Все школьные сочинения по литературе. Сочинение на тему: Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца Другие сочинения по этому произведению

>Сочинения по произведению Кладовая солнца

Человек и природа

Творчеству Михаила Пришвина характерна великая любовь к природе. В своих произведениях он нередко изображал взаимоотношения человека с природой, поведение человека в мире природы. В мире литературы этот писатель славится именно как певец радостной жизни природы. Сказка-быль «Кладовая солнца» не является исключением. В ней он также талантливо обрисовывает мир окружающей природы. Каждое деревце, каждое растение, каждое живое существо, все имеет значение в ходе повествования.

Из этого произведения мы узнали, насколько полезной может быть кислая ягода клюква, где она растет, когда ее лучше собирать. Несмотря на то, что ее принято было собирать поздней осенью, от автора мы узнали, что вкусной она становится, только полежав под снегом. В «Кладовой солнца» открывается и новое видение болота. Если раньше мы думали, что это просто темная и непривлекательная трясина, то от автора мы узнали, что болото хранит в своих недрах заряженный солнцем торф, которого «хватит для работы большой фабрики лет на сто». Нередко геологи называли болото «кладовой солнца».

Словно в сказке в произведении Пришвина предстают деревья и травы. Елочки в лесу похожи на людей. Они имеют чудные фигуры, могут грозить опасностью. Так, например, одна елка подняла свой голый сук, словно хочет погладить прохожего, а другой палкой она уже готовиться прихлопнуть тебя. Описание смены погоды также может нагнать страх на человека. По словам автора Блудово болото могло «зарычать, завыть и застонать». По одной легенде на болото когда-то упали два семечка: одно – от сосны, а другое – от ели. И выросли на одном месте два больших дерева. Стоят там они уже лет двести вместе. Как ветер завоет, начинают дружно качаться и стонать на все болото, словно живые.

По описанию природы в рассказах Пришвина можно сделать вывод, что автор призывает людей бережно относиться к природе, так как все ее частицы абсолютно живые. Такое же отношение автор проявляет и к животным. Он с любовью описывает все хозяйство сирот Насти с Митрашей . Так, каждое утро Настя «выгоняла свое любимое стадо». А Травка , собака лесничего , так любила своего хозяина, что и после его смерти жила под остатками дома.

По рассказу дети однажды решили сходить на болото за клюквой и разминулись по дороге. Митраша выбрал более тонкую, опасную дорогу, а Настя – широкую, проторенную. Митраша по дороге попал в беду, так как его затянуло в трясину, а Настя, найдя целое поле клюквы, забыла как о себе, так и о брате. На счастье там охотилась на зайца Травка. Она то и вытащила мальчика из болота. Более того, она признала в нем нового хозяина, словно учуяла в нем покойного Антипыча. С тех пор она Митрашу не покидала. Как и всякая добрая сказка «Кладовая солнца» имеет счастливый конец. Митраша был спасен, серого волка, который держал в страхе всю округу, он подстрелил, а Настя осознала свою жадность к ягодам и решила исправиться. Всю корзину с клюквой она отдала детям, эвакуированным из Ленинграда.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку...
К. Г. Паустовский

Наиболее известным произведением Михаила Михайловича Пришвина является сказка-быль «Кладовая солнца», написанная после Великой Отечественной войны, в 1945 году. Она отличается как занимательным сюжетом, так и поэтическим описанием картин русской природы.
«Кладовая солнца»... Так Пришвин образно назвал залежи торфа на болотах. Это естественным образом сформировавшийся источник топлива, предназначенного человеку в наследство. Само название сказки- были говорит о том, что человек - часть природы и всем ей обязан.
Необыкновенно яркие и запоминающиеся пейзажные зарисовки сделал автор. Рассказывая о болоте, где Настя собирала клюкву, Пришвин, кажется, описывает каждую травинку, каждую ягодку, каждый кустик, каждую веточку, каждую кочку. Он знает названия растущих в той местности трав, кустарников и деревьев. Поэтому описания автора необычайно точные и детальные.
Главные герои произведения - Настя и Митраша - необычайно близки к природе. Даже описывая внешность девочки, Пришвин не избегает сравнения с представителем животного мира: «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках». Дети живут в гармонии с окружающим миром, вместе с домашними животными, которые воспринимаются ими как члены семьи и без которых они не смогли бы выжить. Брату и сестре помогают корова Зорька, телушка Дочка, петух Петя, поросёнок Хрен.
Животные изображаются автором так, что мы начинаем им сочувствовать, как людям. Собака Травка, оставшаяся одна после смерти своего хозяина лесника Антипыча, вызывает у нас не меньшую жалость, чем осиротевшие Настя и Митраша. Она одинока и вынуждена жить для себя. Жалобный вой Травки напоминает плач человека. Именно она утешает Настю, потерявшую брата, она помогает Митраше вылезти из болота.
Пришвин не просто рисует пейзажные картины, а одушевляет природу. Она не может не откликаться на события, происходящие с детьми. Когда Настя и Митраша не смогли выбрать дорогу и поссорились, погода сразу испортилась: небо потемнело, налетел ветер, деревья «зарычали, завыли, застонали». В другом эпизоде «ёлочки-старушки» волновались за Митрашу, когда тот пробирался по топкому болоту. Пришвин использует приём олицетворения, подчёркивая, что природа - такое же живое существо, как и человек.
Сказка-быль «Кладовая солнца» - необычайно органичное произведение. Природа у Пришвина не агрессивна и не враждебна к людям. Наоборот, она становится защитницей одиноких детей, попавших в беду, их помощницей. Жизнь природы и человека должна находиться в гармонии. Только тогда, прислушиваясь к голосу природы, человек сможет выжить.


ГБОУ «Курганская областная школа дистанционного обучения»
Учитель русского языка и литературы Кучма Полина Юрьевна
г. Курган, 2017 г.
Человек и природа в произведении М. М. Пришвина "Кладовая солнца" Человек и природа тесно связаны между собой в сказке-были "Кладовая солнца". Эту связь можно обнаружить на протяжении всего произведения, от его начала до самого конца. Действие происходит в селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля - Залеского. Главные герои – Настя и Митраша. мы видим, что у них есть корова, тёлка, коза, овцы, куры, петух и поросёнок, а также огород. Всё это часть природы. Дети ухаживают за хозяйством, а животные дают им молоко, мясо, огород - овощи. Они не могут обойтись друг без друга. Здесь и проявляется взаимосвязь природы и человека. Однажды дети отправились на болото за клюквой. Оно было очень большим и походило на море. В нём поднимались холмы с лесом. Их называли Борины. Одну из них именовали Звонкой. Там на деревьях было много птиц, и каждая издавала свой звук, приветствуя восход солнца. Казалось, что они пытаются проговорить «здравствуй». Птицы поют, так как сказать ничего не могут, поэтому им приходится «выпевать, выкрикивать, выстукивать». Кто способен их понять, отвечает: «Здравствуйте».При описании леса автор наделяет всех его обитателей повадками людей. Здесь Настя и Митраша встречают глухаря и ворона. На крик косача слетелись все тетерева, которые сначала токовали, а затем подрались между собой. Во время драки к косачу подкрался ворон и долбанул его клювом. Точно так же ведут себя люди. Пока ты доказываешь товарищам, что ты лучший, к тебе незаметно подкрадётся враг и нанесёт удар. Автор демонстрирует нам чему можно поучиться у природы. Кроме того, Пришвин описывает деревья, как живые существа. Он вводит в повествовании рассказ о ели и сосне, растущих вместе. Когда-то их семена принёс ветер и бросил в одну ямку. Они выросли и сплелись корнями. Этот эпизод носит символический характер. Он показывает, что только вместе люди сила. Как раз в этот момент дети поссорились из - за того, по какой тропинки идти. В результате они пошли каждый по своей. Тут вдруг подул ветер, деревья застонали, и «серая хмарь» закрыла небо. Так природа пытается предупредить детей об опасности, но они не обращают на это внимание. В итоге Митраша попал в Слепую елань и чуть не утонул там. Спасла его собака Травка. Она гналась за зайцем и вдруг заметила маленького человека в елани. Мальчик узнал собаку и позвал её. Ей же привиделся в нём прежний хозяин Антипыч. Человек звал её, но что-то странное неискреннее чудилось ей. Митраша хитрил, чтобы она не кинулась к нему на шею и не утопила в болоте. Трюк мальчика удался, и он благополучно выбрался из Слепой елани. Затем он решил убить зайца, но увидел рядом волка и выстрелил в него почти в упор. Так был убит Серый помещик - гроза и ужас тех мест. На звук выстрела прибежала Настя, и ребята вернулись домой с клюквой и собакой. Травка спасла Митрашу, так как увидела в нём молодого Антипыча. Прежний хозяин её умер, и она очень по нему тосковала. Собака - верный друг человека, и ей предназначено, его защищать. Антипыч любил её и оберегал от волков. Даже сейчас, когда он уже умер, он спас её от Серого помещика. Автор показывает нам: будь добрым с природой, и она ответит тебе добром, а за зло расплатишься злом. Мать – природа – кладовая солнца. Она хранит несметные богатства и передаёт их человеку. В ней всё взаимосвязано, и человек всего лишь её часть.

Еще с первого дня существования человечества на Земле, человек тесно взаимодействовал с природой. Именно природа давала ему пищу, предоставляла способы помыться и обогреться, позднее - открывала все свои всевозможные ресурсы, создавая благоприятные условия для жизни каждого человека. Безусловно, природа - это неотъемлемая часть жизни любого живого существа, в том числе и разумного.

В сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» достаточно ярко и аргументировано раскрывается тема взаимодействия человека и природы. В начале сказки читатель узнает о том, что на судьбу двоих детей (мальчика Митраша и девочки Насти) выпала нелегкая ноша - расти сиротами и во всем помогать друг другу. Благо, родители оставили им небольшой домик и неплохое хозяйство, за которым нужно ухаживать, с чем дети отлично справлялись. Брат с сестрой не только занимались домашними делами, но и помогали другим людям и казались взрослыми не по годам.

Центральным происшествием сказки становиться поход Митраша и Насти в лес за клюквой. С особым трепетом автор описывает читателям природу села, леса и даже два одиноких дерева у болота восстают перед читателем как два живых существа, которые навеки сплетены друг с другом. С рассказа мы узнаем подробности сбора детей в лес: как Настя заботливо берет с собой продукты, а мальчишка - отцовское ружье. Вместе с детьми читатель наблюдает всю роскошь лесной природы, представляет звуки, которые издают лесные жители, и переживает, дабы герои не угодили в страшное болото, где пропало немало животных и людей.

В данном эпизоде раскрывается взаимоотношения человека и лесной природы. Дальше из-за принципиального спора сестры с братом, их тропинки расходятся, и девочка идет известным протоптанным путем, а мальчик, следуя указаниям компаса, попадает в болото, откуда теряет надежды выбраться. Именно в этот момент раскрывается еще одна связь человека и природы - в сказку вводится еще один важный персонаж - собака Травка. Собачка помогает Митрашу выбраться с тянущего болота и даже ловит для него зайца в качестве поживы, за что мальчик спасает собаку (да и себя тоже) от хитрого волка «Серого помещика», который после недавней облавы обозлился на всех жителей села и их животных. В этом случае раскрывается противостояние человека природе, когда представители диких животных угрожают жизни и благополучию людей.

Тем временем Настя или Золотая Курочка, как нежно ее прозвали в сказке, собирает много вкусных, сладких, красных ягод, но вспомнив о брате, спешит ему на помощь. Ту ночь дети провели в лесу, где им больше не грозила опасность - еще один пример взаимодействия человека и природы. После герои вернулись домой, и пожертвовали все собранные целебные ягоды больным деткам-сиротам.

Стоит упомянуть, что всю эту историю поведал рассказчик, что разведывал болотные богатства, а конкретнее - добывал торф, которого там было в излишке. Этим автор еще раз подчеркивает, как природа заботится о человеке, предоставляя ему все необходимое. И осталось только одно очень важное пожизненное дело - взаимно заботится о природе.

Единство природы и человека в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели урока:

Показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

Сделать мудрые выводы о высоком назначении человека - быть ответственным за всё живое на земле;

Раскрыть иносказательность и символику языка произведения;

Пробудить в учащихся чувство переживания;

Воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

Раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Ход урока

Каково настроение?

У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)

Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?

Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - лирике природы, художнике-мыслителе.

Какое произведение дома прочитали?

2. Кроссворд

Разгадать кроссворд и составить слова, которые получились.

Так о чем мы сегодня будем говорить? (О единстве человека и природы, попробуем понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации)

Запись даты и темы в тетрадь .

Эпиграфом, спутником нашего урока явл.: «Охранять природу - значит любить Родину» М.М. Пришвин.

Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц - опроса.

БЛИЦ-ОПРОС :

В каком году написана сказка - быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

Имена героев произведения? (Настя, Митраша)

Название болота, возле которого жили дети?(Блудово)

Топкое место в болоте? (Слепая Елань)

Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)

Что случилось с родителями Насти и Митраши?

О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

А что значит Отечественная?

Какое хозяйство досталось детям после родителей? (изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)

3.Д\з

д\б найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения.

( О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Говорит об авторской любви к своим героя).

Примеры сравнений и олицетворений: как Золотая Курочка, как золотые монетки…; деревья стонали, выли…

- Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа)

Еще какие из-выраз. Ср-ва встретили?

Перифраза, гипербола

4. Беседа о жанре

- Ребята, скажите, что такое жанр? (форма произведения)

Перечислите эти 3 рода. (эпос, лирика, драма)

Какому из 3 родов принадлежит это произведение? (Эпос)

Что такое быль?

А что мы называем сказкой?

5. Работа со словарем.

А где можно посмотреть толкование слова?

Быль - то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Задание: подберите синонимы: действительный - реальный,существующий, невоображаемый.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Что переплетается в этом произведении? (сказочное и реальное)

6. Работа в группах

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.

1 группа находит сказочные моменты в произведении.

2 группа - реальные моменты.

3 группа определяет функцию слияния реального и сказочного. Задание закончить предложение: «Сказка и реальность переплетаются в произведении. Автор хотел сказать, что ……..» где бы не находился человек, кем бы он ни был (большим или маленьким), с какой бы целью он не обратился к природе (добыть полезные ископаемых или набрать ягод) природа всегда будет ему помогать, кормить, а человек должен нести ответственность перед всем живым на земле. Эта мысль воплощается в главных героях произведения - Насте и Митраше.

4 группа - работает у карты

К какому выводу пришла 3 группа?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)

Отправимся и мы вслед за нашими героями

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (гл4.)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.

Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака - друг человека, и волк - враг человека.

Какие образные определния, изобра-выраз средства дают понять нам, что лес сказочен, заколдован? (Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну)

Здесь же противопоставлены собака и волк - друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда -то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

- Как природа помогает понять настроение спорящих детей?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой -облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

А что происходит в природе после ссоры детей? (Тогда серая хмарь плотно надвинулась…)

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой)

А где еще природа приходит на помощь ребятам? (Елочки-старушки волновались и не хотели пропускать его, трава-белоус-неизменный спутник тропы)

Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах? (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

Фрагмент

А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова?

(Автор хочет нам сказать, природа - это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь)

Как связаны природа и человек в произведении? Каким жизненным навыкам учит нас сказка-быль?

- В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:
Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

О чём же говорит писатель? О торфе?

Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. «Кладовая солнца» - это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».

Рефлексия

Домашнее задание.

Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину».

Закончить предложение. « Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..

Выписать эпитеты к слову солнце.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»

Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

Зачем отправились ребята к лес?