Зачем нужна армия рассказы для детей. Тема: "Вооруженные силы Российской Федерации. Виды войск". план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Баллистический железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин»

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе "Наша Армия сильна (военная техника)"

Сотникова Светлана Анатольевна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 158 города Тюмени

Программные задачи:

«Социально-личностное развитие»

Углублять знания детей о Российской армии.

Формировать представление о видах войск.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

«Коммуникативное развитие»

Приучать детей самостоятельно делать выводы, формировать суждения.

Активизировать словарь детей новыми словами: десантные войска, артиллеристы, военно-морской флот, воздушная авиация.

«Познавательное развитие»

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Сооружать конструкцию в соответствии с её назначением.

Закреплять умение конструировать из бумаги (лодочку), сгибая лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

«Физическое развитие»

Закрепить умение участвовать в разных подвижных играх.

Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: мягкие модули; иллюстрации военной техники для "выставки" и игры; презентация; знаки "облака", "земля", "вода"; 2 бассейна с водой; для опыта пакет и железные предметы; листы бумаги на каждого ребенка; цветные карандаши; музыкальное сопровождение; шум моря.

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Воспитатель: Наша земля нас кормит вкусным хлебом, поит родниковой водой, радует наш взор дивными просторами, лесами и полями. Чтобы все люди могли счастливо жить, надо защищать свою землю, свою Родину.

Воспитатель: Ребята, Саша приготовила для вас стихотворение, давайте послушаем.

Солнце золотое светит над страной

Это край Российский, это край родной.

Хорошо ребятам жить в родном краю,

Всей душой мы любим Родину свою.


Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: Да Родина - это наш дом, детский сад, город, наши леса, поля и озёра, счастливое детство и мирное небо.

Как вы думаете, кто защищает нашу Родину?

Ответы детей: солдаты, военные.

Воспитатель: Солдаты защищали нашу Родину во время войны, а сейчас нет войны, что же делают солдаты сейчас?

Ответы детей: служат в армии, учатся, тренируются, изучают технику, чтобы быть готовыми в любой момент встать на защиту Родины.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?

Ответы детей: мы живем в России.

Вокруг России есть много других стран, а что разделяет нашу страну от других стран?

Ответы детей: разделяет граница.

Воспитатель: Мы уже с вами говорили, как и где проходят границы. Так, где же они проходят?

Ответы детей: по земле, воде и воздуху.

Воспитатель: Вы хотите узнать, какую военную технику используют солдаты, для охраны границ?

Ответы детей:

Воспитатель: Где мы можем увидеть военную технику?

Ответы детей: На картинках, в книгах, в музеях, на выставке.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться на выставку военной техники, а на чём мы туда поедем?

Ответы детей: На корабле, на машине и др.

Воспитатель: Поднимите руки кто поедет на машине, а Саша посчитает количество детей. Поднимите руки кто желает отправиться на корабле - Маша посчитает количество человек.

Воспитатель: Ира, какое число больше 8 или 7?

Ответы детей: Больше число 8.

Воспитатель: Значит на чём мы отправимся?

Воспитатель: Ребята, а из чего мы построим машину?

Ответы детей: из конструктора, из модулей.

Воспитатель: Отлично! Будем строить машину из модулей.

Дети строят машину и садятся в неё.



Во время "поездки" с детьми повторяем пословицы об армии.

Российская армия не одна – с ней вся страна.

Солдата к славе ведут ученье и труд.

Нет обороны – заклюют вороны.

Принял присягу -от неё не шагу.

Дисциплина – душа армии.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы» (выбираем ведущего).

Пальцы эти - все бойцы,

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Удалые молодцы.

Сжимают и разжимают пальцы.

Два - больших и крепких малых.

И солдат в боях бывалых.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

Два- гвардейца- храбреца,

Показывают указательные пальцы.

Два- сметливых молодца.

Показывают средние пальцы.

Два -героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

Показывают безымянные пальцы.

Два мизинца - коротышки- Очень славные мальчишки!

Показывают мизинцы.

Один, два, три, четыре, пять -

Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

Сжимают и разжимают пальцы.

Пальцы встали дружно в ряд.

Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.

Десять крепеньких солдат.

Хлопают в ладоши.

Выставка военной техники (рассматривание иллюстраций).

Воспитатель: Вот мы и прибыли на выставку военной техники, посмотрите вокруг, что вы видите?

Ответы детей: Я вижу танк, подводную лодку.

Воспитатель: Почему её назвали подводной?

Что находиться справа от подводной лодке?

Что расположено слева от танка?

Что находиться между танком и пушкой?

Что находиться рядом с пушкой?

Что расположено возле корабля?

Который по счёту самолёт?

На котором месте по счёту находится подводная лодка?

Посмотрите ребята, здесь вся техника перепуталась воздушная, водная и наземная. У меня есть точно такие картинки на карточках. Помогите, пожалуйста, их разложить. А помогут нам в этом знаки.

Показываю знаки "облако", "земля", "вода".

Воспитатель: Как вы думаете, какие виды техники относятся к этим знакам?

Ответы детей: К знаку "облако" относится воздушная техника.

Воспитатель: Почему военную технику называют воздушной? наземной? водной?

Ответы детей.

Воспитатель: Самостоятельно подберите и разложите на ковре виды военной техники так, чтобы они соответствовали знакам.

Воспитатель: Приступайте к выполнению задания.

Воспитатель: Назовите воздушную военную технику? Назовите водную военную технику? Назовите наземную военную технику?

Как вы думаете, вы справились с этим заданием? Замечательно! Я согласна с вами.

Воспитатель: Сережа, Дима, помогите, пожалуйста, собрать картинки.

Ребята, предлагаю поиграть в игру «Изобрази боевую технику». Под музыку марша вы ходите врассыпную, по окончании музыки – изображаете технику, изображённую на картинке.

Игра «Изобрази боевую технику».

Воспитатель: Отлично! Все старались.

У Маши дедушка военный, она приготовила для вас презентацию. Приглашаем вас посмотреть.

Просмотр презентации.

Воспитатель: О чём вы посмотрели презентацию? Какая военная техника вам понравилась, почему?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Вы все видели корабль, скажите, из какого материала он сделан?

Ответы детей: Корабль сделан из железа.

Воспитатель: А железо лёгкое или тяжёлое?

Ответы детей: железо тяжёлое.

Воспитатель: Если корабль сделан из железа, значит он тоже тяжёлый, а почему он не тонет?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Вспомните опыт с шариком и водой и воздухом. Почему не утонул шарик?

Ответы детей: Потому что в шарике был воздух.

Воспитатель: Ну и что, что шарик наполнен воздухом, а почему он не утонул?

Ответы детей: Потому что воздух лёгкий и шарик тоже легкий, поэтому он и не утонул.

Воспитатель: Чтобы узнать, почему же корабль не тонет, мы с вами проведём опыт с железом, воздухом и водой. Давайте подойдем к бассейну.

Исследовательская деятельность (дети подходят к бассейну с водой).

Воспитатель: Возьмите железные предметы и опустите в воду. Что с ними произошло?

Дети: железные предметы утонули.

Воспитатель: Значит предметы, сделанные из железа какие?

Дети: железные предметы тяжёлые.

Воспитатель: Катя, возьми маленький целлофановый пакет наполненный воздухом и положи его в воду, что с ним произошло?

Ответы детей: Мешочек поплыл.

Воспитатель: Света, положи на мешочек осторожно железную пластинку. Что произошло с железом?

Дети: Железо плывёт на мешочке.

Воспитатель: Почему оно плывёт?

Дети: Воздух не даёт утонуть железу, потому что воздух лёгкий.

Воспитатель: Вот и в корабль имеет множество пустых помещений наполненных воздухом, поэтому он не тонет.

Воспитатель: Скажите, какой праздник к нам приближается?

Воспитатель: Как можно сказать по другому?

Дети: День Защитника Отечества.

Воспитатель: В этот день во многих городах нашей страны проходят военные парады, а вечером сверкают салюты в честь защитников нашей страны – солдат.

Воспитатель: Предлагаю вам устроить военный парад кораблей. Для этого надо сделать корабли из бумаги.


Объяснение последовательности изготовления корабля (лодочки) из бумаги .

Ребята, кто сделал корабль, можете его запустить в воду для парада.

Игра в воде с корабликами. Фоном звучит музыкальное сопровождение.



Используемые ресурсы

Ирина Седых "Песня о Родине".

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя, старшая, подготовительные группы. - М.:ВАКО, 2011. - 176с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

http://логопед-класс.рф/index.php/razvitie-obshey-motoriki.html Карельская Е.Г. "Развитие тонкой моторики рук" (пальчиковые игры).

http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-soldata/ Пословицы и поговорки про солдата

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель: Воспитывать гордость за Российскую армию

Задачи:

Развивающие. Познакомить детей с литературными произведениями, описывающими службу в современной российской армии, расширить их кругозор.

Образовательные. Учить детей размышлять о поступках героя литературного произведения и видеть в них проявления его характера; помочь извлечь из конкретных сюжетов обобщенные черты положительного образа российского солдата. Закреплять умение отвечать на вопрос, используя развернутую фразу. Расширять словарный запас.

Воспитательные. Воспитывать интерес к окружающему миру;

Вызвать интерес к армейской службе, положительное отношение к ней;

Воспитывать интерес к Государственным праздникам России;

Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.

Предварительная работа. Разучивание: стихов, песен об армии и военных; танцев.

Занятия по изо деятельности.

Беседы на темы: «Беседы о мужестве и храбрости», «Родственники, служащие в Армии», «Профессия – военный», «Наша армия», «Рода войск», «Мой папа, дедушка, брат – какие они», «Обмундирование», «Различие по званиям», рассматривание иллюстраций о Российской армии, чтение газетных вырезок о нашей доблестной Армии.

Дидактические игры: «Рода войск», «Угадай кого не стало», «Инструменты», «Кому что нужно для работы».

Подвижные игры: «Ловкие и смелые», «Перетягивание каната», «Переправа», «Доставь донесение», «Моряки и летчики».

Материалы и оборудование: слайды об армии.

Словарная работа: Смелость, храбрость, специальность, рубеж, самообладание, находчивость, недисциплинированные, казарма, разведка, взвод, поблажка, восходящий поток воздуха, выдержка, хладнокровие, сообразительность, противогаз, тренажер, гироскоп, десантник, гусеница, башня, экипаж, бронированный, перископ, механик-водитель, танкодром.

Вступительная часть.

Воспитатель. Ребята, приближается праздник - День Защитника Отечества. У военных много разных специальностей. Скажите, какие из них вам знакомы?

Дети: Артиллеристы, танкисты, моряки, радисты и т.д.

Воспитатель. Для чего существуют такие разные войска?

Дети: Для того, чтобы обеспечить безопасность рубежей нашей страны.

Воспитатель. Трудна ли работа, защищать Родину? Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь службе армии?

Ответы детей.

Воспитатель. Предлагаю вам послушать два рассказа о том, как проходит служба в армии у молодых солдат, чему и как их учат.

Чтение рассказа Бориса Никольского «Рядовой Башмаков». После чтения воспитатель спрашивает детей:

Понравился ли вам рассказ?

Почему солдат Башмакова все считали невезучим? Что с ним происходило? (Пуля Башмакова попадала в чужую мишень, путал сапоги, ногу подворачивал, все не как у людей.)

Действительно ли есть на свете невезучие люди? Что сказал об этом командир - лейтенант Петухов? (Невезучих людей не бывает, бывают недисциплинированные.) Какой случай помог Башмакову перестать быть невезучим? (Когда Башмаков спрыгнул с парашюта.) Какие качества проявил солдат Башмаков в этой ситуации? (Самообладание и находчивость.)

Воспитатель: Ребята, что такое «самообладание» и «находчивость»?

Дети: Самообладание - это когда человек способность владеть собой, у него огромная выдержка и хладнокровие. Находчивость - умение быстро находить выход из затруднительного положения, сообразительность. Приведите, пожалуйста, примеры из своего опыта, когда кто-то проявил эти качества.

Ответы детей.

Физкультминутка.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, правой – раз!

Посмотрите- ка на нас!

Приседаем быстро, ловко.

Морякам нужна сноровка

Чтобы мышцы укреплять

И по палубе шагать! (приседания – руки вперед)

Ребята, предлагаю послушать еще один рассказ Бориса Никольского «Как танк в воду спускался».

Воспитатель. Как танкистов готовят к подводному вождению машин?

Дети: Танкистов осматривают врачи: проверяют уши, горло, нос, легкие выслушивают. Солдаты должны знать устройство противогаза, уметь работать под водой. Будущие танкисты тренируются на специальных тренажерах-танках под водой.

Воспитатель. От кого зависит, как пройдет машина по дну реки?

Дети. От механика-водителя.

Воспитатель. Какой прибор помогает механику-водителю управлять танком вслепую.

Дети. Гироскоп.

Воспитатель. Ребята, кто расскажет, как выглядит плавающий танк - тренажер?

Дети. Похоже на половину танка: гусениц нет, пушки нет и кормовая часть отсечена. Броня и башня, крышка люка - настоящее.

Воспитатель. Какими качествами должны обладать будущие танкисты –подводники, десантники?

Ответы детей: Терпением, выносливостью, здоровьем, находчивостью, смелостью, силой воли, смекалкой и т.д.

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, с какими военными специальностями мы сегодня ознакомились? (Десантник, разведчик, механик-водитель, танкист).

Какие качества надо тренировать в себе, чтобы справиться с трудными ситуациями в жизни? (Смелость, находчивость, смекалка, сила воли.)

Что значит - любить свою Родину? (Это значит гордиться за свою страну, любить ее, защищать и оберегать; быть достойным гражданином своей страны, своим старанием помогать процветанию и развитию страны, знать историю своего народа, уважать старших и слабых; быть добрым и честным.)

Предварительный просмотр:

Рассказы о войне для детей

Солдатский секрет. Борис Никольский

Честно говоря, я первый раз по-настоящему понял, что мне на самом деле предстоит с парашютом прыгать, только когда уже на аэродром в полной десантной форме прибыл. Комбинезон, шлем, основной парашют - сзади, за спиной, запасной - спереди, всё как положено. Раньше, пока мы тренировались, пока всякие хитрые упражнения делали, я всё как-то думал: ещё далеко, ещё нескоро дело до прыжка дойдёт.
А тут прибыли мы на аэродром, и не успел я оглянуться, команда раздаётся:
- По самолётам!
Маленький Ан-2 уже ждал нас. Сейчас мы заберёмся в самолёт, взмоет он в воздух и...

Шутка ли сказать - с тысячи метров вниз лететь! Как подумал я об этом, так чувствую: мурашки по спине побежали.
Посмотрел на солдат, на товарищей своих, а им - хоть бы что! Забираются один за другим в самолёт как ни в чём не бывало. И Смирнов из Ленинграда, и Нурпеисов из Алма-Аты, и Синицын из деревни Малые Гребешки. А мой земляк Вася Васильев - так тот даже улыбается.
"Неужели, - думаю, - я один такой нервный?"
И стыдно мне, изо всех сил стараюсь вида не показать, что боюсь.
Забрались мы в самолёт, сели.
Загудел мотор, взлетел наш Ан-2 в воздух.
Посмотрел я в иллюминатор, а земля всё дальше и дальше вниз уплывает. Дорога там внизу как ленточка вьётся, трактор бежит совсем маленький, словно игрушечный. И так в эту минуту позавидовал я трактористу - словами не рассказать! Хорошо ему - никуда прыгать не надо! Нет, видно, не получится из меня десантник.
Глянул я на товарищей своих, а они сидят себе спокойненько. И Смирнов из Ленинграда спокоен, и Нурпеисов из Алма-Аты, и Синицын из деревни Малые Гребешки. А мой земляк Вася Васильев - так тот даже глаза прикрыл, дремлет.
Будто прыгать с парашютом для него самое привычное дело.
Я тоже глаза прикрыл и думаю:
"Выходит, им совсем не страшно, а мне страшно? Секрет они какой знают, что ли?"
А тут подают команду:
- Приготовиться!
И все солдаты встают по этой команде. И Смирнов из Ленинграда, и Нурпеисов из Алма-Аты, и Синицын из деревни Малые Гребешки. А мой земляк Вася Васильев - так тот даже потягивается слегка, словно и правда хорошо выспался.
И я встаю вместе со всеми.
Ветер врывается в самолёт. Дверь уже приоткрыта, и наш командир, выпускающий, стоит возле двери.
- Пошёл!
Дверь распахивается во всю ширь.
Воздушные вихри клубятся снаружи. Всего несколько шагов отделяют меня от этой распахнутой двери. И сразуслабеют ноги, и противный холодок пробегает в животе. Нет, никогда мне не сделать эти несколько шагов!
- Пошёл!
И уже прыгнул Смирнов из Ленинграда. И Нурпеисов из Алма-Аты! И Синицын из деревни Малые Гребешки! А мой земляк Вася Васильев - так тот даже подмигнул мне на прощанье.
Даже зло разобрало, честное слово! Что, я хуже всех, что ли...
Но додумать я уже не успел. Потому что рука выпускающего легла мне на плечо.
- Пошёл!
И я полетел вслед за Смирновым из Ленинграда, вслед за Нурпеисовым из Алма-Аты, вслед за Синицыным из деревни Малые Гребешки.
Потом меня тряхнуло - и парашют раскрылся.
И так радостно стало мне!
Я плавно покачивался под огромным белым куполом, а вверху было синее-синее небо, и облака плыли надо мной.
А правее меня опускались на своих парашютах Смирнов из Ленинграда, Нурпеисов из Алма-Аты и Синицын из деревни Малые Гребешки. А мой земляк Вася Васильев - так тот даже пел песню.
В этот день в казарме только и было разговоров, что о первом прыжке.
- Честно признаюсь, парни, - говорил Смирнов из Ленинграда. - Я уж думал: ни за что мне не прыгнуть. Как дверь приоткрылась, как вниз я глянул, так коленки затряслись, честное слово! А потом смотрю на Нурпеисыча, на Синицына смотрю - им хоть бы что! Секрет, думаю, они какой знают, что ли? Неужели я один такой нерешительный? Нет, думаю, что бы там ни было, а от других не отстану...
- А я на тебя смотрел! - удивляется Нурпеисов.
- А я с тебя пример брал! - говорит Синицын.
- А я с тебя! - говорит мне мой земляк Вася Васильев.
И тут все мы переглянулись и расхохотались.
А наш командир взвода, лейтенант, и говорит:
- Выходит, вы, сами того не зная, друг друга подбадривали. Так и должно быть. Вы вот про секрет сейчас говорили. И верно, есть у десантников один секрет. Обычный секрет, солдатский - как бы тебе ни было трудно, а товарища своего поддержи, подбодри. Это для солдата закон. Ну, а что страшновато перед первым прыжком было - так тут стыдиться нечего. Недаром говорят: не тот храбрый человек, кто страха не знает, а тот, кто свой страх победить сумеет. Победил страх - значит, настоящим солдатом стал. Вот так-то.
- Хорошая история! - согласился танкист. - Только храбрость ведь не одним десантникам нужна. Вот ты с неба не раз прыгал, а под воду тебе небось не приходилось опускаться, а?
- Нет, - отвечает десантник. - Под воду - не приходилось.
- Тогда, - говорит танкист, - я расскажу историю о том,…

Как танк под воду опускался. Борис Никольский

Мощная машина - танк. На суше ему никакие препятствия не страшны. А если река на пути? Тогда что? Стой и жди, пока сапёры переправу наведут?
Раньше так и было.
А теперь - нет, теперь для танкистов и река не преграда. Есть танки, которые плавают, есть - которые смело идут под водой, прямо по дну.
Только, конечно, без тренировки, без предварительной подготовки никто танкиста под воду не пустит. А готовят танкистов к подводному вождению машин, надо сказать, ничуть не менее тщательно, чем десантников к первому прыжку.
Медицинский осмотр - это раз. Ухо-горло-нос врачи обязательно проверят и лёгкие выслушают.
Устройство специального противогаза назубок выучить - это два.
В бассейне под водой научиться работать - это три.


Помню, привели нас первый раз в бассейн. Мы ещё новичками были. Смотрю: в бассейне одни солдаты в спасательных жилетах, в противогазах под водой ходят, а другие... Что делают другие, я, честно говоря, даже не сразу понял.
Вижу - в углу, возле бассейна возвышается какое-то странное сооружение. Вроде бы на танк похоже, только гусениц нет, пушки нет и вся кормовая часть отсечена. Одним словом, половина танка. А так - и броня, и башня, и крышка люка - всё настоящее.
- Сейчас поглядите со стороны, - говорит нам командир. - А потом и вам это упражнение придётся делать.
Стоим, смотрим.
Тем временем четыре танкиста, весь экипаж, один за другим забираются в башню. Наглухо закрывают за собой крышку люка.
- Сюда, сюда смотрите, - говорит нам командир.
Только тут мы заметили: в броне, оказывается, сделано окошечко - словно из толстой слюды. Сквозь него всё видно, что внутри танка делается.
Вот танкисты заняли свои места, переговариваются друг с другом. Слов, конечно, не слышно, видно только, как губы шевелятся.
И вдруг... Хлынула вода в танк!
Точно водопад обрушился.
Солдаты выдернули из сумок резиновые маски изолирующих противогазов, быстро натянули их.
А вода прибывает.
Вот она им уже по колено. Вот по пояс. Вот уже у горла колышется.
Видно, как показывают солдаты друг другу что-то жестами, шевелят руками. А мы смотрим на них сквозь стекло - вроде бы как на рыб в аквариуме.
Вода уже их с головой скрыла, уже лижет обратную сторону бронированной крышки люка... Так проходит минута, другая...
И вдруг - раз! - откинулась бронированная крышка. Опять один за другим, по очереди, танкисты выбираются на волю. Мокрые, вода с них течёт.
- Упражнение, - докладывают, - выполнено!
Откровенно говоря, я тогда удивился. "Что за странное, - думаю, - упражнение? Посидели в воде, выкупались и вылезли - зачем это?"
А командир нам объясняет:
- Вообразите себе, будто с танком под водой что-то стряслось. Мотор заглох, или гусеницу, если на войне, в бою дело происходит, миной разорвало. Одним словом, застрял танк на дне. Что делать? Кажется, проще простого - надевай противогаз и выбирайся из танка. Да не тут-то было! Не открыть танкистам люк. Какой бы силач среди них ни нашёлся - всё равно не открыть.
Потому что на крышку люка снаружи давит вода. Давит с огромной силой. Вот и получается: замурованы танкисты в своём танке.
Что же, значит, нет выхода? Жди-дожидайся, пока придёт помощь? Нет, выход есть. Чтобы выбраться из танка, надо танк сначала затопить. Да, да, затопить. Танкисты надевают противогазные маски, открывают смотровые щели, и сквозь эти щели вода врывается в танк. Как только заполнит вода танк, давление изнутри и снаружи сравняется, и тогда открыть крышку люка не тяжелей, чем на суше. Просто? А на самом деле попробуй-ка не растеряйся, когда в танке темно, вокруг хлещет вода, лицо стягивает резиновая маска, дышать трудно... Чтобы не растерялись танкисты, чтобы были готовы к любым неожиданностям, их и тренируют сначала на суше.
Вот, оказывается, какое важное упражнение!
Потом, ясное дело, я и сам не раз делал это упражнение. И в бассейне под водой учился работать - немало всяких тренировок было.
Но тщательнее всего готовят к спуску под воду механиков-водителей. Ведь от механика-водителя, от его умения зависит, как пройдёт машина по дну реки, не заблудится ли, не собьётся ли с пути.
Вам никогда не приходилось видеть, как танки играют в жмурки?
Нет? А я видел.
Заклеивают, закрывают наглухо танку все смотровые щели. Словно глаза человеку завязывают. Потом забирается в танк механик-водитель. Офицер по радио подаёт команду, и танк трогается с места. И - что за чудо! - идёт ровно, уверенно, как по линеечке.
Сначала мне даже не верилось, что водитель управляет танком вслепую.
Может быть, он всё-таки подглядывает потихоньку? Видит дорогу?
Я даже потом нашего механика-водителя, Сашу Морозова, спрашивал: "Скажи честно: не подглядываешь?" А он смеётся.
Да я и сам знал, что незачем ему подсматривать. Помогает ему специальный умный прибор - гироскоп. Стрелка прибора всё время перед глазами водителя. Пока идёт танк прямо, стрелка не колеблется. Как отклонился танк цели, от прямого пути, так и стрелка сразу забеспокоится, качнётся в сторону. Внимание, мол, водитель, не зевай!
Ведь по дну реки танкисту придётся вести свою машину вслепую: кроме воды, ничего не увидит он через смотровые приборы. Вот и учится механик-водитель управлять танком по гироскопу сначала на суше, на танкодроме, прежде чем спуститься под воду.
Наконец наступил день, к которому все мы так старательно готовились.
Вот уже первый танк двинулся к воде. Скрылись под водой гусеницы, башня, только ствол пушки ещё грозно глядит из воды. А вот и его не стало видно - теперь лишь верхушка трубы, точно перископ подводной лодки, бороздит поверхность реки. Через эту высокую, пятиметровую, трубу сейчас в танк поступает воздух.
Настала и наша очередь.
Через люк механика-водителя забираемся в машину.
Первый раз в жизни мне предстояло опуститься на дно реки, под воду. Не нырнуть на несколько секунд, а опуститься в огромной стальной машине. Интересно! И немножко не по себе.
Мотор грохочет во всю, машину трясёт - танк входит в воду.
И вдруг неожиданно наступает тишина. На секунду я даже испугался: не заглох ли мотор? Но нет, танк продолжает двигаться. Просто он уже погрузился в воду - и вода гасит грохот мотора.
Вода, мутная, жёлтая, колеблется за стеклом смотровых приборов.
Впереди, справа, слева. Повсюду.
Сейчас судьба танка в руках механика-водителя, нашего Саши Морозова. Справится ли, не растеряется ли? Сейчас он держит ответ, чему научился на суше, на танкодроме.
Грохот мотора возник так же неожиданно, как и оборвался.
Танк выползает из воды, выбирается на берег, останавливается, лязгнув гусеницами.
Мы выбираемся из танка, спрыгиваем с брони, глядим на противоположный берег. Сколько же времени понадобилось бы, чтобы навести мост и переправить по мосту танки! А тут считанные минуты - и танк опять готов к бою. Здорово!
Сказать по-честному, мне тогда даже немножко обидно было: оттого, что всё так быстро кончилось. Готовились, готовились, а тут две минуты - и всё!
Но потом я подумал: такая ведь наша солдатская служба. Стараешься, тренируешься ради таких вот решающих минут. Чтобы в эти Главные Минуты на учениях или, если понадобится, и в настоящем бою с врагом не растеряться, не сплоховать, действовать умело, точно - одним словом, по-солдатски!

Рядовой Башмаков

Был в нашем взводе, взводе десантников, солдат по фамилии Башмаков - удивительно невезучий человек. Не везло ему постоянно. Всегда и во всём. На стрельбы идём - все стреляют нормально, он обязательно умудрится всадить пулю в чужую мишень. По тревоге поднимаемся - сапоги перепутает. Кросс побежим - ногу вывихнет. Короче говоря, всё у него не как у людей.

Поэтому командир взвода старался держать Башмакова подальше от глаз начальства. Как начинаются учения или проверка, так Башмакова либо в наряд по кухне отправляют картошку чистить, либо дневальным по казарме, либо ещё куда-нибудь - лишь бы подальше.

Так было до тех пор, пока не сменился у нас командир взвода.

Новый командир, лейтенант Петухов, вызвал к себе Башмакова и говорит:

Невезучих людей, Башмаков, не бывает - бывают люди не-дис-ци-пли-ни-ро-ван-ны-е. Ясно?

Отныне вам никаких поблажек не будет, - говорит лейтенант. - И вы свои штучки бросьте. Ясно?

Так точно, - говорит Башмаков. - Ясно.

А тут через несколько дней как раз учения. И нашему взводу выпало особое задание - произвести разведку в тылу «противника».

Лейтенант Петухов на всякий случай не спускал глаз с Башмакова. И в самолёте посадил возле себя. Нарочно.

И прыгнул сразу вслед за ним.

Их парашюты раскрылись почти одновременно.

И тут вдруг лейтенант увидел, что Башмаков летит не вниз, а вверх.

Да, да, его парашют поднимался вверх!

Рядовой Башмаков! - закричал лейтенант. - Вы куда?

Не могу знать! - закричал Башмаков.

Немедленно вернитесь! - закричал лейтенант.

Но Башмаков продолжал медленно лететь вверх.

Вернитесь сейчас же! - ещё громче закричал лейтенант.

Что ответил Башмаков, он уже не услышал. Ведь лейтенант летел вниз, а Башмаков - вверх, и расстояние между ними всё увеличивалось.

А между тем всё объяснялось просто: парашют Башмакова попал в восходящий поток тёплого воздуха.

Будь на месте Башмакова другой солдат, он бы наверняка растерялся и от страха натворил каких-нибудь глупостей. Но Башмаков не испугался. Он даже не удивился. Потому что он привык, что с ним всегда что-нибудь происходит.

Он спокойно летел, словно на воздушном шаре, и смотрел вниз.

И всё запоминал, что было внизу.

А внизу был лесок. А в леске танки «противника».

Так Башмаков летел довольно долго. А когда приземлился, то сразу пробрался к своим. И доложил о танках. И лейтенант Петухов после учений объявил ему благодарность за самообладание и находчивость.

ГЕННАДИЙ СТАЛИНГРАДОВИЧ В годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети. Об одном таком мальчике вы и узнаете, прочитав рассказ Сергея Алексеева. Узнаете о добром сердце Советского солдата.

В сражающемся Сталинграде, в самый разгар боёв, среди дыма, металла, огня и развалин солдаты подобрали мальчика. Мальчик крохотный, мальчик-бусинка.

Как тебя звать?

Гена.

Сколько тебе годов?

Пять, - важно ответил мальчик.

Пригрели, накормили, приютили солдаты мальчишку. Забрали бусинку в штаб. Попал он на командный пункт генерала Чуйкова.

Смышлёным был мальчик. Прошёл всего день, а он уже почти всех командиров запомнил. Мало того, что в лицо не путал, фамилии каждого знал и даже, представьте, мог назвать всех по имени-отчеству.

Знает кроха, что командующий армией генерал-лейтенант Чуйков - Василий Иванович. Начальник штаба армии генерал-майор Крылов - Николай Иванович. Член Военного совета армии дивизионный комиссар Гуров - Кузьма Акимович. Командующий артиллерией генерал Пожарский - Николай Митрофанович. Начальник бронетанковых войск армии Вайнруб - Матвей Григорьевич.

Поразительный был мальчишка. Смелый. Сразу пронюхал, где склад, где кухня, как штабного повара Глинку по имени-отчеству зовут, как величать адъютантов, связных, посыльных. Ходит важно, со всеми здоровается:

Здравствуйте, Павел Васильевич!..

Здравствуйте, Аткар Ибрагимович!..

Здравия желаю, Семён Никодимович!..

Привет вам, Каюм Калимулинович!..

И генералы, и офицеры, и рядовые - все полюбили мальчишку. Тоже стали кроху по имени-отчеству звать. Кто-то первым сказал:

Сталинградович!

Так и пошло. Встретят мальчонку-бусинку:

Здравия желаем, Геннадий Сталинградович! Доволен мальчишка. Надует губы:

Благодарю!

Кругом полыхает война. Не место в аду мальчишке.

На левый берег его! На левый! Стали прощаться с мальчишкой солдаты:

Доброй дороги тебе, Сталинградович!

Сил набирайся!

Мужай!

Расти!

Честь с юных лет береги, Сталинградович! Уезжал он с попутным катером. Стоит у борта мальчишка. Машет ручонкой воинам.

Проводили солдаты бусинку и снова к ратным своим делам. Словно бы не было мальчика, словно бы сон привиделся.

Малютка

«Малютка» - это танк. Танк Т-6О. Он и вправду малютка по сравнению с другими советскими танками. Экипаж такого танка состоял всего из двух человек.
Прорывать фашистское окружение под Ленинградом советским войскам помогали танки. В том числе и «Малютки». Прославились в этих боях «Малютки». Меньше они размером. Увёртливее. Места под Ленинградом сырые, болотистые. Легче «Малюткам» держаться на болотистом, топком грунте.
Особенно отличился танк, командиром которого был лейтенант Дмитрий Осатюк, а механиком-водителем - старшина Иван Макаренков. Сдружились они командир и водитель танка. С полуслова, без слов понимали друг друга.
Переправились бойцы Ленинградского фронта по льду через реку Неву, взяли штурмом береговые укрепления фашистов, стали прорываться вперёд на соединение с идущими им навстречу от реки Волхов и города Волхова войсками Волховского фронта. Рвалась вперёд и «Малютка» Осатюка.
Наступает «Малютка», и вдруг слева, справа и впереди выросли перед «Малюткой» три огромных фашистских танка. Как в западне «Малютка». Расстреляют «Малютку» фашистские танки. Пустят снаряды - прощай «Малютка».
Припали фашисты к своим прицелам. Секунда, и в цель полетят снаряды.
Видит беду лейтенант Осатюк.
- Ваня, танцуй! - прокричал водителю.
Понял команду механик-водитель Иван Макаренков. Завертелся перед фашистами, словно в танце, советский танк.
Целят фашисты, а танк танцует. Никак не схватишь его в прицел.
- Давай кабардинку! Давай лезгинку! - кричит Осатюк.
Глянешь в эту минуту на танк, и вправду - лезгинку танцует танк.
Стреляют фашисты, стреляют - всё мимо. Увёртлив советский танк. Сманеврировал танк под огнём фашистов, вышла «Малютка» из окружения.
Устремились в погоню за ней фашисты. Настигают, бьют из орудий. Да только зорко следит за врагами лейтенант Осатюк. Сам отвечает огнём на огонь фашистов. Механику-водителю подаёт команды. Маневрирует танк: то рванётся вправо, то развернётся влево, то чуть притормозит, то ускорит шаг. Не даётся «Малютка» фашистам в руки.
Лейтенант Осатюк не просто уходил от огня фашистов. Он вёл фашистские танки к тому месту, где были укрыты советские батареи.
Вывел. Ударили батареи. Секунда, вторая. И нет уже больше фашистских танков.
Восхищались потом батарейцы:
- Ай да «Малютка», вот так «Малютка»! Мал золотник, да дорог!
Говорили тогда бойцы:
- Орёл - лейтенант Осатюк!
- Орёл - старшина Макаренков!
И после этого «Малютка» лейтенанта Осатюка совершила немало подвигов. Давила пулемётные гнёзда врага, отважно шла на фашистские пушки, в гущу фашистских солдат врывалась. Более двухсот фашистов уничтожила в этих боях «Малютка».
И снова о танке идёт молва:
- Цены ему нет, бесценен!
И снова среди солдат:
- Орёл - лейтенант Осатюк!
- Вровень ему старшина Макаренков!
Героями Советского Союза стали лейтенант Дмитрий Иванович Осатюк и старшина Иван Михайлович Макаренков. Прославил фамилии эти танк. Прославили танк фамилии.

ЛОПАТА
Война есть война. Всякое здесь бывает. Лопата и та стреляет. Москва готовилась к схватке с врагом. Вокруг города возводились оборонительные рубежи. Рылись окопы. Создавались баррикады, завалы, возводились проволочные заграждения, устанавливались «ежи» и надолбы. Тысячи женщин, стариков и подростков брали в руки кирки, ломы, лопаты…
Длинной полоской уходит ров. Вот он прямо идёт, вот чуть изогнулся, коленце сделал. Пополз чуть на взгорье. Сбежал к низинке. Пересек оголённое поле. Ушёл за ближайший лес. Это противотанковый ров. Много их у границ Москвы. И этот. И чуть правее. И чуть левее. И дальше - за лесом. И дальше - за полем. И дальше, и дальше - перекрывшие горизонт.
Костя Незлобин - студент-текстильщик. В землеройной студент бригаде. Просится Костя в армию:
- Я в роту хочу. Я - в снайперы.
Не взяли Незлобина в армию. Слаб оказался зрением. И вот в землекопах теперь Незлобин. Вместе с другими копает ров. Девушки рядом, подростки, женщины. Старшим - старик Ордынцев.
- Объясняет Костя:
- Не взяли в снайперы.
- Тут тоже. Незлобин, фронт, - отвечает Ордынцев.
- Подумаешь, фронт, - усмехнулся Костя, - канава, ров.
- Не ров, а военный объект, - поправляет старик Ордынцев.
Только сказал, как в небе низко, совсем над землёй, над людьми, над окопом пронёсся фашистский лётчик. Бросил он бомбу. Открыл огонь.
- Ложись! - закричал Ордынцев.
Бросились люди на дно окопа. Переждали огонь врага. Трижды в тот день приходили сюда фашисты.
- Ну, чем же тебе не фронт, - посмотрев на Костю, усмехнулся старик Ордынцев.
Ночь опустилась над лесом, над полем. На отдых ушли отрядники. Рядом на взгорке стоит деревня. Расположились в уютных избах.
Только стал засыпать Незлобин, вдруг голос:
- Тревога! Тревога!
Вскочил Незлобин. Момент - на улице. Узнал, в чём дело. Оказалось, с воздуха сброшен фашистский десант. Проснулись люди. Бегут на поле. Промчались кони - наряд охраны. Вернулся Костя к избе, к сараю. Схватил лопату - вперёд, за всеми.
Бежит к окопам, где место сбора. А здесь девчата, а здесь Ордынцев. Вдруг с неба - солдат фашистский. Повис на стропах. И прямо в группу.
Не ожидали девчата «гостя».
- Ай, ай! - с испуга.
А Костя словно лишь ждал момента. Схватил Незлобин секиру-заступ. Фашиста в спину.
- А-а-а! - взревел десантник. Осел и рухнул. Лежит, раскинул руки.
Расцеловали Костю друзья-девчата.
- Снайпер, ну, право, снайпер, - сказал Ордынцев.
Отбили люди десант фашистов. Вернулись в избы, ко сну, к покою. А утром снова трубит побудка. И снова люди в суровом поле.
Смешались с фронтом тылы, обозы. Кругом девизом, кругом паролем:
«Врага не пустим!»
«Врага осилим!»
И взмах лопаты, как взрыв снаряда. И если надо, она копает. И если надо, она стреляет.

Генерал Панфилов

Многие войска отличились в боях под Москвой. Особенно дивизия, которой командовал генерал Панфилов. 28 героев-панфиловцев как раз из дивизии генерала Панфилова.
Немолод уже Панфилов. К вискам седина подбежала. В морщинках лицо и лоб. По-солдатски подтянут всегда Панфилов. Шапка-ушанка. Полушубок сибирский. Грудь ремнями от пистолета, от командирской сумки схвачена крест-накрест.
Не знает Панфилов усталости. Часто бывает в кругу солдат. Любят солдаты Панфилова. Вот и сейчас генерал на боевых позициях.
Трудно панфиловцам. Пять дивизий врага штурмуют одну, советскую, 30 дней. И всё бой и бой.
Приехал Панфилов к артиллеристам:
- Привет, бомбардиры-кудесники!
Улыбаются артиллеристы. Приятно такое слышать.
- Бейте, сынки, - наставляет Панфилов, - фашиста прямой наводкой. Не забывайте - пушки колёса имеют. Пушку, сынки, подкатить к самому дьяволу можно.
- Так точно, можно, - смеются артиллеристы.
Так и поступают артиллеристы. Навстречу врагу выдвигают пушки. Разят фашистов огнём и сталью.
Приехал генерал к пулемётчикам:
- Привет, глаза молодые, острые!
В улыбке цветут пулемётчики. Похвала, теплота в словах генерала. Наставляет солдат Панфилов:
- Не томите, сынки, дальним полётом пулю. Бей врага с расстояния близкого.
- Есть, товарищ генерал! - весело отвечают пулемётчики.
Выполняют совет генерала в бою солдаты. Подпускают фашистов на близкую дистанцию.
Приехал Панфилов к истребителям танков, к гранатомётчикам:
- Привет, дрессировщики Дуровы, укротители фашистского зверя!
Улыбаются гранатомётчики. Ведь недаром слова такие. И вправду они укротители. Не знают солдаты страха.
Наставляет Панфилов солдат:
- Фашист сидит за бронёй. Потому он и храбрый. А вы скорлупку с него срывайте. Скорлупку, скорлупку, сынки, срывайте.
Смеются солдаты. Нравится им про скорлупку. Сражаются отважно гранатомётчики. Бьют в упор по фашистским танкам. Скорлупку с врагов срывают.
Любят солдаты генерала Панфилова. Заботливый он генерал. Накормлен солдат, напоен, тепло ли одет, обут? Нет ли задержек с куревом? Давно ли в бане вымылся солдат? Всё беспокоит Панфилова. Любят солдаты своего генерала. С ним хоть в огонь, хоть в бездну.
Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов не дожил до победы. Защищая Москву от фашистов, смертью храбрых погиб генерал Панфилов. Погиб генерал, да оставил панфиловцев - отважных и стойких воинов. Не раз отличились в боях под Москвой панфиловцы.
Скажешь «панфиловцы» - сразу героев рождает память.

Отдельный танковый батальон

Продолжается жестокая схватка с фашистами. Тяжёлые бои идут у посёлка и станции Крюково. С особой силой здесь жмут фашисты. Не хватает солдатских сил. Вот-вот отойдут солдаты.
Звонят командиры старшим начальникам. Просят о срочной помощи. Нет у старших начальников помощи. Все резервы давно в бою.
Всё тяжелее дела под Крюковом. Снова звонят командиры начальникам.
- Хорошо, - говорят начальники. - Ждите танковый батальон.
И верно, вскоре на командный пункт сражающегося здесь полка явился офицер-танкист. Молод, красив танкист. В кожаной куртке, в шлеме танкистском. Глаза синие-синие. Словно в мае с неба схватил лазурь и сунул себе под веки.
Подошёл танкист к командиру полка, руку к шлему поднёс, представился:
- Товарищ командир полка, отдельный танковый батальон прибыл в ваше распоряжение. Докладывает командир батальона старший лейтенант Логвиненко.
Доволен - нет сил - командир полка. Мало того, что доволен счастлив. Обнял офицера:
- Спасибо, браток, спасибо. - И сразу конкретно к делу: - Сколько в батальоне танков?
- Одна машина, - отвечает танкист. И небесной лазурью на командира смотрит.
- Сколько-сколько? - не верит своим ушам командир полка.
- Одна машина, - повторяет танкист. - Одна осталась… Танк типа «Т-37».
Большие потери несли под Москвой фашисты. Но и у наших они немалые… Вся радость с лица у командира полка - словно кто-то огромный дунул секундой слетела. Танк «Т-37» - самый устаревший советский танк. Самый старый и самый малый. Один пулемёт - вот и всё вооружение. Броня толщиной с мизинец.
- Жду боевую задачу, - сказал танкист.
«Катись к чёрту - вот и вся боевая задача», - хотел было сказать командир полка. Однако сдержался, себя осилил.
- Направляйтесь в распоряжение первого батальона, - сказал командир полка.
Этот батальон больше всего и атаковали сейчас фашисты.
Прибыл танкист к батальону и сразу с пехотинцами ринулся в бой. Умно поступал танкист. То в одном месте поддержит бронёй пехотинцев, то быстро меняет позиции. И вот уже виден на новом месте. Видят броню солдаты. Легче в бою солдатам. Слух от солдата идёт к солдату - прибыл танковый батальон.
Устояли тогда герои. Не пустили вперёд фашистов.Слайд 1

Танковые войска

Когда на тебя нападают - защищайся, а если враг напал на нашу страну, то вся Россия, каждый мужчина должен взять в руки оружие и встать на защиту Родины, своих детей, жен и матерей. Наша армия существует для того, чтобы в любой момент дать отпор врагам и победить во имя свободы и независимости нашей страны.

Россия - мирное государство , мы не хотим войны и не собираемся ни на кого нападать. Но и себя в обиду не дадим, для этого есть наши Вооруженные силы. Во время войны все военнослужащие принимают участие в боевых действиях, а в мирное время учатся боевому искусству, изучают оружие и новую военную технику.

Верховный главнокомандующий Вооруженных сил России - наш президент.

Наша армия состоит из нескольких родов войск. Сухопутные - это самый многочисленный род войск, в который входят пехота и артиллерия, танки и другая более сложная военная техника. Пехота ведет боевые действия на суше, передвигаясь пешком. Танкисты управляют сложными Моя Родина - Россия бронированными машинами, поддерживая пехоту. Войска противовоздушной обороны с помощью специальных высокочувствительных приборов следят, чтобы ни один вражеский самолет не вторгся в наше воздушное пространство. А пограничники охраняют Российскую Государственную границу, и если вражеские войска нарушают ее, то они сразу же вступают в бой и принимают первый удар на себя, не пуская врага вглубь страны.

Военно-воздушные силы созданы для отражения вражеских атак с воздуха. Российские летчики управляют современными самолетами, а стратегические бомбардировщики патрулируют границы России и в любой момент в случае нападения атакуют вражескую территорию.

Наши Военно-морские силы готовы обороняться с моря. Военные корабли и подводные лодки, морские пехотинцы и моряки несут боевую вахту по охране морских рубежей Родины. Во все време на Россия гордилась и гордится своими героическими моряками. Наша армия имеет специальные Воздушно-десантные войска. Десантники умеют прыгать с парашютом и выполнять боевые задачи в любой точке мира.

На вооружении ракетных войск стратегического назначения находятся баллистические ракеты с ядерным боезарядом. Они должны обеспечить ядерную защиту нашего государства и в случае атаки ядерными ракетами атаковать вражескую территорию.

Отдельными видами войск командуют маршалы и генералы.

Все здоровые молодые мужчины страны , которым исполнилось 18 лет, должны пройти службу в Российской армии. Они приносят присягу на верность Родине, клянутся защищать ее от врага, честно выполнять свой долг и приказы командиров. Оберегать нашу Родину - большая честь для каждого мужчины нашей страны. А чтобы попасть в тот род войск, который тебе больше нравится, нужно хорошо учиться в школе, потому что с каждым годом военная техника и стрелковое оружие становятся все сложнее, и слабо образованному человеку в ней не разобраться.

Крымова Юлия Евгеньевна

Программные задачи :

Образовательные задачи : Продолжать представления детей о российской армии , о разных родах войск их предназначении . Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

Развивающие задачи : Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.

Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма и гордости за Российскую армию , вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов .

Используемый материал : Иллюстрации и картинки с изображением различных родов войск

Ход беседы:

Воспитатель : Мы с вами живем в стране, которая называется Россия . На земле много стран и не все они живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть сильная и могучая Армия .

Воспитатель : А какие войска российской армии вы знаете ?

Ответы детей : морские, сухопутные, десантные.

Воспитатель : Посмотрите на это изображение. На доске представлены изображения различных родов войск . Кого вы здесь видите?

Воспитатель : Зачем в Армии так много родов войск ?

Дети : Чтобы защищать нашу Родину со всех сторон - и с суши,и с моря, и с воздуха.

Воспитатель : Правильно, в небе нашу Родину охраняют Военно-Воздушные Войска – это вертолеты ,самолеты,ракеты.

Наши морские границы охраняет военно-морской флот – это подводные лодки, боевые корабли и катера.

На земле нас охраняют Сухопутные войска .

Воспитатель : А зачем нужна Армия в мирное время ?

Дети : В мирное время солдаты учатся управлять боевой техникой,проводить учебные бои,учатся стрелять из всех видов оружия).

Воспитатель : Ребята, теперь давайте с вами отгадывать загадки.

Загадки о боевой технике :

1. У какой птицы на крыльях звезды? (Самолет)

2. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик,через несколько минут опустился (парашют)

3. Ползет черепаха - стальная рубаха, враг в овраг и она,где враг. (Танк)

4. Железная рыба плывет под водой, врагу угрожает огнем и бедой. (Подводная лодка) .

5. Черная труба стрекочет, огонь вылететь хочет. (Пушка) .

Воспитатель : Вы молодцы, справились с испытанием и отгадали все загадки.

Воспитатель : Предлагаю вам разминку для будущих воинов.

Руки сделали в разлет – получился самолет

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в стороны держи.

И на друга посмотри.

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

Воспитатель : Давайте с вами поиграем в игру «Что лишнее и почему?»

Ракетчик, вертолетчик, футболист.

Самолет, танк, парашютист.

Автомат, пистолет, танкист

Подводник, артиллерист, корабль.

Воспитатель : А теперь я вам предлагаю поиграть еще в игру, которая называется «Один много» - дидактическая игра.

Пограничник – пограничники

Парашютист –….

Летчик ….

Танкист ….

Пехотинец ….

Пистолет …

Самолет …

Вертолет ….

Воспитатель : Ребята, вы отлично справились с заданием.

Воспитатель : А вы знаете, что скоро наступит праздник – 23 февраля - День Защитника Отечества. А кто такие Защитники Отечества?

Предположения детей :

Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия . У каждого народа, в каждой стране есть своя армия . У нашей страны тоже есть армия . И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Ребята, а кого мы с вами поздравляем в этот день?

Ответы детей : Пап, дедушек и мальчиков.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете в каких войсках , в армии , служили ваши дедушки и папы.

Дети : (отвечают) .

Воспитатель : Ради нас с вами, ради того, чтобы в нашей огромной стране был мир, достойно несут свою нелёгкую службу российские воины . Наши мальчики, когда вырастут и станут взрослыми, тоже пойдут служить в армию и станут настоящими Защитниками Отечества.

Публикации по теме:

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля «О Российской Армии будет наш рассказ» Поздравляю! Пусть сегодня В вашу честь слова звучат! Пусть улыбка сердце тронет, Засияет счастьем взгляд. Праздник мужества и страсти На.

Беседа с детьми подготовительной группы «200 лет со дня Бородинского сражения» Цель: Закреплять знания о защитниках отечества, познакомить с отечественной войной 1812 года, с героизмом русских солдат и простого народа.

Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Мы и взрослые» Беседа с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Мы и взрослые». Цель: -расширять и углублять понятия о статусе старшего поколения.

Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Права и обязанности» (6–7 лет) Задачи: Закрепить представления детей о законах, защищающих права человека; Способствовать росту самосознания, возможности и.

Сценарий спортивного праздника «День Российской армии» Спортивный праздник. " День Российской Армии" День защитника отечества. «День Российской армии». (подготовительные группа) Дети и родители.

Ведущий: Этот праздник очень важный Отмечаем в феврале. Праздник воинов отважных, Праздник мира на Земле! От войны спасал планету Нашей.

Пояснительная записка.
Статья содержит конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности "Наша армия родная" для детей 6-7 лет. Направленна на формирование патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с боевыми традициями Российского народа. В статью входят фотографии, материал для распечатывания и презентация "Военные профессии".


воспитатель ДОУ № 108 в/ч 68889 г. Владикавказ
Цель: Формировать патриотические чувства дошкольников на основе ознакомления с боевыми традициями Российского народа.
Задачи:
Образовательная область «Познание»
Систематизировать знания детей о Российской армии, родах войск, военной технике, профессиях военных. Формировать первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы стать сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия.
Образовательная область «Коммуникация»
Развивать связную речь, мышление.
Образовательная область «Музыка»
Развивать чувство ритма, умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Образовательная область «Социализация»
Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых Российских воинов.
Образовательная область «Физическая культура»
Развивать общую моторику и координацию движений.
Словарная работа: военный билет, бронетранспортер, авианосец, погоны, гимнастерка, парашют, противогаз.
Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов по тематике: «Наша армия».
Заучивание наизусть стихов, пословиц.
Фото галерея: знакомство с историческими достопримечательностями родного города.
Дидактические средства: компьютер, иллюстрации военных профессий, военной техники, фотографии отцов и дедушек на военной службе, армейский вещмешок, экспонаты музея (предметы армейского обихода), счетные палочки, геометрические наборы.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Художественное творчество, Социализация, Физическая культура.
Ход деятельности.
Мотивация. Ребята, как наши солдаты готовятся стать защитниками Родины?

1.Отгадай загадку
Мы защитники страны,
Тренированы, сильны,
Пограничники, танкисты,
Моряки, артиллеристы.
Службу мы несём везде
На земле и на воде.
(военнослужащие)
Про кого идет речь?
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о воинах нашей Российской Армии, о её
непобедимой силе, о её могучей технике, о том, какая это особая честь - нести службу в её рядах. Есть такая профессия - Родину защищать.
Когда мы отмечаем праздник всех военных?
(23 февраля)
Как правильно он называется?
(День Защитника Отечества)

2.Беседа «Рода войск»
На какие три группы можно разделить вооруженные силы России?
(Вооружённые силы можно разделить на три главных группы - это сухопутные или наземные войска; военно-воздушные силы и военно-морские силы)
Почему имеют такое название? (действуют на суше; защищают Россию в воздухе; несут вахты в морях и океанах)
Сухопутные Военно – воздушные Военно - морской
войска силы флот
Флаг представляет собой двухстороннее полотнище красного цвета. В центре полотнища - изображение малой эмблемы Сухопутных войск (золотая пылающая гренада на фоне двух перекрещенных мечей). Пылающая гренада (железный шар наполненный порохом) символизирует боевую мощь Сухопутных войск. Перекрещенные мечи являются наиболее общим традиционным символом вооруженной борьбы.
Флаг Военно-воздушных сил представляет собой прямоугольное двустороннее полотнище голубого цвета. В центре полотнища изображение перекрещенных серебряных пропеллера и зенитной пушки на серебряных парящих крыльях.
Из центра полотнища к углам и кромкам расходятся 14 расширяющихся желтых лучей.
Андреевский флаг - кормовой флаг кораблей российского военно-морского флота; белого цвета (с 1865г.) с изображением диагонального синего креста Андрея Первозванного (первый ученик Иисуса Христа, проповедовал христианство и на российских землях), святого, считавшегося покровителем России.

3.Презентация «Военные профессии»
(Дети называют военные профессии)

Какие профессии входят в сухопутные войска?
Мотострелки
Танкисты
Артиллеристы и ракетчики
Чем стреляют артиллеристы? (снарядами)
Чем стреляют ракетчики? (ракетами)
Связисты
Саперы
Пограничники
Десантники-ВДВ

Какие профессии в военно-воздушном флоте?
Летчики - первый, второй пилот.
Штурман прокладывает курс самолета в небе.
Радист держит связь с аэродромом.
Механик ремонтирует самолет.

Какие профессии в военно-морском флоте?
Капитан.
Помощник капитана.
Штурман прокладывает курс в море.
Боцман следит за порядком.
Радист устанавливает связь с землей и другими судами.
Кок - корабельный повар.

4.Игра «Подбери к каждой профессии военную технику или предмет»
(дети подбирают к каждой военной специальности технику, или предметы, относящиеся к ней)
Моряк – крейсер, бинокль, бескозырка моряка, спасательный круг.
Танкист – танк, комбинезон танкиста, планшет, шлем танкиста.
Летчик – истребитель, шлем летчика, кислородная маска, очки летчика.
Десантник – парашют, рация, берет десантника.
Пограничник – собака, плащ, пограничный столб.
Мотострелок – БТР, палатка, каска.

5.Пальчиковая гимнастика «Бойцы молодцы»

Пальцы эти – все бойцы

Удалые молодцы.

Два – больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
Два - гвардейца-храбреца,
Два - сметливых молодца.
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца – коротышки -
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять –

Пальцы встали дружно в ряд –

Десять крепеньких солдат. Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.
Показывают указательные пальцы.
Показывают средние пальцы.
Показывают безымянные пальцы.

Показывают мизинцы.

Поочерёдно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой руке.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.
Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.

6.Счетные палочки.
(Дети выкладывают военную технику, которая бы относилась к тому или иному роду войск)

7.Угадай по звуку
(Дети слышат звук, движущегося танка, самолета, вертолета и угадывают что это за техника)

8.Упражнение на согласование речи с движением «Будем в армии служить»

Мы пока что дошколята,

А шагаем как солдаты!
Я танкистом смелым буду,

Проведу свой танк повсюду!

Я своей ракетой грозной

Цель достану в небе звёздном!

Я ребята непременно

Буду лётчиком военным!

Я – бесстрашным капитаном

Поплыву по океанам!

Я хочу быть офицером,

Чтоб ходить в атаку первым!

Мы пока что дошколята,

А шагаем как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить,

Чтобы было нам всегда

Хорошо на свете жить! Дети прижимают ладони обеих рук к груди; показывают «рост» на уровне пояса.
Ходьба на месте
Правая рука к груди, затем обе руки вперёд, образуют «дуло танка».
Руки вперёд, кулачки сжаты, поочерёдно сгибают их в локтях
Правая рука к груди, затем ладони вместе, поднимают руки вверх.
Правая рука прижата ребром ладони к голове, левая на спине – полочкой.
Правая рука к груди, затем разводят руки вперёд – в стороны.
Руки выпрямляют в стороны, показывают «крылья».
Обе руки изображают бинокль.
Круговые движения рук вперёд – в стороны.

Ладони на плечи, показывая «погоны».
Ходьба на месте.

Ладони обеих рук прижаты к груди, показывают «рост» на уровне пояса.
Ходьба на месте.
Ходьба строевым шагом по кругу, правая рука «под козырёк», левая прижата к туловищу.
Останавливаются лицом в круг, руки вперёд – в стороны.
Кладут руки на плечи соседям, ноги на ширине плеч, покачиваются

9.Работа над словообразованием «Продолжи предложение…» (сидя на ковре)
Ребята, в армии главное порядок, вот и мы с вами будем отвечать по-военному четко, громко. Но есть одно условие, отвечает тот, кому я дам флажок в руку, остальные сидят тихо.
Танком управляет…(танкист)
Из пушки стреляет…(артиллерист)
За штурвалом самолёта…(лётчик)
Из пулемёта строчит…(пулемётчик)
В разведку ходит…(разведчик)
Границу охраняет…(пограничник)
На подводной лодке службу несёт…(подводник)
С парашютом прыгает…(десантник)
На кораблях служит…(моряк)

А теперь вы должны внимательно послушать и исправить неточности.
Танкист прыгает с парашютом.
Наша армия охраняет народ.
Ракетчик надевает на голову бескозырку.
На небе нас защищают моряки, а в синем море летчики.

10. Игра «Разведчики» (у доски)
Военным иногда приходится выполнять трудные задачи и проявлять смекалку. Проявите и вы смекалку, как разведчики?

Сколько самолетов вылетело на испытание? (10)
- В поле вышло 5 танков, а потом еще 3. Сколько всего танков вышло на боевое дежурство?
- Из каких геометрических фигур составлен корабль?
- Сколько моряков слева, сколько бескозырок справа, хватит ли их на всех моряков? ит.д.

11.Музей «Военное дело»
Ребята, в нашей группе открылся музей, посмотрите, какие экспонаты в нем представлены? (на полках разложены предметы принадлежащие военным). Как вы думаете, кому они принадлежат? Правильно, военным, музей так и называется: «Военное дело». Как вы думаете, кто предоставил нам все эти вещи? (дедушки, папы, прадедушки).
Но перед тем как мы рассмотрим все эти экспонаты, хочу обратить ваше внимание на один предмет (медаль). Что это? Этот орден принадлежал солдату – это орден моего дедушки. Его, к сожалению, нет уже в живых. Как вы думаете, где и за что он получил эту медаль? (В Великой Отечественной войне, в борьбе против фашистов)

12.Физминутка «Каким должен быть воин Российской армии?»
Сейчас мы буден передавать этот орден по кругу и называть качества воина – Защитника Отечества.
(Смелый, храбрый, ловкий, умный, отважный, сильный, заботливый, мужественный, неустрашимый, здоровый, спортивный и т. д.)

Дети рассматривают и обсуждают экспонаты музея: плащ палатка, котелок, фляжка, ремень, пагоны, медали, письма с войны (треугольники), бронежилет, военный билет, планшет, фотографии отцов и дедов, гимнастерка и т. д.

13.Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
Какая часть понравилось больше?
Вывод: все должны уважать солдат и офицеров Российской Армии, гордится их подвигами, при желании быть похожими на них;

Игра «Подбери к каждой профессии военную технику или предмет» (материал для распечатывания)