Совместима ли любовь к Родине с любовью к Богу? Святые православной церкви и патриарх кирилл о любви к родине

Апостол Павел : «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).

Свт. Филарет Дроздов : «Государство есть большая семья».

Святитель Филарет Московский : «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Архиепископ Никон (Рождественский) о любви к Родине: « Каждый из нас есть сын родной земли … Может ли сын быть равнодушным к стонам своей страдалицы-матери? А ведь она, наша родная, некогда святая, а ныне столь пред Богом согрешившая, она стонет, измученная, терзаемая своими же детьми — нашими несчастными братьями. Что сделал бы ты, любящий сын, если бы твой любящий брат стал бить, мучить вашу общую мать, издеваться над нею, позорить ее? О, конечно, самая природа возопила бы в тебе словами заповеди Божией: что, люби, береги свою мать, защити ее от безумца-брата, лиши его возможности вредить ей! Если бы твой, лишенный ума, потерявший совесть, брат стал издеваться, как Хам, над отцом вашим, ужели ты стал бы равнодушно смотреть на эти издевательства? Ужели ты не заставил бы молчать этого брата-безумца? Но вот, смотри: твою дорогую мать, родную твою Русь ее несчастные безумцы-дети терзают, собираются на части разорвать, хотят отнять у нее заветную святыню — Веру Православную, в грязь топчут всё, чем она доселе жила, крепла, красовалась... может ли твое сердце быть спокойным при этом, Русский человек? Не горько ли тебе, не больно ли все это переносить? Не кипит ли ревностью твое сердце, не потрясается ли от негодования, справедливого негодования все твое существо? Что же тебе делать?..

Опять спроси у своей совести. Она напомнит тебе верноподданническую твою присягу. Она скажет тебе: будь готов умереть за Царя и за Русь. Вспомни как предки твои безтрепетно за Него умирали. Вспомни, как простой посадский человек, по-нынешнему мещанин, Козьма Минин Сухорук поднял Нижний, а за ним и всю Русь на защиту Родной Земли. Посмотри, как он, на своем памятнике, благородно энергически показывает на родной, заветный, столь священный для русского сердца Кремль болящему князю Димитрию Михайловичу Пожарскому. Вспомни, как вечнопамятный костромич крестьянин Иван Сусанин с радостью и мужеством положил душу свою за Царя, в куски изрубленный врагами-поляками. Не всем судил Бог быть такими героями, но всем заповедал: чти отца твоего и матерь твою. Царя чтите, братство-народ возлюбите! Сам Христос Спаситель подал нам трогательный пример человеческой любви к Своему родному городу, родному народу. Вспомните, как Он плакал-рыдал, смотря на Иерусалим и предсказывая его гибель в те торжественные минуты, когда народ Иерусалимский кричал Ему громкое: «Осанна». Нам ли не любить земли отцов своих? Ведь, она вся русскою кровью полита, ею спаяна; ведь и сами мы, костьми нашими, в ней же ляжем, смешав прах свой с прахом предков наших…»

На одном из горельефов Храма Христа Спасителя изображен преподобный Сергий Радонежский, благословляющий Великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и дающий в помощь князю двух монахов-схимников: Александра Пересвета (будущего поединщика) и Ослябю. Справа от него изображен боярин Михаил Бренко. Именно ему, этому боярину, князь отдал свои доспехи, что бы ввести в заблуждение врага. С этого момента Михаил Бренко стал, как бы, обречённым на смерть, ибо главной целью каждого из тысяч татарских воинов было убийство Великого князя. Любимый наперсник князя, «душу свою положивший за други своя» - в одежде Великого князя геройски погиб на Куликовом поле, а его род впоследствии дал Отчизне будущего святителя и пламенного патриота, епископа Игнатия (Брянчанинова).

Из Писем Святителя Игнатия Брянчанинова написанных во время очередной мiровой войны против России к Н.Н. Муравьеву-Карскому, командующему армией ведущей боевые действия на территории Ирана - выдающемуся военному и государственному деятелю: « …Призываю на вас обильное благословение Божие. Во время мира Вы отложили меч, взялись за плуг; когда ж начала скопляться военная гроза - вы оставили плуг, снова взялись за меч, взялись за него с христианским смиренномудрием , взялись, движимые и руководимые истинною преданностью и любовью к Царю и Отечеству. В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых… Да зазвучит оружие Ваше и по звуку его да спадут цепи с Христиан!.. Сказанное мною сказано от искренней любви к Вам и от любви к дорогому отечеству, которое жалею - жалею!

Всякому православному христианину свойственно желать всевозможных благ, во-первых , православному отечеству, во-вторых, единоплеменным и всем православным народам, наконец (в третью очередь - авт.), всему человечеству.

Особенная судьба народа Русского! Ничего не сделать никаким Наполеонам там, где действует рука Божия … Да не прольется драгоценная кровь героев к подножию подлой политики Европейской».

В годы русской смуты, священномученик Иоанн Восторгов взывал : « Жив Господь наш, и жива Церковь Его, и жива Русь святая! Миллионы сынов ее не преклонили и не преклонят колен своих пред Ваалом, их ни запугать, ни закупить, ни обмануть врагам России».

Примечание «для служебного пользования» : Слова священномученика были обращены к отступившим от Православия смутьянам, но могли ли помыслить и отец Иоанн, и прп. Сергий Радонежский, и прп. Иосиф Волоцкий, и свт. Филарет Московский, и св. прав. Иоанн Кронштадтский и многие другие светильники Русской Церкви, что наступит время, когда слова осуждения любви к Отечеству, слова осуждения борьбы за Православное Отечество зазвучат из среды самой Церкви - из уст её пастырей?

По материалам православных интернет-ресурсов

Русская Православная Церковь часто говорит о любви к Отечеству. В России патриотизм вообще традиционно воспринимается как ценность христианская. Однако в Библии Родине, в нашем понимании этого слова, на первый взгляд не придается особого значения. Можно вспомнить хотя бы слова апостола Павла, о том, что во Христе “нет ни эллина, ни иудея”.
Как же совместить поклонение единому для всех народов Богу – с патриотизмом, побуждающим человека любить свою земную Родину с ее ошибками, несправедливостями и грехами? И в чем особенность русского патриотизма?

Русский без веры превращается в зверя

– Никита Сергеевич, большинство Ваших фильмов пронизано любовью к старому “бунинскому” быту дворянской усадьбы. В душе зрителя это вызывает сильный эмоциональный отклик, хотя для большинства это, скорее, лишь литературные ассоциации. Ведь большинство из них ходили еще в советскую школу и были воспитаны на романтике “комиссаров в пыльных шлемах”, а не на подвигах преподобного Сергия Радонежского и не на образе неугасимой лампадки перед иконой…

– Наверное, для большинства этот отклик действительно в первую очередь связан с литературой. Вместе с тем я глубоко верю, что есть вещи не исчезающие – как бы их ни вытравляли. И мы не в силах этим с легкостью управлять. Можно выжигать веру каленым железом, можно сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но история нашей Родины показывает, что Православие как основа нравственных устоев и быта России – как травка сквозь бетон – все равно прорастет. Я вообще считаю, что сегодня Православие – самая молодая религия в мире.

– Православие сейчас обретает второе дыхание, новую жизнь. Христианство на Западе уже не горячее: оно слишком привычно, слишком традиционно… Там все заканчивается семейным обедом у родителей на Рождество или открыткой на именины. У нас по-другому…

– То есть Вы имеете в виду прежде всего русское Православие?

– Конечно. Притом не только ритуальную часть жизни в храме. Я вообще сейчас говорю о православной культуре как таковой, о православной традиции. Следовательно, это то самое, бунинское. Нельзя представить себе того же Бунина или Шмелева без лампадки, которую Вы упомянули. Она была частью их жизни. А когда эту жизнь стали отнимать и разрушать, она стала основной частью их жизни: их болью, их страстью, их страданием… Пока не было еще даже опасности истребления, об этой основе многие даже не думали. Как говорила одна из героинь Бунина, “я для тебя как воздух – без него не можешь, но его не замечаешь”. И лампадка, пока горела – ее не видели. А вот когда она гасла – это замечали все. Это, наверное, и есть весьма точный образ Православия: пока в силе, оно было как естественное дыхание. Но как только начинались гонения, сразу укреплялась вера, и сразу возрастало стремление вновь возжечь эту лампадку, так как без нее просто нет России. Вот и сегодня она горит с новой силой.

– Вот Вы сказали “православная культура”. Некоторые социологи говорят, что православное возрождение связано прежде всего с культурой (культурная идентичность), но не с религией. Что многие наши соотечественники, считающие себя православными, в Бога на самом деле не верят. Вы согласны с этим? Хорошо это или плохо?

– Знаете, не мое дело судить – хорошо или плохо что бы то ни было. Не думаю, что веру можно как-то измерить, что социологически легко заглянуть человеку в душу. Но для меня совершенно очевидно: когда мы говорим о Православии, православной культуре, мы говорим о Церкви и о Христе. Скажу больше: человек без веры мне неинтересен. У меня был такой случай. Я давал пресс-конференцию в Вологде и заметил, как какой-то сердитый бледный молодой человек что-то нервно и недовольно записывал. Когда я процитировал слова Василия Розанова о том, что человек без веры мне вообще не интересен и что русский человек без веры превращается в зверя, он был просто возмущен. После пресс-конференции молодой человек подошел ко мне и спросил, действительно ли я считаю, что человек без веры неинтересен. Я сказал, что вполне согласен с Розановым. Тогда он говорит: “Я не пью, не курю, никогда не изменял своей жене, никого не убивал, никогда не лжесвидетельствовал. Я не объедаюсь и не опиваюсь. Я веду чуть ли не святой образ жизни. Но я не хожу в церковь и не верю в Бога. И я Вам не интересен?” Я подумал и ответил: “Абсолютно нет”. Он мне действительно не был интересен – глубинно, сущностно. Понимаете?.. Мне кажется, что совершенно бессмысленно бояться разных религий. Нужно бояться объединения безбожников – тех людей, которые убеждены, что именно они и есть хозяева жизни.

– Никита Сергеевич, а как быть с таким вопросом: русская культура – это национальная культура, а православное христианство – наднациональная религия (“во Христе нет ни эллина, ни иудея”). Как это сочетать?

– Конечно, Православие, даже русское Православие, нельзя связывать только с кровью, только с национальностью. Мы знаем из истории огромное количество примеров, когда татары принимали христианскую веру и служили русским князьям, воевали за Русь и за Россию. И немцы… Здесь, скорее, обратная зависимость. Православие на нашей земле создало особый тип культуры, наше Православие имеет особый вкус, что ли… Это все находится в почти неосязаемой сфере. Тот же Василий Васильевич Розанов очень точно это чувствовал. Подмигнет один русский человек другому хитрым глазком – и все понятно. Вот что невозможно с иностранцем. То есть, подмигнуть, конечно, можно, но не все будет понятно. А точнее, ничего не будет понятно. И дело не в нелюбви к иностранцам, а в том, что эта основа лежит вне рационального сознания; это метафизическая сфера жизни. Хотя, конечно, “загадочной русской душой” много и долго еще будут спекулировать – потому что это очень удобно для того, кто ничего не хочет делать.

И еще одно: Православие, как мне кажется, это единственная религия, которая может примирить степь и лес. Поэтому Господь так управил, что именно Православие стало основополагающей религией России, которая по праву является единственным реальным мостом между Востоком и Западом. Россия с одинаковой легкостью воспринимает и западную культуру, и восточную.

Вооруженная эволюция

– Позвольте вернуться к началу нашего разговора. В детстве Вы вместе с будущими зрителями Ваших фильмов ходили в советскую школу с ее “патриотическим воспитанием”, Вас учили, что советский человек – это звучит гордо. Вы в то время чувствовали себя патриотом? Если да, то патриотом чего: ушедшей России дома Вашего деда, советской России или какой-то своей России?

– Так сложилось, что я, как ни странно, имел редчайшую возможность не отделять одно от другого. Конечно, здесь сказалось воспитание мамы. Она была 1903 года рождения, на 10 лет старше отца. Мама никогда не вступала в партию, всегда ходила в храм, у нее был духовник, дома висели иконы. Если возникали вопросы, отец говорил начальству: “Ну что вы хотите, она 1903 года рождения, пожилой человек”.

Благодаря маме исповедь и причастие для меня были естественной частью жизни, хотя головой я понимал, что это редчайшее исключение, и был очень осторожен. Помню очень стыдную для меня историю, случившуюся на Пасху, мне было тогда лет двенадцать-тринадцать. В храме ко мне кто-то подошел и тихо на ухо сказал: “Крестимся-то под пиджачком!”. Это была правда. Хотя вместе с тем это было такое чувство почти катакомбного христианства…

Поэтому, несмотря на такую “двойную” жизнь, для меня Православие как таковое, культура исповеди и причастия были органичны. У большинства моих современников подобного опыта не было. И теперь, когда сброшены оковы и люди приходят в храм, многим не так просто обрести себя. Один молодой генерал ФСБ мне признался: “Когда я захожу в костел, буддийский храм или синагогу и чувствую себя там туристом, это нормально, мне большего не надо. Но когда я понимаю, что в православном храме я стою и ничего не знаю, что и здесь я турист, мне тяжело. Но я не могу просто так осенять себя крестным знамением. Я должен знать, понимать, чувствовать, зачем это делать, но меня не научили. Я ведь служил не Брежневу или Черненко, я служил Родине. Защищал ее так, как я понимал эту защиту”. И я понимаю, что это трагедия. Обретение веры для таких людей – весьма мучительный процесс. Но сегодняшний их приход в Церковь – очень серьезное дело. Я убежден, что те, кто пришли и не отступили, кто вопреки возрасту, вопреки всему воспитанию пытаются воспринять и воспринимают истинные ценности русского Православия – это люди, совершившие серьезный подвиг. И это и есть то молодое Православие, о котором я говорил.

– А много сегодня таких? Можем ли мы сегодня ответственно говорить, что в разных социальных группах, в том числе и во власти, есть патриоты, любящие Родину и научающиеся любить Церковь?

– Очень много. Я могу называть и называть имена. И даже среди тех, кого нередко несправедливо называют “подсвечниками”.

– И когда Вы приезжаете, скажем, в Дивеевский монастырь 1 августа и встречаете там немало чиновников, политиков и бизнесменов, Вы думаете, что большинство из них искренне стараются понять и почувствовать радость Литургии?

– Я совершенно убежден в том, что те, кто пришли туда не для того, чтобы повидать губернатора, приезжающего к трапезе, и не для того, чтобы повидать начальство, а прошли крестным ходом или пришли с утра, отстояли службу, чтобы потом приложиться к открытым мощам батюшки Серафима, – даже если они не воцерковлены по глубинному счету, они находятся на пути к этому. И я их путь очень уважаю и ценю.

– Никита Сергеевич, Вы сняли документальный фильм “Русский выбор” о судьбах Белого движения и русской эмиграции. В одном из интервью после фильма Вы сказали о своих героях: “Глядя на них, понимаешь, какой могла быть Россия”. Какой же?

– Я отдаю себе отчет в том, что история в сослагательном наклонении – вещь бессмысленная. Но надо хотя бы знать и понимать, что и почему мы потеряли. И дело, конечно, не в событиях 17-го года, все началось намного раньше.

Провидец Александр Сергеевич Грибоедов сказал про декабристов: “Колебание умов ни в чем не твердых”. Потрясающий образ. И потрясающий приговор! Мы ведь с этим имеем дело постоянно. Умы нетвердые – прежде всего не тверды в вере. А от безверия – нигилизм, постоянное расшатывание основ, о котором Столыпин сказал: “Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия”. Россию и разрушили именно потому, что понимали, что может выйти из этой огромной страны с невероятным природным и человеческим потенциалом, укрепленным верой. Единая нация, освященная богоизбранным монархом…

Какой могла бы быть Россия?.. Знаете, я понимаю, что сейчас скажу вещи, для либерального демократического сознания вопиющие и старорежимные, но если представить себе, что не произошло трагедии 17-го года, то – я абсолютно убежден – не было бы Второй мировой войны. Я не знаю, как и куда развивался бы мир, но войны бы не было. Однако революция помешала эволюции. Кстати, если говорить про формулу этой России, то, на мой взгляд, это вооруженная эволюция. Эволюция, которая защищена.

– Политологи говорят, что одной из фундаментальных характеристик русской политической культуры является неразличение Родины и государства. Ваше творчество, публичные выступления создают образ государственника, державника. Для вас любовь к Родине – это любовь к государству Российскому?

– Безусловно. Другой разговор: я не всегда и не все могу любить. Но не государство, а некую часть тех, кто себя считает вправе от его имени выступать. Но это не меняет моего отношения в целом.

Я убежден: Россия – это крест, где вертикаль – власть, а горизонталь – экономика и культура. И тогда возникает та самая гармония – когда то, что хочешь, совпадает с тем, что можешь.

– Еще одной важной установкой русского сознания является образ Родины как земли, территории. А вот, скажем, для американцев, территория намного менее актуальна. Там на первом месте – свобода. В каких отношениях со свободой русский человек?

– В очень плохих, потому что для него свобода – это воля, хотя на самом деле это разные вещи. Парадоксально, но когда у русского человека три галстука, он начинает теряться. Мне не кажется, что это хорошо, но это так. Может быть, это наша беда, но не вина. Вы правильно сказали про землю. Для русского человека, для национального характера география имеет очень большое значение. Бескрайность рождает ощущение свободного открытого дыхания. Бескрайность… Но именно поэтому, к сожалению, русский человек часто свободу принимает за хаос, за вседозволенность. Реальным духовным и нравственным ограничением для русского человека в этом смысле была Церковь. Русские люди аукались Евангелием. При всей иерархичности Церкви, реальная внутренняя свобода и равноправие всегда были в храме. Потому что перед алтарем и император, и студент, и калека, и солдат были абсолютно равнозначны..

К сожалению, в России неправильно понимают слово “равенство”. Ведь известная триада – “свобода, равенство, братство” – совершенно исключающие друг друга понятия. Равенства по определению быть не может и не должно быть. Должно быть равноправие, а дальше – как учился, как крестился, что тебе Бог дал. У нас же нередко представление о равенстве такое: если что-то у тебя есть, а у меня нет – а ну-ка, иди сюда, поделись! Ты учился в институте, корпел над книгами, а я “квасил” под мостом. А потом ты заработал, а я захотел “все взять и поделить”… Это и есть тот страшный перекос, который породил чудовищную путаницу в головах людей, колебания умов, ни в чем не твердых. Именно так трактовалось понятие равенства большевиками. Именно отсюда берет начало зависть, перемешанная с презрением к успешному, обеспеченному; именно поэтому так слабо защищена у нас любая частная собственность, включая интеллектуальную.

Спасти рядового Иванова

– Если продолжить американскую тему… В свое время Вы отмечали фильм “Спасти рядового Райана”. По крайней мере говорили, что это патриотическое кино, что американцы нас опережают…

– Я не так говорил. Я ставил вопрос: «Что бы со мной сделала сегодняшняя либеральная критика, если бы я снял картину “Спасти солдата Иванова”?» О том, как маршал Жуков отправляет на фронт спецотряд для того, чтобы с фронта взяли солдата Иванова, потому что он последний сын у матери в деревне Ирхино Кубинского района Вологодской губернии. И отпускали его домой с фронта, потому что матушка осталась одна. Что бы со мной сделали?

– Сказали бы, что державник Михалков все это придумал…

– Да они бы просто истолкли меня в муку! Почему? Потому что самое большое сопротивление всему тому, что является реальным уважением и любовью к своему Отечеству, мы получаем именно внутри своего Отечества! А “Спасти рядового Райана” – это совершенно патриотическая картина, которая рассказывает миру о том, как американцы выиграли Вторую мировую войну. И мир в это верит.

– Чем отличаются американская и российская патриотические картины?

– У них совершенно другой зритель. Голливуд создал Америку. По улицам Штатов ходят шерифы, которые как две капли воды похожи на персонажей, созданных кино – не наоборот. В этом заключается, при всей близости, наша совершенная противоположность. Американский зритель легко верит в то, что ему показывают.

И самое потрясающее, то, чему я завидую: ни одна мировая картина самого высокого качества, сделанная вне Америки, не может пользоваться в Штатах таким успехом, каким пользуются картины, сделанные самими американцами для американцев. Вот о чем я мечтаю. Слава Богу, сегодня наш зритель начинает возвращаться к своим фильмам.

– Каким должно быть современное патриотическое кино? Насколько оно нужно?

– Я считаю, что патриотическое кино – это то кино, в котором патриотизм существует в капиллярах, а не в лозунгах, не в словах. Когда он (патриотизм) в сущности глубок, а не показушен и лицемерен.

– Как в “Калине красной”, например…

– Конечно. “Калина красная” – это потрясающе патриотическое кино. Совершенно правильно. Хотя, казалось бы, все наоборот… Любовь к Родине, вообще любовь в России – это ведь состояние души. А его нельзя симулировать. Чувство Родины – это маленький рассказ Бунина “Солнечный удар”, хотя это любовная история одной ночи, или “Жизнь Арсеньева”, или произведения Шмелева – это то, что разлито в воздухе, это любовь, которая не требует формулирования. Когда я еду верхом по полям берегом Оки, у меня возникает желание спеть все молитвы, которые знаю. Я же это делаю не для кого-то. Как это объяснить? Что это такое? Возможно ли это в Испании – мне? Бог его знает – едва ли. Вроде поле такое же… И лошадь такая же… Но, как говорил мой дед Кончаловский: “Важно, чтобы был положен верный цвет на верное место”.

Под куполом храма

– Вы не раз говорили, что чувствуете себя в провинции больше своим, чем в Москве. А что изменилось со времен пушкинского “Москва, Москва, люблю тебя как сын…” и цветаевского “Москва – какой огромный странноприимный дом! Всяк на земле бездомный – мы все к тебе придем”?

– Я Москву бесконечно любил и люблю. Вот сегодня ехал и радовался: какой потрясающий город! Дело не в этом. Как вам сказать? Вот недавно мы возвращались из Нижнего Новгорода. Ночь. Поздно. И мы проезжаем Печорский монастырь. Я говорю: “Давай, заедем!”. Время – одиннадцать часов вечера. Как Вы знаете, с заходом солнца любой православный монастырь закрывается. Мы туда приехали. Постучали. Я назвался и попросил открыть. И нас пустили. Незнакомый мне отец игумен дал нам возможность приложиться к открытым мощам – главе преподобного Макария Желтоводского. И потом мы уехали… С этим ничто не может сравниться – никакие мирские радости и высокие оценки моего творчества – ничто не способно встать рядом с возможностью приехать в любой русский монастырь, и тебе откроют дверь. Все. Точка. Понимаете?

Этот игумен ведь лично меня не знает, но относится ко мне не как к артисту Никите Михалкову, а как к православному человеку, который чувствует, а точнее, пытается чувствовать то глубинное и главное, чем живет дух русского монастыря. Я прекрасно понимаю, как далеко мне до духовной красоты и чистоты православного монашества. Но я чувствую силу и значение их подвига.

– Я был свидетелем такого отношения к Вам в Дивеево, когда люди подходили не просто к любимому режиссеру Михалкову, но к своему, к православному человеку… который верит, так же, как и они, и тоже к батюшке Серафиму пришел…

– …Вот это по глубинному человеческому счету абсолютно стирает все, что может раздражать, мешать или давать ощущение твоей ущербности в социуме городской жизни. Когда ты понимаешь, что эти люди, которые никак от тебя не зависят и никак с тобой внешне не связаны, проявляют такое доверие… Ночью открыть монастырь! Сами понимаете, это очень много…

Я не люблю не Москву, но московскую тусовку, которая проводит жизнь внутри Кольца. Но когда ты испытываешь то, что испытал я в этом Печорском монастыре, то все это вообще перестает иметь какое бы то ни было значение. И это не сентиментальность, это и есть то самое глубинное состояние души, которое называется русской любовью. Это то, что каждое воскресенье объединяется Литургией, что под куполом единого храма – духовного купола нации. То, что называется семья – в общенациональном понимании.

– Я недавно говорил с одной знакомой – как раз про Дивеево. Она – человек очень искренне пытающийся, как мне кажется, осмысленно войти в Церковь. Она очень любит Дивеево, но не может примириться с тем, что есть просто прихожане, а есть гости, которые стоят на службе на клиросе, отдельно. Вы бы что ей ответили?

– Я бы знаете что ей ответил? В храме, голубушка, не оглядывайся по сторонам! Ты не для того сюда пришла. Ты пришла смотреть, кто где стоит? Тогда не говори о том, что хочешь постичь суть воцерковления. Пришла в храм – занимайся тем, ради чего ты пришла. Тогда эти вопросы вообще не будут возникать. Какая разница, где стоять в храме? Это важно для людей, которые приходят в храм к трапезе или повидать начальство. Одесную или нет от начальника, и как тебя показали по телевизору – видели тебя стоящим рядом с ним или не видели. Это вообще все о другом.

– Мы с Вами говорим сейчас о Православии как основе русского патриотизма. А неправославный человек может быть русским патриотом? Скажем, мусульманин?

– Этот вопрос я для себя решил лет десять назад. Мы были в Нижегородской губернии, в регионе, где живут татары, на празднике Сабантуй. Мне предложили показать мечеть. Кругом поля, березовая роща, река Волга… Поднялись на минарет. Я говорю: “А давно мечеть стоит?” – “Семь лет”. – “А люди, которые исповедуют ислам, тут давно живут?” – “Восемьсот лет”. И мне стало все ясно: эти люди будут вот этот мой русский пейзаж защищать с автоматом так же, как я.

– Поколение, выросшее после 1991 года, принципиально отличается от всех предыдущих: оно гораздо меньше “вкоренено” в российскую историю. И попытки патриотического воспитания часто приводят не к любви, а к ненависти: одни из чувства юношеского протеста начинают ненавидеть все русское, начиная с классической русской литературы, другие – всех “нерусских”. Но ведь именно они определяют будущее России. Насколько серьезна, на Ваш взгляд, сегодняшняя проблема отцов и детей? Что можно сделать (и можно ли?), чтобы традиционный водораздел между “отцами и детьми” не стал фатальным, чтобы он не разорвал вновь тысячелетнюю российскую историю и культуру?

– Настоящих, истинных вопросов очень мало. Жизнь, смерть, любовь, голод, болезни, детство, старость. Рано или поздно в жизни каждого возникают такие вопросы… Толстой сказал: “Бытие только тогда и есть бытие, когда ему грозит небытие”. К сожалению, для России только испытания становятся поводом для объединения нации в единое целое. Но всем все равно придется отвечать на главные вопросы.

Другое дело, что неверующие люди просто лишены иммунитета, плохо защищены. Потому что вера как таковая – это огромная защита. Дело, конечно, не в том, что ты попросил – и Он тебе даст. Нет. Но когда у тебя есть внутреннее ощущение, что ты находишься под сенью веры, которая была основополагающей силой жизни и духа для сотен поколений, живущих и живших на этой земле, тебе это должно давать энергию.

И я свято верю, что любой человек, пытаясь понять, кто он и откуда, неизбежно придет к вере. Ведь на вопрос “как жить?” ты можешь получить ответ, только задав себе вопрос “зачем?”. Не раньше. Поэтому росток веры все равно пробьется сквозь бетон неверия. Я в этом убежден.

На конец июля и начало августа в 2016 году приходятся дни памяти двух наиболее славных своими подвигами объединений российских Вооружённых сил — Военно-морского флота и воздушно-десантных войск. Почему мы с такой любовью относимся к защитникам Отечества? Что об их служении думали православные святые и великие люди прошлого? Сегодня самое время поговорить о этом.

Уважаемые читатели, позвольте предложить вашему вниманию небольшое собрание мудрых высказываний, сделанных Святыми Отцами, деятелями Церкви, учёными, полководцами, главами государств и писателями и посвящённых воинскому служению, патриотизму и защите Родины:

1. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Пророк Иоанн Креститель (Лк. 3:14)

2. «Генералы Римские разгорячили многократно мужество воинов, смешивая с именем Отечества воспоминания о супругах и детях. Сии нежные обязательства действительно суть училище человечества». Гавриил Романович Державин

3. «Жестокая правда войны не в слове «умри», а в слове «убей». Я не употреблял термина «инстинкт», но взывал к нему, к могучему инстинкту сохранения жизни. Я стремился возбудить и напрячь его для победы в бою.

Враг идет убить и тебя и меня. Я учу тебя, я требую: убей его, сумей убить, потому что и я хочу жить. И каждый из нас велит тебе, каждый приказывает: убей — мы хотим жить! И ты требуешь от товарища — обязан требовать, если действительно хочешь жить, — убей! Родина — это ты. Родина — это мы, наши семьи, наши матери, наши жены и дети. Родина — это наш народ.

Может быть, тебя все-таки настигнет пуля, но сначала убей! Истреби, сколько сможешь! Этим сохранишь в живых его, и его, и его — товарищей по окопу и винтовке! Я, ваш командир, хочу исполнить веление наших жен и матерей, веление нашего народа. Хочу вести в бой не умирать, а жить!». Александр Бек, «Волоколамское шоссе».

4. «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». Святитель Филарет Московский

5. «Ради отечества следует жертвовать даже славой». Фабий Максим

6. «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах». Святитель Афанасий Великий

7. «Неужели воинский чин лишен надежды на спасение? Неужели нет ни одного благочестивого сотника? Припоминаю первого сотника, который, стоя при кресте Христовом и по чудесам сознав силу, когда еще не остыла дерзость иудеев, не убоялся их ярости и не отказался возвестить истину, но исповедал и не отрекся, что воистину был Божий Сын. Знаю и другого сотника, который о Господе, когда был еще во плоти, познал, что Он Бог и Царь сил и что Ему достаточно одного повеления, чтобы чрез служебных духов посылать пособия нуждающимся. О вере его и Господь подтвердил, что она больше веры всего Израиля. А Корнилий, будучи сотником, не удостоился ли видеть ангела и напоследок через Петра не получил ли спасение?». Святитель Василий Великий

8. «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Император Наполеон I Бонапарт

9. «Не воином быть грех, но воинствовать для хищения — беззаконие». Святитель Амвросий Медиоланский

10. «Войны воспламеняются больше всего ради приобрете- ния чужой собственности. Но не должно обвинять всех веду- щих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как нес- праведливо поступающих, потому что делают дело законное». Преподобный Исидор Пелусиот

11. «Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость Отечеству». Император Пётр I Великий

12. «Бог любит добродушный мир, и Бог же благослов- ляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле неми- рные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам по- бедитель не позволял заржаветь своему оружию». Святитель Филарет Московский

13. «Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?». Святитель Феофан Затворник

14. «Сражаясь за свободу, мы должны быть осмотрительными и не нарушать свободу совести других, всегда памятуя, что Бог — судья над сердцами людей.

Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты бесценного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство». Джордж Вашингтон

15. «Худой гражданин земного Отечества и небесного недостоин». Святитель Филарет Московский

16. «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Шарль Луи де Монтескьё

17. «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Праведный Иоанн Кронштадтский

18. «Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие – веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское». Святитель Иннокентий Херсонский

19. «Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

20. «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость». Равноапостольный Мефодий, учитель словенский.

21. «Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем». Марк Туллий Цицерон

22. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое Отечество». Фёдор Михайлович Достоевский, перифраз Священного Писания

23. «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам. Так поступали мученики святые… если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее – не слушайся. Если грозит за это наказанием – не бойся». Святитель Тихон Задонский

24. «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд». Александр Васильевич Суворов

25. «Стойкость – одно из первых достоинств воинства и земного, и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим – безмолвное стояние с угрюмою твердостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника. На таковых-то воинов наиболее он может и положиться, на таковых воинов наиболее полагается наш подвигоположник Иисус Христос и венчает их душевными венцами». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

26. «Вы – будущий воин! Воина дело – бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая». Святитель Феофан Затворник

27. «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы . Александр Сергеевич Пушкин

28. «Церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности». Патриарх Алексий II

29. «Не думай о себе, думай о товарищах; товарищи о тебе подумают.
Вот первая воинская заповедь». Генерал Михаил Драгомиров

30. «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам». Равноапостольный Кирилл, учитель словенский

31. «Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной, а оставшиеся ближние их, да и все вообще, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере». Преподобный Макарий Оптинский

32. «Когда я встретился лицом к лицу с русскими ранеными воинами, я убедился, какая бездна христианской любви и самоотвержения заключается в сердце русского человека, и нигде, может быть, они не проявляются в такой изумляющей силе и величии, как на поле брани». Преподобный Серафим Саровский

Андрей Сегеда

Вконтакте

Патриотическая идея в последние годы стала главной разменной монетой современных по-литиков. Патриотами представляют себя люди самых разных мировоззренческих взглядов и ценностных ориентаций.

На этом фоне обострилась идеологическая борьба по поводу отношения к православной церкви, которая в силу своего исторического происхождения в нашей стране, всегда занимала положение главного апологета и фундатора принципов патриотизма. Поразительно, с какой яростью политики вроде бы патриотической направленности, но атеистических взглядов пре-пятствуют любым попыткам восстановить в государственной идеологии и образовании опору на православные ценности.

В таком контексте, развёртывание темы «Русский патриотизм и православие» требует, прежде всего, ответа на принципиальный вопрос: «Возможен ли русский патриотизм без пра-вославия?»
Рассмотрим в этом ключе, какие могут быть подходы к понятию патриотизм. Вряд ли в се-годняшних реалиях актуален смысл, который закладывали древние. Вспомним Тиртея:
«Край же покинуть родной, тебя вскормивший, и хлеба
У незнакомых просить – наигорчайший удел».1
Сегодня экономическое благополучие даёт скорее эмиграция, чем жизнь в России, и соот-ветственно космополитизм мировоззрения, нежели патриотическая ориентация.

Для многих патриотизм – это великодержавная гордость, оставшаяся от ощущения сверх-державности СССР. Чувство вполне реальное, но бесплодное, ввиду отсутствия объективной реальности государства о котором идёт речь. Думается, именно такое понимание патриотизма как гордыни по поводу минувшей славы, вызвало нелицеприятное определение Л.Толстого: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев».

Однако, сильнее, хочется надеяться, современные патриотические настроения наших людей созвучны позиции М. Волошина. Когда ему предложили эмигрировать из охваченной граж-данской войной России, он сказал: «Когда мать больна – дети с нею». И никуда не уехал.

Действительно, какое-то чувство сроднённости с землёй, к счастью ещё есть в народе. Ко-гда в одной из передач ток-шоу «Акуна матата» (июнь 1999) выступал молодой человек, пред-лагавший для решения экономических проблем «распродать Россию» в буквальном смысле этого слова (он сидел и отрезал куски от карты России), присутствующие в студии девочки и мальчики явно чувствовали себя неуютно. В общем-то, опыт торговли территориями в миро-вой практике существует. Само по себе, это вроде бы и не страшно. Однако, процесс резанья карты вызвал похоже отторжение.

Впрочем, никто из участников разговора не смог внятно ничего противопоставить вопросу автора идеи: «А вам что – тайга нужна?». Никто не спросил этого человека: «Слушай, может, продашь мне ногу?», «А метра три кишок?», «Может, почку по дешёвке уступишь?». Каждый народ, подобно любому организму растёт и развивается, достигая определённых размеров, распространяясь по той или иной территории, подобно то-му, как один человек может быть очень маленького роста, а другой – великаном. Это никак не связано с его внутренней зрелостью, но является органическим физическим свойством, кото-рое не очень зависит даже от численности народа. В момент рождения и начального развития народ мог занимать иное пространство, но свести сложившуюся в конечном итоге территорию к первоначальным границам аналогично отсечению частей тела человека: невозможно сделать из взрослого пятилетнего ребёнка. Можно получить только инвалида. Конечно, бывают слу-чаи, когда можно продать часть своего тела, но какова цена?

Видимо, в ощущении естественного пространства народа и своей личной связанности со своим народом и заключается тот подлинный патриотизм, на котором пока ещё держится единство России.
Естественно, при подобных рассуждениях возникает вопрос: а как быть с СССР? Действи-тельно, вроде бы та же самая ситуация. Однако надо учесть, что территория народа и террито-рия государства – не одно и то же. Стоит подумать и о возрасте народа, и о естественных гра-ницах его расселения, сложившихся к моменту достижения «взрослого» состояния.
Возраст великорусского народа, видимо, нужно отсчитывать от начала становления Мос-ковской Руси (как по Л. Гумилёву), т.е. примерно в 700 лет, так как с этого времени начинает-ся тенденция собирания русских земель, в противоположность тенденции распада умирающе-го древнерусского этноса.

Любой нынешний студент, изучавший курс культурологии знает, что исследователи, ори-ентирующиеся на биологические характеристика развития этноса указывают период сущест-вования народа в пределах 1000–1200 лет. Следовательно, русский этнос находится сейчас в периоде поздней зрелости, когда уже нет энергии роста и пройден период максимальной внешней активности, но ещё далеко до старения и распада.

Оглядываясь назад, легко заметить, что «взрослого размера» великорусский этнос достиг к середине XVII века, вращивая без особого сопротивления в свой организм многочисленные этносы Поволжья, Урала и Сибири. В это время карта России выглядит чуть меньше, нежели современной РФ. Именно тогда, до Переяславской Рады, территория народа и территория государства совпадали также как и сейчас. Не существовавшую тогда проблему создаёт сегодня только Кавказ. Впрочем, от этого мало что меняется.
Дальнейший рост государства связан с присоединением земель, на которых формировались или существовали ранее этносы, обладавшие энергией роста и тяготением к собственной го-сударственности. Они тянулись к России как к мощному магниту, но, в то же время, оформля-ли качества этнической самодостаточности. В общем-то, границы, хоть и небесспорные в де-талях сложились правильно.

Начиная со второй половины XVII века до начала 90-х годов ХХ, Россия не соответствует этническому государству великорусского народа, каким оно оформилось во времена первых Романовых. Это государство имперского типа, где великорусский народ является цементи-рующим, но лишь одним из компонентов.

Распад СССР – следствие нормального процесса возрастного уменьшения магнетической энергии России и пропорционального усиления тенденции этнической самореализации тех народов, которые имели стремление к собственной государственности. Конечно, это процесс сложный, болезненный, но не трагический. Расчленение же по этой логике РФ – настоящее распиливание живого тела. Нельзя забывать, что до сих пор более 80% населения нашей стра-ны считают себя этническими русскими.
Тут возникает неизбежный вопрос: какие факторы нужно считать достаточными, чтобы рассматривать как единое целое население, рассредоточенное по огромной территории, раз-ные части которой соприкасаются с весьма различными этнокультурными ареалами мира и может быть могут существовать в некоем режиме самообеспечения. Очевидно, ни экономиче-ские, ни кровнородственные, ни даже политико-административные условия недостаточны. Необходимо духовное единство, позволяющее каждому человеку ощущать себя частью некое-го целого, ради которого он готов отказаться от части (иногда очень большой части) своих личных интересов, возможностей, собственности.

Понимание национальной самодостаточности России не может осуществиться без фактора духовной детерминации. В отличие от роста человека, рост народа не может рассматриваться как исключительно физиологический процесс. Люди осознают общность между собой, прежде всего, духовно. Естественно, для России православие – фактор принципиальнейший. Во мно-гих смыслах, и сейчас, когда в России всерьёз воцерковлённых людей, видимо, не более 12-15%, быть русским всё-таки означает быть православным. В этом я убедился, когда, анкетируя своих студентов, задал вопрос об их вероисповедании. Для меня большой неожиданностью стало то, что 80% назвали себя православными. После этого, внимательно анализируя данные разных социологических опросов, узнал. Что так себя идентифицируют жители разных регио-нов страны. Поразительно, как 70 лет жесточайшего государственного атеизма до сих пор не истребили в нашем народе православных вероисповедальных ориентиров. При том, что пока-затели реальной воценковлённости пока совершенно иные. Россия не смогла бы не только до-расти до нынешнего физического размера, но и в принципе сохраниться в окружении сильных враждебных народов, если бы не была православной. События последних столетий от старо-обрядческого раскола до атеизма советской эпохи сильно осложнили ситуацию, но сейчас многое можно исправить, поскольку снята анафема со старообрядцев, а период безрелигиоз-ности государства сделал неактуальными многие духовные противоречия рубежа ХIХ-ХХ ве-ков. Россия осталась православной, пусть по традиции, по культуре, пусть маловерной, но православной. Во всяком случае, никакого иного мировоззренческого стержня, способного цементировать страну не видно.

Отсюда, никакого мотивированного патриотизма вне православия быть не может для по-давляющего большинства населения. Патриотизм меньшинств, естественно, мотивируется иначе. Более того, попытки развивать иные идеи, основанные на политическом опыте Россий-ской империи - СССР в патриотическом воспитании не могут не быть катализатором сепара-тистских движений и попыток расшатать российскую государственность.
Убедительным доказательством этого является идеология современного национализма наи-более близкого нам народа – украинского.

Системно взгляды эти позволяет анализировать недавно опубликованная книга Л. Г. Лукь-яненко «Национальная идея и национальная воля»2. Для автора Россия является главным, по существу, единственным врагом Украины. Для определения нашей страны он знает только одну формулу – российский империализм. Причём Россия – враг органический, не политиче-ский, а именно органический, потому что русский народ – это «славянизированные финно-угры с сильным татарским элементом», т. е. люди, не имеющие ничего общего с украинцами. Рассуждая об отношении к ситуации в России, он пишет: «Родители-националисты могли бы стремиться отправить своего сына в Чечню на помощь чеченцам бить кровавую московскую империю, потому что пока не начнётся вторая стадия её дизъинтеграции и бывшие автоном-ные республики не станут независимыми государствами, Украина не может чувствовать себя в безопасности»3.
В отношении пророссийски настроенных граждан Украины, которых, как показывают вы-боры около половины населения, Лукьяненко имеет такую точку зрения: «В Украине живет много таких московитов, которые органично не принимают идею независимости Украины… Они в Украине – носители идеи великой имперской России: это пятая колонна московского империализма, которая при малейшей возможности воткнёт штык в спину украинского госу-дарства, чтобы возобновить над Украиной власть Москвы… на них действует только сила. И совета иного с ними нет, кроме как быть сильными и держать над ними мощный кулак – тогда они будут покорны. А ещё лучше было бы выселить их с Украины в порядке междержавного обмена»4.
Понимая религиозное единство Украины и России, Лукьяненко обрушивает свой гнев и на христианство: «Я ненавижу христианское смирение и «непротивление злу насилием». Мне нравится дохристианский принцип справедливости: на силу следует энергично отвечать си-лой. Или, как говорили древние римляне, vim vi repellere licet. Я ненавижу подлую догму, ко-торую творцы христианства распространяли (не между собой, но среди украинцев): нет власти не от Бога»5. «Греческие политики с целью ослабления Княжеской державы и уменьшения угрозы её для Византии пришли в Украину в поповских рясах, поделили наш народ на при-верженцев своего христианства и защитников чужого им язычества (язычник – это национа-лист) и тем самым достигли своей политической цели - ослабили Киевскую империю»6. «В иудейской Библии сказано: не поклоняйся чужим богам! Это хорошо сказано: христианский Бог для нас чужой. Поэтому давайте вернёмся к Родной украинской национальной вере»7.

Хочется спросить у пана Лукьяненко: где были бы сейчас потомки древних русичей. И во-обще существовали бы они, не прими св. Владимир Великий христианство. Но на эту тему наш писатель задумываться не хочет. Для него украинцы – неизменяемая константа.

Впрочем, на Украине есть кому задуматься о месте православия в жизни страны. Доктор исторических наук, профессор Л. Грач в статье «Как нам спасти Отечество?» пишет: «Граж-данам бывшего СССР, как преемникам государствообразующего русского народа, который исконно является носителем православия, сегодня усилиями идеологов Запада пытаются при-вить восприятие и в итоге взять за образец вместо человека духовного – «человека экономиче-ского» как качественно нового прогрессивного типа. Это прообраз будущего идеала человека – носителя идей глобализма в условиях нового мирового порядка». «В эпоху князя Владимира православная вера была единственной силой, способной «сплотить раздробленное государство, вдохнуть новую жизнь, дать великое будущее». Православие должно стать главной госу-дарственной осью России»8.
Слова эти особенно ценны, на мой взгляд потому, что их автор - лидер крымских коммуни-стов! Это как должна была измениться ситуация, чтобы прямой наследник гонителей право-славия начал высказываться подобным образом! Видимо, профессионализм историка оказался сильнее партийного идеолога.

В любом случае, процессы на Украине дают нам предостережение: не будете иметь духов-ного единства – будет хуже. Что может нас объединить нас кроме православия?!
Вспомним. Как молился почти 1000 лет назад св. Илларион, митрополит киевский в «Слове о Законе и Благодати»9:
«Да не скажут другие: «Где Бог их?»
не попусти на нас скорби и голода,
и напрасных смертей – огня, потопления.
Да не отпадут от веры нетвёрдые верой,
Мало накажи, но много помилуй,
Мало порань, но милостиво исцели».

1 Лирика древней Эллады и Рима. – М., 1990. – с.58
2 Лук’яненко Л.Г. Нацiональна iдея i нацiональна воля. – К., 2006
3 Там же. С.275
4 Там же. С. 34
5 Там же. С. 91
6 Там же. С. 23
7 Там же. С. 95
8 Коммунист, 2007, 3 августа
9 Альманах библиофила. – М., 1989. – С.199

Деятельная любовь не только к Православной Церкви, но и к Отечеству, именуемая патриотизмом, есть такая же нравственная обязанность христианина, как любовь к ближним.

Отечество - страна, где мы родились, физически развились, окрепли и возмужали, где живут наши родители, но историческая Родина это там, где жили наши предки, где покоится их прах, где, быть может, ляжет и наш прах, где жили и живут люди близкие и дорогие нашему сердцу; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и главное духовную культуру, которой и живем в этом мире. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством. Ранее в Российской империи, Церковь определяла цели для народа, а государство обеспечивало реализацию таких целей, одной из главных которых является спасение души человека от греха. Россия сейчас, как и раньше, сохраняет Православную веру, указывая человечеству на Правду Божию. Следует различать страну, где родился и откуда родом твои предки, уважая оба эти отечества.

Любовь к отечеству так же естественна, как и любовь к себе, и она в зародыше есть у каждого человека. Патриотизм есть явление всеобщее в человеческом роде, и он также естественен, законен и понятен, как все обычное и необходимое в жизни человека. Есть народы без всякого развития, но мы не найдем такого народа, у которого чувство любви к своему Отечеству не проявляло бы себя высокими примерами самоотвержения. Любовь к Отечеству не может быть отделена ни от любви к семье, ни от любви к Родине, к ее природе, к городу или селу, в котором человек родился и рос, школе, в которой он учился, к друзьям, к родным, к землякам, к единоверцам, к родным обычаям, к истории своей страны, к согражданам. Родина, духовной культурой которой мы росли и возмужали, в значительной степени способствовала созданию в нас духовной личности с определенными взглядами и понятиями, духовно-умственным настроением и мировоззрением, где удивительно переплетается русские или скорее российские традиции и нравы той страны, где мы выросли.

Любовь к Отечеству и землякам зарождается и воспитывается прежде всего в семье: будучи же воспитана здесь, как любовь к родителям, братьям и сестрам, родственникам, друзьям и товарищам, она затем со вступлением человека в жизнь, шире распространяется на больший круг людей, на свой народ, на Отечество.

По словам отца Михаила Чельцова любовь к Отечеству, - это ветвистое дерево, ствол которого корнями любви упирается внутрь сердца каждого, и первые ростки которого непременно проявляются еще в семье и среди общества ближних (2, стр. 159).

Коренное свойство истинной любви - активность и жертвенность (или самоотверженность). Любить свое Отечество такой любовью, должно было бы быть характеристикой каждого христианина. Эта любовь у него та же любовь, по которой «узнают ученика Христова», любовь, полагающая в требуемых случаях «душу свою за други своя» (Ин. 13:15).

Христианская вера указывает людям для подражания и многие примеры трогательной любви и привязанности к Отечеству в пророках Аврааме, Иакове, Моисее, Иеремии, как плененном народе библейском так, так и в русском в новейшее время. Высочайший пример любви к Отечеству представляет Сам Господь Иисус Христос. Будучи послан на землю для спасения всего мира, Он прежде всего пришел к своим единоплеменникам, «к овцам погибшим дома Израилева» (Мф. 10:6). Избрал местом Своей проповеди неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главы преклонить, и, несмотря на то, что видел одну ненависть и преследование со стороны соотечественников, старался «собрать их около Себя, как птица собирает своих птенцов под свои крылья»; когда же они этого не восхотели, не приняли Его, возненавидели, захотели убить, Он милосердный скорбел и плакал об их ослеплении, предвидя ожидавшую их погибель (Мф. 23:37). Любовь святого апостола Павла к своему народу была такой огромной, что он, скорбя о нем своим сердцем, желал быть сам отлучен от Христа и, если бы только можно было пред судом Божиим, готов был пожертвовать самим спасением своим для братии своих израильтян (Рим. 9:3).

История Православной Церкви представляет нам много высоких примеров патриотизма. Самый поучительный пример любви к Отечеству нам показали первые христиане. «Их ненавидели, гнали, мучили и убивали свои сограждане-язычники, соотечественники. Они же безропотно несли все гражданские повинности, со всей верностью служили в армии, никогда не нарушая общественного спокойствия, со всей добросовестностью исполняли все государственные постановления и только тогда, когда их принуждали отречься от Бога Христа, они говорили язычникам, что надо повиноваться более Богу, чем людям. Для своего Отечества они делали все, что только согласно было с духом христианства. Никто не приносил столько добра Отечеству, сколько приносили его христиане своими добрыми нравами, благотворительностью, верностью, терпением и своими молитвами» (3, стр. 281-282).

Русский народ хранит и свято чтит и особенно в настоящее время, память и подвиги на благо Родины, - святых Александра Невского и Дмитрия Донского, святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, преподобных Иова Почаевского и Сергия игумена Радонежского и многих, многих других святых в Земле Российской просиявших, Новомучеников и Исповедников Новых Российских. Они были не только великие подвижники благочестия, но одновременно великие патриоты, активные участники созидания Российского государства.

Патриотизму или любви к Отечеству противоположен так называемый космополитизм. Космополитизм проповедует любовь ко всему человечеству, подразумевая под отечеством весь мир, проповедует так называемое всемирное гражданство, не допуская никакой особой любви к своему Отечеству. Космополитизм, мечтая об общих каких-то интересах человечества, внушает любить всех обитателей земли, всех стран и народов равной любовью, так этим он сродни экуменизму, который осужден Православной Церковью как ересь ересей. Такой бездушный космополитизм не имеет для себя основания ни в естественном настроении людей, ни в христианской религии. В истории человечества космополитизм, вследствие пропаганды глобализма, только в настоящее время приобрел основания для развития современной экономической мировой системы. Ранее он был совершенно несбыточен, оставаясь одной пустой мечтой, и сейчас он остается чрезвычайно вреден и разрушителен для общественной и государственной жизни, ибо под предлогом всеобщего человеколюбия поселяет и питает в людях одно равнодушие, холодность и бесчувственность к ближним и ослабляет все общественные связи и отношения.

Космополитизм, «равная любовь ко всем», не понимающая ни народа, ни племени, ни нации, ни языка, ни религии, по существу, есть отрицание всех задач своей Родины, религии, народа, отречение от богатства своих знаний, свободы, труда и славы национальных народов.

Так космополитизм есть искажение христианской любви. В нем отсутствует ее существенный признак - самоотречение и актуальность (то есть конкретность видения мира). Гуманная любовь только на языке, одно наименование, прикрытое ярким названием, как на сникерсе для детей, она не является любовью деятельной, которая отрицает эгоизм. Никаким «интересам всего человечества» невозможно заменить любви к Родине, к семье, к родному очагу и родственникам. Объектом любви космополита является «человечество», - понятие отвлеченное, а не «человек», «ближний» или «соотечественник». В этом искажении христианской любви нет ни Бога, «Первоисточника любви», ни «ближнего» для проявления любви в жизни, в конечном счете, человек- космополит любит только себя и никого больше.

Христианство признает законными и по воле Самого Бога созданными гражданские союзы людей, или государства. Тем самым Павославная Церковь освящает естественное в человеке чувство привязанности к народу, который для него свой и которого он составляет органическую часть. Считать себя гражданином всего человеческого мира в существе то же, самое, - чтобы вовсе не считать себя гражданином и отказываться от всяких общественных обязанностей. Раздельное существование различных народов предопределено Самим Промыслом Божиим (Деян. 17:16). При единстве своего происхождения и главного назначения, народы имеют каждый свою особенную временную задачу и чем лучше выполняют ее, тем больше содействуют общему благу человеческого рода. Таким образом, не космополитизм, а патриотизм служит истинным выражением любви к ближним, которую дает нам Православная Церковь, как одну из главных добродетелей (3, стр. 283-284). Только истинный патриот есть в то же время истинный друг человечества и лучший ближний наш, а тот, «кто о своих, особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Так русский православный человек всегда жил по церковному уставу и беспокоился, чтобы домашние его и ближние соседи были призваны Богом ко спасению от греха мира сего.

Литература:

1. Библия. Москва. 1987.

2. Проф. прот. М.Чельцов. Христианское миросозерцание, ч. II. Петроград, 1917.

3. Священник М.Менстров. Уроки по христианскому нравоучению, изд. 2-е, СПб, 1914.

.