заснеженной поляне. Немудрено, что аборигенов Огненной Земли окрестили снежными индейцами.

Мистер Джемми Баттон

Обязательная раскраска мужчин племени

Весной 1830 года к одному из английских кораблей подплыли несколько индейских лодок. Ямана не умели торговать и рассчитывали лишь выклянчить что-нибудь у европейцев. Они совершенно не умели соотносить ценность предметов, отчего сделки получались на редкость нелепыми. Так и выменяли одного индейского юношу, названного потом Джемми Баттоном, на перламутровую пуговицу от мундира, а еще двоих – на банку консервов.
Трое молодых ямана были доставлены в Англию. Их постригли по тогдашней моде, переодели в европейское платье, обучили языку и манерам. Индейцы поразительно быстро освоились: научились пользоваться столовыми приборами, вести себя за столом и поддерживать светскую беседу.
Английскому они тоже научились очень быстро. Британцы отмечали, что трое ямана стали исключительно воспитанными, покладистыми и приятными в обращении юношами.
Однако о своей жизни на Огненной Земле они говорить не любили. Не удалось европейцам понять и язык ямана. Он оказался слишком образным и по строению сильно отличался от европейских. С поразительной фантазией индейцам удавалось передать происходившее в окружавшем их мире, собственные ощущения и абстрактные идеи в виде метафор.
После годичного пребывания в Англии ямана отправились на родину. Индейцев рассчитывали использовать как переводчиков и пропагандистов «образа жизни цивилизованного человека». Однако европейцев постигло разочарование. Едва оказавшись в привычной среде, индейцы тут же вернулись к старому образу жизни. Но только теперь они действительно стали дикарями. С них моментально слетел приобретенный лоск, но не вернулись очарование и загадочность, свойственные детям природы. Они просто забыли заветы предков.
Например, у ямана совершенно не было воровства, так как не существовало собственности. Однако побывавшие в Англии туземцы быстро привили соплеменникам страсть стяжательства. Теперь они тащили то, что плохо лежит, дрались из-за вещей, а все, что могли, ломали на части – чтобы по кусочку досталось каждому.
Возможно, именно поэтому молодой тогда натуралист Чарлз Дарвин, участвовавший в экспедиции, отозвался о ямана крайне презрительно: «Бедные, жалкие создания… с безобразными лицами». Их язык показался автору эволюционной теории «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью».
Презрение Дарвина прозвучало приговором не только ямана, но и их соседям алакалуфам и селькнамам. Европейцы как раз оценили то, что из-за сурового климата Огненной Земли у овец отрастает превосходная шерсть. Под пастбища и загоны стали расчищать любой пригодный клочок земли. Индейцы, естественно, всем мешали. Не знавшие частной собственности, они охотились на овец, разбирали ограды, жгли костры где придется. К тому же селькнамы хоть и были миролюбивы, но умели постоять за себя. Скоро за пару ушей аборигенов власти стали предлагать по фунту стерлингов. Охотники за головами убивали всех без разбора: вооруженных селькнамов и безобидных ямана. С того момента индейцы Огненной Земли были обречены. Тем более что в 1880 году на их острове нашли золото. Старатели очистили территорию за каких-то пять лет.

Последние кадры

Если бы не германский миссионер Мартин Гусинде, совершивший в 1918-1924 годах четыре экспедиции на Огненную Землю, от ямана не осталось бы вообще никакой памяти. К счастью, он вполне профессионально занимался этнографией и фотоделом. Гусинде стал единственным европейцем, которого ямана приняли в свое племя, обучили языку и разрешили присутствовать при всех обрядах.
Увы, к моменту первой экспедиции образ жизни огнеземельцев уже изменился из-за контактов с фермерами и миссионерами. Во многих семьях старинные обычаи и мифы знали лишь весьма отрывочно. Ямана не слишком любили фотографироваться и далеко не сразу разрешили любопытному пришельцу делать записи.
Гусинде допустили к обряду инициации – перехода из детской жизни во взрослую. В течение нескольких месяцев испытуемым рассказывали заветы предков, этические принципы и посвящали в практические навыки племени. Им приходилось выдерживать тяжкие испытания. Долгое время они проводили в особенно неудобной позе: голова наклонена, руки скрещены на груди, колени подобраны - порой десять дней подряд им не разрешалось расслабиться, вытянуть ноги, даже несколько часов сна им приходилось проводить в таком положении. Зато потом они умели отдыхать, даже скучившись на крохотном кусочке земли.
Гусинде доказал, что язык ямана вовсе не так примитивен, как считалось до него. Огнеземельцам удавалось выражать тончайшие нюансы жизни природы и человека. Так, «ийя» означало «привязать лодку к зарослям бурых водорослей», «окон» – «спать в движущейся лодке». Совершенно другими словами обозначались такие понятия как «спать в хижине», «спать на берегу» или «спать с женщиной». Что же касается их самоназвания – «ямана», – это слово значило «жить», «дышать», «быть счастливым».
Вернувшись в Европу, Гусинде издал результаты своих исследований, которые рассказали, пусть и не полностью, о быте и культуре ямана. Сделанные им фотографии являются и вовсе уникальными. В опубликованных материалах немецкий этнограф не согласился с точкой зрения Дарвина. Правительства Аргентины и Чили постарались немедленно прекратить истребление ямана, но было уже поздно. От восьмитысячного народа остались несколько сотен человек, пристрастившихся к алкоголю и разучившихся выживать в суровых условиях.