Святой вместо пинты: приживется ли в России святой Патрик. День святого Патрика: история, традиции и обычаи

Святой Патрик: биография

Святого Патрика любят в каждом уголке мира, но более всего в Ирландии. Народ этой страны считает мужчину из глубокой древности своим покровителем. В истории христианства трудно отыскать еще одного такого же реального человека, чья жизнь представляет плотные заросли легенд, басен и сказочных преданий.

Детство и юность

Ранняя биография святого Патрика загадочна и туманна, основана на его собственных мемуарах, а так же состоит из предположений и домыслов историков. Точное место рождения, впрочем, как и год, так и не удалось установить (годы жизни приходятся на середину V века). В «Исповедях» мужчина упоминает местечко Баннавем и Вентре.

Английский ученый Чарльз Томас предположил, что это британское селение на землях, колонизированных римлянами. Известно, что отец Патрика Кальпурний – римский офицер-чиновник, по совместительству дьякон. Дед Потит тоже служил священником.

Партик под именем Магон родился в зажиточной семье, которая имела загородную усадьбу и даже рабов. Рос с двумя сестрами. В мемуарах признается в собственной необразованности, впрочем, по обилию ошибок в произведениях, написанных на латинском языке, и так это понятно. Но кое-где мужчина вдруг говорит о блестящем образовании, полученном в отцовском доме.


В 16 лет юноша разделил рабскую долю с тысячами соотечественников. Патрика украли из родного дома и отвезли в Ирландию, где заставили пасти стада овец. Кто именно похитил ребенка – тоже тайна: возможно, разбойники, ходившие под флагами ирландского короля Ниалла, или же выходцы из Шотландии и скотты, представители кельтских племен.

Хозяин дал будущему священнику кличку, назвав того Patricius, что означает «знатный человек, патриций». С тех пор мужчина больше не вспомнил о прежнем имени, всю жизнь пронеся на себе «клеймо» унижений плена, что вполне объяснимо. В неволе поверил в истинного Бога, воздавал хвалы всевышнему днями и ночами напролет – якобы читал по 100 молитв на дню. Имя стало как бы отправной точкой на пути к религии.


Однажды молодому человеку приснился сон, в котором голос сулил скорое возращение на родину. Здесь духовная биография святого перекликается с мотивами из приключений ветхозаветного . Патрик решился на побег, добравшись до моря, увидел корабль. С трудом, но капитан согласился взять на борт безденежного путника и не пожалел – по дороге благодаря искренним молитвам Бог послал экипажу пропитание из стада свиней и меда.

По неизвестным причинам Патрик вновь попал в рабство к племенам пустыни, теперь всего на 60 дней. С немалым трудом юноша добрался до дома, где во сне его призвал вернуться в Ирландию некий ангел:

«Святой брат, мы умоляем тебя, приди и обрати нас».

Христианское служение

С момента сна жизнь Патрика озарила священная служба, которую в «Исповеди» описывает крайне скупо. Мужчина заступил на службу в церковь в сане дьякона, а в планах было стать епископом. Много путешествовал по свету, обучаясь в монастырях. В 432 году Патрик в одеянии и с полномочиями епископа вернулся в Ирландию, как того и просил ангел. Миссия священника заключалась в том, чтобы проповедовать Евангелие язычникам и христианизировать страну.


На счету Патрика тысячи крещений и исповедей. В церковь потянулись люди из низших слоев общества, паства в основном состояла из рабов, молодых людей и женщин. В списке достижений святого от 300 до 600 храмов, которые он основал по всей Ирландии.

Мужчина кается в рукописной биографии о взятках в виде подарков, которые сыпал как из рога изобилия к ногам правителей и судей в тех местах, где удавалось побывать в образе миссионера. Причем сам мзду не брал. Не везде священника принимали гостеприимно, однажды вместе с единомышленниками угодил в тюрьму и сидел в кандалах.


Жизнь Патрика окутана легендами. Одно из преданий гласит, что во время миссионерского похода около озера священник повстречал королевских наследниц Этне и Фелем. Услышав подробности о Боге, девушки захотели креститься, а после обряда тут же пожелали причаститься – настолько велико было желание поскорей увидеть всевышнего. Однако как только Патрик провел обряд, дочери короля пали замертво. Позднее сестер канонизировали.

В другом предании рассказывается о том, что Патрик очистил Ирландию от змей. Историки уверены, что легенду стоит трактовать как аллегорию – под гадами подразумеваются поклонники язычества. Неотъемлемой частью образа святого стал клевер, и тоже благодаря преданию: на примере трилистника Патрик объяснял народу идею Святой Троицы.


Святого Патрика уважают за многие деяния, которые он совершил во имя укрепления христианства в Ирландии, однако миссионером-первопроходцем мужчину не считают. До этого священника в страну пробирались и другие христиане, еще на век раньше. Причем с юга, а не с севера, как Патрик. Например, здесь побывал римский епископ Палладий, которому не посчастливилось обратить достаточно народа в истинную веру – тяжело заболел и спешно уехал на родину.

Историки предполагают, что учения Патрика повлияли и на христианизацию Руси, церковь этого святого добралась до русских земель через варягов.

Смерть

Загадочный христианский герой, конечно же, и умер при неясных обстоятельствах. Легенды гласят, что священник, предчувствуя смерть, забрался на вершину горы Крох и просидел там 40 дней и столько же ночей. За сутки до кончины Патрик исповедовался у епископа, а заодно сбросил с горы колокол с молитвами об укреплении на ирландской земле христианской веры. Призывы услышали ангелы и подхватили колокол.


Одни почитатели святого уверены, что Патрик похоронен в городе Даунпатрик на севере Ирландии. Другие считают, что могилу стоит искать в селениях Соул или Арма. Впрочем, разность позиций объясняется преданием: якобы после смерти мощи святого сложили в телегу, запряженную бешеными быками, и где животные решат остановиться, там и быть могиле. Первую ночь ангелы охраняли захоронение, а вскоре за обладание мощами Патрика развернули бойню два неких народа. Однако война окончилась ничьей, потому как Бог защитил святого, ушедшего на покой.

День святого Патрика

День святого Патрика празднуют почти по всему миру - в Аргентине, Великобритании, Малайзии, Швейцарии, Японии и других странах. И, конечно, торжества с размахом проходят в Ирландии. .

В этот день города преображаются. Прогуливаясь по улице, обязательно встретишь зеленого человечка, в неожиданном месте вдруг красуется клевер, добавляют колорита в общую атмосферу протяжные звуки волынок. Пиво льется рекой, в каждом уголке проходят концерты, а в соборах праздничные богослужения.


Люди самозабвенно ищут четырехлистный стебель клевера. Того, кто найдет его 17 марта, ждет удача в любом деле, ведь в этот день волшебные божественные силы удваиваются.

В России тоже празднуется День святого Патрика. Так, каждый год 30 марта в храме Петра и Павла при Университете им. Герцена (Санкт-Петербург) проходит конференция общества русско-ирландской дружбы. В церкви проводят молебны перед иконой славного миссионера.

Память

  • До XVIII века в Ливерпуле специальный крест отмечал место, где Патрик проповедовал перед началом миссии в Ирландию.
  • В ирландском городе Кашел в честь Патрика названа скала.
  • Середина VII века - «Первый Синод св. Патрика».
  • VII век - «Житие святого Патрика» под авторством Мурьху.
  • 1191 – построен собор Святого Патрика в Дублине (Ирландия).
  • 1762 – первый парад в честь Дня святого Патрика, проведенный в Америке.
  • 1931 – первый парад 17 марта, состоявшийся в Дублине.

Согласно житию святого Патрика, он метал фаерболы и молнии из рук, превращался в животных, пережил нападение рейдеров и использовал мощнейшие заклинания против целых армий. А еще годы своей молодости он прожил в рабстве у друидов, но бежал и поклялся отомстить. С такими акцентами экранизация его жизни была бы невероятно увлекательным и остросюжетным фильмом.

Святой Патрик родился в богатой семье, но потерял все

На самом деле, «Патрик» - не его настоящее имя, а лишь прозвище. При рождении будущий святой получил имя Суккат, а при крещении - Майвин. Он был сыном небедного римского рабовладельца из Британии и внуком христианского священника. Отец Патрика, судя по всему, работал в налоговой сфере и даже имел загородную виллу. Но все это не спасло семью от катастрофы.

Его взяли в рабство разбойники-язычники

Когда Майвину-Патрику было 16 лет, на их земли напали ирландские рейдеры-язычники под предводительством одиозного вождя Ниалла Девять Заложников. Головорезы устроили грандиозный захват рабов - целые деревни и города увезли в плен, опустошая берега Британии. Патрик был среди захваченных и угнанных в рабство. Не слишком понятно, почему мажористого паренька не стали выменивать на золото - наверняка от него было мало пользы как от простого работника.

Он был в рабстве у четырех друидов

Гора Слемиш в Северной Ирландии. В ее окрестностях святой Патрик пас овец во времена рабства

Патрик пробыл в рабстве четыре года и все это время он прислуживал четырем друидам. В основном он пас для них скот, так что до 20 лет будущий святой сильно возмужал на свежем воздухе и попутно приобрел понятную ненависть к языческим священнослужителям. Спустя годы поста и молитв он услышал божественный голос, который помог ему сбежать и указал корабль, на котором можно уплыть домой.

Патрик путешествовал с головорезами

Измученный бегством Майвин нашел ладью, моряки которой согласились подбросить его на родину, хотя у парня явно не было ни гроша за душой. Те матросы были крайне мутными персонажами и, скорее всего, сами промышляли пиратством. Так будущий святой Патрик связался с разбойной шайкой, которая приплыла к берегам Галлии. Впрочем, грабить его никто не заставил - пираты сами попали в засаду, блуждали целый месяц по берегу и умудрились угодить в рабство. Оттуда Патрик сумел сбежать спустя пару месяцев после чего, в конце концов, попал на родину.

Звучит этот момент биографии святого так, что на ум приходит «Восхождение в Вальгаллу» Рефна.

В 20 лет будущий святой Патрик сразился с демоном
и победил

В те лихие времена, пока Майвин бродил по берегам Галлии с бандой головорезов, им выпала сомнительная радость повстречать демона или даже Дьявола лично. Патрик и его пираты сразились с порождением Ада и победили. Впрочем, зная, что было дальше, самим разбойникам это никак не помогло в дальнейшей жизни.

Патрик тренировался несколько лет,
чтобы вернуться к тем, кто его поработил

Патрик вернулся на родину, но был слишком неуемным. Он мечтал стать священником, и однажды сам Господь повелел ему вернуться, дабы крестить народ Ирландии, прозябавший в язычестве. Патрик провел годы в монастырях Британии и Галлии, где постигал все премудрости ремесла проповедника, а когда понял, что готов, уплыл в Ирландию, чтобы встретиться с опасностью.

Здесь перед нами классическая история, которая стала своего рода клише в Голливуде: герой получает взбучку от злых сил, усердно тренируется годы напролет и возвращается, чтобы победить.

Он победил Кромма (да, того самого, из «Конана-варвара»)

На посту проповедника святой Патрик был вынужден иметь дело с суровыми реалиями Ирландии Темных веков. Так себе перспективы с точки зрения выживания. Однако Патрику удалось не только выжить среди грубых людей, но и побороть грубых местных богов. В одной из легенд рассказывается, что Майвин лично сразился с Кроммом. Идол был свержен, а некогда суровое божество бежало в страхе, словно докучливый демон. Любопытно, что Кромм стал прообразом того самого Крома , которому поклоняется киммериец Конан. Роберт Говард, создавая своего героя-варвара постоянно обращался к мифам Ирландии. Легенды о святом Патрике - не исключение.

Святой Патрик метал огонь и молнии с двух рук

Сражаясь с Кроммом и другими противниками новой религии, Патрик использовал силы, скорее подходящие боевому магу, чем стереотипному святому. Послание Иоанна Златоуста про подставление левой щеки он явно понимал не буквально. Идол все того же злосчастного Кромма проповедник низверг с помощью молний и огня, а иные источники утверждают, что он повелевал и другими стихиями.

Довольно забавно, что святой Патрик, сражающийся с друидами, сам остался в легендах как великий друид. Соревнуясь со жрецами Ирландских богов, он превращал себя и других людей в животных, управлял холодом и жаром и объяснял догматы христианства на примере привычных языческих символов - того же трилистника, например.

Святой Патрик потерял друга во время покушения

Еще одна архетипичная история, которая в том или ином виде встречается и в Голливудских фильмах и в легендах. Святой Одран , соратник Патрика и его товарищ, постоянно путешествовал вместе с ним. Причем, из уважения к старшему другу, Одран выступал в роли возничего, возя проповедника по всей Ирландии. Однажды местный языческий царек по имени Фольге решил отомстить за унижение Кромма и подослал наемников, или даже лично пошел на убийство. Одран подозревал о засаде и на всякий случай упросил друга на этот раз самому побыть возницей. Покушение действительно состоялось и Одран, которого приняли за Патрика, был убит, а Фольге обрек себя на попадание в Ад.

Святой Патрик превращает мясо в рыбу
(но это неточно)

Вообще, строго говоря, привычка заливать на день святого Патрика - не такая уж каноничная, скорее наоборот. Изначально в это время кабаки закрывались, а идущий пост не позволял оторваться и за поеданием снеди. Позже ситуация изменилась и ирландцы начали выпивать в этот день так, словно покровитель их страны вернется буквально завтра и возвестит Второе пришествие. В каком-то смысле так и есть - для тех, кто пил неумеренно, утро 18 марта будет похоже на Апокалипсис.

Как была решена религиозная проблема с элем, портером и виски - не очень понятно, но вот возможность жирно и калорийно поесть в этот день объясняется очень своеобразно. Дескать, святой Патрик своим незримым присутствием превращает мясо в рыбу и овощи, так что жаркое из баранины будет учитываться как вегетарианский салат. Но надо понимать, что это, скорее, - уловки хитрецов, которые пытаются обманом нарушить пост, нежели чудо.

В итоге святой Патрик оказывается персонажем, которого, судя по всему, не использовали в блокбастерах, только из опасений прогневить ирландцев. Патрик выглядит крайне колоритным человеком - эдакой смесью из блаженного святого, Гэндальфа, а местами и Конана-варвара. Его неуемность, судьба, жизнь, полная опасностей, годы в рабстве и месть друидам делают его прекрасным персонажем для байопика. А его умения метать огонь и молнии, вместе с регулярными битвами против друидов, разбойников и демонов заставляют видеть в нем героя мрачной фентези-саги. С такими характеристиками святого Патрика должен играть либо Макконахи, либо Дэнни Трехо.

Я просыпаюсь сегодня
Великою силою
Призыва Троицы Святой
И верю в Триединство
И исповедую Творца…
Лорика (гимн) Св. Патрика

17 марта западный христианский мир отмечает День Св. Патрика, Просветителя Ирландского. В православных календарях празднование приходится на 31 марта и третью неделю по Пятидесятнице, когда совершается память Всех Святых, в земле Британской Просиявших, и оно никак не связано с привычными в Европе и США весёлыми карнавалами. Св. Патрик во второй половине XX века объединил многих христиан различных конфессий, для которых принципиальным остается почитание Христа Спасителя.

Всё дело в личности этого святого и тех людей, что необъяснимым образом чувствуют связь с ним, и в том, что с XIX века стало принято называть «кельтским христианством» и наследием кельтской Церкви.

Жизнь каждого человека, особенно если исторически он отдалён, интересна, а учитывая специфику отдаления, - неожиданно интересна. (Как предложение, в котором хочется поставить точку с запятой (;), - поскольку того требует «высший синтаксис».) По-видимому, это связано с тем, что она не похожа на нашу (не «совпадает»), но всегда хочется узнать, как другой человек использовал «шанс её прожить», предоставленный всем. Чем наполнил «часов и дней неумолимый бег» (Киплинг), какие люди, вожди, книги, поэты его окружали, куда и как далеко «заводила речь» (Бродский).

Читая жития святых, мы, конечно же, запоминаем яркие события, мистические потрясения, пророческие слова, восхищаемся чудесами, но самое главное - пытаемся разгадать, «сколько Христова» было в почитаемом человеке, как Небо отразилось в его личности и Промысел блистал в судьбе. Слова Псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих» - не восклицание (по форме - да), но прежде всего - Свидетельство.

О таких, как Св. Патрик, блаженный Августин говорил: «Они призваны не потому, что святые, но святы, потому что призваны». А Патрик был призван крестить Ирландию, хотя прежде он успел побывать там как раб. История его жизни словно предречение об ирландских земных драматических путях, наполненных борьбой, верой, стремлением к независимости, свободе. И это первая причина горячей любви ирландцев к Патрику. Она и объясняет смысл национальной поговорки: «В День Св. Патрика все жалеют, что они не ирландцы».

«Самый некельтский из кельтских святых», Патрик родился в 389 году в Британии, в священнической семье. Шестнадцатилетним его украли пираты и продали в рабство ирландцам. Лишённый свободы, юноша некоторое время пас овец в горах «Изумрудного Острова»; затем, ведомый ангелом, однажды удачно бежал на континент. Подвизался в европейских монастырях, учился у великих подвижников острова Лерин. Вдохновлённый христианской аскетикой (в т.ч. и восточной), принял монашество; был посвящён в епископский сан римским первосвященником и в 432 г. вернулся в Ирландию, но не как раб, а как Пастырь. Он говорил: "Я поступился своей свободой, которой обладал от рождения, ради блага других, и если бы был найден достойным, то отдал бы даже жизнь за имя Божие" ("Исповедь").

Ему предстояло в течение 30-ти лет проповедовать Евангелие, основывать монастыри, школы, библиотеки, строить храмы. Он объединил языческий кельтский народ верой во Христа так, что в краткие сроки ирландцы, поклонявшиеся солнцу-светилу, обратили свои молитвы к Солнцу - Правды, Христу Спасителю. Друиды засыпали свои костры, барды переиначили старые легенды на новый лад; трилистник стали почитать как символ Св. Троицы; и даже змеи навсегда покинули ирландские болота. Захолустная провинция Европы, «могила, заросшая бурьяном» (Каванах), начала, благодаря Патрику, превращаться в «Остров Покаяния», а «сумрачная прелесть кельтских легенд» (Честертон) проросла в религиозный романтизм Средневековья. Эйре (древнее наименование Ирландии) стала землёй Церкви, хранилищем Культуры. И это - вторая причина любви-благодарности.

Выше упоминаемая поговорка, без сомнения, несколько наивна, если не сказать, самодовольна, но фокус в том, что русского аналога у неё и вовсе не существует. Дело, конечно, не в нашей напыщенности и псевдосерьёзности, а, скорее, в специфическом чувстве юмора, побаивающемся косых взглядов и недомолвок. Но Св. Патрика Россия в последние 20 лет искренне полюбила. За что?

Быть может, потому, что, во-первых, он святой, причём какой-то "не вполне католический". Празднование его Дня - это попытка сказать про Истину Радости христианства ярко, свежо, по-весеннему. Приходит Патрик - и бежит зимняя нежить: «Я иду в этот день со Св. Троицей! Хэй-хэй». Ирландскость просыпается в русской душе.

Во-вторых, он дарит карнавал, исполненный христианского смысла, а это уж точно наша традиция масленичных шествий, и дело не в «Гиннесе» и пестроте нарядов, а, скорее, в том любимом и подзабытом чувстве свободы. Ирландцы, как нация, универсальнее в чём-то нас. Они называют свою родину: «Остров Покаяния», «Земля Святых», но не «Святая Ирландия». Они скромнее. И здесь дело в том, что у кельтов вообще никогда не было своего государства, имперский червь их души не точил. Они не знали искушений Византийского деспотизма или римской «политичности». Их самый известный христианский король Артур сидел за круглым рыцарским столом как равный, а не возглавлял всякие конклавы. И Патрик, перемешавший в этом "котле Мерлина" кельтские племена, был терпимым миссионером-проповедником V века. И ещё Патрик - один из тех, кому посвящены слова Честертона: «Свеча, осветившая Европу».

В-третьих, Св. Патрик объединил нацию, придав её существованию христианский смысл, а это очень важно, поскольку любить народ только за то, что он именно этот народ, а другого не случилось, - натяжка и ложь. Народ следует любить за то, сколько в нём сокрыто христианского, вечного… «Одно, должно быть, дело - нацию крестить, а крест нести - совсем другое…» (Бродский). Так вот он и крестил нацию и нёс свой крест - и это ещё одна причина любви к нему во всём верующем мире.

Будь во мне и будь повсюду!
За спиной и пред очами!
Будь и там, где завтра буду,
И развей мои печали!
Будь и выше, будь и ниже!
Будь в тиши и ратной брани!
Будь в сердцах меня любивших!
Будь в устах прохожих ранних!
Лорика. Гимн Св. Патрика (7 век)

Ежегодно 17 марта отмечается День святого Патрика – покровителя Ирландии. Праздник Святой Патрик уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами Изумрудного острова. 17 марта часть жителей Аргентины, Великобритании, России, США, Японии и других стран становятся “немного ирландцами”.

Святой Патрик. Как всё начиналось.

В конце IV в. в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы родился сын – Мэвин Суккат, которого впоследствии весь мир узнал как святого Патрика. Несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Святой Патрик был захвачен в плен пиратами когда ему исполнилось 16 лет. Его продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот.

Именно там он пришел к христианской вере. Согласно преданию, бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию, некоторое время перед этим проведя в монастырях Галлии (современная Франция). В Британии ему было видение, которое предписывало ему вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство.

Мэвин вернулся в Галлию, где завершил свое образование, был рукоположен в дьякона под именем Патрик, позже был возведен в сан епископа. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии, и в 30-е гг. V в. будущий святой начал свою миссию.

Считается, что особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно стараниями Патрика было принято практически бескровно.

С личностью святого Патрика и его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно Святой Патрик принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом. Кроме того, широкое распространение получила легенда о том, как он объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера (бог един в трех лицах, как три листка, растущие от одного стебля). Также считается, что за твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за 7 лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих. Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Помимо Ирландии, св. Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры.


Святой Патрик это национальный праздник Ирландии.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика в качестве своеобразного национального праздника еще в X‑XI вв., причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора.

В начале XVII в. этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 г. День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии.

В этом же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из‑за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970е гг.). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. Вот, к примеру, к христианским традициям относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick, на которой святой молился и постился 40 дней. Также христианским считается обычай прикреплять в этот день к одежде трилистник.

Около года в галло -римской семье, которая уже давно приняла Христианство . Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

Плен и возвращение

Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества , а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния , пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: "Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль! " Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней - люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.

Вступление на апостольский путь

Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: "Глас Ирландии ! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас ." Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров . Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности.

Просвещение Ирландии

Во главе небольшого числа клириков святитель высадился на Ирландском берегу в том самом месте, куда до него приплыл и святой Палладий . Не мешкая он отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов, и произнес смелую проповедь о Христе перед свирепыми воинами. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри.

Святой Патрикий стал обходить всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Так он смог обратить королей Дублина , Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта .

Проповедник столкнулся с противодействием языческих жрецов -друидов , которые использовали против апостола колдовство . Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие , сделал их бессильными и даже обратил некоторых. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были также барды-филиды - члены одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранители и толкователи священных устных преданий народа, которые становились монахами и отдавали свои дарования Творцу.

После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армахе (ныне Арма), который стал его главным местопребыванием и впоследствии кафедральным центром Ирландской архиепископии .

Святитель пересекал негостеприимные земли с полным пренебрежением к своей жизни, невзирая на угрозу насилия и смерти, позволяя Богу говорить через себя с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию , обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Широко известно и его использование трилистника клевера для указания на тайну Святой Троицы .

Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов . Применяясь к характеру ирландского народа, он располагал кафедры епархий не в городах а в монастырях , которые вскоре стали источником христианского просвещения не только для Ирландии но и для других земель.

Святой никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, которое состояло в прочитывании вслух всей Псалтири , вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение Иоанна Богослова . Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением , а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался ниц перед ним.

Познав на себе страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.

Преставление

По прошествии почти 30 лет святительского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей "Исповеди ":

"Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру... Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч 10, 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам - ваши блага, а себе - утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить . По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии... Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи... Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям "