Смотреть что такое "Царю небесный" в других словарях

Царю Небесный: молитва Тому, Кто утешает

Молитва «Царю Небесный» - это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо - чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.


МОЛИТВА

« Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы - Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» - пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел - молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы - и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу - однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16-17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом - «вся исполняяй» - вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же - о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование - иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух - некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий - это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, - все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) - чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны - т. е. от страстей, от греха - и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное - т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется - и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) - сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене - после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Без чтения домашних молитв не может быть успешной христианская жизнь, ибо именно воззвания к Великому Богу, явленному в Святой Троице, и святым являются путеводителем человеческих судеб. Молитва «Царю Небесный» - неотъемлемая часть молитвенной жизни, воззвание к Духу Святому, третьей Ипостаси Святой Троицы.

Божественная Троичность

Православные христиане в молитвенной жизни чаще всего обращаются к Богу Отцу и Сыну, Иисусу Христу, уделяя мало внимания Святому Духу, неотъемлемой Ипостаси Троицы.

Святая Троица

Для тех, кому трудно представить Троичность Бога, следует посмотреть на мужчину, который одновременно приходится сыном, мужем и отцом.

Дух Святой изначально существовал, о Нем пишет пророк Моисей в книге «Бытие» Старого Завета (Быт.1:2). Еще до появления света Господний Дух окутывал землю.

  • Духом Святым, явленным в облаке, еврейский народ был выведен из Египта, им же через архангела Гавриила было передано послание Деве Марии.
  • Апостол Павел передает слова Иисуса о том, что тело каждого христианина является храмом Божьим, если в нем живет Дух Святой.
  • Третья Божья Ипостась не один раз проявила Себя в Новом Завете, явившись впервые в виде голубя, севшего на плечо Иисуса во время водного Крещения в Иордане.

Крещение Иисуса Христа и схождение Святого Духа в виде голубя

Иисус, уходя к Отцу, оставил обетование, чтобы христиане собрались на праздник и ожидали Путеводителя, Утешителя, и сошел Дух Святой во время Пятидесятницы, явив полноту Святой Троицы.

Проследить действия Утешителя во время служения апостола Павла можно, исследуя его послание «Деяния апостолов». Некогда гонитель христиан, Павел, ученик Христа, Которого он видел только в Ярком Свете, во всех своих посланиях подчеркивает, что все чудеса, сотворенный через него, совершал Дух Святой, посылаемый Иисусом, творящим милость и суд людям по воле Отца.

Божий Путеводитель, живущий в душе православного верующего, является его совестью и чистотой, помогает жить, исполняя Божьи заповеди, идя по пути к вечной жизни.

Толкование молитвенного воззвания к духу Святому

Молитва «Царю Небесный», текст которой написан на русском языке, является обращением к Ипостаси Святой Троицы.

  • В молитвенном воззвании подчеркивается вездесущность Творца, никто, и ничто не может скрыться от Его Лица.
  • Вездесущий Бог приходит по молитвам святым, чтобы спасти от смерти и греховного падения.
  • Утешитель способен утереть слезы и наполнить души покоем в период беды и скорби.
  • Дух Истины направляет христиан по их молитве «Царю Небесный» на путь праведный, будучи Источником жизни и милосердного помилования.
  • Живущий в нас Дух Святой очищает от скверных, греховных мыслей и помыслов, даруя спасение через святую Кровь Спасителя Иисуса Христа, пославшего нам Утешителя.
  • Обращение «Царю Небесный» - объединяющее воззвание, подчеркивающее триединство Творца, равенство каждой из Ипостасей.
  • Именно Дух Святой называется сокровищем жизни, ибо без Него не может совершаться ни одно христианское Таинство.
  • Податель жизнь - Тот, Кто дарит истинную жизнь, ибо, живя в грехах и зависимостях, человек мертв, Он проведет через все жизненные неурядицы и беды и выведет на дорогу правды и истины.

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Общие правила чтения молитвы

Молитва Царю Небесному Утешителю написана неизвестным монахом в начале X столетия. Текст на русском языке легко читается, ее читают не только в храмовых богослужениях, но и во время домашних молитв. Этой молитвой мы приглашаем Духа Святого в новый день своей жизни, провести нас через суету мира сего, и при завершении рабочего дня показать нам все грехи наши, чтобы мы перед сном успели покаяться.

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде Сый и вся Исполняяй, Сокровище благих и Жизни Подателю, Прииди и Вселися в ны, и Очисти ны от всякия скверны, и Спаси, Блаже, души наша.
Совет! Воззвание «Царю Небесному» рекомендуется начинать не только молитвенное домашнее правило, но и любое новое дело.

Взывая к Тому, Кто действует везде и всякий час, христиане открываю двери для Божьего ведения и Его благодати, способной:

  • удержать от неправедных действий;
  • благословить исцелением;
  • освободить от зависимостей;
  • восстановить лад в семье и на работе;
  • разрешить от финансовых зависимостей.

Во время моления христиане свои храмы представляют во власть Утешителя, давая Ему право очищать души от скверны для святости и наполнения Божьей любовью.

Важно знать, что на протяжении 50 дней, со дня Воскрешения Господнего и до Троицы, времени прихода Утешителя, молитва «Царю Небесный» не читается.

В это время читается «Христос Воскрес из мертвых…».

После прочтения молитвы «Царю Небесному» переходят к ежедневному молитвенному правилу.

Только регулярное чтение молитвенного правила принесет изменения в православную жизнь христианина, но нельзя превращать его в формальность, читая для проформы, а не желанию сердца с покаянием и благоговением.

Молитва Святому Духу

Среди первых христианских молитв, которые мы запоминаем наизусть, – “Отче наш”, “Богородице Дево, радуйся!..”, и, конечно же молитва ко Святому Духу – “Царю небесный”. Вспомним её ещё раз:

«Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше И́стины, и́же везде́ сый, и вся исполня́яй, сокро́вище Благи́х и жи́зни пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́шя» .

Это простая короткая молитва, мы не знаем ни её автора, ни времени написания. Исследователи считают, что молитва ко Святому Духу появилась в конце первого тысячелетия. Она является стихирой, то есть кратким песнопением праздника Пятидесятницы или Святой Троицы. Но “Царю Небесный” так полюбилась людям, что со временем именно с неё стали начинать богослужения и домашнюю молитву. Кроме того, есть обычай читать “Царю Небесный” перед любым важным делом, чтобы призвать помощь Святого Духа.

В переводе с церковно-славянского эта молитва звучит так:

“Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши”.

Две трети этой молитвы составляют обращения к Святому Духу, и только в конце заключено прошение. Первое обращение к Святому Духу – Утешитель. Так Христос называл Его в беседе с учениками: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет”.

В молитве говорится, что Святой Дух всё наполняет – это значит, что Он не только присутствует везде, но и вдыхает жизнь в мир, он – жизни Податель. Так и в Символе веры мы называем Святой Дух Животворящим, потому что он – единственный источник всего благого и доброго.

Мы просим Духа Святого, чтобы Он пришёл и вселился в нас. Это и личная просьба о том, чтобы вместить Святой Дух, и стремление к тому, чтобы Дух Божий помогал объединять всех христиан в Единое Тело Христово.

Но для того, чтобы стать обителью Святого Духа, необходимо преодолеть скверну, то есть страсти и грехи. Человек не может сам один сделать это, только в соработничестве со Святым Духом. Мы молимся о спасении, о том, чтобы Дух даровал нам Царство Небесное.

В период от Пасхи до Пятидесятницы молитву “Царю Небесный” не читают. До Вознесения её заменяют троекратным праздничным пасхальным песнопением “Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в”, а потом десять дней специально пропускают. Так Церковь вспоминает напряжённое ожидание, в котором пребывали апостолы до ниспослания Святого Духа. В день Святой Троицы “Царю Небесный” зазвучит с новой силой.

Молитва царю небесный утешителю душе истины на русском

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

« Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

Молитва Святому Духу Царю Небесный

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Эта молитва поется в храме перед началом молебна, а также читается или поется перед началом всякого дела для призывания Святого Духа в помощь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Толкование молитвы «Царю Небесный»

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша ».

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Царю Небесный, текст

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Текст молитвы Царю Небесному воспевает одну из ипостасей нашего Господа. К сожалению, так сложилось, что верующие люди очень редко воспевают о Святом Духе, в отличие от всех других Лиц Святой Троицы. Все это, потому, что знания людей основаны на писаниях Евангелие, которые высветлены в Ветхом Завете, где выражение Святого Духа встречается трижды. Два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.

Еще одним характерным фактом отличия иудейской от христианской веры является понимание и толкование существа Духа Святого. В первой Дух - это не личность, свойство Бога Отца, то есть совокупность его Дыхания и Силы.

Молитва Царю Небесному Утешителю

В Евангелие о Царе Небесном упоминается уже чаще. Наверное, каждый христианин знает, что Дух пришел к спасителю во время великого Крещения. Также он приходил к апостолам, когда они шли на проповедь. Именно поэтому в текстах молитв Царю Небесному слушать приходится не привычный припев «возрадуйся» или «радуйся», а слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Очень часто христианин не может себе представить образ Бога, который состоит из трех лиц, но в то же время является Нераздельным и Единосущным. Тем не менее, на этой догме строится все православное христианское вероучение.

Для наглядности священнослужители советуют сравнивать Святую троицу с образом земной женщины, которая также может пребывать сразу в нескольких лицах:

Также само Господь совмещает в себе три сущности.

  • праздник Святой Троицы - празднуется на 50 день после празднования Пасхи;
  • день Духа Святого - понедельник после празднования Великой Троицы.

Текст молитвы следующий:

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео православной молитвы Царю Небесный.

Ежедневные домашние молитвы - важная составляющая христианской жизни. Ведь человек находится в храме не так часто. В остальное время он должен работать над своим духовным возрастанием самостоятельно. Текст молитвы «Царю небесный» в православии относится к основным, которые необходимо знать наизусть. В каких случаях читается, что означает, перевод на русский язык - все найдете в статье.


Как правильно читать молитву

Авторство большинства православных молитвенных обращений к установить довольно трудно, а чаще просто невозможно. Считается, что они составлялись монахами, достигнувшими определенного просветления души, затем передавались из уст в уста. Время же возникновения примерно известно - конец 9-го века нашей эры или начало 10-го. Вскоре после этого периода текст стал использоваться верующими не только в храмах, но и в домашних молитвах.

Когда читается данная молитва, известно каждому прихожанину православного храма. Слова «Царю небесный» звучат в начале любого богослужения (как утром, так и вечером). Иногда ее произносит чтец, во время торжественной службы текст поется духовенством. С обращения к Святому Духу принято начинать любое дело, в том числе домашнее молитвенное правило.

  • За чтением данного текста как правило следует прошения Святой Троице, затем молитва . В церковной терминологии это именуется «обычное начало».
  • В богослужебной практике текст также звучит как стихира 6-го гласа. Поется она накануне праздника Пятидесятницы - это день, когда на апостолов сошел Святой Дух, согласно обещанию .


Текст Молитвы «Царю Небесный»

Во время церковной службы используется только церковнославянский текст:

Царю Небесный,
Утешителю,
Душе истины,
Иже везде сый
и вся исполняяй,
Сокровище благих
и жизни Подателю,
прииди
и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша.


Толкование молитвы

Царь Небесный, Утешитель - это все обращения к одному из лиц Святой Троицы. В христианстве Дух Святой считается равным Богу Отцу и Богу Сыну. Это невидимый Царь всего мира, который посылает нам утешение во время печальных событий. Ведь жизнь земная настолько тяжела, что облегчить страдания людские под силу только .

Вездесущность - это свойство , Который находится повсюду, видит все, что происходит и посылает каждому то, что необходимо. Вся видимая вселенная существует только благодаря силе Духа Святого, в том числе и люди. Также и после физической кончины человеческая душа будет получать возможность вечной жизни от третьего лица Троицы. Конечно, это свойство вполне относится к каждому из Троицы.

Выражение «вся исполняяй» может запутать тех, кто плохо знаком с церковнославянским языком. Тут речь вовсе не об исполнении желаний. Эти слова означают, что Дух Святой повсюду, то есть наполняет собой весь мир. Имеется в виду не просто присутствие, но поддержание жизненных сил всего мира. Если бы Дух прекратил свою работу, жизнь остановилась бы, ведь вселенная не имеет другой причины существования, кроме желания Бога. Не зря далее Дух именуется тем, кто подает жизнь.

Может ввести в заблуждение и выражение «сокровище благих». Нет, Господь вовсе не является тем сокровищем, которое принадлежит только избранным, «благим» (то есть безгрешным) людям. Наоборот, Он является источником всего хорошего, что имеется в нас. Не случайно дальше следует просьба верующих о том, чтобы Святой Дух пришел и поселился в душе. Каждый верующий обязан сделать свою душу вместилищем Бога. Также именно Он объединяет людей для того, чтобы они сделались телом Христовым.

Троичный Бог

К сожалению, молитва «Царю Небесный» читается христианами не так часто, как другие. А ведь многих проблем удалось бы избежать - для этого нужно просто перед началом любого дела призвать на помощь небесные силы. Бывает очень сложно познать во всей глубине догмат о троичности христианского Бога. Обычно людям проще представить себе Христа, Который пришел в мир как человек.

Но ведь на догмате о триединстве Господа строится вся христианская философия. Чтобы облегчить задачу, духовные отцы советуют представить себе Солнце - оно является одним небесным телом, при этом давая нам тепло и свет. Также одна женщина может одновременно быть женой, матерью, сестрой.

Христианин должен предоставить свою душу, словно храм, для того, чтобы там обитал Дух Святой. Об этом тоже говорится в молитвенном обращении. Господь способен очистить нас от греха, сделать святыми и достойными Его любви.

Молитва «Царю Небесный»: текст на русском was last modified: Июнь 13th, 2018 by Bogolub

Отличная статья 0