Жены Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Это посланник Аллаха (Мир ему и благословения)! Милосердие к детям

15:05 2018

Почти полторы тысячи лет назад мир, утопавший во тьме невежества, озарил луч света. Луч, который осветил путь и рассеял мрак, освободив людей от поклонения одних другим для поклонения Господу миров. Аллах говорит в Коране (смысл): «Алиф. Лям. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мрака к свету – на путь Могущественного, Достохвального» (сура «Ибрахим», аят 1).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) полторы тысячи лет назад пришёл к людям, чтобы установить последний шариат Всевышнего Аллаха, который будет отвечать на все вопросы и запросы людей до Судного дня. Аллах говорит (смысл): «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «Трапеза», аят 3). Справедливый, ответственный, умный, добрый, мягкий, храбрый, сильный – лучший из людей, когда-либо населявших планету – он построил общество и государство, равных которым мир никогда не видел раньше и не увидит после.

Аллах говорит о нём (смысл): «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Пророки», аят 107). Обращаясь же к Своему посланнику, Аллах говорит (смысл): «Воистину, твой нрав превосходен!»

Интеллектуальный взрыв

Если мы обратимся к истории, то увидим, что ничем не примечательные знойные пустыни полторы тысячи лет назад явили миру великую цивилизацию, раскинувшуюся от Китая до Атлантики. Арабское общество, не игравшее никакой серьёзной роли на исторической арене, подняло науку и культуру так, как их не поднимал никто и никогда. На словах и действиях посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) исламские правоведы построили совершенную правовую систему, красота и глубина которой ещё не постигнуты и не оценены человечеством по достоинству. Европейские востоковеды лишь в изумлении разводят руками, восклицая: «Это великое право, которое стоящие за ним великие умы пожелали отнести к Корану и Сунне Мухаммада !» Но это лишь то, во что им хочется верить. На самом деле всё обстоит наоборот: Коран и Сунна дали обществу самый мощный научный толчок в истории человечества, после которого мир увидел не только исламское право, но и алгебру, геометрию, физику, химию, астрономию, медицину… на совершенно новом уровне. Аллах говорит (смысл): «Скажи: “Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?”» (сура «Толпы», аят 9), а ниспослание Корана – последнего писания Всевышнего Аллаха, содержащего тысячи повелений, которое ниспосылалось в течение 23 лет – началось со слова «Читай!» Это повеление явилось фундаментом, на котором поднялась исламская цивилизация.

Прогресс и развитие общества были сопутствующими факторами и непременными последствиями призыва последнего посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к человечеству. Основной же его миссией было воспитание людей на отказе от поклонения таким же людям, обществу, страстям, идолам, сатане… и обращении поклонения одному Аллаху – Господу миров.

Аллах говорит (смысл): «Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну» (сура «Сад», аят 27). Аллах также говорит (смысл): «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Комнаты», аят 13).

Между «лучшим» и «худшим»

На посланническую миссию Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) указывает множество неоспоримых доказательств. Среди них – очевидность разницы между самым лучшим и самым худшим человеком на земле. Всем известно, что пророки Аллаха относятся к Его лучшим творениям. При этом в одном из аятов Корана, ниспосланном посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), говорится: «Кто может быть несправедливее того, кто возвёл на Аллаха навет или счёл ложью Его знамения? Воистину, не преуспеют беззаконники» (сура «Скот», аят 21).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был лучшим из людей, воспитавшим лучшее поколение из когда-либо существовавших. За ним пошли умные и смелые, искренние и смышлёные, а через определённое время за ним последовало всё окружавшее его общество. Затем это общество построило государство и цивилизацию. Все, кто боролся с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и враждовал с его призывом, сгинули, несмотря на экономическое, политическое и военное преимущество, которое они имели. Указание на это содержится в самой короткой суре Корана «Изобилие»: «Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным» (аят 3). Враги посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пытались принизить его достоинство тем, что он не вырастил сыновей, которые бы прославили его род. Они не понимали заложенной в это обстоятельство мудрости Всевышнего Аллаха, Который прославил и возвысил имя своего пророка, ставшего предводителем миллиардов людей, в то время как его врагам история не оказала никакого почёта.

Никто не сможет похвастаться тем, что он является потомком Абу Ляхаба или Абу Джахля , потому что эти люди закончили свою жизнь на вражде с лучшим призывом лучшего посланника Аллаха.

История, по воле Аллаха, наглядно продемонстрировала силу слов Господа миров (смысл): «Кто может быть несправедливее того, кто возвёл на Аллаха навет или счёл ложью Его знамения? Воистину, не преуспеют беззаконники» (сура «Скот», аят 21). Ни один из тех, кто ложно заявил о пророчестве на заре ислама, не преуспел. Преуспел лишь истинный посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и люди легко различили между самым лучшим и самыми худшими, между самыми несправедливыми беззаконниками и самым правдивым пророком Всемогущего.

Это не представляет никакой сложности и сегодня. Любой, кто возьмётся за объективное изучение жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), достоверно сохранённой историей по крупинкам, без труда различит в ней великий путь, проделанный человеком и продиктованный Господом миров.

Представьте, кем должен быть посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), эталонные нравы которого собраны в тысячи книг, по мнению тех, кто его не признал? Разве мог лицемер, в основе призыва которого лежал величайший обман, который говорит именем Всевышнего Господа: (смысл): «Кто может быть несправедливее того, кто возвёл на Аллаха навет или счёл ложью Его знамения? Воистину, не преуспеют беззаконники» (сура «Скот», аят 21), – обладать нравом, известным от посланника Аллаха, и воспитать высоконравственное общество, изменившее ход истории? Это противоречит здравому смыслу.

Отношение к окружающим

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был мягким и кротким человеком. Там, где было необходимо, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был жёстким, однако основой его нрава была кротость. Он был самым правдивым человеком, а курайшиты (его соплеменники – «islamcivil.ru») называли его лжецом. Он был самым благочестивым человеком, а они обвиняли его в нечестии. Он хотел людям только блага, а они закидывали его камнями… Но всё это никак не повлияло на его мягкость и кротость.

Он никогда не мстил за себя и всегда любил прощать. Он был самым великодушным и желал блага окружающим его людям. Когда Мекка покорилась его призыву, он вошёл в неё с припущенной головой. В нём не было ни капли надменности, и люди питали к нему доверие. Заработав себе идеальную репутацию за сорок лет до начала пророчества, он получил прозвище «Амин», что означает «доверенный». Даже те, кто отверг его призыв, продолжали безоговорочно доверять ему в экономических и других вопросах. Враждуя с его призывом, они могли оставлять у него на хранение своё имущество. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда никого не подводил. Спасаясь от общества, которое хотело его вероломно убить, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позаботился о том, чтобы имущество, оставленное у него на хранение этими же людьми, вернулось к своим владельцам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был великим правителем, политиком и стратегом. Ещё бы, ведь он был ведом Господом миров. Однако это никак не помешало ему стать великим воспитателем, отцом, мужем, соседом и другом. Он был образцом во всём. Поэтому Всевышний Аллах сказал о нём (смысл): (сура «Сонмы», аят 21).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заботился о своих сподвижниках так, как о них не заботились самые близкие их родственники. Он заботился об их женитьбе, об их материальном состоянии, об их настроении… Он замечал, кого не хватает после битвы, когда этого не замечали остальные. Он не стремился наказать людей и пытался найти им оправдание, даже когда они приходили к нему с признаниями, желая быть наказанными согласно закону. Он беспокоился о тех, кто совершил преступление, заботясь об их психологическом состоянии, запрещая людям поносить и оскорблять их.

Он всегда беспокоился о своей общине. Он беспокоился о ней по ходу всей своей жизни, он беспокоился о ней, находясь при смерти, и он будет беспокоиться о ней в Судный день. В День, когда «человек бросит своего брата, свою мать и своего отца, свою жену и своих сыновей, ибо у каждого человека своих забот будет сполна» (сура «Нахмурился», аяты 34–37).

Он завоевал такой авторитет среди людей, что они были готовы исполнить любой его приказ в первую же минуту. Так, например, мужчины, употреблявшие вино, которое было важной частью досуга арабов, узнав о его запрете, тут же выливали опьяняющие напитки. Это событие осталось в истории как день, в который по Медине текли реки вина, а после – ещё долго стоял его запах. Примерно так же женщины отреагировали на предписание хиджаба.

Заключение

Говорить о личности посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и трудновообразимых плодах его призыва можно очень долго. Чтобы не утомлять читателя мы остановимся на этом, несмотря на то что даже не затронули одно из самых великих указаний на истинность его пророчества – правильность, универсальность и естественность убеждений и правовых норм, с которыми он пришёл. Убеждений и норм, на которых и были построены новое общество, государство и цивилизация. Убеждений и норм, которые самым полноценным образом гармонично регулируют все сферы человеческой жизни, начиная с отношений человека со Всевышним Аллахом, заканчивая экономической, семейной и политической сферами.

В завершение мы хотели бы напомнить мусульманам о необходимости изучения жизнеописания посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – лучшего из людей, когда-либо населявших планету, являющегося примером для каждого из нас. Перед нами откроется удивительная жизнь удивительного человека, достигшего удивительных результатов. Мы увидим, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обходился с друзьями и врагами, как он встречал радость и горе, как он гневался и как смеялся, где был строгим и где снисходительным… Возможно, многое из того, что мы привыкли считать истинным проявлением ислама, не было присуще тому, кто был послан распространить его и претворить в жизнь, и наоборот.

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день» (сура «Сонмы», аят 21).

Абдулмумин Гаджиев

Третьего числа месяца Шаабан в четвёртом году Хиджры на свет появился Хусейн – сын Али ибн Абуталиба и Фатимы (да будет доволен ими Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), узнав о рождении внука, поспешил в дом дочери и попросил Асму принести младенца. Асма, запеленав ребёнка в белую материю, принесла его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с любовь взял малыша на руки и прочитал в его правое ухо азан, а в левое – икаму.

После рождения благословенного младенца ангел Джабраил (мир ему) снизошёл к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Мир Тебе, о Расулюллах! Назовите этого ребёнка по имени младшего сына Харуна (мир ему) – Шубейр, что по-арабски будет Хусейн. Али по отношению к тебе подобен Харуну по отношению к Мусе ибн Имрану (мир им) – с той лишь разницей, что после тебя не будет больше пророков». И это священное имя этому благословенному младенцу было даровано Всевышним Аллахом. На седьмой день после рождения Хусейна (да будет доволен им Аллах) Фатима (да будет доволен ею Аллах) принесла в жертву овцу, подстригла волосы младенцу и на вес волос раздала милостыню серебром.

С самого рождения младенца вплоть до кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Хусейн воспитывался дедом. Все люди были свидетелями безграничной любви Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к любимому внуку.

Как-то раз Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) зашёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и застал высокочтимых Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах) у него на спине. Увидев их на таком святом месте, он тут же воскликнул: «Как прекрасен тот, кого вы оседлали!» И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «И какие они прекрасные всадники!» Наверное, мало кто в то время понимал, что же на самом деле имеет в виду Пророк (мир ему и благословение Аллаха), потому что они были просто детьми. А Расуллюллах их уважал и любил, как никто иной, поскольку предвидел их дальнейшую судьбу.

Но всё же особую любовь и уважение Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал к Хусейну (да будет доволен им Аллах). Он неустанно играл с ним, исполняя все его желания. О безграничной любви к внуку повествуют и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так, от Язида ибн Аби Зияда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из дома Айши (да будет доволен ею Аллах) и, услышав плач Хусейна, обратился к дому Фатимы (да будет доволен ею Аллах), сказав: «Разве вы не знаете, что его слёзы причиняют мне боль?»

Со слов Фатимы (да будет доволен ею Аллах) передаётся такой хадис: «Вместе с Хасаном и Хусейном я отправилась к отцу, Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы ухаживать за ним, в то время, когда он заболел и находился при смерти. Я сказала ему: “О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я привела двух сыновей. Ты не хочешь оставить им что-нибудь из своего наследства?” На что он ответил: “Отчего же, Хасан унаследует от меня доблестную внешность и великодушие, а Хусейн – смелость и отвагу”».

Действительно, Хусейн (да будет доволен им Аллах) был очень смелым и мужественным человеком. На свете было много людей, которые оставили в памяти народа много хорошего о себе: одни поражали своими подвигами и храбростью в боях, вторые – щедростью и добродушием, третьи – честностью и великодушием, но Хусейн (да будет доволен им Аллах) был неисчерпаемым источником, который вобрал в себя все лучшие качества.

Шесть лет своей жизни Хусейн (да будет доволен им Аллах) провёл рядом со своим любимым дедом. А после кончины Великого Пророка человечества (мир ему и благословение Аллаха) он тридцать лет провёл со своим отцом Абу Турабом (да будет доволен им Аллах). Во время правления отца он вместе со старшим братом Хасаном (да будет доволен им Аллах) при любой возможности выражал протест против захватчиков халифата и вставал на защиту своего отца и религии Всевышнего Аллаха… Но вскоре и Хайдар скончался, а вслед за ним и брат Хасан (да будет доволен ими Аллах) покинул этот мир. Но Хусейн (да будет доволен им Аллах) смирился с судьбой, поскольку знал, что на всё воля Всемогущего Аллаха.

Попытки свергнуть царя-угнетателя и назначить халифом Хусейна (да будет доволен им Аллах)

Муавийат, правивший в это время Шамом, был добр и милосерден к подданным, уважал ахль аль-байт Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Он сам не ел, если они были голодны, не пил, если они испытывали жажду, и ничего для них не жалел. Муавийат ничего не делал не посоветовавшись с Хусейном (да будет доволен им Аллах). Отправившись в священную Мекку для совершения хаджа, на обратном пути он заболел. Вернувшись домой сильно ослабленным от боли, он понял, что ему недолго осталось. Он подозвал своего сына Йазида и сделал завещание. Муавийат поручил Йазиду халифат, заключив договор, и жители Шама согласились с этим. Отец вверил Йазиду ахль аль-байт, особо наказал не обижать их и даже строго предупредил, назвав имя: «Смотри, не убивай Хусейна (да будет доволен им Аллах)». Также сказано, что Муавийат велел Йазиду передать халифат Хусейну (да будет доволен им Аллах), когда он станет взрослее, особо разъяснив, что быть халифами – исключительное право ахль аль-байт, а не их. Сделав доброе завещание сыну и покаявшись, с надеждой на милость Прощающего Аллаха Муавийат, да смилуется над ним Аллaх, отправился в Ахират.

Вскоре, похоронив отца, по завершении всех ритуалов соболезнования Йазид сел на его трон. Он обмывал начало своего царствования, устраивая для своего окружения радостные сборища. Йазид не выполнил завещания, сделанного отцом, не проявлял почтения к потомкам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он перестал выплачивать им жалованье и ничего не сделал им, кроме плохого. Он отдалил от себя этих людей, которых отец привёл к себе в Шам, заботясь о них, как о своих близких. После смерти Муавийата для Хусейна (да будет доволен им Аллах) и его семьи не было ни одной ночи без тревоги.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) отправился к сестре Сакине и поделился с ней своими переживаниями, сказав, что хочет вернуться на родину предков, в Мекку и Медину. Она согласилась с братом и сказала, что лучше спросить разрешение на это у Йазида. Зная о коварстве Йазида, которому нельзя было доверять, они побоялись уйти без его разрешения.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) написал письмо Йазиду, в котором поведал о своём желании вернуться в Медину. Йазид грубо ответил ему, что он может идти куда хочет. Всей семьёй покинув Шам, родня Пророка (мир ему и благословение Аллаха) отправилась в путь. Преодолевая голод, жажду и тяготы на пути, потомки Хабиба (мир ему и благословение Аллаха) прибыли в Медину.

Йазид отстранил от должности правителя Медины Марвана ибн Хакама, который был назначен Муавийатом, и на его местоназначил Валида ибн Утбата. Ко времени возвращения Хусейна (да будет доволен им Аллах) тот уже был правителем Медины. Он получил письмо от Йазида, в котором тот велел привести жителей Медины к присяге. Валид отправил к Абдуллаху ибн Зубайру (да будет доволен ими Аллах) и Хусейну (да будет доволен им Аллах) человека с требованием присягнуть Йазиду. Хусейн (да будет доволен им Аллах) не согласился присягнуть Йазиду и твёрдо заявил отказ. Также он изрёк истину, сказав, что халифат не дозволен тем, кто не из ахль аль-байт Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Йазиду, которому, если следовать истине, пришлось бы оставить халифат, и его окружению отказ Хусейна (да будет доволен им Аллах) совсем не понравился. К тому же, словно шпион, вмешался и Марван, стремившийся навредить Хусейну (да будет доволен им Аллах) и его семье.

Теперь, когда их стали тревожить и в Медине, Хусейн (да будет доволен им Аллах) с Абдуллахом ибн Зубайром (да будет доволен ими Аллах) отправились в Мекку. Мекканцы очень обрадовались его прибытию и встретили их очень радушно.

Навести порядок в Куфе, Басре и на земле Ирака было поручено Ибн Зийаду… В Куфе стало известно о том, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался присягнуть Йазиду и отправился в Мекку. Жители Куфы, которые любили Али (да будет доволен им Аллах), собрались, чтобы посоветоваться и подумать, как им быть. Собравшиеся пришли к единому мнению и решили, что не будут терпеть притеснения и гнёт Йазида. «Не подобает, чтобы правление халифатом было у Бану Умаййат», – сказали они и решили передать правление Хусейну (да будет доволен им Аллах).

Сулайман аль-Хазаи встал и начал речь с восхваления Всевышнего, затем произнёс салават Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и перечислил караматы Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Потом он сказал: «Мы являемся его и Хусейна сторонниками, а Хусейн нуждается в нашей помощи», – и пояснил, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) был вынужден уйти в Мекку, опасаясь козней людей Абусуфьяна. Он задал вопрос собравшимся, помогут ли они Хусейну (да будет доволен им Аллах). «Если вы обещаете помочь и не измените потом данному обещанию, у нас есть возможность добиться, чтобы халифом стал Хусейн (да будет доволен им Аллах), потомок Пророка (мир ему и благословение Аллаха), имеющий на это законное право». Собравшиеся в один голос дали слово помочь Хусейну (да будет доволен им Аллах). Все выразили готовность отдать жизнь за него и выступить против любого врага, скрепив договор твёрдым обещанием. Получив такое обещание, Сулайман велел написать письмо Хусейну (да будет доволен им Аллах) и отправил гонца с посланием от имени всех собравшихся.

Гонец прибыл в Мекку, остановился у Хусейна (да будет доволен им Аллах), передал ему письмо и стал ждать ответа. Хусейн (да будет доволен им Аллах), прочитав письмо куфийцев и поняв их цель, долго молчал. Саййид Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался от предложения, сказав, что не собирается покидать Мекку и хочет остаться до конца жизни в Уммаль-Кура, где родился Расулюллах (мир ему и благословение Аллаха). Но даже после такого ответа куфийцы не оставляли Хусейна (да будет доволен им Аллах) в покое. Их гонцы постоянно приходили к нему, и во всех письмах выражалась готовность присягнуть ему. Из Куфы поступило около тысячи писем, и во всех говорилось о притеснениях Йазида. Желание народа свергнуть царя-угнетателя и сделать Хусейна (да будет доволен им Аллах) халифом становилось всё более настойчивым.

Когда же жители Ирака отправили Хусейну (да будет доволен им Аллах) последнее письмо с угрозой: «Если откажешься и оставишь нас в притеснении, завтра на Арасате ты будешь ответчиком», Хусейн (да будет доволен им Аллах) был в смятении. Он сжалился над уммой и оказался вынужденным встать на защиту Шариата Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Он вознамерился отправиться в Куфу, как и было предопределено Аллахом. Боясь Аллаха, сжалившись над уммой, обливаясь слезами, он взял в руки бумагу и перо. Он ответил на просьбу куфийцев и отправил им письмо с этой радостной вестью. Гонца, который вёз в Куфу письмо с ответом, сопровождал Ибн Укайл. В письме куфийцам сообщалось, что до его прибытия имамом для них будет Муслим.

Жители Куфы с радостью приняли прибывшего в Куфу Муслима и сразу по прибытии принесли присягу Хусейну (да будет доволен им Аллах). Об этом стало известно Нуману ибн Баширу. В это время Нуман был правителем Куфы, и ему не понравился приезд Муслима с письмом. Он написал Йазиду в Шам, сообщая о предстоящем прибытии Хусейна (да будет доволен им Аллах).

Йазид срочно вызвал Убайдуллаха ибн Зийада, сообщил ему весть о Хусейне (да будет доволен им Аллах) и приказал подготовить войско. Собрали войско, подготовили оружие, и с этой силой Убайдуллах вышел в путь. Поздней ночью, когда все спали, они тайно, как воры, вошли в Куфу со стороны степи. Воины входили в Куфу в одежде жителей Хиджаза. Людей из Шама, одетых в хиджазскую одежду, куфийцы приняли за Хусейна (да будет доволен им Аллах) и его сторонников. Они восклицали: «Добро пожаловать!» – приветствуя их. Каждый встречный выражал им свою радость. Увидев, как они любят Хусейна (да будет доволен им Аллах), Ибн Зийад ещё больше разгневался. Он подавил свой гнев и тайно вошёл во дворец правителя.

Утром он собрал людей и объявил им о том, что они должны подчиниться ему. Он восхвалил Йазида, разбранил людей Хусейна (да будет доволен им Аллах) и стал угрожать жителям Куфы. Муслим услышал речь этого проклятого и отправился к Hани ибн Урвату. Он попросил убежища в его доме, так как его жизни угрожала опасность и ему было необходимо сменить место жительства. Hани было стыдно отказать Муслиму, и он принял его, хотя и не хотел. Теперь те, кто хотел присягнуть Хусейну (да будет доволен им Аллах), стали тайком ходить к Муслиму. Тот записывал их имена, и количество пришедших людей достигло двадцати тысяч.

Злосчастный сын Зийада поручил своему слуге обойти Куфу и разыскать Муслима. Ибн Зийад дал слуге три тысячи дирхемов для Муслима, чтобы войти в доверие к нему и разузнать у него обо всём. Тот после долгих поисков выследил Муслима и под видом гостя из Шама пришёл к нему, сказав, что хочет присягнуть Хусейну (да будет доволен им Аллах). Муслим поверил и принял его с радостью. Лицемер, продавший себя за копейки, достиг цели, узнав о местонахождении Муслима, и вернулся, выполнив поручение. Он отправился к Ибн Зийаду и доложил, что Муслим находится в доме Ибн Урвата. Затем Убайдуллах отправил туда группу людей, поручив им немедленно привести к нему Hани ибн Урвата.

Hани привели во дворец правителя, Убайдуллах стал упрекать его: «Ты думал, я не узнаю о том, что ты прячешь в своём доме Муслима?!»

Поняв, что амир обо всём знает, Ибн Урват стал учтиво оправдываться. «О правитель! Я не приглашал Ибн Укайла к себе домой. Я впустил его, поскольку он пришёл с просьбой сдать ему комнату. Если это не дозволено, я выгоню его, только отпустите меня домой», – просил он. «Если не приведёшь ко мне Муслима, дома тебе не видать», – пригрозил ему правитель. «Я не приведу к тебе гостя, даже если придётся умереть», – смело возразил Hани. Тут вмешался Ибн Амр и стал уговаривать его выдать Муслима правителю. Ибн Урват поклялся Ибн Амру, что этому не бывать, пока он жив. Ибн Зийад разгневался и ударил его по лицу тем, что попалось под руку. Hани в ответ набросился на него как лев, но люди Ибн Зийада схватили его и увели. Ибн Зийад стал кричать, чтобы его посадили в тюрьму. Hани закрыли в одной комнате.

Вскоре до родных Ибн Урвата стали доходить слухи, что Убайдуллах убил его. Они оседлали коней и все вместе, вооружившись саблями, собрались отомстить за убийство. Они собрались у ворот дворца правителя и подняли там шум.

Ибн Зийад спросил, что это за шум, и ему ответили, что пришла родня Ибн Урвата. Ибн Зийад велел показать им Ибн Урвата, чтобы те успокоились, увидев его живым. Шурайх выполнил поручение Ибн Зийада, и родня Hани вернулась обратно, убедившись в том, что он жив. После этого Муслим напал на дворец правителя с восемнадцатью тысячами всадников. Их встретило войско Убайдуллаха, которое находилось в крепости, и произошло кровопролитное сражение. В разгар сражения Ибн Шихаб поднялся на самое высокое место и громким голосом, чтобы услышали все, начал выкрикивать угрозы. «Сторонники Муслима, присягнувшие Хусейну! – кричал он. – Вас настигла беда! Из Шама прибыли войска Йазида! Поберегите себя и не сражайтесь понапрасну! Если вы не прекратите сражаться, Убайдуллах поклялся, что больше не сжалится над вами!» Воины Муслима поверили ему и, напуганные, разбежались.

И уже к вечеру верными присяге остались только десять всадников. Когда Муслим зашёл в мечеть помолиться, те десять тоже исчезли. Удручённый изменой, израненный, уставший и оказавшийся в безвыходном положении, Муслим сел на коня и поехал по одной из куфийских улиц. Не было никого, кто приютил бы его. У ворот одного дома он увидел женщину. Муслим поприветствовал её. Она ответила на приветствие и спросила, не нужно ли ему чего. Муслим попросил воды, и эта женщина дала ему воду. Муслим выпил, и она спросила его, кто он. «Чужестранец, которого предали друзья и которому некуда идти», – ответил Муслим. «Откуда ты?» – спросила она. Муслим рассказал ей о себе: «Я сын Укайла, брата Али-асхаба, и саййид Хусейн приходится мне двоюродным братом». Женщина прослезилась. Она завела Муслима к себе домой и стала заботиться о нём как о своём брате. Она отделила ему угол, спрятала от всех и оказала гостеприимство по мере своей возможности. Тем временем неразумный Убайдуллах продолжал суетиться, говоря, что не будет жить, оставив Муслима в живых, и тому, кто приведёт Муслима, пообещал десять тысяч дирхемов.

Хозяйку дома, приютившую Муслима, звали Тават. Её маленький сын рассказал другу об их госте. Так, из-за того, что мальчик проговорился по неведению, стало известно о местонахождении Муслима.

Воины во главе с Мухаммадом ибн Ашасом отправились на поимку Муслима. За десять тысяч дирхемов раб взялся выполнить поручение негодного Ибн Зийада. Услышав на улице цокот копыт, Муслим догадался, что прибыли лицемеры. В тот же час он оседлал коня, вооружился и сказал себе: «Пора!» Он поблагодарил Тават за гостеприимство и попросил её открыть ворота, чтобы он мог выехать. Не успела она отворить ворота, как он, подобно раненному льву, с сердцем, исполненным гнева, бросился в толпу врагов. Он вдохновенно сражался и убил много людей. Всадники Ашаса понесли большие потери, им никак не удавалось справиться с Муслимом. И тогда Ибн Зийад велел Ашасу пообещать Муслиму безопасность. Ашасу пришёлся по душе приказ Ибн Зийада, и он обратился к Муслиму с таким предложением. «Мне не нужны гарантии безопасности от коварных людей», – заявил Муслим и снова вступил в бой.

Сражаясь и убивая, он и сам был изранен и из-за сильной жажды совсем ослаб. Пробившись сквозь ряды врагов, он отошёл в сторону и присел у стены. Но враги вновь напали на него, и он снова встал и начал сражаться. Раны его кровоточили, силы иссякли. Он упал с коня. Его схватили и обезоружили. Муслим попросил воды. Ибн Амр аль-Бахили грубо ответил ему, что вместо воды он выпьет из рога смерти. Муслим воскликнул: «О куфийцы, почему вы не даёте хотя бы воды выпить?» Кайс, слуга Амра ибн Харса, подошёл к нему с ковшом и кувшином воды. Он набрал ковш и дал Муслиму. Но Муслим не смог выпить, кровь, сочившаяся с его лица, смешалась с водой, и он не стал пить окровавленную воду.

Пленного Муслима отвели к Убайдуллаху во дворец. Некий человек, стоявший рядом с Муслимом, велел ему поприветствовать правителя Убайдуллаха. Муслим дал ему достойный ответ, поклявшись, что он для него не правитель. Этими словами он пронзил ему грудь и заставил замолчать. Он вступил в спор с Ибн Зийадом, и речь его подобно сабле отсекала слова этого негодяя. Они долго дискутировали по поводу халифата, и Муслим сказал: «Разве люди Суфьяна не отняли его силой?»

Проклятый Убайдуллах приказал некоему человеку из Шама отрубить голову Ибн Укайлу. И поскольку этому человеку раньше доставалось от Муслима, теперь он своей рукой убил Муслима, ставшего шахидом. После этого Ибн Зийад приказал отправить Hани вслед за Муслимом. Мухаммад ибн Ашас, склонив голову, стал смиренно умолять правителя не убивать Hани: «Оставь этого человека, принадлежащего многочисленному роду и почитаемого им, известного во всей Куфе. Его родня сделает меня своим врагом, ибо я привёл его к тебе». Но правитель, да будет он несчастен, не пожелал даже слушать его и не согласился оставить Hани в живых.

Hани отвели на рынок овец со связанными назад руками. Хотя ему ничего не сказали, он сам догадался, что ведут убивать, и посочувствовал сам себе. Слуга Ибн Зийада Рашид подошёл к нему и ударил его саблей, но не причинил никакого вреда. Hани попросил Всевышнего сделать эти мучения искуплением его грехов. Снова неверный Рашид набросился на Hани, и от второго удара тот стал шахидом.

Ибн Зийад отправил в Шам к Йазиду двух верных всадников с головами обоих убитых и с письмом, в котором подробно описал всё, что произошло с ними и что он сам натворил в Куфе. Верные гонцы Ибн Зийада доставили Йазиду письмо и головы. По приказу Йазида обе головы повесили у ворот города Дамаска. Гонцам, принёсшим головы, он подарил по десять тысяч дирхемов. Так погиб Муслим.

В другом сказании приводится завещание Муслима, которое он сделал перед гибелью. В день, когда он должен был отправиться в Ахират, он попросил привести к нему кого-нибудь из курайшитов. К нему пришёл Ибн Саид и сказал: «Сделай своё завещание». Муслим, в первую очередь, произнёс оба шахадата, во-вторых, он попросил предать его земле после гибели. В-третьих, сказал, что должен один дирхем, попросил продать его кольчугу и вернуть долг и сообщил, кому он должен. Известие о том, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) выехал из Мекки, встревожило Муслима. Он поручил Умару ибн Саиду написать письмо Хусейну (да будет доволен им Аллах), чтобы тот не приезжал, ибо с Хусейном может случиться то же, что и с ним.

«Он перебил тысячу пятьсот наших всадников, сбросьте его с высоты», – приказал Ибн Зийад. Слуги Ибн Зийада выполнили его приказ и сбросили Муслима с высоты. Затем ему отрубили голову и вместе с головой Hани отправили в Шам, как было сказано ранее.

После того, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) полностью довел до народа религию Аллаха, в последнюю среду месяца Сафар 11-го года по Хиджре его охватила головная боль, и он заболел. Спустя некоторое время, 12-го числа месяца Раби ‘ -уль-авваль, в понедельник, в день своего рождения Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – свет наших очей – покинул этот мир. Этот день был самым тяжелым для мусульман и даже старшие сподвижники из-за печали и горечи расставания с Любимцем (да благословит его Аллах и приветствует) не могли сдерживать себя. Великий сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ‘ Умар бин Хаттаб, находясь в растерянности, не осознавая происходящее, заявил, что отрежет голову тому, кто скажет, что Посланник Аллаха умер. «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха не умер!» – повторял он, сердце которого пронзила боль. Некоторые сподвижники потеряли сознание, другие потеряли дар речи, и как будто никто ничего не замечал и не осознавал. Однако Абу Бакр, которого Аллах одарил крепкой верой, проявляя терпение, смиренно обратился к народу и стал их утешать. Он подошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , открыл его лицо, поцеловал и сказал: «Да будут родители мои выкупом за тебя! Был ты прекрасен при жизни и остался таким после смерти. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, никогда Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды!», - опровергая этими словами утверждения тех, кто говорил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскреснет, а затем вновь умрет. Затем Абу Бакр вышел к людям и сказал ‘ Умару: «Не спеши, о дающий клятву!» И когда Абу Бакр заговорил, ‘ Умар сел, а Абу Бакр воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его и сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, поистине, Аллах – Живой и не умирает!» И он прочитал аят, в котором Всевышний Аллах, обращаясь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) , говорит, что, поистине, он тоже смертен, как и все люди. После этих слов Абу Бакра люди заплакали. Ангел смерти ‘ Израил (мир ему), придя за душой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , остановился у порога его дома, боясь, что проявит неуважение к нему, и, поприветствовав его, попросил разрешение войти. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пригласил его и спросил о том, где находится архангел Джибриль (мир ему). ‘ Израил стал рассказывать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что тот остался на нижнем небе, и что ангелы приходят к нему выражать соболезнования. Тут пришел Джибриль и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нему: «Есть ли для меня радостная весть?». - Врата Рая открыты для тебя, - сказал Джибриль (мир ему). - Я не об этом желал узнать, нет ли еще что-либо, что может порадовать меня? - Все ангелы на семи небесах готовы принять и встретить тебя. Опять Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задал вопрос, и вопрос этот был о своей умме, о которой он даже в предсмертный миг так беспокоился, и Джибриль передал ему радостную весть от Аллаха: - Первыми, кто войдут в Рай будут ты и твоя община (умма). Для других общин Рай запретен, пока они не войдут в него. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) успокоился, ибо мечта его была исполнена, и разрешил он ангелу смерти отделить его душу. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился в состоянии предсмертной агонии, Джибриль отвернулся от него. - Почему отворачиваешься от меня, неужели тебе надоело смотреть на мое лицо? – спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) . - О Посланник Аллаха и мой верный друг и утешитель! Как же может мне надоесть смотреть на твое лицо, и кто же сможет смотреть на твое лицо, когда ты находишься в смертельной агонии, - промолвил Джибриль. Так Печать пророков (да благословит его Аллах и приветствует) , оставив своих любимых сподвижников и семью, доверив свою умму Всевышнему Аллаху, покинул этот бренный мир. Когда умирал голова его покоилась на груди своей любимой жены ‘ Айши (да будет доволен ею Аллах), и похоронен благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в ее комнате в Медине. Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) постигла болезнь, его материальное состояние составляло семь динаров. Он, стыдясь перед Всевышним Аллахом умереть, оставив эти дозволенные средства в наследство, повелел раздать их нуждающимся. Еще тогда, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) болел, Джибриль пришел к нему на зиярат. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его, спустится ли он еще когда-нибудь на землю после его смерти. Джибриль ответил, что после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ему нечего делать на земле, однако добавил, что он спустится десять раз, чтобы забрать десять драгоценностей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его об этих драгоценностях и Джибриль перечислил их: Первый раз он спустится, чтобы забрать благодать (баракат) с земли, второй раз – забрать из сердец людей любовь друг к другу, затем – сочувствие, милосердие, в четвертый раз – справедливость правителей, пятый – стыдливость женщин, шестой – терпеливость бедных и нуждающихся, седьмой раз заберет у ученых-алимов отрешенность от мирского (зухд) и набожность, богобоязненность, восьмой – щедрость богатых людей, девятый – Речь Аллаха – Коран, и десятый – веру (иман). Сегодня, если подумать, из всего вышеперечисленного остались только две драгоценности – это Коран и вера.

Есть в году месяц, по которому скучаешь весь год, ждёшь его наступления, а когда он приходит, сердце охватывает какая-то умиротворённость, которую описать не в состоянии. Это не Рамадан, нет. Рамадан, безусловно, великий месяц, с ним верующего связывает очень многое. Его влияния на себе испытывает каждый мусульманин. Но месяц Раби-уль-авваль особенный. Особенность эта связана с тем, что в этом месяце Всевышний даровал нам Своего Любимца - Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

У кого из мусульман при упоминании имени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) не менялось что-то в душе, даже у самого последнего грешника? Нет таких. Это что-то необыкновенное! Воздействие, оказываемое Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) на внутреннее состояние человека, не возможно сравнить ни с чем. А каково было его влияние на тех, кто имел счастье видеть его при жизни!

Мы знаем, что Посланник Аллаха - Мухаммад (мир ему и благословение) является последним и самым достойным из всех пророков. Он лучший из людей и всего сотворённого. Господь одарил Своего Любимца (мир ему и благословение) всеми совершенными качествами, которыми не одаривал более никого.

Родился Избранник Творца (мир ему и благословение) в священной Мекке, на рассвете 12 числа месяца раби-уль-авваль 571 года по григорианскому календарю.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) происходил из самого чистого и благородного арабского рода Хашима племени курайшитов. Он - потомок пророка Исмаила (мир ему), сына пророка Ибрахима (мир ему). Отца Мухаммада (мир ему и благословение) звали Абдуллах, мать - Амина.

Однако увидеть отца Пророку (мир ему и благословение) суждено не было, потому, как тот умер, когда Мухаммад (мир ему и благословение) находился ещё в утробе матери. В шестилетнем возрасте будущий посланник потерял и свою мать. Она умерла, возвращаясь из Медины в Мекку, куда ездила с целью навестить родственников. После этого попечителем сироты стал дедушка Абдуль Мутталиб, а присматривала за ним Умму-Айман. Пророк (мир ему и благословение) позже называл её второй матерью.

В восемь лет юного Мухаммада (мир ему и благословение) вновь постигла утрата - умер и его любимый дедушка, по завещанию которого попечительство перешло к дяде Абу Талибу. Абдуль Мутталиб выбрал именно его, заметив в нём особую любовь и сострадание к племяннику.

С детства Мухаммад (мир ему и благословение) был удивительным ребёнком - умнее и красивее всех. Всевышний Аллах защитил его от всех пороков и даже вероятности совершения чего-либо греховного и непристойного. Ещё до получения пророчества он прославился как честный и надёжный человек, которому можно было доверить всё, включая самое сокровенное. Поэтому его прозвали «Мухаммад аль-Амин», что означает «честный, верный, надёжный Мухаммад».

Когда Любимцу Аллаха (мир ему и благословение) исполнилось сорок лет, Всевышний наделил его пророческой миссией. Мухаммад (мир ему и благословение) был послан как милость для миров. Все, кто следовал учению пророков Ибрахима, Мусы, Исы (мир им), последовали за Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), следуя их заветам, и не видя ни в нём, ни в его призывах никаких противоречий со своими в вероубеждениями.

Всевышний укрепил пророчество Своего Любимца множеством удивительных чудес (муджизатов), среди которых самым великим и непревзойдённым чудом всех времён является Священный Коран.

Коран — откровение Аллаха, Священное Писание, которое на протяжении двадцати трёх лет ниспосылалось Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему). Это вечное свидетельство пророчества и последнее небесное Откровение, которое подтвердило истинность предыдущих Священных Писаний и утвердило последний Закон Божий. Коран развил и довёл до совершенства монотеистическую религию.

Коран - главный источник мусульманского вероучения, нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания является несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово по смыслу соответствует записи в Хранимой Скрижали — небесном архетипе Священных Писаний, вобравшей сведения обо всём происходящем во всей Вселенной. Аллах вкладывал Коран в сердце Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему), а он запоминал звучание каждого аята и усваивал их глубокий смысл.

Пророческая миссия Мухаммада (мир ему и благословение) изменила этот мир, открыв человечеству истину, показав дорогу к вечному счастью. Единобожие, свобода, справедливость и социальное равенство пришли на смену невежеству, тирании, жестокости и несправедливости. Любимец Аллаха и печать пророков принёс самый совершенный закон для человечества - Шариат. Он будет действовать до последнего дня, пока будет жив хоть один человек на этой Земле. Следующий Шариату спасётся в Вечной жизни и будет счастлив в Раю. Нет более совершенного правила жизни, чем то, которому научил людей Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Он научил мусульман всему, что необходимо для обретения счастья на этом свете. Религия Посланника Аллаха (мир ему и благословение) даёт ответы на все вопросы бытия.

Любимец Творца (мир ему и благословение) перешёл в мир иной после полного доведения до людей религии Ислам.

В последние месяцы 10 года после хиджры поведение Посланника Аллаха (мир ему и благословение) указывало на то, что его миссия близится к концу. В месяце Рамадан того года он неотлучно провёл в мечети двадцать дней, хотя в предыдущие годы он проводил там только десять дней. В том году Джибриль дважды прочитал Мухаммаду (мир ему и благословение) Коран. В начале месяца сафар 11 года Пророк (мир ему и благословение) отправился к горе Ухуд и обратился к Господу с мольбой. Он подолгу прощался со сподвижниками, которые по его поручению отправлялись в разные концы Аравии.

В понедельник, после восхода солнца, Мухаммад (мир ему и благословение) подозвал к себе дочь Фатиму, а затем велел привести к нему внуков Хасана и Хусейна. Потом он обратился с последними наставлениями к своим жёнам. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) покинул этот мир в возрасте шестидесяти трёх лет. Это произошло утром в понедельник 12 числа месяца Раби-уль-авваля 11 года по хиджре (8 июня 632 г.).

Весть о смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение) потрясла сподвижников, которым сложно было поверить в его кончину. Сохранить наибольшее самообладание в тот момент удалось Абу Бакру. Объявив о смерти Пророка (мир ему и благословение), он сказал: «Если среди вас были такие, кто поклонялся Мухаммаду (мир ему и благословение), пусть знают, что Мухаммад (мир ему и благословение) умер, а кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что Аллах — живой и не умрёт! »

Любимый нами Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ушёл, но оставил нам религию Ислам, священный Коран и благородную Сунну и обещал своё заступничество в Судный день тем, кто искренне уверовал в Аллаха и полюбил Его Посланника (мир ему и благословение).

Сегодня наступил благословенный месяц Раби-уль-авваль, когда мы, мусульмане, имеем уникальную возможность вспомнить нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), прочитав мавлиды, нашиды, повествующие о его жизни и прекрасных качествах.

Искренне поздравляя всех мусульман с этими благословенными днями, надеемся, что они извлекут из них максимум пользы в духовном плане.

Во всех своих деяниях, помыслах и намерениях мы обязаны следовать за Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Этот месяц лишний раз обращает нас к тому, с чем он пришёл, к его основной миссии - донести истину до людей, распространять религию Единобожия.

Да поможет нам Аллах провести этот месяц в поклонении Ему и прославлении Его Любимца (мир ему и благословение)! Амин.

Он происходит из лучшего рода на земле и его род обладал почетом, что признавали его враги. Это признал Абу Суфьян , который в тот момент был его врагом, когда находился у царя Рима. Он происходит из самого благородного народа, самого благородного племени и самого благородного колена.Он Мухаммад бин ‘Абдулла бин ‘Абдальмутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф бин Кусай бин Киляб бин Мурра бин Ка’б бин Люай бин Галиб бин Фихр бин Малик бин Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Ильяс бин Мудара бин Низар бин Ма’адд бин ‘Аднан .

До этих пор его родословная достоверно известна, с чем согласны ученые по генеалогии, в чем между ними никогда не было разногласий, а что касается его родословной выше ‘Аднана , то тут есть разногласия. Однако между ними нет разногласий в том, что ‘Аднан был потомком Исмаила , мир ему, а Исмаил это тот, кого хотел принести в жертву Ибрахим , мир ему, по более правильному мнению ученых из числа сподвижников и их последователей.

Нет разногласий в том, что он, мир ему и благословение Аллаха, был рожден в сердцевине Мекки в «год слона». Это событие стало подарком Аллаха для Его Пророка и Его дома (Ка’бы), так как армия напавшая на Мекку была христианской – людьми писания и их религия в тот момент была лучше религии жителей Мекки, которые поклонялись идолам. Аллах помог им одержать победу над людьми писания без участия людей сделав это предзнаменованием и даром для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который появился в Мекке и возвеличиванием Запретной Мечети.Ученые разногласят относительно смерти его отца: умер ли он, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в животе матери или же он умер после его рождения. Более достоверным является мнение, что он умер еще до рождения Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Второе мнение говорит о том, что он умер через семь месяцев после его рождения.

Нет никаких разногласий в том, что его мать умерла в аль-Абва, которая находится между Меккой и Мединой, когда возвращалась из Медина, где была с дядей Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В то время ему не исполнилось семь лет.

Его опекуном был дед ‘Абдальмутталиб , который умер, когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было примерно восемь лет. Также говорится, что ему было шесть лет.

Затем его опекуном стал дядя Абу Талиб . Когда он достиг двенадцатилетнего возраста, Абу Талиб отправился с ним в Шам. Так же говорится, что в этот момент ему было девять лет. В этом путешествии его увидел монах Бахира, который велел его дяде не ехать с ним в Шам, боясь, что иудеи навредят ему и дядя отправил его вместе с несколькими своими детьми в Мекку.

В книге ат-Тирмизи и у других приводится, что он отправил его в Мекку с Билялом , однако это является явной ошибкой, потому что, возможно, в то время Билял еще не существовал, а если и был, то он не был ни с Абу Талибом, ни с Абу Бакром . Этот хадис приводит Аль-Баззар в своем «Муснаде» и не говорит там: «и дядя отправил с ним Биляла», а говорит «мужчину».

Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он отправился в Шам по торговым делам в Бусру, а потом вернулся, после чего женился на Хадидже бинт Хувайлид . Также говорится, что ему было тридцать лет; двадцать один год. Ей же было сорок лет. Это была его первая жена и первой из его жен, которая умерла. Он не брал себе других жен, пока она была жива, и Джибриль повелел передать ей салам от ее Господа.Затем Аллах внушил ему любовь к уединению и поклонению его Господу. Он стал уединяться в пещере «Хира», где поклонялся несколько ночей. И ему была внушена ненависть к идолам и религии его народа. И не было для него более ненавистной вещи, чем это.

Когда ему исполнилось сорок лет, над ним взошел свет пророчества, Всевышний Аллах облагодетельствовал его посланием и отправил к Его творениям, выделил его Своим почетом, сделал Своим доверенным между Собой и Своими рабами.

Нет разногласий в том, что его пророчество началось в понедельник, однако есть разногласия в месяце начала пророчества: говорится, что оно началось после восьмого числа месяца Раби уль-Авваль, на сорок первом году после «года слона». Это мнение большинства.

Также говорится, что оно началось в месяц Рамадан, и эти ученые, в качестве довода, приводят слова Всевышнего Аллаха: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (Коран. 2:185)

Они говорят: первым, чем облагодетельствовал его Всевышний Аллах из пророчества было то, что он ниспослал ему Коран. Так считали некоторые из ученых, среди которых был Яхья Сарсари , который сказал в своем стихотворении:

Ему исполнилось сорок лет

И над ним взошло солнце пророчества в Рамадан.Однако первые ответили им, что в «ночь могущества» месяца Рамадан Коран был ниспослан полностью, разом на Байт аль-‘Изза, а затем частями и по необходимости ниспосылался на протяжении двадцати трех лет.

Также говорится, что пророчество началось в месяц Раджаб.

Аллах дал Пророку, мир ему и благословение Аллаха, различные ступени откровений.

Первой из них были истинные видения, с которых и начались откровения, ниспосылавшиеся Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и какое бы видение он ни видел, то оно приходило подобно утренней заре.

Второй было то невидимое для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что приносил с собой ангел, доводя это до его ума и сердца, о чем сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал так: «Поистине, Святой Дух внушил мне, что ни в коем случае не умрет душа, пока не исчерпает своего удела, так бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с мольбами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами вашего удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его с помощью ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему».Третьей было то, что ангел представал перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в образе человека и обращался к нему, пока он не усваивал того, что он ему говорил. На этой ступени его иногда видели и сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Четвертой было такое появление ангела, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, слышал нечто вроде звона колокола. Это было наиболее тяжким для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так как ангел крепко сжимал его, в результате чего лоб его покрывался испариной даже в очень холодные дни, а его верблюдица опускалась на колени, если он сидел верхом. Однажды, когда к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришло такое откровение, его нога касалась ноги Зайда бин Сабита , да будет доволен им Аллах, и нога Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стала такой тяжёлой, что нога Зайда чуть не сломалась.

Пятой было то, что он видел ангела в том облике, в котором тот был создан, и в это время ему ниспосылалось в виде откровений то, что Аллаху было угодно ему ниспослать. Подобное случалось с ним дважды, о чем в Коране упоминается в суре «Звезда».

Шестой было то, что Аллах вменил ему в обязанность совершение молитв, когда в ночь вознесения (ляйлят аль-ми‘радж) он вознесся выше семи небес.

Седьмой было то, что говорил ему Аллах без посредника и что было подобно тому, как разговаривал Он с Мусой бин ‘Имраном . То, что это было с Мусой, известно доподлинно, поскольку об этом упоминается в Коране, а о том, что это случилось и с нашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха, известно из хадиса о ночном путешествии.

Некоторые улемы добавляли к этому и восьмую, считая, что ею было открытое обращение к нему Аллаха безо всякой преграды. Это мнение тех, кто говорит, что он, мир ему и благословение Аллаха, видел своего Господа. Относительно этого вопроса были разногласия у ранних и поздних ученых не смотря на то, что все сподвижники считали также как и Айша, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не видел Аллаха, как это передал Усман бин Са’ид ад-Дарими о том, что у сподвижников было единогласие в этом вопросе.

Из книги ибн Кайима аль-Джаузия

«Зад уль-Ма’ад»

Перевод: Икрима абу Марьям