Стресс в условиях боевых действий. Психологические операции и противодействие им

Стратегические психологические операции осуществляются в интересах достижения долгосрочных целей, призванных создать благоприятную психологическую обстановку для ведения военных действий. Такие операции обычно носят глобальный характер.

Оперативные психологические операции осуществляются в интересах достижения среднесрочных целей, в поддержку военных кампаний иди крупных операций. Объектом таких операций обычно является население определенного региона.

Чтобы лучше понять принцип психологических операций, тактический командир должен сосредоточиться на двух основных аспектах определения: психологических действиях, отношениях и поведении. Слова, падающие с неба, прилипшие к стенам или путешествующие по воздуху, хорошо работали во многих прошлых войнах. Поэтому неудивительно, что эти средства коммуникации приходят сразу на ум, когда мы говорим о психологических операциях. С другой стороны, это ограниченное воздействие способствовало ограниченному видению современных психологических операций.

Тактические психологические операции осуществляются в интересах достижения краткосрочных целей, в поддержку командиров тактического звена. Объектом таких операций обычно является противостоящая группировка войск противника.

Психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы населения и военнослужащих противника с целью внедрения в их сознание необходимых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли, склонению их к отказу от боевых действий, предательству, сдаче в плен или дезертирству.

Мы склонны применять мысль о двух великих войнах к современным психологическим операциям. С другой стороны, наши оппоненты, такие как «Аль-Каида», смогли воспользоваться новыми технологиями и сделать их движущей силой своей запланированной психологической деятельности.

Более того, недавний пример иллюстрирует эффективность этого оружия в руках одного из новейших аффилированных лиц Аль-Каиды, группы Аль-Заркави в Ираке. Тем не менее, он получил всемирную известность всего через месяц благодаря сочетанию актов большого насилия и пропаганды в Интернете.

При правильном планировании психологические операции предшествуют применению военной силы, а затем сопровождают либо дополняют её использование. Они осуществляются в рамках государственной политики, а их военная и прикладная стороны согласовываются и координируются с деятельностью соответствующих правительственных учреждений.

Отношение и поведение. Проще говоря, психологические операции направлены на то, чтобы попытаться изменить отношение и поведение целевых аудиторий. Таким образом, все психологические операции направлены на достижение трех целей. Встряхнуть волю противника и подорвать мораль и эффективность войск, высевая сомнения, несогласие и недовольство; Усилить чувства симпатической целевой аудитории; Получите поддержку от незарегистрированных или нерешенных аудиторий. Хотя конечным состоянием психологических операций является изменение взглядов и поведения, они должны быть поставлены в более широком контексте, поскольку изменения неотделимы от человеческой природы.

В качестве схемы психологической операции против гражданского населения, рассмотрим этапы подготовки общественного мнения к войне в регионе Z. Пропагандисты должны убедить общество, что военные действия неизбежны и отвечают интересам нации, правовым нормам и принципам гуманизма.

Этап 1. Обществу внушают: в регионе Z сложилась аномальная ситуация .

В большинстве случаев воздействие психологических операций не является непосредственным и, как правило, со временем ощущается. Результаты редко так же легко подсчитываются, как подсчет тел после кинетической борьбы. Когда тактический командир разрабатывает свой план психологических операций, он должен знать основы этого вида деятельности, чтобы оценить его преимущества, недостатки, варианты и ограничения. Без четкого понимания этих принципов он не сможет максимально использовать этот мощный инструмент.

Террорист как множитель сил в психологических операциях: боевики ХАМАСа. Понимание мнения является краеугольным камнем изменений в подходах и поведении и центральным элементом любого планирования психологических операций, требующих максимального внимания. Другими словами, чтобы изменить отношения и поведение, важно иметь хорошее понимание факторов, влияющих на то, как человек строит свое мнение и, следовательно, как они будут реагировать в данной ситуации. Для планирования психологических операций требуется много изобретательности, анализа и времени для достижения желаемого эффекта для целевой аудитории.

Шаг 1. Создается виртуальный образ. В СМИ появляются репортажи-инсценировки, сделанные якобы в регионе Z. Иллюзия достоверности достигается рядом специальных трюков (дрожащая телекамера). Репортер «под свист пуль» рассказывает, что в регионе Z неспокойно, потому что тут диктатура/безвластие.



Шаг 2. Свидетельства «очевидцев». Специально подготовленные свидетели и пострадавшие разоблачают дикие порядки, царящие в регионе Z. «Чудом выжившая» девочка рассказывает, как расстреляли её отца и брата. «Такое у нас происходит каждый день», - будничным тоном говорит она.

Современный солдат - не только специалист по технике в своем искусстве, но и продукт социальных норм своего общества - иногда почти до избытка. В этой связи важно отметить, что мы часто склонны интерпретировать поведение других в соответствии с нашим собственным опытом и судить их в соответствии с отношениями и поведением, которые мы считаем приемлемыми. Во многих случаях этот этноцентризм и присущие ему предубеждения не позволяют нам правильно понять ситуацию. Важно признать и избежать такого рода психического процесса, потому что было бы неправильно полагать, что другие думают и реагируют, как большинство западных людей.

Шаг 3. Наклеивание ярлыков. Путем настойчивого использования определенных метафор в общественное сознание внедряются стойкие негативные ассоциации и ярлыки. «Политический режим в регионе Z - фашистский», «Власти региона Z- бандиты и террористы».

Этап 2. Пропаганда навязывает обществу определенную программу действий.

Культура, коды, нормы, язык и история - просто назвать несколько - помогли создать гетерогенный мир. Люди в разных регионах адаптировали свое отношение и поведение в соответствии с их окружением и коллективным опытом. То есть, чтобы понять их, мы должны научиться думать так же, как они.

Известный теоретик Уолтер Липпманн разработал модель изменения взглядов и поведения, которая основана на восприятии отношений и поведения. По словам Липпмана, ошибка заключается в том, что есть общая воля. Это означало бы, что группа людей из одного и того же социального фона будет основывать свои действия на одном и том же общем мнении.

Шаг 1. Ложная аналогия. Психологическая ловушка, основанная на тяге людей к типологизации событий. «Когда-то в Косове (в Чечне, в Афганистане и т.д.) было так же, как сейчас в регионе Z. Поэтому мы знаем, что случится, если сейчас не принять меры».

Шаг 2. Исключение альтернатив. Спорное решение выдается за единственно возможное, альтернативные предложения замалчиваются. Общество настойчиво убеждают: иного не дано. «В регион Z нужно ввести войска». «...Нужно ввести войска». «... Ввести войска».

Липпманн предполагает, однако, что люди формируют мнения, интегрируя стереотипы, чтобы осмыслить мир. Люди могут упорядочить ситуацию таким образом, чтобы они могли реагировать. Он добавляет, что независимо от того, что мы считаем истинным, мы берем его для самой окружающей среды. Образы, которые люди делают из себя, других людей, их потребностей, своего смысла и их отношений, формируют общественное мнение. Эти образы диктуют, как реагируют конкретные группы. Короче говоря, если люди имеют один и тот же социальный контекст, они могут иметь сходные или разные взгляды и поведение в зависимости от их мнений или их интерпретации данной ситуации.

Шаг 3. Историческая подтасовка. Намеренная подгонка исторических фактов под заданную версию текущих событий. «Регион Z всегда был взрывоопасным. Только нам удавалось поддерживать там гражданский мир и обеспечивать благополучие граждан».

Этап 3. В регионе Z начинаются военные действия, приводящие к гибели людей и серьезным разрушениям.

Преобразование «Аль-Каиды» в идеологию «Аль-Каиды» является хорошей иллюстрацией теории Липпмана. Задачей Аль-Каиды было воссоздать мусульманский халифат, то есть транснациональную конфедерацию. Для этого Усама бен Ладен призвал террористов из всех слоев общества - людей из американского среднего класса, европейских мусульман и молодых мусульман, лишенных свободы на Ближнем Востоке, - совершать террористические акты во всем мире. Даже если эти люди имеют различное происхождение и жизненный опыт и, как результат, должны иметь мнения, отражающие «общую волю» их социального контекста, ясно, что это не так.

Шаг 1. «Забалтывание» темы. Сообщения из района боевых действий оттесняются на второй план, «забиваются» массой ярких «легких» новостей. «Сенсация! В зоопарке города N родился первый в мире фиолетовый крокодил... Певец M. покалечил тёщу... Сегодня в регионе Z был сбит наш вертолёт...В Эфиопии засуха... В Риме выставка...».

Шаг 2. Понижение эмоциональной оценки. Информация о жертвах и разрушениях сообщается нейтральным, бесстрастным тоном, чтобы общество начало относиться к войне как к рутине. «Сегодня подорвался на мине БТР третьего полка. Погибли 12 человек. Напомним, что это уже третий инцидент с начала недели: во вторник в перестрелке пострадали двое рядовых, а в среду смертельное ранение получил один военнослужащий».

Особо продуманные сообщения Усамы бен Ладена о западных преследованиях гармонизировали отношения и поведение этих людей, действуя на их мнения и, следовательно, ставя их в прямое противоречие с тем, что можно было бы ожидать от их образования, если бы понятие действительно будет существовать.

Можно подумать, что такое мнение неуместно в обсуждении военно-психологических операций, когда на самом деле это определяющий фактор. Для достижения целевой аудитории целеустремленным образом специалисты по психологическим операциям должны понимать сложный характер процесса и желать инвестировать время и ресурсы, необходимые для понимания процесса формирования мнений. Для этого антропологи, лингвисты и историки столь же важны для ведения войны, как танки, пулеметы и артиллерия.

Шаг 3. Фальшивая социология. Подтасовка замеров общественного мнения для оправдания неудачной военной операции. «Вопреки досужим домыслам о непопулярности операции в регионе Z 76% наших граждан - за продолжение боевых действий».

Отдельные шаги приведенной выше схемы в реальности выглядели следующим образом.

Подготовка к военной операции в зоне Персидского залива шла под лозунгами восстановления утраченной независимости Кувейта, защиты Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара и Омана от агрессивных намерений С. Хусейна, защиты свободы мирового судоходства в Персидском заливе, защиты нарушаемых прав курдов и шиитов Ирака и необходимостью установления демократического режима правления в этой стране. Сообщалось о наличии у Ирака огромных запасов химического оружия и планах его возможного применения, об активных работах по созданию ядерного боеприпаса, о поддержке С. Хусейном ряда террористических организаций и т.д. Ярким эпизодом пропагандистской кампании явились свидетельские показания кувейтской девочки о зверствах со стороны иракских солдат на территории Кувейта. Якобы они вынесли из родильного отделения пятнадцать новорожденных и положили их умирать на бетонный пол. В течение сорока дней после данных свидетельств Президент США Дж. Буш десять раз обращался к этой теме в своих выступлениях. Впоследствии оказалось, что девочка была дочерью посла Кувейта в США и её история не более чем вымысел.

Разграничение целевой аудитории является еще одним ключевым элементом современных психологических операций. Тем не менее, во многих случаях это, как представляется, игнорируется, поскольку целевые аудитории только демаркируются в рудиментарной форме, если вообще. Однако целевые аудитории для психологических операций должны быть ориентированы на цели и желаемые результаты на раннем этапе процесса планирования. Упражнение на самом деле похоже на анализ, который тактический командир сделал бы на местности, прежде чем разрабатывать свой план атаки.

Массированной дезинформации подверглось мировое сообщество относительно так называемой «гуманитарной катастрофы» в Косово. После ввода на территорию Косова миротворческих сил представители гуманитарных организаций завезли 40 тысяч пластиковых пакетов для перезахоронения жертв так называемого «холокоста косовских албанцев». Однако было обнаружено не более 2 тысяч трупов. Впоследствии премьер-министр Великобритании Тони Блэр подвергся резкой критике со стороны оппозиции и СМИ за обман английского народа.

В соответствии с доктриной Канадских сил существует четыре категории целевой аудитории. Конечная целевая аудитория: фактическая и целевая аудитория и конечный получатель сообщения. Промежуточная целевая аудитория: группы, которые являются или не являются частью целевой аудитории, но могут иметь преимущество над конечной аудиторией. Видимая целевая аудитория: аудитория, которая, как представляется, является объектом сообщения, но не обязательно является фактической, предполагаемой или конечной целью сообщения. Неожиданная целевая аудитория: Аудитория, которую планировщик не планировал присоединиться, но получил сообщение для другой аудитории. Целевые аудитории должны быть очерчены для различных практических целей, в том числе для оптимизации ресурсов.

Психологические операции по осуществлению культурной экспансии и диверсий проводятся с целью распространения своих культурных идеалов и принципов среди населения других стран, что, с одной стороны, приводит к установлению моральной и нравственной зависимости вторых от первых, а с другой - способствует нарушению устоявшихся культурноэтических представлений в обществе, приводит к деградации национальной сознания.

Вместе с тем чрезвычайно важно уважать в этом упражнении один из основополагающих принципов войны, а именно отбор и поддержание цели. В этой связи теперь принято под влиянием средств массовой информации, общественного контроля, правительств и технических достижений, таких как Интернет, - что тактические командиры инвестируют значительное количество времени и ресурсов для объяснения для международного сообщества действия, проводимые на поле битвы. Если геополитическая реальность требует проведения таких связей с общественностью, это не должно быть связано с эффективностью предпринятых психологических операций.

Особый эффект дает разжигание национально-культурных противоречий. Этнические, религиозные и другие меньшинства представляют собой первоочередной объект воздействия.

Национально-религиозные противоречия послужили основой для затяжного конфликта в Югославии, на территории Северного Кавказа и в Закавказье.

Накануне войны в Персидском заливе проводилась целенаправленная американская пропаганда на курдов. США удалось спровоцировать антиправительственные выступления в Иракском Курдистане, что вынудило Багдад направить туда дополнительные войска.

Командир тактики должен знать, являются ли люди в первую очередь психологическими операциями теми, кто хочет убить вас или тех, кто еще не выбрал свою сторону. В отношении широкой общественности, стратегические связи и дипломатия, два подхода, которые выходят за рамки тактики, могут быть более уместными. Это не означает, что больший контекст не касается тактического командира, а скорее, что тактический командир не должен упускать из виду эту задачу. То же самое касается оперативных и стратегических командиров.

Они должны быть разумными в объединении своей деятельности с оперативной и стратегической деятельностью посредством эффективных информационных операций, а не психологических операций, чтобы иметь согласованное, скоординированное и непосредственное влияние на информационный контекст в целом.

Консолидирующие психологические операции проводятся в интересах воздействия на население нейтральных и дружественных стран, а также на население своего государства. Они преследуют цель формирования лояльного отношения, а на своё население и население дружественных государств с целью активной поддержки политики, проводимой субъектом воздействия.

Характеристики целевой аудитории, которые необходимо учитывать в контексте психологических операций, - это условия, восприимчивость и уязвимость. Обычно понимаются условия, которые влияют на целевую аудиторию, в которой целевая аудитория не имеет власти. Хорошие примеры - нищета, климат или место. Условия, и в частности их влияние на отношения и поведение, должны быть четко определены. Тонко организованная кампания убеждения может вызывать реакцию, влияя на состояние конкретной целевой аудитории, а затем вмешиваться, чтобы уменьшить, улучшить или просто использовать рассматриваемое условие средствами вне досягаемости этой аудитории.

Главными целями психологических операций при осуществлении миротворческой деятельности являются предотвращение или прекращение вооруженного конфликта.

Виды психологического воздействия

По мнению отечественных и зарубежных специалистов психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:

Информационно-психологическое;

Генерал Джиап описывает принятую кампанию убеждения следующим образом. Раньше у нас были лидеры, которые проповедовали независимость. Тем не менее, они не мотивировали фермеров, потому что они отказались давать им рисовые поля. Мы считаем, что социализм может мотивировать фермеров и рабочих.

Такой подход позволил Джиапу сделать граждан эффективными солдатами и положить конец колониализму в сельском Вьетнаме. Однако, не желая дискредитировать военное мастерство Джиапа, было высказано предположение, что успех этой кампании обусловлен главным образом точным определением и последующей эксплуатацией условия.

Психогенное;

Психотронное;

Психоаналитическое;

Нейролингвистическое;

Психотропное.

Информационно-психологическое воздействие – это воздействие словом, информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже массовые реакции, например, панику.

Психогенное воздействие осуществляется в результате физического воздействия на мозг человека в результате травмы головы или воздействия физических факторов (звука, освещения, температуры и т.д.), а также шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.д.). В результате психогенного воздействия человек не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в состояние ступора и т.д. В связи с этим появилось такое понятие как психогенные потери личного состава.

В ходе арабо-израильской войны (1973 г.) египтяне применили против Израиля реактивные системы залпового огня. Из 1500 израильских военнослужащих поступивших после огневого налета в госпиталь 800 не имели никаких физических повреждений.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие - это воздействие на людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

Массовая «телевизионная эпидемия» вспыхнула в Японии 1 декабря 1997 года после демонстрации очередной серии мультфильма «Покемон». Более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилепсии. По мнению психиатров, массовый недуг вызвали эпизоды, сопровождавшиеся многочисленными ослепительными разноцветными вспышками. Медики доказали, что мерцание красного цвета с частотой от 10 до 3030 вспышек в секунду вызвало сначала раздражение глазных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю сознания, судороги и даже спазматическое прекращение дыхания (удушье).

Наиболее известным здесь является «феномен 25 кадра», хотя его эффективность до конца не изучена. Кроме того, известны факты проведения работ по созданию генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга.

Психоаналитическое воздействие - воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма, и не подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.

Нейролингвистическое воздействие - вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей). Однако необходимость непосредственного контакта с объектом ограничивает сферу использования этого вида психологического воздействия.

Психотропное воздействие - воздействие на психику человека с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Не все указанные виды психологического воздействия используются в равной степени. В основном в ходе ведения психологической войны применяются информационно-психологическое и психогенное воздействие.

Психологическое воздействие в условиях вооруженной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможностей (сил и средств), требующихся для этого.

История свидетельствует о том, что попытки оказать психологическое воздействие на противника в целях его дезинформации, запугивания, деморализации предпринимались еще в глубокой древности государственными и военными деятелями Шумера, Вавилона, Египта, Китая, Древней Греции и Рима. В трудах Геродота, Ксенофонта, Плутарха, Юлия Цезаря описываются некоторые приемы, используемые в целях введения противника в заблуждение, порождения предательства и паники в его рядах, подрыва воли к сопротивлению. Среди них: распространение слухов о преобладающем числе (или, напротив, о незначительности) своих войск, о наличии нового, мощного оружия, о своей непобедимости, о якобы задуманном маневре, об измене (пленении) и бегстве командования, о хорошем обращении с пленными и др. В середине века славу известных

Специалистов по психологическому воздействию на войска противника снискали Чингиз-хан, Ришелье, киевский князь Святослав. Блестящие попытки осмыслить практику подрыва морального духа неприятеля предпринимались в трудах Ф.Бекона «О хитрости", Д.Свифта «Искусство политической лжи", Н.Макиавели и др. В более позднее время практические рекомендации по психологическому разложению противника вырабатывались А.В. Суворовым, Наполеоном и др. Все эти рекомендации формировались на основе примеров боевого опыта и не поднимались до уровня теоретически разработанных обобщений. На рубеже 19-20 веков деятельность военно-политического руководства многих стран по психологическому воздействию на противника как в военное, так и в мирное время, приобретает новое значение, большой размах и организационное оформление. Во Франции, в США и Великобритании создаются специальные органы ведения пропаганды и подрывных акций среди войск и населения противника, выходят первые работы, анализирующие и обобщающие опыт этой деятельности в годы первой мировой войны. Искусство «психологической войны", «психологического вредительства", «пропаганды» в полной мере проявилось в годы второй мировой войны. Один из идеологов германской стратегии, «психологического вредительства» Э.Баизе подчеркивал, что «психология, используемая в качестве военного оружия, является средством, влияющим на отношения наций к тем или другим событиям, в том числе к войне. Врага следует атаковать в его наиболее уязвимых местах (какая нация не имеет таких мест?). Необходимо подтачивать и ослаблять его сопротивляемость, необходимо убеждать широкие массы в том, что они обмануты, преданы и приведены к гибели своим же собственным правительством. В результате народ потеряет уверенность в правоте своего дела, что, в свою очередь, позволит политической оппозиции поднять голову и активизироваться. Организм враждебной нации- в начале единый, крепкий и сильный- должен постепенно раз ложиться, начать загнивать, распадаться на составные части с тем, чтобы в конце концов перестать существовать, подобно растоптанному лесному грибу. Для реализации этих целей в фашистской Германии было мобилизовано 25000 пропагандистов и 2500 специальных сотрудников, которые действовали в 45 странах.В интересах выработки научно обоснованных рекомендаций специалистам по психологическим диверсиям активно работала «психологическая лаборатория", в которой имелись отделы

«психологического вредительства». О размахе психологической борьбы в годы минувшей войны свидетельствуют и такие факты. Только на территории Европы американцы распространили 8, а в Англичане - 6 млрд. листов. Для этого было задействовано около 80% печатных мощностей Великобритании, около 500 артиллерийских подразделений, сотни тяжелых бомбардировщиков. Целенаправленно велся поиск наиболее действенных средств воздействия на психику людей. Так в 1945 г. на германскую территорию было сброшено большое количество зажигалок с инструкциями о поджоге, широко использовалось применение листовок, звуко- и радиовещания, распространение слухов и др. В настоящее время в западных странах, весь комплекс мер информационно- психологического воздействия на войска и население противника обозначается термином

«психологические операции». По мнению военно- политического руководства этих государств, такие операции представляют собой самостоятельный вид воздействия, эффективное оружие, применение которого может позволить вообще отказаться от военной силы. Например, существует твердая уверенность в том, что тысячи американских солдат в минувших войнах остались в живых, благодаря маленьким кусочкам бумаги, словам и идеям, забрасываемым на вражескую территорию и передаваемым по радио. В армиях НАТО организация психологических операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями, разрабатываемыми как для армий отдельных государств, так и для блока в целом. В рамках НАТО действует единая директива «О принципах планирования и ведения психологических операций». В армии США деятельность командиров в этом отношении определяется уставом FМ33-1 «Психологические операции». В нем подчеркивается, что психологические операции представляют собой скоординированную пропагандистскую деятельность и психологические действия. При этом, под пропагандой понимается систематическое, целенаправленное распространение с помощью средств связи и информации определенных идей с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и отношения или поведение объектов воздействия с тем, чтобы достичь прямых или косвенных выгод для своей страны.

Пропаганда может быть «белой» (если указывается объективный источник информации),

«серый» (если этот источник не упоминается) и «черной” (при сфальсифицированном источнике информации). Психологические действия- это осуществление конкретных мероприятий как в мирное, так и в военное время, направленных на подрыв потенциального или действительного престижа и влияния противника во враждебных, нейтральных или союзных странах и укрепление своего влияния и престижа. Система психологических операций, направленных на достижение общих стратегических целей определяется как «психологическая война». Психологические операции подразделяются на стратегические, оперативные и тактические. Они планируются и проводятся на основе решений главнокомандующих, командующих и командиров различных рангов в мирное и военное время. Основными направлениями ПСИОП считаются: убеждение общественного мнения в правильности, необходимости военного вмешательства; воздействие на военно- политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну; поддержка внутри страны противника оппозиции, сил сопротивления, рассовых, этнических, религиозных и других противоречий, подрыв доверия к руководству страны; руководство и содействие диссидентским элементам, взаимодействие с силами, ведущими борьбу в подполье; воздействие на население дружественных стран; содействие развитию доброжелательности населения нейтральных стран; подрыв морального духа, создание обстановки неуверенности и беспокойства среди личного состава армии противника, снижение его боеспособности; проведение аналитической работы по вскрытию уязвимых мест противника, подготовка и доведение до командиров тактического звена, а также групп и лиц, выполняющих задачи в районе боевых действий, соответствующей информации; оказание содействия в захвате населенных пунктов противника путем предъявления ультиматума и передачи призывов к капитуляции; оказание помощи командованию в осуществлении контроля за враждебно настроенным населением в зоне боевых действий; противодействие психологическим операциям противника и подрывным элементам; прогнозирование степени психологического воздействия на людей боевых действий. Как видно, решение перечисленных задач должно обеспечить достижение морально- психологического превосходства своих войск над войсками противника.

Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и что она направляется, в первую очередь, на изменение психологических состояний противника. Обосновывая роль психологии в организации и ведении психологической войны, известный американский специалист П.Лайнбарджер подчеркивает, что психолог может сказать каким образом страсти можно превратить в негодование, личную находчивость в массовую трусость, трения - в недоверие, предрассудки - в ярость. Во-вторых, установив, как настроен противник и факторы, определяющие его моральное состояние, психолог может предвидеть поведение войск противника в той или иной обстановке. В третьих, психолог может дать необходимые рекомендации оперативным работникам, ведущим психологическую войну о соблюдении чувства меры, о психологически целесообразном структурировании и оформлении информации. В четвертых, психолог может порекомендовать средства и методы пропаганды: радио, листовки, громкоговорящие установки, а также распространение слухов, обратную засылку пленных и т.д. Он может выработать план наилучшего использования всех имеющихся средств психологического воздействия по месту, времени, соотнесенности с военными, экономическими и политическими событиями. Таким образом, психология в рамках ПСИОП: указывает на те особенности человеческой и групповой психики, которые целесообразно подвергнуть воздействию; разрабатывает эффективные методы оценки психологического состояния противника; дает рекомендации специалистам, ведущим психологическую войну по планированию операций; вырабатывает критерии и методы оценки результативности психологического воздействия на людей. Создавая научный фундамент ПСИОП, военные психологи западных стран опираются на достижения различных психологических школ. При этом за основу принимаются следующие положения: о решающей роли бессознательного в детерминации человеческого поведения, о роли механизмов психологической защиты и способах их преодоления (психоанализ); о рефлекторном закреплении ("якорении", «зомбировании") определенным образом соотносящихся восприятий, переживаний, действий; о внушающей силе структуры, эмоционального тона, пространственно-временных характеристик информации (бихевиоризм, нейролингвистическое программирование); о роли «ментальных схем» в восприятии человеком окружающего мира, происходящих событий и информации (когнитивная психология); о структуре и динамике потребностей человека (гуманистическая психология) и др. Психология помогает организаторам ПСИОП выявлять наиболее слабые звенья в морально- психологическом состоянии противника и научно обоснованно строить тактику психологического давления на него. Она рекомендует широко использовать в этих целях национальные, социальные, религиозные противоречия, трудности, с которыми сталкиваются войска противника (голод, холод, плохое материально -техническое обеспечение и др.) ; распространять слухи и дезинформацию о значительном превосходстве своих войск, больших потерях противника, различие интересов и целей разных категорий военнослужащих; активно работать с военнопленными и др. Выводы психологии активно используются для придания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усваиваемости, «просачиваемости» в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуатации закономерностей человеческого воприятия, так называемых «эффектов».Среди них хорошо изученным на сегодняшний день являются: эффект первичности, эффект авторитета, эффект «голос пророка"; эффект повторения; эффекты возложения ответственности и др. Эффект первичности. Специалисты ПСИОП исходят из того, что первое сообщение о каком-либо событии оказывает более сильное воздействие, чем последующие. Оно как бы создает своеобразную установку, формирует отношение человека к происходящему. Другая информация, в этом случае, будет воспринята лишь тогда, когда удастся изменить сформировавшуюся позицию человека, что существенно сложнее. В последствии, источник информации, первым сообщивший о том или ином факте будет оцениваться как более предпочтительный. Поэтому важным принципом ПСИОП является оперативность информирования объектов воздействия о текущих событиях, изменении обстановки и др. Эффект авторитета. В психологии хорошо известно, что чем авторитетнее источник информации, тем больше сила ее внушающего воздействия на людей. Учитывая это, практики ПСИОП стремятся создать для своих источников информационно- психологического воздействия имидж особой осведомленности, объективности и независимости. Это достигается передачей достоверных сведений, хорошо известных, легко проверяемых (например, потери воинских частей, фамилии командиров, названия городов, улиц, номеров домов и др.), привлечением мнений экспертов, свидетелей, документальных данных, использованием самокритики и др. Эффект «голос пророка». Доказано, что авторитет источника информационно- психологического воздействия существенно возрастает, если он обладает высокими прогностическими свойствами. Поэтому при осуществлении ПСИОП западные специалисты конструируют информацию таким образом, что изложенные в ней факты воспринимаются как ранее ими предсказанные. При этом используются закономерности ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Эффект повторения основывается на закономерностях запоминания человеком информации. Психологический механизм многократного повторения действует на основе принудительного привлечения внимания, подсознательного восприятия предлагаемой информации, существенного сужения сознания человека в экстремальной обстановке. В боевых условиях человек меньше задумывается над значением отдельных слов и формулировок. Психологами выработаны рекомендации как избежать явной назойливости для недопущения апатии и безразличия при многократном предъявлении информации. Считается, что целесообразно передавать одно и то же сообщение трижды: в кратком изложении, полном и снова в кратком. Затем, при необходимости, эта же информация может быть преподнесена в другой форме ("новости", аналитический обзор, интервью, панорама и др.). При этом соблюдается установка на первоочередное воздействие на чувства и состояние людей. Эффект возложения ответственности основывается на том, что человек склонен воспринимать успешное и неуспешное развитие событий в категориях ответственности. При этом, он приписывает причины успеха себе самому, а ответственность возлагает на

Других людей. Поэтому специалисты ПСИОП при воздействии на людей стремятся связать любые трудности и препятствия, неудачи с конкретными объектами (конкретные лица, политические партии, организации, правительственные круги, законодательство, моральные и этические нормы и др.). Как правило выбирается ограниченное число таких объектов и на них настойчиво направляется ненависть людей. Одним из наиболее мощных и эффективных средств воздействия на войска противника и населения в практике ПСИОП считаются слухи. Они обладают свойством особой психологической заразительности, так как распространяются чаще всего знакомыми людьми, в доверительной форме, имеют особую эмоциональную окраску. Внушающая сила слухов возрастает прямо пропорционально росту дефицита информированности людей по поводу важнейших событий, явлений, фактов. Распространение слухов, особенно в среде с преобладающими состояниями тревоги, неуверенности, сомнений нередко сопровождается деморализацией военнослужащих, дезорганизацией их целесообразной деятельности. Планируя и осуществляя ПСИОП, западные специалисты опираются на данные психологии о специфике работы органов чувств человека. Считается, что деморализующее воздействие сильнее тогда, когда реализуется одновременно через несколько анализаторов. Поэтому в практике психологического воздействия используются различные каналы. Среди них: а) визуальный - с использованием листовок, плакатов, продуктов питания и предметов обихода с различными надписями, носильные вещи, газеты, журналы и др.; б) аудиальный - с применением обращений, призывов, выступлений, звуковещания и радиопередач;

В) аудиовизуальной- непосредственное общение, телепередачи, кинофильмы и др. Для доведения соответствующей информации до объектов воздействия применяются следующие средства: листовки, средства их доставки (авиация, артиллерия, воздушные шары), и производства (полиграфическое оборудование); звукоусиливающие устройства, смонтированные на автомобилях, вертолетах и самолетах с соответствующим программным обеспечением; радиовещательные и телевизионные системы, установленные на кораблях, танках, автомашинах, вертолетах; товары народного потребления (майки, фуражки, магнитофоны, зажигалки, продукты питания и др.) с соответствующим информационным сопровождением; системы психотронного оружия и оружия несмертельного действия, позволяющие непосредственно воздействовать на нервную систему и психику человека и др. Перечисленные средства применяются, как правило, массированно и обеспечивают мощное психологическое воздействие на объект ПСИОП. Об объеме и эффективности такого воздействия можно судить по таким данным. Во время боевых событий в зоне Персидского залива, на войска и население Ирака было сброшено более 15 млн. листовок, целенаправленно работало 6 широковещательных радиостанций, большое количество звуковещательных установок. 98% военнослужащих Ирака сдавшихся в плен заявили, что видели и читали листовки, 88% поверили в их содержание, 70% сдались по этой причине в плен. Военный гарнизон острова Файкл (1905 чел) сдался без боя после психологической обработки мощными звуковещательными станциями с вертолетов. Осуществление задач психологического воздействия на войска противника возлагается на специальные части и подразделения ПСИОП (группа, батальоны, роты), находящиеся в подчинении командования специальных операций СВ США, которое организационно включено в состав объединенного командования специальных операций ВС США. В регулярных войсках США создана 4-я группа ПСИОП в составе 3-х батальонов (1,6,8), насчитывающих более 650 человек. Основные силы и средства ПСИОП находятся в составе резерва СВ США. Здесь созданы штабы 3-х групп (2,5 и 7), которым подчинены 9 батальонов и 22 роты. Для непосредственной поддержки боевых действий американской дивизии выделяется, как правило, одна рота ПСИОП. Рота состоит из 3-х взводов: редакционного, типографского и звуковещательных станций. Ее возможности позволяют производить до 500 тыс. листовок в сутки и организовывать 14 пунктов вещания с помощью звуковещательных станций. Таким образом ПСИОП - самостоятельный и эффективный вид воздействия на противника осуществляемый для достижения военных целей не военными средствами.

По взглядам зарубежных специалистов такие операции в будущем могут стать основной формой ведения войны.