Рольф Добелли. Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди Разумно мыслить и действовать это искусство, которым может овладеть каждый из нас. Рольф Добелли Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди. Совершают умные люди

Рольф Добелли

Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди

ROLF DOBELLI

DIE KUNST DES KLUGEN HANDELNS

52 IRRWEGE DIE SIE BESSER ANDEREN ÜBERLASSEN

Mit Illustrationen von El Bocho und Simon Stehle


© 2012 Carl Hanser Verlag München

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».


* * *

Предисловие

Однажды папа римский спросил Микеланджело: «Открой мне секрет своей гениальности. Как изваял ты статую Давида, этот шедевр всех шедевров?» Микеланджело ответил: «Очень просто. Я убрал все, что не было похоже на Давида».

Будем честны. Мы не знаем точно, чтó делает нас успешными, а чтó – счастливыми. Но мы точно знаем, от чего рушится счастье или успех. Узнать это очень просто, нужно только помнить правило: негативное знание (что нельзя делать) гораздо сильнее позитивного (что нужно делать).

Яснее мыслить, разумнее поступать, подобно Микеланджело, не сосредоточиваясь на Давиде, но отсекая все, что на него не похоже. Когда мы избавимся от ошибочных действий и суждений, ясное мышление и разумное поведение придут сами собой.

У древнегреческих, римских и средневековых мыслителей было специальное название для такого образа действий: via negativa . В переводе с латинского – путь отрицания, отказа, ограничения. Впервые этот термин был использован в теологии для определения сущности Бога: нельзя сказать, что есть Бог, можно только сказать, чем он не является. Применительно ко дню сегодняшнему концепцию via negativa можно сформулировать так: нельзя сказать, чтó дарит нам успех, можно только сказать, чтó вредит его достижению. И этого будет достаточно.

Будучи предпринимателем и основателем компании, я и сам попадал в большое количество ментальных ловушек. К счастью, я всегда мог из них выпутаться. Но теперь, когда я читаю доклады перед врачами, бизнесменами, акционерами, менеджерами, банкирами, политиками, я ощущаю себя одним из них. Возникает чувство, словно мы со слушателями сидим в одной лодке и все пытаемся грести по житейскому морю так, чтобы не утонуть в его водоворотах.

Теоретикам приходится несладко в плане истолкования пути через отрицание. Практики же, напротив, осознали via negativa и приняли его на вооружение. Легендарный инвестор Уоррен Баффет так пишет о себе и своем партнере Чарли Мунгере: «Мы не учились решать сложные экономические проблемы. Мы научились их избегать». Via negativa.

За книгой «В капкане ментальных ловушек» следует «Территория заблуждений». Возникает справедливый вопрос: в чем разница между ошибками в действиях и ошибками мышления. Если честно – никакой. Мне было нужно название для последующих 52 глав, и это показалось мне подходящим. Тексты вновь взяты из заметок, которые я писал для газет Die Zeit, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Die Schweizer Sonntagszeitung. Объединив обе книги, мы вскроем суть ста наиважнейших ментальных ловушек.

Признаться, у меня совсем простое желание: помочь всем нам избежать ментальных ловушек, будь то в частной жизни, на работе или в принятии стратегически важных политических решений. Если нам это удастся, произойдет качественный прорыв в благосостоянии всего человечества.

Вывод: нам не нужны какие-то дополнительные уловки, новые идеи, повышенная активность. Все, что нам необходимо, – совершать поменьше глупостей. Ведь путь к лучшему пролегает по via negativa. Микеланджело осознал это, а задолго до него и Аристотель: «Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий». Теперь эта цель перед вами, цель, к которой стремились мудрецы.

Рольф Добелли, 2012 год

Примечания к Предисловию


Почему иногда достаточно просто назвать причину

Пояснение причин

Пробка на автомагистрали между Базелем и Франкфуртом. Ремонт дорожного покрытия. Я начинаю нервничать. Четверть часа я плетусь черепашьим шагом, пока пробка не остается позади. По крайней мере, я так думаю. Однако через полчаса я снова останавливаюсь – и снова из-за ремонта покрытия. Но, как ни странно, я нервничаю я гораздо меньше. Вдоль трассы на одинаковом расстоянии друг от друга высятся рекламные щиты с надписью: «Эту дорогу мы ремонтируем для вас».

История с пробкой напомнила мне один эксперимент, который проводила в 70-е годы психолог из Гарварда Эллен Лангер. В библиотеке она дожидалась, когда у копировального аппарата соберется очередь. Затем она задавала вопрос стоящему впереди: «Извините, у меня пять листов. Вы не пропустите меня?» Только в редких случаях ее пропускали без очереди. Она повторила эксперимент, назвав при этом причину: «Извините, у меня пять листов. Вы не пропустите меня, я очень спешу». Теперь ее пропускали почти все. Что вполне понятно, ведь спешка – это уважительная причина. Поразительно, но когда она в очередной раз попросила: «Извините, у меня пять листов. Вы не пропустите меня, мне нужно сделать несколько копий», ее снова пропустили вперед почти все, хотя причина была нелепой: всем стоявшим в очереди надо было сделать копии.

Мы встречаем большее сочувствие и понимание со стороны окружающих, когда указываем причину своего поведения. И вот что удивительно – ее рациональность не играет никакой роли. Объясняется это волшебными словами «потому что». В рекламном щите с надписью «Эту дорогу мы ремонтируем для вас» нет совершенно никакой необходимости, в конце концов, ситуация на дороге очевидна. Одного взгляда из окна достаточно, чтобы понять: идут ремонтные работы. Однако указание причины успокаивает нас. И наоборот, отсутствие «потому что» страшно нервирует.

Аэропорт Франкфурта, посадка задерживается. Звучит объявление: «Вылет рейса LH 1234 откладывается на три часа». Я подхожу к стойке и спрашиваю даму о причине. Безуспешно. Я оскорблен. Это же чудовищно – заставлять не просто ждать, а ждать в неведении. Вот еще пример объявления: «Вылет рейса LH 5678 задерживается на три часа по техническим причинам». Причина крайне неубедительна, но ее достаточно, чтобы успокоить и меня, и других пассажиров.

Люди одержимы болезненным стремлением узнать причину, им необходимо «потому что». Нам нужно это слово, даже если оно ничего не значит. И тем, кто руководит людьми, это доподлинно известно. Если вы не подкрепляете своих сотрудников волшебным «потому что», их мотивация ослабевает. Недостаточно просто объявить, что цель деятельности вашей обувной компании – производство обуви, поскольку именно в этом цель и состоит. Нет, ваша цель должна звучать в духе: «Наша обувь произведет революцию на рынке» или: «Мы украсим женские ножки, чтобы украсить мир».

Если биржевые индексы поднимаются или опускаются на полпроцента, биржевой комментатор никогда не указывает истинную причину. Вообще-то речь идет о белом шуме, то есть о случайном результате изменений рыночной конъюнктуры. Читатели хотят знать причины, и комментатор называет их. При этом то, что он говорит, совершенно не важно (в таких случаях особенно популярны высказывания президентов центральных банков).

Если вас спросят, почему вы не уложились в сроки, лучше всего отвечать так: «Потому что у меня, к сожалению, до этого еще не дошли руки». Информация избыточна (разумеется, если бы у вас нашлось время, вы бы выполнили работу своевременно), но приемлема.

Однажды я наблюдал, как моя жена тщательно отделяла черное белье от синего, что, на мой взгляд, не имело особого смыла, ведь даже если бы белье полиняло, вряд ли бы это было особой проблемой. «Зачем же ты отделяешь синее от черного?» – спросил я. «Потому что мне нравится стирать по отдельности». И ответ меня вполне устроил.

Вывод: незаметные словечки «потому что» – буфер в межличностных отношениях, необходимый компонент общения, чье применение не стоит недооценивать.

Примечания к главе «Пояснение причин»


Почему от количества решений зависит их правильность

Усталость от принятия решений

Вы неделями трудились над своим проектом. Выкладывались до полного изнеможения. Прозрачные пленки со слайдами презентации PowerPoint отполированы до блеска. Содержание каждой ячейки в Excel проверено собственноручно. Концепция подкупает прозрачностью логики. От этого проекта зависит ваша дальнейшая карьера. Если СЕО одобрит, вам прямая дорога в руководство концерна. А если проект провалится – ищите себе новую работу. Ваша помощница предлагает организовать презентацию в 8:00, 11:30, 18:00. Какое время вы выберете?

Согласно легенде, старый император Адриан был впечатлён делами и взглядами молодого Аврелия, поэтому он решил усыновить его и сделать наследником престола...

В 17 лет Марк Аврелий был усыновлён. Благодаря этому он стал наследником римского престола.

Марк Аврелий родился в богатой семье. Его воспитанием преимущественно занимался дед, поскольку мать и отец умерли относительно рано.

С самого начала отличительной чертой Марка Аврелия было стремление к знаниям. Его привлекала философия, а в особенности – стоицизм, основанный на понятии о том, что именно поведение, а не мысли или слова, определяет добродетель.

Руководство для сбалансированной жизни

Согласно легенде, старый император Адриан был впечатлён делами и взглядами молодого Аврелия, поэтому он решил усыновить его и сделать наследником престола.

Аврелий выполнял свой долг перед государством более 20 лет, до того как стать императором Рима.

Существует большая неопределённость в отношении деталей жизни Марка Аврелия. Он жил почти 2000 лет назад, и большинство источников являются сомнительными (в лучшем случае).

Самое чёткое представление об этом человеке дают нам его личные записи «Наедине с собой. Размышления».

«Наедине с собой. Размышления» – одна из самых влиятельных работ стоицизма. О ней было сказано и написано очень много. Это вечное руководство для сбалансированной жизни.

Эта работа – больше, чем философия, она даёт нам представление о ясности, с которой думал Марк Аврелий.

Он видел мир таким, каким он был, и не питал никаких иллюзий. Это вряд ли звучит как достижение, однако подобное встречается реже, чем мы думаем.

Такого рода осознанность приносит дивиденды во всех аспектах жизни, и мы можем проанализировать жизнь Марка Аврелия, чтобы понять, как её развить намеренно.

Проблема эффективности мозга

Каждый день мы сталкиваемся со множеством внешних стимулов, и если бы мы поглощали каждый из этих стимулов, мы не смогли бы нормально функционировать.

Чтобы этого не произошло, наш мозг задействует фильтры эффективности . Он хорошо разбирается в том, какая информация нам нужна и когда. Он знает, что если вы, к примеру, находитесь в оживлённом ресторане, то голос человека, с которым вы разговариваете, важнее, чем фоновый шум, поэтому он настраивается исключительно на его восприятие.

Однако этот механизм, к сожалению, имеет непреднамеренный побочный эффект. Суть в том, что иногда наше внимание не полностью сосредотачивается на определённых важных вещах, и чтобы это произошло, нам необходимо прилагать сознательные усилия. В случае эффективности существует компромисс.

Майкл Кейн – когнитивный психолог из университета Северной Каролины, который изучает взаимодействие между памятью и вниманием.

В ходе одного из своих экспериментов он обнаружил, что примерно 30% времени люди, как правило, думают совершенно не о том, чем занимаются в тот или иной момент.

Это число показывает, как легко пренебречь актуальной информацией и попасть в ловушку настроек нашего мозга по умолчанию.

Существуют три способа борьбы с этим

1. Приучайте себя бороться с автономностью мозга

В своей книге «Наедине с собой. Размышления» Марк Аврелий указывает на то, что очень важно учиться видеть не только то, что на поверхности, дабы лучше понимать мир.

По его собственным словам: «Ничто не может так расширить ум, как способность систематически и по-настоящему исследовать всё, что попадает под ваше наблюдение в жизни».

И хотя внимание автоматически не поддаётся каждой релевантной порции информации, мы можем приучать свой мозг к тому, чтобы быть более активным.

Постоянно помня об этом, мы можем нарисовать более показательную картину мира. Вот с чего начинается осознание и ясное мышление.

Настраивайте себя в течение дня на то, чтобы действительно видеть и слушать. Будьте сознательны в стремлении обойти компромисс, достигнутый автономным мозгом. В мире есть много того, что имеет значение.

2. Обуздайте объективность через другую пару глаз

Одним из краеугольных камней осознанности является объективность. Это своего рода нейтралитет, который стремится видеть мир таким, каким он есть, а не через призму личных суждений и предвзятости. Это нелегко культивировать.

По умолчанию, наши органы чувств поглощают информацию относительно того, где мы находимся, что делаем и как себя чувствуем. Мир атакует нас стимулами, и эти стимулы следуют различными нервными путями в каждом из нас. Мы все трактуем их по-разному.

Мы, как правило, проходим через жизнь, понимая мир и влияя на собственное поведение так, словно мы находимся в центре реальности, а всё, что нас окружает, наделяется важностью в соответствии с тем, как оно вписывается в нашу историю. Это искажает восприятие окружения и того, как разворачивается действительность.

В космологии есть принцип Коперника, согласно которому Земля не имеет привилегированного положения во Вселенной. Несмотря на всю важность для нас, в большем масштабе она малозначительна.

То же самое относится и к людям. Несмотря на интенсивность, с которой мы чувствуем и ощущаем, многое из того, что происходит в мире, касается не только нас.

Есть более широкая картина, происходит нечто большее. Чем скорее мы сможем отбросить свои личные предубеждения, тем скорее мы сможем понять реальность, а не то, как мы к ней относимся. Это важное различие.

Судя по его личным записям, Марк Аврелий отличался глубокой способностью отстраниться от собственного ума, чтобы наблюдать за собой и миром без эмоциональной привязанности. Это помогает объяснить глубину его понимания.

Он смог расширить свою осознанность благодаря стремлению видеть вещи с более чем одной точки зрения. Это очень практичная тактика, и большинство из нас используют её недостаточно.

Отделитесь от себя, концептуализируйте свои наблюдения, словно вы находитесь в теле другого человека, и попытайтесь обуздать объективность через множество других пар глаз.

3. Постоянно ищите способы разгрузить ум

Одной из отличительных аспектов сборника «Наедине с собой. Размышления» является то, что Марк Аврелий писал его для себя, а не кого-то другого. Судя по всему, это был личный дневник. Записи, представленные в нём, не отличаются особой согласованностью или структурой.

Это говорит о том, что он писал не с целью делиться своей мудростью. Вероятно, это помогало ему очистить и организовать собственный ум.

В этом есть много смысла, и работа доктора Джеймса Пеннебейкера объясняет, почему.

Джеймс Пеннебейкер – пионер в области письменной терапии и профессор психологии в Техасском университете в Остине. Американская психологическая ассоциация признала его работу, посвящённую преимуществам ведения дневника, наиболее важной в этой сфере.

В 1994 году Пеннебейкер и его команда разделили людей, которые не работали в течение восьми месяцев, на три группы.

Первой группе было предложено написать об их увольнении и о том, как они себя чувствовали после того, как это произошло.

Вторую группу попросили просто что-то написать (ничего конкретного), а третьей вообще не дали никаких письменных указаний.

Результат?

Участники, которым дали задание написать об их опыте увольнения, с большей вероятностью принимались искать новую работу после окончания исследования.

Письмо помогло им снять стресс и устранить шум в их голове, стать более выровненными с тем, что они чувствовали. Это дало им толчок, необходимый для того, чтобы понять, где они находятся и в каком направлении им нужно двигаться.

Подобные исследования впоследствии показали, что преимущества ведения личного дневника варьировались от помощи людям справиться с травмой до укрепления иммунной системы.

Делая личные записи, Марк Аврелий имел возможность извлекать информацию, беспокойно бродящую в его сознании, и преобразовывать её в конкретные принципы, к которым он мог бы стремиться.

Другие достигают того же эффекта посредством медитации, прогулок на природе или даже определённых видов упражнений.

Человеческий разум переполнен шумом, но создав рутину, которая поможет нам прояснить его, мы можем улучшить эффективность его работы.

Путём развития привычки приводить в порядок собственные мысли мы можем разобраться со сложной жизнью в этом оживлённом мире.

Всё, что вам нужно знать

Осознанность определяется как состояние ума. Это осознание релевантных знаний, осознание окружения и осознание личных чувств и мыслей. Это состояние ума, который стремится понять реальность, более приближённую к истине.

Марк Аврелий известен сегодня как человек, которого греческий философ Платон характеризовал как «Короля философии». Он был политическим лидером, который активно стремился к мудрости и знаниям. Лидером, который неустанно спрашивал, что значит жить хорошо.

Марк Аврелий успешно управлял одной из самых могущественных империй в истории не только благодаря своим добродетелям и желаниям, но и способности использовать ясность своего разума.

Масштаб вашей осознанности определяет внешний предел того, чего вы можете достигнуть. Чем больше вы знаете, тем лучше вы способны понять своё окружение. Чем лучше вы организовываете свои мысли, тем больше возможностей у вас впереди.

Умение чётко мыслить является ключевым преимуществом, и его можно развить, как и любой другой навык. Всё дело в практике. опубликовано .

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet


DIE KUNST

DES KLUGEN HANDELNS

52 IRRWEGE

DIE SIE BESSER

ANDEREN ÜBERLASSEN

Mit Illustrationen von El Bocho

und Simon Stehle

РОЛЬФ ДОБЕЛЛИ

ТЕРРИТОРИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

КАКИЕ ОШИБКИ

СОВЕРШАЮТ УМНЫЕ ЛЮДИ

Иллюстрации Эля Боко и Симона Штеле

Издательство

«Манн, Иванов и Фербер»

Информация от издательства

Добелли, Р.

Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди / Рольф Добелли; илл. Эля Боко и Симона Штеле; пер. с нем. Капитолины Кругловой и Екатерины Крыловой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014

ISBN 978-5-00057-120-0

Разумно мыслить и действовать - это искусство, которым может овладеть каждый из нас. Как не совершать ошибок и принимать верные решения? Главный принцип этой книги основан на образе действия «от противного»: понимая, как поступать не нужно, зная все «подводные камни», мы открываем для себя путь к ясному мышлению и разумному поведению в любых ситуациях.

В этой книге описаны 52 ловушки мышления, которые мы зачастую не осознаем и из-за которых совершаем ошибки в самых разных случаях: в личных отношениях, на работе, в принятии важных стратегических и политических решений.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© 2012 Carl Hanser Verlag München

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Предисловие

Однажды папа римский спросил Микеланджело: «Открой мне секрет своей гениальности. Как изваял ты статую Давида, этот шедевр всех шедевров?» Микеланджело ответил: «Очень просто. Я убрал все, что не было похоже на Давида».

Будем честны. Мы не знаем точно, чтó делает нас успешными, а чтó - счастливыми. Но мы точно знаем, от чего рушится счастье или успех. Узнать это очень просто, нужно только помнить правило: негативное знание (что нельзя делать) гораздо сильнее позитивного (что нужно делать).

Яснее мыслить, разумнее поступать, подобно Микеланджело, не сосредоточиваясь на Давиде, но отсекая все, что на него не похоже. Когда мы избавимся от ошибочных действий и суждений, ясное мышление и разумное поведение придут сами собой.

У древнегреческих, римских и средневековых мыслителей было специальное название для такого образа действий: via negativa . В переводе с латинского - путь отрицания, отказа, ограничения. Впервые этот термин был использован в теологии для определения сущности Бога: нельзя сказать, что есть Бог, можно только сказать, чем он не является. Применительно ко дню сегодняшнему концепцию via negativa можно сформулировать так: нельзя сказать, чтó дарит нам успех, можно только сказать, чтó вредит его достижению. И этого будет достаточно.

Будучи предпринимателем и основателем компании, я и сам попадал в большое количество ментальных ловушек. К счастью, я всегда мог из них выпутаться. Но теперь, когда я читаю доклады перед врачами, бизнесменами, акционерами, менеджерами, банкирами, политиками, я ощущаю себя одним из них. Возникает чувство, словно мы со слушателями сидим в одной лодке и все пытаемся грести по житейскому морю так, чтобы не утонуть в его водоворотах.

Теоретикам приходится несладко в плане истолкования пути через отрицание. Практики же, напротив, осознали via negativa и приняли его на вооружение. Легендарный инвестор Уоррен Баффет так пишет о себе и своем партнере Чарли Мунгере: «Мы не учились решать сложные экономические проблемы. Мы научились их избегать». Via negativa.

За книгой «В капкане ментальных ловушек» следует «Территория заблуждений». Возникает справедливый вопрос: в чем разница между ошибками в действиях и ошибками мышления. Если честно - никакой. Мне было нужно название для последующих 52 глав, и это показалось мне подходящим. Тексты вновь взяты из заметок, которые я писал для газет Die Zeit, Frank­furter Allgemeine Zeitung, Die Schweizer Sonntagszeitung. Объединив обе книги, мы вскроем суть ста наиважнейших ментальных ловушек.

Признаться, у меня совсем простое желание: помочь всем нам избежать ментальных ловушек, будь то в частной жизни, на работе или в принятии стратегически важных политических решений. Если нам это удастся, произойдет качественный прорыв в благосостоянии всего челове­чества.

Вывод: нам не нужны какие-то дополнительные уловки, новые идеи, повышенная активность. Все, что нам необхо­димо, - совершать поменьше глупостей. Ведь путь к лучшему пролегает по via negativa. Микеланджело осознал это, а задолго до него и Аристотель: «Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий». Теперь эта цель перед вами, цель, к которой стремились мудрецы.

Рольф Добелли, 2012 год

Примечания к Предисловию

Почему иногда достаточно просто назвать причину

Пояснение причин

Пробка на автомагистрали между Базелем и Франкфуртом. Ремонт дорожного покрытия. Я начинаю нервничать. Четверть часа я плетусь черепашьим шагом, пока пробка не остается позади. По крайней мере, я так думаю. Однако через полчаса я снова останавливаюсь - и снова из-за ремонта покрытия. Но, как ни странно, я нервничаю я гораздо меньше. Вдоль трассы на одинаковом расстоянии друг от друга высятся рекламные щиты с надписью: «Эту дорогу мы ремонтируем для вас».

История с пробкой напомнила мне один эксперимент, кото­рый проводила в 70-е годы психолог из Гарварда Эллен Лан­гер. В библиотеке она дожидалась, когда у копировального ап­па­рата соберется очередь. Затем она задавала вопрос стоящему впереди: «Извините, у меня пять листов. Вы не пропустите меня?» Только в редких случаях ее пропускали без очереди. Она повторила эксперимент, назвав при этом причину: «Извините, у меня пять листов. Вы не пропустите меня, я очень спешу». Теперь ее пропускали почти все. Что вполне понятно, ведь спешка - это уважительная причина. Пора­зительно, но когда она в очередной раз попросила: «Извините, у меня пять листов. Вы не пропустите меня, мне нужно сделать несколько копий», ее снова пропустили вперед почти все, хотя причина была нелепой: всем стоявшим в очереди надо было сделать копии.

Мы встречаем большее сочувствие и понимание со стороны окружающих, когда указываем причину своего поведения. И вот что удивительно - ее рациональность не играет никакой роли. Объясняется это волшебными словами «потому что». В рекламном щите с надписью «Эту дорогу мы ремонтируем для вас» нет совершенно никакой необходимости, в конце концов, ситуация на дороге очевидна. Одного взгляда из окна достаточно, чтобы понять: идут ремонтные работы. Однако указание причины успокаивает нас. И наоборот, отсутствие «потому что» страшно нервирует.

Аэропорт Франкфурта, посадка задерживается. Звучит объявление: «Вылет рейса LH 1234 откладывается на три часа». Я подхожу к стойке и спрашиваю даму о причине. Безуспешно. Я оскорблен. Это же чудовищно - заставлять не просто ждать, а ждать в неведении. Вот еще пример объявления: «Вылет рейса LH 5678 задерживается на три часа по техническим причинам». Причина крайне неубедительна, но ее достаточно, чтобы успокоить и меня, и других пассажиров.

Люди одержимы болезненным стремлением узнать при­чи­ну, им необходимо «потому что». Нам нужно это слово, даже если оно ничего не значит. И тем, кто руководит людь­ми, это доподлинно известно. Если вы не подкрепляете своих сотрудников волшебным «потому что», их мотивация ослабевает. Недостаточно просто объявить, что цель деятельности вашей обувной компании - производство обуви, поскольку именно в этом цель и состоит. Нет, ваша цель должна звучать в духе: «Наша обувь произведет революцию на рынке» или: «Мы украсим женские ножки, чтобы украсить мир».

Об искусстве разумных действий и ясном мышлении. О том, как не делать ошибок, которые совершает большинство людей, переходя от мыслей к действиям. В книге описаны 52 ментальные ловушки, знание о которых поможет вам поступать рассудительно в любых ситуациях.

Вы узнаете:

  • почему богатый выбор альтернатив - это плохо;
  • почему мы больше любим то, что сделали своими руками;
  • как излишняя информированность может приводить к необдуманным решениям;
  • почему не нужно смотреть и читать новости;
  • почему на самом деле лучший ученик класса далеко не всегда становится самым успешным.

Для кого эта книга

Если вам нравятся книги Дэна Ариели и Нассима Талеба и вас интересует, как мы принимаем решения и какие ошибки при этом совершаем, - эта книга для вас.

От автора

Однажды папа римский спросил Микеланджело: «Открой мне секрет своей гениальности. Как изваял ты статую Давида, этот шедевр всех шедевров?» Микеланджело ответил: «Очень просто. Я убрал все, что не было похоже на Давида».

Яснее мыслить, разумнее поступать, подобно Микеланджело, не сосредоточиваясь на Давиде, но отсекая все, что на него не похоже. Когда мы избавимся от ошибочных действий и суждений, ясное мышление и разумное поведение придут сами собой. У древнегреческих, римских и средневековых мыслителей было специальное название для такого образа действий: via negativa . В переводе с латинского - путь отрицания, отказа, ограничения. Впервые этот термин был использован в теологии для определения сущности Бога: нельзя сказать, что есть Бог, можно только сказать, чем он не является. Применительно ко дню сегодняшнему концепцию via negativa можно сформулировать так: нельзя сказать, чтó дарит нам успех, можно только сказать, чтó вредит его достижению. И этого будет достаточно.

Развернуть описание Свернуть описание