Роль первого впечатления. Формирование первого впечатления в общении


Министерство образования и науки Российской федерации,

ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»,

Институт педагогики и психологии,

Кафедра психологии

Курсовая работа

«Факторы формирования первого впечатления о человеке»

Выполнила:

Студентка группы 4ЗПС-21

Проверил:

Зав. Каф. Хромов В.В.

Введение………………………………………………………. .………3

Глава I ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

Определение формирования первого впечатления………………………4

Факторы формирования первого впечатления …………………………. ..10

Первое впечатление о человеке как феномен межличностного восприятия…………………………………………………… …….

Вывод………………………………………………………………… .17

Глава II

РАЗРАБОТКА, ХОД И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. Программа эмпирического исследования………………………...19
  2. Цель эмпирического исследования.................. .............................. 22

    Вывод......................... .............................. .............................. ...........23

Глава III РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Вывод ......................... .............................. .............................. .................28

Заключение …………………………………………………… …..……31

Литература .................... .............................. .............................. ...............33

ВВЕДЕНИЕ:

Эта работа посвящена проблеме первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась в отечественной психологии в рамках социально-перцептивного подхода, начиная с 60-70 годов XX века в работах A.А.Бодалева и В.Н.Панферова, а затем их последователей (А.Г.Гусевой, B.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской, П.М.Якобсон и многими другими).

В настоящее время данная проблематика интенсивно разрабатывается в рамках психосемиотического подхода к общению, развиваемого в работах Е.А. Петровой и ее учеников (Р.Э.Варданян, М.Н.Котлярова, А.А.Родионова, А.А.Романова, И.П.Чертыкова и др.). В работах данного направления показано, что главными источниками визуальной информации, индикаторами личности являются знаковые системы внешнего облика. Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются при формировании первого впечатления взаимосвязано: дополняя друг друга, либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым нюансом общения.

Чтобы изучить феномен первого впечатления, требуется раскрытие специфики восприятия незнакомого человека на различных этапах развития человека.

ГЛАВА I. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

  1. Формирование первого впечатления

Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. И в конце можно сказать, что в нем присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

Физиологический механизм формирования первого впечатления в основном тот же, что и механизм формирования образа, а затем и понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующийся у познающего его субъекта, выступает как совокупность последовательно совершающихся и друг с другом связывающихся, смыкающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате которых перед нами симультанно выступает познаваемый человек в многообразии ему присущих признаков.

Рефлекторные акты, результатом которых является образование первого впечатления, особенно если его формирование подчинено определенной цели, как правило, протекают при ином уровне активности коры больших полушарий, чем акты, результатом которых является восприятие человеком знакомых ему людей, ведущих себя, по его мнению, обычно. Это происходит потому, что в механизм образования первого впечатления включается ориентировочный рефлекс. При появлении в классе незнакомой учительницы, при приходе в бригаду нового рабочего и в массе других подобных случаев эта реакция имеет место

Как теперь установлено, ориентировочная реакция - это реакция на новизну, неожиданность, значимость, т. е. реакция на количество и важность информации, которую несет тот или иной сигнал данному индивиду. Чем, например, больше несоответствие между внешним обликом и поведением нового учителя, впервые вошедшего в класс, и тем, каким его ожидали увидеть ученики, тем большее количество информации о себе он им несет. Ориентировочная реакция угасает при повторении сигнала, потому что последний, оставаясь физически таким же, несет индивиду все меньшее (количество информации).

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая "схема" запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка.

При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

  1. одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.д.;
  2. манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие. Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного "прочтения" его внешних данных. "Качество" такого прочтения обусловлено как способностями читающего, так и ясностью текста.

Именно поэтому для результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжать линию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения обусловлено и таким важным фактором, как условия, в которых осуществляется процесс, в частности освещённость текста, наличие или отсутствие помех при чтении и т. д. Переводя понятие "условия чтения" на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия, необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностного восприятия.

Проблема формирования первого впечатления о другом человеке у детей 6-7 лет является жизненно важной, так как известно, что предстоящая адаптация к школьному обучению требует от дошкольника расширенного вступления в контакт с новыми людьми: учителями и сверстниками- одноклассниками. От того, какое первое впечатление об учителе и сверстниках возникнет у детей, впервые переступивших порог школы, насколько правильно и адекватно дети смогут понять и построить отношения с другими, будут зависеть взаимопонимание и успех в общении, а, следовательно, и успешность включения в новую социальную ситуацию развития.

Объект исследования : восприятие незнакомого человека детьми 6-7 лет.

Предмет исследования : особенности первого впечатления старших дошкольников о другом человеке.

Цель исследования : изучить содержание первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.

Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что первое впечатление старших дошкольников о другом человеке определяется внешним обликом незнакомца.

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи :

1. Выявить психологические проблемы и основные направления в изучении процесса межличностного восприятия в современной психологии.

2.Рассмотреть особенности развития межличностного восприятия в дошкольном возрасте.

3. Изучить, какие особенности незнакомого человека старшие дошкольники отражают при восприятии его внешнего (невербального) облика.

4. Исследовать особенности эмоционального отношения детей к другому человеку по первому впечатлению.

Методологической основой исследования являются теоретические положения, выработанные и принятые в отечественной науке:

  • социально-перцептивного подхода о включенности внешнего облика в процесс межличностного познания (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, Г.В.Дьяконов, Н.В.Крогиус и др.);
  • психологии невербального поведения о многозначности экспрессии человека (В.А. Лабунская);
  • визуальной психосемиотики общения об индикативной функции визуальных знаков внешнего облика в познании людьми друг друга (Е.А.Петрова и др.).

Методы исследования. В эмпирическом исследовании использовались: модифицированная методика А.А.Бодалева «Метод словесных портретов»; диагностическое наблюдение; беседы; методы математической статистики по обработке эмпирических данных, качественный анализ результатов работы.

В качестве объектов восприятия в исследовании принимали участие 8 человек (4 взрослых людей – 2 мужчин и 2 женщины и 4 сверстника – 2 мальчика и 2 девочки).

Основные положения:

  • При формировании первого впечатления у детей появляются следующие механизмы межличностного восприятия:

Построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы (стереотипизация).

Форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает (идентификация).

Постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека (эмпатия).

  • Первое впечатление детей старшего дошкольного возраста о другом человеке формируется на основе интерпретации его внешнего облика, о личностных качествах нового человека дети «судят» по особенностям его внешности. Причем, наиболее информативным для детей старшего дошкольного возраста являются такие элементы, как «костюм», наименее – «кинесики» (язык жестов – мимика, взгляд, жесты, позы, кроме движений речевого аппарата) и «габитуса» (облик, или внешний вид).
  • Содержание и полнота интерпретации связаны с решением конкретной задачи межличностного познания. Дети 6-7 лет интерпретируют разное количество внешних и внутренних особенностей незнакомца, в зависимости от задачи восприятия. Так, при описании внешнего облика незнакомого человека старшие дошкольники выделяют большее количество суждений, чем при объяснении причин своего эмоционального отношения к нему.
  • Эмоциональное отношение к незнакомому человеку связано с оформлением его внешности и физической привлекательностью. У старших дошкольников выявлена тенденция позитивного оценивания лиц своего пола. Показатели физических недостатков в облике воспринимаемого человека, наиболее сильное влияние на модальность возникающего эмоционального отношения, оказывают такие семиотические элементы социального оформления внешности незнакомого человека, как одежда и прическа.
  1. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

Особенности личности изучаемого человека

Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной степени направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта.

В результате экспериментов было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается».

Факторы, определяющие ход и результаты формирования у субъекта о других людях.

  • Эталоны

У каждого человека под влиянием общества, в котором он находится, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего объекта.

  • Стереотипы

У человека – субъекта познания других людей - всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Действительно, довольно часто, оценивая человека как агрессивного, люди проявляют тенденцию оценивать его и как высокоэнергичного, а оценивая его как доброго, приписывать ему при этом честность.

Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, - «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.

  • Собственное поведение оценивающего объекта

В очень интересном по использованным методическим приемам исследования Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи.

  • Проецирование

Дальнейшие исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс « проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.

Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.

Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.

  • Уверенность в себе

Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

  1. Первое впечатление о человеке как феномен межличностного восприятия.

Умения распознавать намерения, мотивы поведения другого человека на первых этапах знакомства, при первом впечатлении, отраженны в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии различные аспекты данной проблемы изучали А.А.Бодалев, Г.В.Дьяконов, Л.И.Иванская, Г.А.Ковалев, С.И.Курячий, В.А.Лабунская, В.Н.Панферов, Е.А.Петрова, З.Ф.Семенова, а в зарубежной психологии -Д.Ниренберг, Г. Калеро, А.Штангль, Р.Покорны, Клайн и Ричардс, Дж.Гилфорд, Ньюком, Сингер и др.

Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась крупным отечественным психологом А.А.Бодалевым и его учениками. Была исследована структура первого впечатления о человеке, которая состоит в основном из следующих компонентов: особенности внешнего облика человека, оформление его внешности, в том числе стиль его одежды, экспрессия, переживаемые человеком эмоциональные состояния, выполняемые им действия, его поведение, предполагаемые качества его личности, интерпретируемые на основе первых впечатлений и прошлого опыта. Кроме того, первое впечатление включает эмоциональное отношение к воспринимаемому человеку и обобщенное оценочное суждение. Таким образом, при формировании первого впечатления о другом человеке А.А.Бодалевым, Г.В.Дьяконовым и Н.В.Крогиус доказана ведущая роль социально-перцептивной функции визуальных знаков внешнего облика человека. В первую очередь, они являются индикаторами таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств:

тревожность, уверенность, экстраверсия-интроверсия и др. (А.А.Бодалев,

В.Н.Панферов, В.А.Лабунская).

В.А.Лабунская отмечает, что в рамках психологии социального познания, межличностного восприятия и понимания уделяется особое внимание определению роли различных компонентов в экспрессии человека в формировании представлений о нем. «…Совершенно очевидным стал факт о том, что познающий субъект включает в образ о другом человеке наряду с его физическими, индивидуально-психологическими особенностями, деятельностные, коммуникативные, рефлекторные характеристики, стремится к интерпретации причин, мотивов поведения, к социально-психологической типизации». Таким образом, из концепции В.А.Лабунской следует, что на стадии первого впечатления человек создает самый обобщенный образ другого человека, выражающийся в наиболее простых характеристиках, например, привлекательный, добрый.

Существенное значение первому впечатлению в процессе межличностного общения уделяли такие исследователи, как В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. В своем коллективном труде они отмечали: "Формирование представления о другом человеке всегда начинается с оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация становится фундаментом складывающегося образа другого человека".

Между тем, "информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения выступают многочисленными социальными сигналами, проясняющими национальность человека, его возраст и опыт, чувства в данный момент, его уровень культуры и эстетических вкусов…».

Так, по мнению А.А.Бодалева (1982), большое значение на адекватность сформированного образа человека по первому впечатлению большое значение имеет психологическая установка на воспринимаемого, ибо она

делает восприятие избирательным. К примеру, если наблюдателю до встречи охарактеризовали человека как порядочного, обаятельного и умного, то первое впечатление о нем будет примерно таким же. Человек более вероятно обратит внимание на то, на что у него есть установка, что бы подтвердить уже имеющиеся взгляды.

Наглядный пример влияние установки на первое впечатление о человеке можно найти в исследованиях А.А.Бодалева , посвященных формированию субъективного мнения о другом незнакомом человеке. В ходе исследования различным группам испытуемым предъявляли фотографии мужчин и женщин разного возраста. Причем, разным группам испытуемых давалась различная смысловая установка на одни и те же фотографии. Так, молодую женщину представляли как учительницу, как артистку; пожилого мужчину - как ученого, как преступника и т.п. Результаты исследования показали, что испытуемые давали описание человека в соответствии со сформированной предварительно у них установкой. Приведем пример восприятия пожилого мужчины как писателя и как преступника:

"Открытое лицо, выразительные глаза, какие обычно бывают у умных, проницательных людей. Лицо человека, любящего детей и пишущего для

них. Судя по непринужденному виду, он привык позировать - видимо, очень

известный писатель".

"Этот зверюга понять что - то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, массивная стареющая фигура".

В трудах отечественных и зарубежных психологов (R.Pokorny, 1961; Н.А.Бернштейн, 1963; А.В.Штангль, 1986; Х.Рюкле 1996), посвященных анализу походки, мы находим прямую зависимость ее особенностей с эмоциональным состоянием человека, с его здоровьем и пр. По походке можно судить о профессиональной деятельности объекта восприятия (походка моряка - «вразвалочку», солдата - четкий отрывистый шаг и др.), о
и т.д.................

Формирование первого впечатления – процесс восприятия человека в новом обществе в первые 2-3 минуты. Ученые установили, что именно за это время складывается первое впечатление о человеке. Хотя, зачастую бывает так, что первое впечатление о человеке обманчиво, следует уделить этому внимание. При ведении переговоров следует знать и использовать формирование первого впечатления.

На первое впечатление о человеке влияют следующие факты:

1) Внешний вид: прическа, одежда, стиль.
2) Осанка.
3) Поведение человека.
4) Эмоциональное состояние человека.
5) Поставленная речь.

На формирование первого впечатления существенная роль отведена внешнему виду. Это очевидно, чем опрятнее одет человек, тем приятней с ним разговаривать, особенно при формировании первого впечатления. Это легко объясняется. Если человек хорошо выглядит, значит, он ухаживает за собой, основательно готовился к встрече. Это свидетельствует о его и сильном характере.

Осанка человека – важнейшая характеристика, которая оказывает значительное влияние на формирование первого впечатления. Хорошая осанка, как и внешний вид, показывает характер личности, а именно, уверенность и целеустремленность. Плохая осанка воспринимается человеком как слабость характера, неуверенности и подчиненности персоны.

Чтобы произвести первое впечатление необходимо овладеть искусством самопрезентации и уменьем преподнести себя окружающим. Первое впечатление может внести огромный вклад в развитие бизнеса, а именно при ведении переговоров.

Так же на формирование первого впечатления влияют следующие факторы:

1) Фактор превосходства. Когда собеседник понимает, что его превосходят по его сильным сторонам личности и происходит личностная переоценка личности, что может по-разному сказаться на исход встречи.

2) Привлекательность. Чем привлекательней внешность человека, тем его способности будут очевидно завышены. Внешность – залог успеха сделки.

3) Отношение к собеседнику. Человек, который дружелюбно относится как к собеседнику, так и к окружающим, а так же соблюдает меры этикета, будет оценен выше по всем позициям. При оценке первого впечатления люди будут ссылаться на положительные качества персоны.

Для того чтобы произвести первое впечатление необходимо прислушаться к вышеизложенным советам, которые помогут при формировании первого впечатления. «По одежке встречают, а по уму провожают ». Не забывайте эту цитату. Даже при условии, что вы окажете сильное первое впечатление, но при ведении переговоров вы будете вести себя неадекватно, то все пойдет зря. Чтобы оказать достойное первое впечатление – готовьтесь к нему и все в ваших руках.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

Факультет компьютерных технологий

Кафедра «Информационная безопасность автоматизированных систем»

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Психология делового общения»

Психологический феномен «первого впечатления» и его особенности

Студент группы 9КБ С.А. Гальдюк

Преподаватель В.П. Рудь

Введение……………………………………………………………………..………3

1 Понятие «первое впечатление»……………………………………………4

2 Установки на восприятие другого человека……………………………..4

3 Факторы, влияющие на формирование первого впечатления…………………5

3.1 Фактор превосходства………………………………………………………...5

3.2 Фактор привлекательности…………………………………………………...11

3.3 Фактор отношения к наблюдателю …………………………………………13

4 Эффекты восприятия.……………………………………………………14

Заключение ……………………………………………..………..………..……….17

Список использованных источников ……………………………………………18

Введение

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем, вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

В процессе изучения темы ставилась цель – выяснить, закономерности и особенности формирования психологического феномена «первого впечатления»

Задачей данной работы было проанализировать основные эффекты восприятия и влияние установок в формировании «первого впечатления».

1 Понятие «первое впечатление»

Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

2 Установки на восприятие другого человека

Чрезвычайно важный вопрос более общего пла­на – вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Различают три типа установки на восприятие другого человека:

    Позитивная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости.

    Негативная. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

    Адекватная.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Особенно значительна роль установки при формировании пер­вого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экс­периментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но пред­варительно первой группе было сообщено, что человек на предъ­явленной фотографии является закоренелым преступником, а вто­рой группе о том же человеке было сказано, что он крупный уче­ный. После этого каждой группе было предложено составить сло­весный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко поса­женные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

В эксперимен­тальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта воспри­ятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции.

3 Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

3.1 Фактор превосходства

Фактор превосходства связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по осталь­ным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его об­щая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувст­вует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Исследования показывают, что для определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации:

1) одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях рассматривается даже такая "одежда", как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.;

2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Понятно, что, кроме этих двух признаков, у нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать случай, когда нам предварительно достоверно известно о превосходстве).

Не менее важным и узнаваемыми являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью человека", т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.

Например, в одном из экспериментов учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Перед ними ставилась задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к нему сверстников. Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же личное дело, но к нему прилагались разные фотографии - одна заведомо привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что "привлекательным" детям, при прочих равных условиях, учителя приписывали более высокий интеллект, намерение поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.

Другой пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографиях. Испытуемые оценили и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Таким образом, получается, что этот тип ошибки очень напоминает предыдущий: здесь тоже под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора "привлекательности" - чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого "носителя" одежды и "автора" поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда очень существенно.

В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Таким образом, задача распознавания статуса в то время была довольно простой.

Можно утверждать достаточно определенно, что и в наше время, когда нет жестких предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов человека, элементы или сочетание элементов которой являются теми крючками, которые направляют формирование первого впечатление по схеме превосходства.

Анализ гардероба человека (предпочитаемого стиля, формы, цвета и других особенностей одежды) в такой ситуации может дать немало информации о таких индивидуально-психологических особенностях человека, как его темперамент, характер, социальный статус и т.д. Но поскольку одежда отражает еще и некоторые особенности нашего бессознательного (установок., психологической защиты и т.д.), то и об этой сфере. Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь - цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы "вычисляем", видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.

С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения "строгой", "официальной" и т.п. Причем чаще всего эти слова относятся к силуэту. "Высокостатусным" считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусным" приближающийся к шару.

Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщеннее чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус. Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии.

Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то "носителя" скорее признают высокостатусным "деятелем искусства", чем человеком низкого статуса. Точно так же по одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное. Известно, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень переоценивается.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. В чем проявляется "превосходство" в манере поведения? Скорее всего, можно определить как независимость в различных обстоятельствах и ситуациях. Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек не показывает, что ему интересен тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или то, о чем, он говорит. Такая независимость "снаружи" может выглядеть как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы "не замечает" некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует независимость от различных мелких, неписанных норм общения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или: человек смотрит в сторону, в окно, осматривает свои ногти - это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди независимые обычно внимательно смотрят на собеседника, "заглядывают в глаза"). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство, хотя в сущности это тоже нарушение нормы общения - говорить доступно.первого впечатления ...

  • Особенности формирования первого впечатления

    Реферат >> Социология

    ... первым впечатлением и с актами поведения на его ... психологической установки на личность. Первое впечатление – это сложный психологический феномен ... психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности ...

  • Психологическое воздействие как социально-психологический феномен

    Контрольная работа >> Психология

    ... Психологическое воздействие как социально-психологический феномен План: Введение Сущность социально-психологического ... областью психического. Первое направление как в... развитие его творческих... . Особенно часто... вызывают доверие. Впечатление об искренности...

  • Психологический словарь

    Книга >> Психология

    По сравнению с первым впечатлением , которое складывается на... в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Идеи И. ... психологическими свойствами личности, в первую очередь мнемическими способностями, возрастными особенностями , особенностями ...

  • Очень часто, почти повседневно, нам приходится вступать в контакт с новыми людьми, и о каждом у нас складывается определенное мнение, которое существенно влияет на дальнейшие взаимоотношения с новым знакомым. Невнимательность, отрицательные установки, «эмоциональные барьеры», плохое самочувствие и другие факторы могут исказить восприятие не только смысла речи партнера по общению, но и первое впечатление о нем самом как личности. Вот почему важно, чтобы это впечатление было по возможности ближе к истине. Реально ли это? Насколько первое впечатление о человеке соответствует действительности?

    Обратимся прежде всего к результатам экспериментальных исследований, проведенных А. А. Бодалевым с сотрудниками (1970). Согласно их данным, по первому впечатлению правильно оценили основной род занятий человека 50 %, отношение к другим людям - 78 % (из тех, кто вообще отметил эти характеристики). Следовательно, если при первом общении с человеком постараться обратить внимание на его личностные особенности, то вполне удается их уяснить.

    Но гораздо чаще восприятие оказывается нецеленаправленным, пассивным и потому ошибочным. Даже внешний облик незнакомого человека, согласно А. А. Бо-далеву, мы воспринимаем поверхностно: каждый пятый неверно запоминает его рост (высокий, средний, низкий), каждый четвертый - цвет глаз и волос, почти половина - форму лица, носа (выражение лица), лишь один из десяти способен описать прическу, одежду, осанку, особенности голоса, речи, жестикуляции.

    Очень немногие люди при первом, поверхностном знакомстве способны воспринять признаки, в которых отражается личпость. Как им это удается? Оказывается, не только по речи собеседника (часто нет возможности продолжительного контакта), но и на основе элементарных данных о внешности, манерах, мимике, нозе и вегетативных реакции партнера ио общению. Поясним сказанное.

    Внешность несет много информации о новом партнере по общению: о его вкусе, аккуратности, иногда о социальном и материальном положении, профессии, состоянии здоровья. Только не надо полагать, что есть прямая зависимость между внешними и внутренними качествами человека. А такое глубоко ошибочное мнение довольно распространено. Из 72 человек (пенсионеров, рабочих, студентов, школьников), опрошенных А. А. Бодалевым, 9 заявили, что квадратный подбородок свидетельствует о сильной воле, 17 считали, что большой лоб - признак ума, 3 полагали, что жесткие волосы говорят о непокорном характере, 14 считали, что полные люди добродушны, 2 человека сказали, что полные губы свидетельствуют о большой сексуальности, 5 утверждали, что люди маленького роста властолюбивы, энергичны. Нередки и такие ошибочные суждения: «рыжий - хитрый; красивый - хитрый пли эгоист; тонкие, бескровные губы характерны для ханжи, человека скрытного, злого...» Подобные суждения являются результатом психологической безграмотности, которая мешает правильно оценивать другого.

    Манеры партнера по общению уточняют его социальный статус, меру воспитанности, а порой и профессию. Хорошо известно к примеру насколько различаются манеры актера, учителя, военного.

    Мимика, спонтанные незаученные жесты, поза позволяют заглянуть еще глубже - в своеобразие внутренних качеств человека, в его эмоции и характер. Многие замечали, что за суровой или угрюмой внешностью может скрываться добрейший человек. И обнаружить это позволяет прежде всего мимика: улыбнется такой человек - и от его суровости не остается и следа. С другой стороны, благородное лицо и аристократические манеры могут быть у человека заносчивого, злого или нечестного. Его презрительный, жестокий или «бегающий» взгляд позволяют внимательному собеседнику догадаться о сути такого человека.

    О многом говорит поза. Карикатуристы любят изображать подхалима в согбенной позе, гордеца - неестественно прямым с высоко поднятой головой. В этом есть большая доля истины, однако согбенным может быть и человек, подолгу работающий за письменным столом и привыкший сутулиться либо страдающий некоторыми болезнями позвоночника. А непривычно прямым может быть спортсмен, профессиональный военный, артист балета.

    Объективно отражают эмоциональное состояние (в частности, волнение, гнев, страх) и внешние реакции - изменение окраски кожи (побледиение, покраснение лица, возникновение красных пятен на шее), появление капель пота, учащение и углубление дыхания.

    Таким образом, уже при первом знакомстве с человеком можно получить много информации о его личностных особенностях. Умение «читать» внешность, жесты, мимику нужно тренировать, совершенствовать, доводить до степени искусства.

    От чего зависит точность первого впечатления? Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказано, что на восприятие влияют различные личностные качества человека, его настроение и другие факторы.

    Взрослые люди выносят из первой встречи больше полезной информации, чем дети. Сказывается их житейский опыт, большая наблюдательность. Хотя, с другой стороны, дети подчас лучше взрослых чувствуют эмоциональное состояние человека. Но не следует преувеличивать их интуицию и полагать, что всегда «устами младенца глаголет истина».

    Влияет на точность восприятия и профессия. Так, художники чаще, чем люди других профессий, вспоминая о ком-либо, способны описать его плечи, особенности шеи, рук, ног. Артист обратит внимание на мимику, речь, позу, следователь - на особые приметы, парикмахер - на прическу, косметолог - на состояние кожи, хореограф - на осанку и походку, врач - на внешние проявления болезней.

    Излишний профессионализм в восприятии людей может вызвать непонимание и негативизм окружающих. В этом плане показателен такой случай.

    Врач-невропатолог был как-то на спектакле популярного экспериментального творческого коллектива. По окончании представления состоялось его обсуждение зрителями, актерами, режиссером. Все откровенпо делились мыслями. Выступил и невропатолог. Он сказал, что главная героиня спектакля - типичная истерическая натура, со свойственным ей эгоцентризмом, экзальтацией и вычурной реакцией на жизненные трудности. И то, что актрисе удалось столь достоверно сыграть такого человека, свидетельствует о незаурядности и, возможно, о близости их душевного склада. Спектакль можно рекомендовать как наглядное пособие студентам-медикам по разделу «Акцентуация личности и неврозы».

    Подобный профессиональный подход вызвал некоторое замешательство зрителей и актеров. Указание на вполне вероятную истероидную акцентуацию личности самой актрисы было вообще излишним, поскольку могло быть неверно понято неспециалистами и сочтено за оскорбление. Поэтому иногда полезно спросить себя, не шокируют ли окружающих ваши профессиональные особенности восприятия людей и событий; не потому ли вы отвергаете точку зрения другого человека, что не обладаете теми же профессиональными познаниями, что и он? Суметь правильно и честно ответить на эти вопросы, особенно на второй, значит сделать важный шаг на пути к взаимопониманию с партнерами по общению.

    Чтобы понять, от чего зависит первое впечатление о человеке, надо принять во внимание следующий психологический феномен. Человек, воспринимая и оценивая другого индивида, склонен приписывать ему собственные личностные качества. Желчный, упрямый, подозрительный человек склонен видеть эти же черты характера у партнера по общению, если они даже отсутствуют. Добрый, честный, отзывчивый человек, наоборот, может воспринять незнакомого сквозь «розовые очки». (Поэтому, к- слову, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.)

    На восприятие влияют также эстетические вкусы и эмоциональное состояние. Так, влюбленный не замечает отдельных недостатков своей избранницы и, более того, идеализирует не только внешность, но и личностные свойства ее. Негативно же настроенный человек может преувеличенно воспринимать какие-то отрицательные черты.

    Феномен «эмоционального заражения» тоже сказывается на первом впечатлении и вообще на восприятии. Из истории известны случаи самосуда толпы, когда гнев и возмущение нарастали и вырывались из-под контроля. «Эмоциональным заражением» подхлестывается и возбуждение неистовых болельщиков во время спортивных зрелищ, и конфликт в большом коллективе. Позже, успокоившись, человек с трудом верит, что пребывал в подобном состоянии и столь бурно реагировал на происходящее.

    Что касается влияния настроения на восприятие партнера по общению, то, если оно мрачное (например, из-за неважного самочувствия), в первом впечатлении могут преобладать негативные чувства. Показательны в этом плане исследования С. Фешбаха и Р. Сингера (1957). Испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятное ощущение. Одновременно демонстрировался фильм. Студенты должны были оценить качества личности и эмоциональное состояние главного героя. Выяснилось, что в их оценках значительно чаще, чем в контрольной группе, фигурировали определения «боязливый», «испуганный». Известен и такой факт: при положительном эмоциональном отношении к сюжету рисунка, картины запоминают в среднем в два раза больше деталей, чем при отрицательном (В. Н. Мясищев, 1960). Сходная закономерность обнаружена и при межличностном общении. Значит, правомерен вывод: чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно (а не нейтрально и тем более не отрицательно) «настроиться» на него.

    Таким образом, первое впечатление о другом человеке зависит от многих факторов. Было бы просто обидно, если бы с первого взгляда можно было разгадать человека - самое сложное существо на свете. Но тем не менее в нашей власти сделать так, чтобы это впечатление было не столь далеким от истины.

    Систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям. Образ партнера, который создается при знакомстве — это регулятор последующего поведения. Он нужен, чтобы в данной ситуации правильно и эффективно построить общение. Самые важные характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно здесь и возникают ошибки.

    На стереотипное восприятие человека влияет «оформление» его внешности. Например, перед равными по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе от выходил в другой одежде.

    Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном деловом, рабочем комбинезоне, религиозном одеянии, военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также и те качества, на которые указывал костюм, в котором был оцениваемый ими человек.

    Например, когда на человеке была военная форма, то ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям. Отчасти это верно, так как профессия накладывает отпечаток на личность человека, но только отчасти.

    В процессе восприятия действуют не только социальные стереотипы, но и стереотипы восприятия физиогномических особенностей и конституции человека. С физиогномикой большинство людей в полном объеме не знакомы, но что-то слышали, читали, что и отложилось в сознании. Средства массовой коммуникации тиражируют образы, которые закрепляются в массовом сознании и накладывают отпечаток на восприятие конкретных людей.

    Можно привести наиболее стереотипные восприятия: квадратный подбородок — признак сильной воли, полные губы — сексуален, тонкие губы — лицемер и ханжа, высокий лоб — умный, жесткие волосы — упрямый характер, маленький рост — комплекс Наполеона, красивая женщина — глупа и т.д.

    При формировании впечатления стереотипно воспринимаются особенности телосложения человека, его конституция в целом. Исследуя влияние конституции человека на впечатления о нем, психологи попросили группу испытуемых охарактеризовать личностные особенности мужчин, различавшихся типом телосложения. Результаты формирования первого впечатления следующие:

    • Полный, с округлыми формами мужчина воспринимался как сердечный, добродушный, болтливый, доверчивый, эмоциональный, открытый, несильный и любящий поесть. Сопоставив с этим набором характеристик реальные характеристики конкретного лица, например Уинстона Черчилля, тип телосложения которого соответствует предъявляемому, можно убедиться сколь обманчиво бывает первое впечатление.
    • Атлетического сложения мужчина воспринимался как сильный, смелый, энергичный, дерзкий, инициативный.
    • Высокий, худощавый и хрупкий на вид мужчина воспринимался как нервный, честолюбивый, подозрительный, скромный.
    • Полный мужчина воспринимался более старым, чем он был на самом деле, а худощавый, как правило, казался моложе своих лет.

    С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

    Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве — это регулятор последующего поведения. Он нужен, чтобы в данной ситуации правильно и эффективно построить общение. Наше общение строится различным образом в зависимости от того, с кем общаемся.

    Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Самые важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. Остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.

    Факторы формирования первого впечатления
    В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке:

    • фактор превосходства;
    • фактор привлекательности;
    • фактор отношения к нам.

    1. Фактор превосходства
    Люди, вступающие в общение, неравны. Они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая получила название фактора превосходства.

    Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при важном, значимом для нас неравенстве.

    Чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

    Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
    одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.д.;
    манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)

    Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения. В них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

    Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

    2. Фактор привлекательности
    Действие этого фактора при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Схема действия этого фактора такова, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., то есть опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

    Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — «красивых» и «некрасивых» детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

    Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых». Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке «красивые» превосходили «некрасивых» по всем параметрам.

    Многочисленные исследования показывают, что физическая привлекательность влияет на оценку не только когда ее объектом оказываются черты личности, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека. В подтверждение этого А.А. Бодалев приводит следующий пример. Молодым людям предлагали оценить очерк, написанной женщиной, портрет которой прилагался (в одних группах испытуемых использовался портрет красивой женщины, в других — некрасивой). Этот очерк оценивали более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.

    Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются.

    Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности.

    Привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

    Важно подчеркнуть, что фактор привлекательности сильно влияет на содержание формирующегося представления о человеке только в момент образования первого впечатления. В дальнейшем оценивание этого человека все больше начинает определяться характером взаимодействия с ним и ценностью его дел и поступков.

    3. Фактор отношения к нам
    Этот фактор действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

    Выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, психологи ознакомили их с мнениями других людей и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство находили в его взглядах с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

    Формирование первого впечатления
    Формирование образа другого человека, первого впечатления о нем осуществляется путем стереотипизации. Определяется первое впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в который входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом восприятия.

    Систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям.

    Формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом. Соответствующие нашему стандарту люди воспринимаются нами со знаком «плюс», имеющие существенные отличия — со знаком «минус». Занявшие промежуточное место воспринимаются нейтрально — до определенного действия, после которого первое впечатление меняется.

    Стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все детали, на которые наш партнер по общению сознательно или нет, но обращает внимание.

    Задача первого впечатления — быстро сориентироваться в ситуации . Для людей, как социальных существ, главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем.

    В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при стереотипизации. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.