Слабые места танков второй мировой войны. Слабые места танков второй мировой войны Проблемы с транспортировкой

Многие исследователи считают, что сравнивать эти машины некорректно, так как они находятся в различных "весовых категориях".

"Пантера".

Однако, сравнивать все-таки можно и нужно, тем более что эти танки неоднократно сталкивались на поле боя.

"Тигр".

Во многих работах, посвященных истории танк "Тигр" , встречаются разночтения о бронепробиваемости его 88-мм орудия, а также о стойкости его брони при обстреле из советских орудий. Не вдаваясь в дискуссию, предлогаю ознакомиться с двумя советскими документами - обстрелом захваченного "Тигра" танков Т-34 и KB перед этим сражением. Эти документы интересны тем, что стрельба велась реальными боевыми снарядами с реальных дистанций, а не приведенными зарядами с одного расстояния, как это чаще всего делалось на полигонах. Итак, первый документ:"Отчет по испытанию обстрелом танков Т-34 и KB из 88-мм немецкой танковой пушки, проведенный на НИБТ полигоне 12-го мая 1943 года.

КВ-1.

ВЫВОДЫ.

1. Бронебойный снаряд немецкой 88-мм танковой пушки пробивает лобовую броню корпусов танков КВ-1 и Т-34 с дистанции 1500 метров.
2. Осколочно-фугасный снаряд немецкой 88-мм танковой пушки производит незначительные разрушения сварных швов в брони корпусов танков КВ-1 и Т-34 и не выводит танки из строя.
3. Бронепробиваемость бронебойного снаряда отечественной 85-мм зенитной пушки приближается к бронепробиваемости бронебойного снаряда немецкой 88-мм танковой пушки с дистанции 1500 метров.
В отдельных случаях бронебойный снаряд 85-мм пушки, при обстреле 75-мм брони с дистанции 1500 метров разрывался преждевременно на поверхности брони, производя при этом вмятину диаметром 100-мм глубиною 35-мм.
4. Броня и сварные швы корпуса танка КВ-1 при попадании снарядов разрушаются меньше, чем у корпуса танка Т-34.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Бронебойный снаряд немецкой 88-мм танковой пушки, установленной на танке T-VI "Тигр", пробивает лобовую часть корпусов танков КВ-1 и Т-34 с дистанции 1500 метров.
При попадании в лобовой лист корпуса танка Т-34 снаряд рикошетирует, но в броне делает пролом.
Отечественная 85-мм зенитная пушка по своим боевым данным приближается к немецкой 88-мм танковой пушке, и пригодна для борьбы с немецкими танками T-VI "Тигр".
Для увеличения бронестойкости броневых корпусов танков КВ-1 и Т-34 необходимо улучшить качество брони и сварных швов".
Здесь следует добавить, что на полигоне в подмосковной Кубинке испытывался "Тигр" из состава 502-го батальона тяжелых танков, захваченный под Ленинградом в начале 1943 года.
Следующее знакомство частей Красной Армии с новым немецким тяжелым танком произошло летом 1943 года во время боев на Курской дуге. Здесь, на Центральном фронте в полевых условиях также было произведено испытание обстрелом одного из захваченных "Тигров", входившего в состав 505-го батальона тяжелых танков:
"Отчет о производстве опытных стрельб артиллерии 9-го танкового
Результаты обстрела корпуса танка Т-34 88-мм пушкой танка "Тигр" с дистанции 1500 метров корпуса по танку T-VI, проведенных 20-го и 21-го июля 1943 года.


таблица бронепробиваемости.

1. На поле боя был испытан танк "Тигр", подбитый нашими войсками. В стрельбе по танку были пропущены расчеты 37-мм М3А, 45-мм, 76-мм и 85-мм пушки. Стрельба велась по неподвижному танку бронебойными и подкалиберными снарядами всех указанных систем в положении, когда танк идет на огневую позицию в лоб и фланговым движением.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

а). При стрельбе в лобовую броню танка ни один снаряд из всех систем, пропущенных в стрельбе на дистанции до 200 м, броню не пробивает.
На дистанции до 400 м 45-мм и 76-мм снаряды выводят из строя вооружение и дают заклинивание башни. С дистанции 400 м бронебойный 85-мм снаряд входит в броню и остается на глубине до 12 см.
б). При стрельбе в бок танка (по борту) 37-мм снаряд ее не пробивает, делает малые вмятины, пробивает катки и гусеницы с дистанции 300-400 м.
45-мм подкалиберный снаряд пробивает броню как борт, так и башню, с дистанции-200 м и ближе, бронебойный снаряд броню не пробивает.
76-мм бронебойный снаряд броню не берет, на всех дистанциях, делает заклинивание башни и вмятины в боковой броне до 30-40 мм. Подкалиберный снаряд пробивает броню с дистанции 400 м и ближе.
85-мм бронебойный снаряд пробивает броню с 1200 м и ближе, как бортовую, так и башни.

При организации противотанковой обороны по борьбе с T-VI надо строить оборону с учетом флангового огня. Задача орудий ПТО подпустить "Тигр" на ближнюю дистанцию прямого выстрела для 76-мм и 85-мм орудий (76-мм ведет огонь подкалиберными снарядами) и бить его, если есть возможность, фланговым огнем с задачей - иметь прямое попадание в бортовую броню".
Здесь следует пояснить, что 85-мм бронебойный тупоголовый снаряд выпускался до начала 1944 года, после чего был сменен в производстве новым остроголовым бронебойным, имевшим более высокие характеристики по бронепробиваемости. Именно остроголовые бронебойные снаряды входили в боекомплект танков Т-34-85. Кроме того, не следует забывать, что примерно с весны 1944 года броня немецких танков становится более хрупкой из-за дефицита легирующих элементов. Этот факт отмечается во всех советских отчетах по немецкой броне, начиная с весны - лета 1944 года. Но до этого времени война шла еще целых полгода, и в это время задача борьбы с танками "Тигр" была очень непростой, требовавшей от экипажей тридцатьчетверок большого мужества и мастерства. И они с этой задачей справлялись, хотя зачастую дорогой ценой, приближая нашу Победу.
В связи с этим хочется привести три небольших фрагмента воспоминаний советских танкистов, воевавших в годы войны на "тридцатьчетверках"
Так, бывший командир танка Т-34 рассказывал следующее:
"Боялись мы этих "Тигров" на Курской дуге, честно признаюсь. Из своей 88-миллиметровой пушки он, "Тигр", болванкой, то есть бронебойным снарядом, с дистанции две тысячи метров прошивал нашу "тридцатьчетверку" насквозь. А мы из 76-миллиметровой пушки могли поразить этого толстобронированного "зверя" лишь с дистанции пятьсот метров и ближе новым подкалиберным снарядом. Причем этим самым снарядом - а их выдавали под расписку по три штуки на танк - я должен был угодить между опорными катками в борт, за которыми размещались снаряды, под основание башни - тогда ее заклинит, постволу пушки - тогда он отлетит, по задней части, где расположены бензобаки, а между ними мотор, - "Тигр" загорится, по колесу-ленивцу, ведущему колесу, по опорному катку или гусенице - значит, повредить ходовую часть. Все же остальные части "Тигра" нашей пушке не поддавались и бронебойные отскакивали от его брони, как от стенки горох".
Стрелок-радист из 32-ой танковой бригады 29-го танкового корпуса 5-ой гвардейской танковой армии С.Б.Басс вспоминал следующее:
"Помню, стреляли по "Тигру", а снаряды отскакивали, пока кто-то не сбил сначала его гусеницу, а затем всадил снаряд в борт. Но танк не загорелся, а танкисты начали выпрыгивать через люк. Мы их расстреливали из пулемета".
Еще одно свидетельство танкиста 63-ей гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса Н.Я.Железнова:
"Пользуясь тем, что у нас 76-мм пушки, которые в лоб могут взять их броню только с 500 метров, они стояли на открытом месте. А попробуй подойди? Он тебя сожжет за 1200— 1500 метров! Наглые были! По существу, пока 85-мм пушки не было, мы, как зайцы, от "Тигров" бегали и искали возможность как бы так вывернуться и ему в борт влепить. Тяжело было. Если ты видишь, что на расстоянии 800-1000 метров стоит "Тигр" и начинает тебя "крестить", то, пока водит стволом горизонтально, ты еще можешь сидеть в танке, как только начал водить вертикально - лучше выпрыгивай! Сгоришь! Со мной такого не было, а вот ребята выпрыгивали. Ну а когда появился Т-34-85, тут уже можно было выходить один на один".
Подводя итог изложенному можно сказать, что у Т-34-76 выстоять против "Тигра" в открытом бою было немного. Поэтому экипажи "тридцатьчетверок" при столкновении с немецкими тяжелыми танками старались действовать из засад, поражая их в борта или корму. Появление танка Т-34-85 в целом уровняло шансы - новая 85-мм пушка могла поразить "Тигр" в лоб на дистанции 1300-1500 метров. Правда, немецкий танк имел превосходство перед Т-34 в бронировании, но это "тридцатьчетверка" могла скомпенсировать своей большей маневренностью и подвижностью.

Т-34-85.

Как известно, первое боевое применение "Пантер" имело место на южном фасе Курской дуги в июле 1943 года. Тогда же советские специалисты смогли познакомиться с этой боевой машиной. Уже с 20-го по 28-ое июля 1943 года на участке прорыва нашего фронта немецкими войсками вдоль шоссе Белгород - Обоянь шириной 30 и глубиной 35 километров специальная комиссия ГАБТУ КА произвела осмотр подбитых танков "Пантера". По итогам обследования был составлен отчет, озаглавленный "Борьба с немецкими тяжелыми танками "Пантера". Он интересен тем, что это первый документ такого рода и содержит некоторые интересные статистические выкладки.
Из 31 изученной машины 22 (71%) было подбито артиллерией, из них:
- в башню - 4 (18%);
- в борт корпуса - 13 (59%);
- в корму корпуса - 5 (23%).
Кроме того, три танка (10%), подорвались на минах, один (3%) был разбит прямым попаданием авиабомбы, один, застрял на стрелковом окопе и четыре (13%) вышло из строя по техническим причинам.
Из 24 "Пантер", подбитых артиллерийским огнем десять танков сгорело, что составляет 45% от общего числа подбитых танков. В отчете особо отмечалось, что "при попадании снаряда в моторное отделение, независимо от места входа снаряда (борт или корма), танки "Пантера" горят".
Всего на 24 "Пантерах" было насчитано 58 снарядных попаданий, которые распределились следующим образом:
а) в лобовую часть танка - 10 попаданий (все рикошетировали);
б) в башню - 16 попаданий (сквозные пробития);
в) в борт - 24 попадания (сквозные пробоины);
45-мм бронебойные и подкалиберные - 15 (31%) и 85-мм бронебойными - 5 (10%). При этом две "Пантеры" имели по 6 и 8 снарядных попаданий, шесть от 3 до 4, а остальные 1-2.
Одна "Пантера" после отхода немцев подверглась пробному обстрелу из 76-мм пушки танка Т-34. Всего было сделано 30 выстрелов бронебойными снарядами с дистанции 100 метров, из них 20 по верхнему и десять по нижнему лобовым листам. Верхний лист пробоин не имел, все снаряды срикошетировали, в нижнем листе была только одна пробоина.
На основании осмотра подбитых "Пантер" было сделано заключение, что они поражаются:
а) противотанковым ружьем -в нижний бортовой лист корпуса с дистанции 100 метров и ближе (под прямым углом);
б) подкалиберным снарядом 45-мм пушки - за исключением лобовой части;
в) бронебойным снарядом 76-мм пушки - за исключением лобовой части;
г) бронебойным снарядом 85-мм зенитной пушки;
г) корма - 7 попаданий (сквозные пробоины);
д) пушка - 1 попадание (ствол пробит).
Как видно, наибольшее количество попаданий (47) приходится на борт, башню и корму танков, что было охарактеризовано как "правильные действия противотанковых средств Красной Армии и быстрое освоение ими способов борьбы с новыми танками "Пантера"".
Что касается калибра снарядов, пробивших броню, то большинство из них составляли 76-мм бронебойные снаряды - 28 (59%), а также д) противотанковыми минами (гусеницы).
Небезынтересно привести "выводы", содержащиеся в отчете:
"1. На Белгородском направлении немецкие войска в период своего наступления в июле месяце 1943 года впервые применили тяжелые танки "Пантера". Танки T-VI "Тигр" применялись в незначительном количестве. Танки "Пантера" применялись на всем периоде наступления, а танки "Тигр" только в начальный период наступления.
2. Тяжелый танк "Пантера" является более мощным танком, чем танки Т-34 и KB и имеет преимущество в лобовой защите и артиллерийском вооружении. Необходимо отметить, что у танка "Пантера" смотровые отверстия водителя и радиста закрываются крышками заподлицо с лобовым листом, поэтому снаряды от них рикошетируют. В танке Т-34 верхний лобовой лист ослаблен за счет выступающих люка механика-водителя и маски курсового пулемета. Попадание снарядов в эти места вызывает разрушение верхнего лобового листа.
3. Тактика применения танков "Пантера" имеет следующие особенности:
а) танки используются в бою в основном по дорогам или в районе дорог;
б) танки "Пантера" не применяются отдельно, а как правило их эскортируют группы средних танков T-III и T-IV,
в) танки "Пантера" открывают огонь с дальних дистанций, используя свое преимущество в артиллерийском вооружении, сфемясь не допустить к сближению наши танки;
г) во время атаки "Пантеры" двигаются в одном направлении, не меняя курса, стремясь использовать свое преимущество в лобовой защите:
д) при обороне танки "Пантера" действуют из засад;
е) при отходе "Пантеры" отходят до ближайшего укрытия задним ходом, стремясь не подставлять борта под артиллерийский огонь.

При отходе немцы все подбитые и неисправные танки "Пантера" взрывают. Подрыв производится специальным зарядом, возимом на танках. Заряд имеет детонатор, поджигаемый через бикфордов шнур, шнур зажигается специальным зарядом.
75-мм танковая пушка образца 1943 года, установленная на танке "Пантера", поражает наши Т-34 с дальних дистанций 1-1,5 километра".
Таким образом, в 1943 году "тридцатьчетверка" при столкновении "лоб в лоб" с "Пантерой" имела мало шансов и могла противопоставить огню Pz V только маневр и скорость. Справедливости ради следует сказать, что на поле боя столкновения "лоб в лоб", когда противники шли прямо друг на друга, были не частым явлением. А при маневрировании 76-мм орудие Т-34 без труда могло поразить "Пантеру" в борт корпуса иди башни с дистанции 600-800 метров, а при благоприятных условиях и с еще более дальней дистанции. А с появлением танка Т-34-85 превосходство "Пантеры" в вооружении было ликвидировано.

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. Танки не предназначены для дуэлей с себе подобными в идеально одинаковых условиях! Они предназначены для боя, боя во взаимодействии с другими родами войск. Чрезмерное увлечение таблицами привело к тому, что вокруг вопроса о лучшем танке Второй Мировой войны нагромождено множество мифов. В статьях "Т-34 - лучший танк Второй Мировой войны?" и "Наш ответ Адерсу и Вибикке - Танк Т-34-85." этот вопрос рассматривался в отношении советских средних танков Т-34 и Т-34-85. Еще одним претендентом на роль лучшего танка является немецкий тяжелый танк «Тигр».

Одним из самых распространенных мифов о танках Второй Мировой войны является миф о неуязвимости «Тигра» для танков и противотанковой артиллерии противника. Испытания на полигоне в Кубинке в апреле 1943 года показали, что единственной отечественной пушкой, способной пробить лобовую броню Pz.Kpfw.VI была на тот момент 85-мм зенитная пушка. Она была способна это сделать с дистанции в 1000 метров. Атакующий «Тигр» представлял серьезную проблему для противотанковой обороны советских войск. Но толстая броня имела серьезный недостаток - она была очень тяжелой. Такую же степень защиты можно было достичь с помощью более тонкой брони, расположенной под рациональными углами наклона и сделать танк более легким и компактным.

Самыми массовыми орудиями ПТО в Красной армии были 45-мм пушки. Подкалиберные снаряды этой пушки пробивали бортовую 82-мм броню с дистанции 350 метров. Нижняя часть борта была бронирована слабее - всего 62 мм. Конечно попасть в нее между катками было очень сложно, но хороший наводчик с небольшой дистанции мог это сделать. Использование правильной тактики позволяло бороться с атакующими «Тиграми». Это делалось так. Одно или несколько орудий открывали огонь по немецкому танку и заставляли его подставить борт орудиям, находящимся в засаде и не открывающим огня. Как только «Тигр» подставлял борт, они поражали танк в уязвимые места.

Появление новых советских танков ИС-1, а затем ИС-2, Т-34-85 и самоходных орудий на базе Т-34, таких как СУ-85 и СУ-100, возобновление выпуска противотанковой пушки ЗИС-2 калибра 57-мм и создание новой противотанковой пушки БС-3 калибра 100-мм сделали Pz.Kpfw.VI уязвимым в атаке. Союзники перевооружили «Шерман» новой 76-мм пушкой и наладили выпуск 17-фунтовой противотанковой пушки, которые также могли пробивать лобовую броню «Тигра». Усиление противотанковых средств противников Германии происходило одновременно с падением качества брони немецких танков. Экономическая блокада не позволяла получать легирующие добавки, а собственные месторождения в Германии многих из них отсутствовали. Металлурги Германии были вынуждены снижать количество остродефицитных добавок в броне, стойкость которой к бронебойным снарядам уменьшалась.

Pz.Kpfw.VI был великолепно защищенным танком, но неуязвимым он не был. Правильная тактика обороняющихся позволяла наносить атакующим «Тиграм» серьезные потери. Со временем «Тигры» сохранили превосходство над танками противника только на больших дистанциях.

Одно из неоспоримых преимуществ Танк Pz.Kpfw.VI перед другими танками– огневая мощь. На танке «Тигр» стояла 88-мм пушка KwK 36, созданная на основе 88-мм зенитного орудия. Вероятно эта пушка - лучшее танковое орудие Второй Мировой войны. Она отличалась большой бронепробиваемостью и скорострельностью, ее осколочно-фугасный снаряд отлично справлялся практически со всеми небронированными целями на поле боя.

Оптический прицел Pz.Kpfw.VI позволял вести огонь по бронетехнике без подготовки на расстояние в 1200 метров. После пристрелки «Тигр» мог поразить неподвижный танк на расстоянии 2500 метров. Конструкция и отличное качество прицела позволяли вести огонь в сумерки.

Подвижность - ахиллесова пята танка Pz.Kpfw.VI.Любой танк это компромисс между огневой мощью, защищенностью и подвижностью. Создатели «Тигра» выбрали огонь и защиту, а подвижностью пришлось пожертвовать. Танк получился очень тяжелым - 55 тонн! Устанавливаемые на танк двигатели «Maybach» мощностью 650 или 700 л.с. были слишком слабыми для такой тяжелой машины.

Необходимо сказать об одном очень распространенном мифе. Двигатели «Maybach» были карбюраторными, поэтому многие считают их очень пожароопасными по сравнению с дизельными. Сторонники такой точки зрения приводят в свою пользу аргумент, что если бросить горящую спичку в ведро с бензином, то бензин вспыхнет, если же бросить зажженную спичку в ведро с соляркой, то спичка погаснет. Но никто в бою не бросает горящие спички в топливный бак танка! При попадании же бронебойного снаряда или кумулятивной струи в танковый бак, воспламеняется любой вид топлива. Как показала статистика Второй Мировой войны, дизельные танки горели также часто, как карбюраторные. Разница составляла всего несколько процентов!


Немецкие инженеры сделали все, что возможно для того чтобы сделать максимально простым управление «Тигром». Автоматический гидравлический сервопривод трансмиссии позволял переключать передачи, которых было восемь вперед и четыре назад, двумя пальцами! А поворот танка осуществлялся легким поворотом штурвала. Такого удобного управления не было ни на одном танке Второй Мировой войны, за исключением «Королевского тигра», где была применена та же трансмиссия. Но даже легкость управления танком не могла компенсировать его веса.

Если сравнить табличные данные по удельной мощности «Тигра» с его основными конкурентами, кажется все благополучно. У «Тигра» удельная мощность 11,4 л.с./т, у ИС-2 - 11,3 л.с./т, а у английского танка «Черчиль» - всего 9 л.с./т! Но подвижность определяется не только удельной мощностью. Очень важным является удельное давление на грунт и общий вес танка. Удельное давление Pz.Kpfw.VI было на 30% больше, чем у ИС-2! Уже в первом бою 22 сентября 1942 года, когда «Тигры» пошли в атаку неподалеку от поселка Тортолово под Ленинградом, они застряли в грязи! Три танка при поддержке артиллерии и пехоты через несколько дней удалось эвакуировать, а четвертая машина так и осталась на нейтральной полосе и через месяц была по приказу Гитлера взорвана.

Не только грязь была непреодолимым препятствием для Pz.Kpfw.VI. Многие мосты в России не выдерживали вес 55-тонного танка и чтобы переправиться через небольшой ручей была нужна помощь саперов. Запас хода по шоссе был 100 км, а по пересеченной местности всего 60 км. Танк нуждался в постоянном сопровождении автозаправщиков. Но автозаправщик - лакомая цель для штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков противника! В условиях господства в воздухе авиации противника, организация перемещения «Тигров» своим ходом выливалась в серьезную проблемуПеревозка «Тигров» по железной дороге также представляла большую проблему. Их можно было перевозить только на специальном транспортере. В эшелоне между двумя транспортерами нужно было цеплять четыре обычныхвагона, чтобы не превышать допустимую нагрузку на железнодорожные мосты. Но даже на специальный транспортер нельзя было погрузить «Тигр» без дополнительных проблем. Его нужно было «переобуть» в специальные транспортные гусеницы и снять внешний ряд опорных катков.

Танк Pz.Kpfw.VI - качество и удобство в эксплуатации.

Как и любой новый образец оружия, создаваемый в спешке и недостаточно испытанный, танки «Тигр» имели множество «детских болезней». Двигатель и трансмиссия из-за большого веса танка работали в очень напряженном режиме. Частыми были возгорания перегревшихся двигателей и поломки трансмиссии. Качество сборки и комплектующих было на удивление низким. Первые «Тигры» на Восточном фронте и в Африке постоянно преследовали протечки масла и топлива, течи радиаторов охлаждения. Применяемая из-за отсутствия поставок натурального каучука эрзац-резина не выдерживала высоких температур.

Постепенно часть проблем удалось решить, но многие конструктивные недостатки устранить было невозможно. Сложнейшая подвеска Pz.Kpfw.VI обеспечивала большую плавность хода, но была очень тяжелой и, например, зимой попавшая между катками грязь замерзала и могла полностью блокировать способность танка к передвижению. Замена внутреннего катка требовала снимать несколько катков в других рядах, при этом внутренние катки отличались быстрым износом.

Эксплуатация и ремонт «Тигров» представляли достаточно серьезную проблему. Например замена трансмиссии, часто выходившей из строя, требовала демонтажа башни. А для того, чтобы снять башню, требовался специальный козловой кран! Немецкие танкисты отмечали, что через пять - шесть дней боев «Тигры» начинали выходить из строя по причине механических поломок.

С опытным экипажем "Тигр" представлял большую угрозу для противника. Мощное вооружение и броня делали его опасным для любого танка стран антигитлеровской коалиции. Малоуязвимый для большинства средств ПТО, «Тигр» позволял довольно легко прорывать вражескую оборону. Но малый запас хода и проходимость, проблемы с перемещением танка вне поля боя, конструктивные недостатки и недостаточная надежность, трудность эвакуации поврежденных машин и их ремонта мешали реализовать его потенциал. Сложность конструкции и дороговизна не позволяли выпускать танк большой серией, в большинстве источников приводится информация, что всего было выпущено 1355 Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.E. Несмотря на все присущие "Тигру" недостатки, его можно считать самым грозным и серьезным оружием на поле боя и встреча с ним любоого танка Второй мировой в открытом бою, не сулила ничего хорошего его соперникам.

При этом никто и не думал сомневаься в боевой мощи советской армии, сокрушившей сильнейшую военную машину Запада - гитлеровскую Германию. Символом этой мощи стал "Т-34" - лучший советский танк времен великой отечественной войны. Печально, но в наше время многие считают это пропагандой, полагая, что "тридцатьчетверка" не заслуживает чести быть лучшим танком Второй Мировой. Этих странных людей не убеждают даже мемуары знаменитых гитлеровских военачальников, таких как командир 2й немецкой танковой группы Гейнц Гудериан, который писал о превосходстве советских танков "Т-34" над немецкими ещё летом 1941 года в боях под Мценском. В дальнейшем об этом неоднократно говорили и писали многие гитлеровские офицеры, сталкивавшиеся с "Т-34" на поле боя.

И действительно советский танк в 1941 году в начале Великой Отечественной Войны имел абсолютное превосходство над любым танком германской армии. Вспомим, что в начале войны основным танком гитлеровцев был "PzIII", обладавший 30мм лобовой броней и вооруженный 37мм орудием. Что мог противопоставить этот "основной" немецкий танк "тридцатьчетверке"? Только бой на предельно малых дистанциях. Броня советского танка составляла 45мм под хорошим наклоном(собственно "Т-34" был первым в мире танком с рациональными углами наклона бронеплит), и это увеличивало её бронестойкость. В результате немецкие снаряды, выпускаемые из 37мм орудий были не в состоянии пробить такую броню со средних и дальних дистанций. Советская 76мм пушка, установленная на "Т-34" пробивала любые немецкие танки 1941 года, включая самые новые "PzIV" с достаточно больших дистанций, оставаясь вне зоны поражения слабых немецких пушек. При столкновениях с "Т-34" это вынуждало немцев обходить их, сближаться на предельно близкие и очень опасные для огневого боя дистанции, либо использовать для борьбы с "Т-34" тяжелые 88мм зенитные орудия с высокой начальной скоростью полета снаряда, которые наверняка пробивали "Т-34". Чаще всего в начале войны немецкие танки избегали прямого столкновения с "тридцатьчетверками".


В этой схватке, казалось бы, победитель предопределен. 45-тонный немецкий средний танк, вооруженный отличным орудием, способным с нескольких километров пробить броню большинства средних и тяжелых танков союзников, оснащенный отличными приборами наблюдения и прицелами, намного превосходил легкий советский танк Т-70.

Вес последнего – 9,8 тонны, два человека в экипаже, номинальная броня и 45-мм танковая пушка образца 1932/38 гг., а еще скорострельность всего 3-5 выстр./мин. (командиру приходилось быть и заряжающим, и наводчиком).



Это случилось 26 марта 1944 года, тогда танк Т-70 младшего лейтенанта Григория Пегова вел разведку, во время которой обнаружил танковую колонну противника. Она намеревалась нанести контрудар по наступающим частям Красной Армии. Этого допустить было нельзя.

Пегов замаскировал свой танк и приготовился к бою, который должен был стать для него последним – во главе колонны шли грозные немецкие кошки – "Пантеры".



Подпустив их на 150 метров, Пегов открыл огонь. Первыми несколькими выстрелами был пробит борт "Пантеры," и она загорелась, второму танку Пегов перебил гусеницу, после чего экипаж поврежденной машины ретировался. Решив, что наткнулись на мощную противотанковую оборону, немцы поспешили отступить. "Золотую Звезду" Григорий Пегов получил, но только 24 марта 1975 года.

Т-34-76 против 12 "Тигров"



Т-34-76 – средний советский танк, который с появлением "Тигров" и "Пантер" больше не мог успешно бороться с танками вермахта. Его 76-мм пушка не пробивала в лоб новейшие танки, а "Тигр" могла взять только в борт с дистанции менее 100 метров. Броня в 45 мм больше не спасала от огня немецких орудий, оптика была не лучшего качества, да и расположена неудобно.


"Тигр" имел неприступную лобовую броню, отличную оптику и мощное 88-мм орудие, которое поражало Т-34 с нескольких километров - снаряды срывали башни с тридцатьчетверок при попадании. И все же, когда 25 января 1944 года при прорыве Корсунь-Шевченковского "мешка" 12 танков "Тигр" вышли на командный пункт 49-й танковой бригады под началом Александра Бурды, создав угрозу уничтожения штаба, комбриг, у которого на тот момент имелся всего один Т-34-76, принял решение вступить в бой. Бурда в одиночку атаковал 12 тяжелых танков противника и сжег два из них.

За это время штаб бригады успел выйти из-под огня, и ценные документы были спасены, но в тридцатьчетверку Бурды попало сразу несколько болванок. Комбриг был смертельно ранен осколками от отколовшейся брони. 24 апреля 1944 года гвардии подполковнику Александру Федоровичу Бурде было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, всего на счету советского танкиста-аса было 30 подбитых танков противника.

Т-34-85 против "Королевского тигра"

"Тигр II" или "Королевский тигр" – самый защищенный серийный тяжелый танк гитлеровской Германии. Его наклонная лобовая 150-мм броня была неуязвима для большинства танковых и противотанковых пушек союзников. Снаряд 88-мм пушки "Королевского тигра" мог пробить 80-мм вертикальную бронеплиту с дистанции 4 км, а великолепная оптика позволяла стрелять на такое расстояние. С дистанции в километр снаряд пробивал 240-мм броню.

Т-34-85 мог похвастаться только хорошей подвижностью и маневренностью, а также 85-мм орудием, установленным в новой просторной башне с 90-мм лобовой броней. Толщина лобовой детали корпуса осталась неизменной – 45 мм.



Август 1944 года, Сандомирский плацдарм, наступление 501-го тяжелого танкового батальона вермахта.

Разведка Красной Армии сработала оперативно, и визит немецких тяжеловесов ждали замаскированные в копнах сена Т-34-85. Командир одного из них, Александр Оськин, не знал, что новые танки противника практически неуязвимы.

Утром 11 "Королевских тигров" пошли в атаку. Выстрел Т-34-85 пробил борт одного из тяжелых танков, и над ним тут же взметнулось пламя, затем от меткого огня танка Оськина загорелся второй, третий успел повернуть башню в сторону советского танка, но тридцатьчетверка оказалась быстрее, и над "Королевским тигром" снова взметнулось пламя.



Позже в одном из боев, в котором участвовал экипаж Оськина, три "Королевских тигра" были захвачены полностью исправными. 23 сентября 1944 года Александру Оськину присвоено звание Героя Советского Союза.

С топором против Pz.38(t)


Красноармеец Иван Середа совершил, казалось бы, невозможное. Вооруженный топором, он вступил в бой с немецким танком (чешского производства) Pz.38(t), вышел из него победителем и взял в плен экипаж немецкой машины.

Все началось с того, что в августе 1941 года в районе Даугавпилса немцы на трофейном Pz.38(t) заметили дымок советской походной кухни. Нисколько не сомневаясь в своем превосходстве, они решили атаковать. Возле кухни находился только один боец – красноармеец Иван Середа, который готовил обед.

Увидев немецкий танк, вместо того чтобы бежать, солдат подхватил топор, которым колол дрова, и ринулся в атаку на танк. Экипаж Pz.38(t) немедленно захлопнул все люки и поспешил укрыться за броней, открыл огонь из пулемета.



Середу это нисколько не смутило, он забрался на танк и загнул ударами топора ствол пулемета, закрыл смотровые щели куском брезента. Затем начал стучать обухом топора по броне, при этом отдавая приказы несуществующим красноармейцам. Спустя некоторое время полностью деморализованный немецкий экипаж сдался.

В итоге, когда подошли однополчане Середы, они увидели не только обед, но и трофейный танк, а также связанный экипаж рядом. Ивану Середе звание Героя Советского Союза было присвоено 31 августа 1941 года.

Представим себе следующую ситуацию: дуэль между Тигром и ИС-2 в идеальных (ровная местность, дистанция до 1000 м) и равных (качество прицелов, уровень подготовки наводчиков, полный боекомплект, пушка с клиновым затвором) условиях. При этом заложим 50 % вероятность поражения первым выстрелом и договоримся, что оба танка дадут промах, но обязательно должны попасть вторым снарядом, что в реальной жизни часто и бывало. Что же происходит дальше?

Заряжающий ИС-2 берет из боеукладки, расположенной в кормовой нише башни, 25-кг снаряд и вкладывает его в ствол, затем прибойником досылает его вперед так, чтобы ведущий поясок прочно заклинился в начале нарезов канала ствола. Опытный заряжающий досылает снаряд рукой, что ускоряет процесс. Затем заряжающий берет 15-кг гильзу с зарядом с правой стенки башни (мы договорились, что боекомплект полный, а значит, после первого выстрела в башне еще осталась одна гильза с зарядом, за следующей придется "нырять" вниз, поскольку остальные гильзы расположены в корпусе ИС-2), вкладывает ее в ствол и досылает. При этом затвор закрывается автоматически. Заряжающий докладывает "Готово", командир танка произносит - "Огонь", а наводчик, который за время заряжания успел откорректировать прицел, нажимает на спуск и производит выстрел. Впрочем, стоп! При всех наших условиях у самого тренированного заряжающего на все выше сказанное уйдет минимум 20 секунд, а значит, как ни горько это признать, он не успеет закончить процесс заряжания, потому-что на 8-й секунде в башню ИС-2 влетит 88-мм немецкий снаряд, а на 16-й - второй! Таким образом, при первом промахе "Тигр" со скорострельностью своей пушки 6-8 выстр/мин не оставил ИС-2 ни одного шанса на второй выстрел. Даже если бы наших танков было два, то "Тигр", поразив первый ИС-2, успевал бы дать первый выстрел по второму на 4 секунды раньше ответного. В итоге получается, что для гарантированного поражения одного "Тигра" вторым выстрелом необходимо иметь три танка ИС-2.

Некоторые данные

Танк, орудие Броня, мм / наклон, гр Бронебойность на дистанции 1000 м, мм / гр Скорострельность, выстр/мин
ИС-2, 122-мм Д-25Т лобовая корпуса - 120 / 60° лобовая башни - 150 / округлая 142 / 90° 2...3
Тигр, 88-мм KwK 36 лобовая корпуса - 100 / 8° лобовая башни - 190 / 0° 100 / 60° 6...8

Из приведенных данных следует, что с 1000 м Тигр не мог пробить ни лоб корпуса, ни тем более башни ИС-2. Для этого ему было необходимо приблизиться минимум на 500...600 м. И еще необходимо учитывать, что это верно только для ИС-2 раннего выпуска, т.к. после введения на нашем танке "спрямленного носа" (см. М. Барятинский, ИС-2, создания), "танковая пушка KwK 36 L/56 не пробивала лобовую броню ИС-2 при стрельбе с любой дистанции".

Для нашего же танка складывается обратная ситуация - с 1000 м он уверенно пробивал лобовую броню корпуса Тигра. Если же снаряд попадал в лоб башни немецкого танка, даже не пробивая ее, разрыв гарантированно повреждал ствол пушки и Тигр оставался безоружным.

Т.о. с 1000 м Тигр мог повредить, но не уничтожить ИС-2. Итак, немецкий танк делает второй выстрел - 88-мм снаряд повреждает гусеницу. Третий выстрел Тигра совпадает со вторым ИС-2. Немецкий снаряд сбивает прицел, 122-мм снаряд ИС-2 - проламывает броню Тигра. Немецкий танк уничтожен, русский - поврежден. И это при самом плохом для нашего танка раскладе.

Предположим другую ситуацию. Экипаж немецкого танка знает, что ему необходимо приблизиться к ИС-2 на дистанцию 500...600 м. При средней скорости Тигра на местности 25...30 км/ч на преодолжение 500 м у него уйдет около минуты. На ходу немецкий танк стрелять не может, т.к. отсутствие стабилизатора орудия сведет вероятность попадания к нулю. ИС-2 наоборот, имеет время для произведения 3-х выстрелов.

Т.о, при подобной встрече тет-а-тет Тигру было вступать в бой весьма невыгодно.

Джэймс Холланд (James Holland) приоткрывает для «A-бэ-цэ» самую горькую правду о лучшей, по мнению многих, боевой машине Второй мировой войны

Мастодонт весом в 57 тонн, способный легко разнести в клочья хрупкие бронемашины союзников с расстояния (по сведениям из ряда источников) до трех тысяч метров. Чудовищный зверь, внушающий ужас союзникам, которого многие историки и сегодня называют лучшим (и наиболее смертоносным) танком Второй мировой войны. «Panzerkampfwagen VI Ausf E» (технический термин для обозначения знаменитого «Тигр I» или «Панцер VI») был самым известным танком армии Гитлера. И вполне оправданно. Еще бы, ведь даже такой легендарный персонаж, как командующий немецким танковым подразделением Отто Кариус (Otto Carius) так отзывается о нем в книге своих мемуаров «Тигры в грязи»: «Лучший из танков, на которых я воевал».

В принципе, цифры подтверждают эту оценку. Во-первых, «Тигр I» спереди был укрыт броней толщиной в 100 мм, что делало его практически неуязвимым для пушек наиболее распространенных вражеских танков, в частности советских T-34 и американских «Шерманов». То же самое можно сказать и о его внушительном орудии, пушке KwK 36 L/56 калибра 88 мм, которая, как объясняется в разделе «Тигр I» музея бронетанковой техники Великобритании (Tank museum), могла повредить любую противостоявшую ему современную бронетехнику «на дистанции около двух тысяч метров». «Пушка калибром 8,8 см была достаточно хороша для уничтожения любого танка в случае его появления в зоне ее действия», — добавляет Кариус.

Тем не менее, по мнению таких авторитетных авторов, как Джэймс Холланд (историк, писатель, участник известной программы «Мегаструктуры нацистов», выпустивший в этом году книгу «Взлет Германии») «Тигр I» обладал не только отличными качествами, но и целым букетом недостатков, превращавших его в неподъемную махину, которую трудно было транспортировать и ремонтировать. Так он и говорит об этом в своих заявлениях «Тигры означали потерю времени. Да, это были прекрасные боевые машины, но только когда они исправно функционировали, и хватало горючего для их заправки. И того и другого было не так просто добиться». Мало того, продолжает эксперт, танк был очень труден в ремонте из-за нехватки запасных частей, а также у него имелось много дефектов в коробке передач.

Первый контакт

Положительные стороны «Тигра I» подробно описал Отто Кариус (Otto Carius) в своей книге «Тигры в грязи». И, конечно же, никто лучше этого германского офицера не рассказал бы нам об этом. Он был отозван с фронта в январе 1943 года и переведен в только что сформированный батальон с несколькими танками «Panzerkampfwagen VI Ausf E». Мало того, Отто Кариус впоследствии стал одним из самых знаменитых асов среди танкистов вермахта.

«Согласно статистике в списке германских танкистов он занимает второе место по числу уничтоженных вражеских бронемашин со своими 150 танками, после Курта Книспеля (Kurt Knispel) и впереди самого известного Михаэля Виттмана (Michael Wittmann), объясняют издатели книги «Тигры в грязи». Большая часть уничтоженных им танков противника приходится как раз на то время, когда он воевал в составе 502-го батальона на танке «Тигр I».

Когда Кариус (один из первых танкистов, освоивших «Panzerkampfwagen VI Ausf E») узнал о существовании мифических «Тигр I», ситуация для Германии уже сложилась хуже некуда. Всего через несколько недель сражений на территории России немцы повстречались с бронемашиной, которую невозможно было победить. «T-34 с его прекрасной бронезащитой, идеальной компоновкой и великолепной длинноствольной пушкой калибра 7,62 см боялись все, он был грозой для любого немецкого танка до самого конца войны. Спрашивается, что могли мы сделать с этими чудовищами, которых русские бросали против нас в огромных количествах? […] Если нам везло, мы могли достать T-34, попав ему в кольцо вокруг башни и заблокировав ее движение», — заключает известный танкист. Для того, чтобы сражаться с этими танками и был задуман «Тигр I».

Когда Кариус в первый раз увидел «Тигр», он был несколько разочарован. Во-первых, из-за тотального отсутствия даже намеков на эстетику. А во-вторых, потому что немецкие инженеры не додумались сделать переднюю бронеплиту наклонной, как у русских танков (это способствовало тому, что снаряды отскакивали от брони). «Его внешний вид был совершенно непривлекательным и неприятным: он выглядел грубо, почти все его поверхности были строго вертикальными, и лишь фронтальная плита была слегка наклонена. И только более толстая броня компенсировала отсутствие закругленных форм», — добавляет Кариус в своей книге. С первого взгляда танк казался какой-то медленно передвигающейся махиной, которая представляла собой огромную мишень для попадания снарядов.

Неуязвимые

Тем не менее, Кариус тут же отметил и их преимущества. Прежде всего, как командир танка, он убедился, что, несмотря на свои внушительные 57 тонн веса, бронемашина могла относительно быстро маневрировать. «Буквально двумя пальцами мы могли запустить двигатель в 700 лошадиных сил, сдвинуть с места 60-тонную громадину и двигаться со скоростью 45 километров в час по шоссе, или 20 километров в час по бездорожью», — рассказывает он в своих мемуарах.

Кроме того, пушка была очень точна, благодаря тому, что башня вращалась при помощи гидравлического привода. «Ноги танкиста находились на специальной качающейся платформе: и если нажимать носком ноги вперед, то башня поворачивалась вправо; а если перемещать носок ноги назад, башня поворачивалась налево. […] Таким образом, опытному танкисту не приходилось уточнять наводку орудия вручную», — указывает Кариус.

Другим важным преимуществом «Тигра I» являлось то, что, несмотря на отсутствие наклонно расположенных броневых плит, их толщина была достаточна, чтобы выдержать удары снарядов большинства танков противника. Об этом же говорят и историки Том Йенц (Tom Jentz) и Хилари Дойл (Hilary Doyle) в своей книге «Страшный Тигр I»: 100 мм брони, покрывающей переднюю часть танка, и 60 мм боковых бронеплит делают его почти неуязвимым для большинства противотанковых орудий: советских калибра 76 мм и американских калибра 75 мм.

В соответствии с таблицами пробивной способности, составленной немецкими исследователями, в бою танк «Шерман A2» (одна из наиболее распространенных моделей) смог бы пробить переднюю бронепанель этого германского гиганта, только если бы он находился от него на расстоянии, буквально, в «0 метров».

То же самое произошло бы и с танками «Кромвель» (широко использовавшимся Великобританией), которые, по расчетам все тех же германских ученых, были бы вынуждены прибегать к выстрелу в упор, чтобы пробить фронтальную бронеплиту этого ужасного «Тигра I». Английские танки «Файрфлай» (улучшенные версии «Шерманов» с пушкой калибра 17 фунтов) сделали бы это лучше. «Само собой разумеется, 17-фунтовые орудия, стрелявшие бронебойными снарядами APCBC, могли бы пробить в большинстве случаев фронтальную броню Тигра I на расстоянии выстрела в боевых действиях против Европы», — утверждали германские исследователи в своем докладе в апреле 1944 года. Но дело в том, что по иронии судьбы, ко Дню Икс, лишь 109 танков располагали такой возможностью.

Тем не менее, Йенц и Дойль в своей работе установили также, что американские танки «Шерман» с пушкой калибра 76 мм и советские T-34/85 (последние были модернизированной версией T-34 с болеее мощным орудием) могли повредить «Тигр I», хотя только на более короткой дистанции.

Все это определялось на основании указанной таблицы пробивной способности, составленной германскими учеными. По их же утверждениям танки T-34/85 могли создавать проблемы для «Тигра I» с расстояния в 500 метров, если они попадали в башню, с 200 метров при попадании в дуло и со 100 метров при попадании в переднюю панель водителя танка. В то время как танки «Шерман A4» (версия с орудием M1A1 калибра 76 мм) могли бы причинить некоторый вред этому колоссу в случае приближения на расстояние не менее 700 метров. Причем дистанция значительно увеличивалась, если выстрел производился в боковую часть Тигра.

И смертельные

Тем не менее, танковые бои не были такими, как мы видим их сегодня в кинофильмах. Как правило, бронемашины обнаруживали друг друга уже на дистанции не менее полутора километров, то есть прежде, чем они успевали что-нибудь предпринять. И это давало явное преимущество немцам, которые могли первыми произвести несколько выстрелов по более слабым, (хотя и более быстрым) боевым машинам врага, прежде, чем они смогли бы приблизиться на необходимую для них дистанцию. И хотя во многих фильмах, таких как «Стальные сердца», нам упорно показывают танковые бои на очень маленьких участках территории, на самом деле все было иначе.

В действительности на таких малых дистанциях эти бои были бы, как утверждает статистика, смертельными для американских танков, если учесть их невозможность выдержать попадание снаряда, выпущенного из пушки «Тигра I».

Историк Брайан Перрет (Bryan Perrett) в своей книге «Tанковое дело» подтверждает, что «Тигры I» могли уничтожать американских «Шерманов» с расстояния до трех тысяч метров (конечно, при определенном везении). Авторы книги «Ужасный Тигр I», со своей стороны, согласны с тем, что «Тигр I» мог разорвать в клочья броневые плиты большинства «Шерманов» союзников на дистанции от 2100 до 3500 метров, правда, в зависимости от того, попадали ли они им спереди, с боков или сзади. С британскими танками («Кромвель» и «Черчилль») цифры были похожи. И практически то же самое происходило в сражениях с советскими T-34.

Джэймс Холланд и другая сторона «Тигра I»

«А-бэ-цэ»: Действительно ли «Тигры I» были так смертоносны, как об этом говорят вышеприведенные цифры?

Джеймс Холланд: «Тигры» были просто потерей времени. Конечно, если бы я был солдатом союзников и увидел бы вблизи танк «Тигр», выкатывающийся из-за угла, я наверняка бы очень испугался. «Тигр» — это, наверное, самая знаменитая боевая бронемашина Второй мировой войны. Но тем не менее, их было произведено всего лишь 1 347 штук.

Танк «Тигр» был прекрасным оружием, когда он нормально функционировал и когда имелось достаточно горючего для того, чтобы заправить его, но это было не так просто. Проблема в том, что немцы создавали эти машины для ведения боя, но не выпускали необходимых инструментов для ухода за ними и для соответствующего технического обслуживания.

— Каковы были их основные проблемы?

Контекст

Последний работающий танк «Тигр»

Mashable 15.10.2014

Как «Пантера» стала лучшим танком Второй мировой

Die Welt 01.04.2018

Гитлер хотел захватить мир с помощью мини-танков

Die Welt 24.05.2017

Миф о превосходстве немецких танков

Die Welt 26.05.2015 — Все, что надо было делать с «Тиграми I», было сложным. Одна из проблем заключалась в том, что они не помещались в железнодорожных вагонах из-за своих громадных размеров, и поэтому их было невозможно перевозить в континентальной Европе обычным простым образом. Единственным способом транспортировать их была замена широких гусениц на более узкие. А затем, когда они уже добирались до места назначения, на них снова устанавливались стандартные гусеницы.

Кроме того, их шестискоростная коробка передач основана на гидравлической системе, разработанной Фердинандом Порше (Ferdinand Porsche). И более 50% неисправностей, происходивших с «Тиграми I» во время Второй мировой войны, связаны именно с коробкой передач. То есть, проблемы их ремонта зачастую были просто неразрешимы.

— То есть, их нельзя было отремонтировать?

— Да. Когда танки союзников ломались, их тут же ремонтировали. Но когда это происходило у немцев, они оставались неисправными. И это несмотря на то, что у противника было 49 тысяч танков «Шерман», а у нас только 1347 «Тигров».

— Какая неисправность «Тигра I» была для него самой фатальной?

— Дизайн. Первым приоритетом немецкого танка была мощная пушка. Вторым — очень толстая броня. Проблема заключалась в том, что для мощной пушки требуется очень большая башня. Чем больше была башня, тем мощнее должно было быть шасси. Но чем массивнее было шасси, тем больше весил танк. А чем больше он весил, тем больше требовалось горючего. А для большего объема горючего необходимо было иметь более мощный мотор.

Просто смешно, что немцы создали такой боевой танк, в то время как в Германии самым дефицитным ресурсом была нефть. И несмотря на это у нас производились танки, которые потребляли 4 галлона горючего в день. Это если был хороший день.

В то время как приоритетом номер один для британцев было, чтобы танки работали. Чтобы они не ломались. И вторым, чтобы их было легко поддерживать в рабочем состоянии и ремонтировать. И вот как получается. Танк «Тигр» наводил ужас на людей и был очень большим, но эффективным, только когда он функционировал. А у союзников он практически всегда был в работе.

— То есть, гигантские германские танки не были так эффективны, с сегодняшней точки зрения?

— Надо иметь в виду, что во Второй мировой войне не требовались огромные танки, а хорошие противотанковые орудия. И они не должны были обязательно устанавливаться на сами танки.

Один пример. Танки были очень эффективны в 1939 и 1940 годах, потому что на них можно было быстро и легко передвигаться. Именно эти качества представляли собой сильную сторону немецких войск: быстрая маневренность. 15 мая 1940 года немцы разбили в прах Первую французскую бронетанковую дивизию. Эта часть была гордостью армии Франции, потому что располагала большими и мощными танками, которые были гораздо лучше немецких.

Спрашивается, как же тогда немцы смогли разгромить ее. Очень просто: маленькие броневики приближались к французским танкам. Затем останавливались перед ними, бросая вызов французам, и тут же поспешно удалялись. Французские танки разворачивались и начинали преследование, но на их пути оказывалась замаскированная часть с противотанковыми орудиями, которая и уничтожала их. Этим утром у французов было 176 танков. Через короткое время их число уменьшилось до 36, а на следующий день их оставалось около 15.

Недостатки, по мнению Кариуса и других немцев

Холланд не единственный сторонник того, что «Тигр I», хотя и смертоносный, имел множество недостатков на уровне механики. Как объяснял Кариус в своих мемуарах, одной из главных проблем этого танка были аккумуляторы: «Уход за аккумуляторной батареей имел жизненно важное значение, в особенности в зимний период. Мы должны были держать батареи постоянно заряженными, и поэтому нам приходилось практически не глушить мотор, если мы не ездили много в этот день. В противном случае пусковой двигатель не мог завести главный мотор. И если это происходило, то два члена экипажа должны были выбираться из танка и заводить мотор при помощи специальной инерционной системы, похожей на ту, что использовалась на старинных самолетах, только у нас она располагалась сзади танка».

Тот же Кариус упоминал и о другом важном дефекте «Тигра I», который сразу бросался в глаза. Практически о том же, о котором говорил и Холланд в интервью нашей газете несколькими строками выше. По словам немецкого аса боевых германских бронемашин, «было необходимо менять полевые траки танка на другие более узкие, поскольку первые, выступая далеко за ширину вагонов, могли задеть идущие навстречу поезда».

В итоге нацисты вынуждены были построить специальные вагоны для перевозки этих мастодонтов вдоль и поперек всей Европы. Но возникали и другие проблемы с их перемещением с места на место. Дело в том, что их гигантский вес вызывал обоснованные опасения повреждения мостов, по которым двигались эти вагоны. «Чтобы не подвергать риску обрушения мосты на их пути, по меньшей мере четыре грузовых вагона должны были перевозить только два расположенных на них"Тигра"», — добавляет Кариус.

Донесения, составленные немецкими офицерами сразу же после первых боев «Тигров I» в СССР, также подтверждают наличие механических проблем у этих танков.

Так, 29 января 1943 года инспекторы 502-го батальона тяжелых танков информировали высшее начальство немецкой армии, что в последние дни «один Панцер VI был потерян из-за неисправности трансмиссии» после пробега всего лишь 65 километров. Подобный случай имел место и на следующий день с другим танком после пробега в 48 километров. И в довершение ко всему в тот же день произошло самовозгорание одного из этих гигантов. В свою очередь в тексте указанного донесения подчеркивалось, что с этими танками следует обращаться осторожно: «В боевых частях в целом создалось общее мнение, что Тигр может сделать очень многое. Но танкисты не понимают, как такая новая машина может иметь столько неисправностей и слабых мест».

В этом же документе указывается и на проблемы, вызванные размером этих боевых машин во время их транспортировки по железной дороге: «В результате постоянных перемещений с места на место не только чрезмерно интенсивно эксплуатируется ходовая часть и моторы, но и не хватает времени на техническое обслуживание, что наносит существенный ущерб, поскольку Тигры оказываются неисправными именно тогда, когда они необходимы».

Большой вес этих танков также вызывал поломки обычно используемых буксирных средств. «Почти невозможно буксировать «Тигр 1» по пересеченной местности, если не использовать три или четыре буксира вместе», — объясняет начальник передвижной мастерской в документе от 29 января, предоставленном после нескольких боев. Вдобавок ко всему, любое буксирное средство, занятое такой неблагодарной работой, оказывалось полностью испорченным после буксировки этого гиганта.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.